Зарубежная литература
2004.02.017. БЕЛЛИНИ Э. АГОСТИНО МАСКАРДИ МЕЖДУ «ARS POETICA» И «ARS HISTORICA».
BELLINI E. Agostino Mascardi tra «ars poetical» e «ars historica». - Milano: V&P univ., 2002. - X, 259p.
Эральдо Беллини - профессор филологического факультета Католического университета в Милане, специалист по итальянской литературе от начала Нового времени до сегодняшних дней. В реферируемой монографии он обращается к эстетическим проблемам литературы XVII столетия и рассматривает творчество яркого и одаренного литератора из Сассари - Агостино Маскарди (1590-1640) - в итальянском культурном контексте. Маскарди служил при дворе образованных правителей, таких как кардиналы Алессандро д' Эсте и Маурицио Савойский, при папе Урбане VIII, был избран профессором Ла Сапиенца с 1628 по 1638 г. В монографии исследуются наиболее значительные произведения писателя: «Проза на вольгаре» (Prose volgari, 1625), (Tavola di Cebete Tebano, 1627), «Заговор Фиеско» (Congiura del Fiesco, 1629), «Об искусстве истории» (Dell'arte istorica, 1636). Главной целью труда итальянского ученого является анализ концепции «искусства поэзии» и «искусства истории» в теоретических сочинениях Маскарди.
Э. Беллини характеризует Маскарди как настоящего интеллектуала своего времени, человека, постоянно размышляющего над социальными и культурными проблемами и стремящегося воплотить результаты этих размышлений в слове. Маскарди, полагает профессор, сочетает глубокую образованность и приятие традиции с независимостью суждений, его самостоятельность уживается с тесным общением литератора с научной и аристократической элитой его эпохи.
Монография состоит из двух глав: «Маскарди и культура слова первой половины Сеиченто» и «Литературные перспективы "искусства истории"». В первой главе Беллини упоминает основные биографические события писателя, поясняя то или иное сочинение. У писателя много произведений, созданных в связи с определенными жизненными или историческими обстоятельствами: например, первое выступление из «Прозы на вольгаре» написано на смерть Вирджинии де Медичи д' Эсте, герцогини Моденской. Отец Маскарди, известный юрист, происходил из разорившегося дворянского рода. Маскарди получил образование в иезуитской школе, в которой методика изучения наук была основана на
гуманистической традиции. В юности он начинает писать стихи, в 1622 г. выходят его четыре книги на латинском языке «Смеси» («Silvae»). Сборник «Проза на вольгаре», изданный в 1625 г. в Венеции, состоит из десяти речей и сорока выступлений, написанных в разное время и посвященных различным темам: от панегириков и некрологов до теоретических размышлений и анализа различных жанров, например, «О комедии», «О единстве драматического сюжета». Уже в период творческого становления молодой литератор сформулировал для себя понятия «разума» и «поэтического совершенства», которые играют важную роль в его эстетических воззрениях.
Э. Беллини подробно анализирует «Речь о поэтическом сочинении, посвященном комете» (Discorso sopra un componimento poético intorno alla cometa) Маскарди, созданную в 1618-1619 гг. и посвященную графу Камилло Молца. В данном произведении не столько важно упоминание небесного явления 1618 г., сколько поэтические требования к литературному произведению, «более жесткие, чем догматика и критика». Поэзия, по Маскарди, является вторым «оком разума», поэтическая рефлексия необходима для того, чтобы превратить рассеянное множество фактов в упорядоченную структуру. Творчески переосмысливая требование «Поэтики» Аристотеля о нежелательности использования «загадок» и «темных мест», Маскарди призывает отказаться от тосканских архаизмов и использовать язык «живой и современный». Однако жесткая реформа Академии делла Круска тоже его не удовлетворяет, что следует из сделанных им замечаний по поводу словаря академии, выпущенного в 1612 г. По мнению писателя, язык должен быть естественным, непосредственным, понятным. Маскарди подчеркивает значение благозвучности речи, утверждая, что «ухо не потерпит диссонансов». Роль метафоры он стремится ограничить декоративной функцией: «поэт должен пользоваться метафорой ради орнамента, а не ради внешнего образа, для приправы, а не для пищи, для удовольствия, а не ради содержания». Такой подход связан со стремлением к строгости и симметричности формы, которую, считает литератор, метафора нарушает, создавая свои законы.
Научные открытия Галилея находят применение в лингвистических работах Маскарди. Он сравнивает языковое пространство с Вселенной, построенной по строгим законам. Литературный язык должен отражать не только разум, но и мышление, поэзия должна сочетать силу и грацию. Э. Беллини утверждает, что Маскарди не только демонстрирует вкус, но создает теоретическую основу классицистической поэтики
(с. 24). Тезис о подражании образцовым героям и поступкам Маскарди формулирует, исходя из признания необходимости помогать словом в совершенствовании природных возможностей человека. В поэзии, как и в жизни, тоже заложена необходимость подражания: Вергилий подражает Гомеру, затем создает возможность подражания для Ариосто и Тассо. Процесс поэтического творчества разворачивается во времени как невидимый, но жесткий по своей структуре и границам лабиринт (с. 26). Принцип подражания, который рассматривает Маскарди, понимается им не как неосознанная деятельность, а как сознательный процесс, глубоко связанный с прилежным изучением и оригинальной эстетической трансформацией «источников», в которых необходимо услышать отклик современности. Этот принцип тем самым понимается иначе, чем в эстетических суждениях Э. Тезауро («Подзорная труба Аристотеля»).
Упоминая разгоревшуюся в 1622 г. известную полемику поэтов Дж. Марино, сторонника барокко, и классициста Г. Кьябреры по вопросам тематики поэтических произведений, а также морали и религии, Э. Беллини показывает, насколько своевременны и в то же время индивидуальны размышления по этому поводу менее известного и менее изученного Маскарди - также классициста и цицеронианца. Анализируя соотнесенность идей писателя с культурой его времени, Беллини утверждает, что именно Маскарди является автором второй части «Защиты "Адониса"» (Difese' dell «Adone»), атрибутированной как произведение Джироламо Алеандро (Girolamo Aleandro): защищая поэму Марино, Маскарди выказывает свою способность выражать диалектику взаимодействия барокко и классицизма (с. 39).
В 1620-х годах выходит сочинение Маскарди «О поэтическом вдохновении» (Intorno al furor poetico), где он формулирует свое понимание поэтического вдохновения и вводит понятие «меланхолического юмора» (umor melancolico). Итальянский писатель использует учение Платона о душе, нисходящей с небес и превращающейся в поэтическое вдохновение, изложенное в диалогах «Ион», «Федр» и «Федон». Маскарди уточняет и ограничивает понятие «поэтического вдохновения»: это состояние, когда сознание забывает о небесной природе души, душа же превращается в красоту, воспринимаемую зрением и слухом. «Поэтическое вдохновение» - это стремление разума, задетого Музой, и души человека воспарить с помощью пения и поэзии в первозданной радости. Маскарди также говорит о необходимости претворения платоновской доктрины в риторической практике, что для него намного важнее, чем
указать на общность Платона с мистической философией. Поэтическое вдохновение должно трактовать не как стремление к темному и загадочному стилю, а, напротив, к ясности и гармоничности (с. 56). Писатель шутит, говоря о союзе меланхолического юмора с «тривиальной» (plebe) поэтикой, указывая на такие средства от меланхолии, как вино и золото. Но в заключение утверждает, что наслаждение от поэзии намного превышает удовольствие от золота.
Маскарди имел также и опыт сочинения драматического произведения. Он написал комедию «Метаморфозы», основанную на карнавальных образах. Принципы построения драматического произведения осмыслены им в сочинении «О единстве драматического сюжета» (Dell' unità della favola drammatica), в котором исходным пунктом опять же была «Поэтика» Аристотеля, но трактовка этой поэтики у Маскарди соответствовала прежде всего современным ему художественным требованиям. Главная драматическая линия - любовь горожан - усиливается и подтверждается побочной линией - любовью слуг. Маскарди подчеркивает, что такое удвоение действия не только возможно, но и необходимо. В своем трактате он утверждает принцип разнообразия (varietà) и восхваляет разумное начало.
Во второй главе монографии Э. Беллини анализирует роль представлений об истории в литературных произведениях XVII в. Трактат Маскарди об «Искусстве истории» впервые был напечатан в Риме в 1636 г. и в течение столетия переиздавался четырежды (с. 113). В своей трактовке истории Маскарди выделяет принцип «истинности» и проблему «времени». Время, считает итальянский писатель, является не только компонентом исторической хронологии, но и критерием морали, ибо после преступления следуют наказание и раскаяние. Писатель соотносит историческую проблематику с понятиями «разума», закономерности и упорядоченности. Проблема истинности истории является наиболее щекотливой, поскольку Маскарди не без основания считает, что историческую действительность часто излагают превратно, а «истина молчит». Говоря об истории, Маскарди анализирует историографические сочинения Макиавелли и Гвиччардини, полемизируя с первым о проблеме прошлого и настоящего. Автор «Искусства истории» противопоставляет человека античности и современного человека, привлекая научные данные того времени.
Касаясь в своем трактате проблем «манеры» и «стиля», Маскарди анализирует историческое изображение событий в «Освобожденном
Иерусалиме» Т. Тассо (с. 167), выявляет различие образов истории в «Энеиде» Вергилия и «Фарсалии» Лукана, обращается к примерам из живописи - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Э. Беллини сравнивает трактат Маскарди с «Рассуждением о живописи» Н. Пуссена и видит в обоих произведениях сходство классицистических принципов. Цицеронианство и аристотелизм Маскарди проявляются и в содержании, и в стиле его «Искусства истории».
Е.В. Фейгина