Научная статья на тему '2004. 01. 041. Гуттебрюн Ф. Франция и Африка: конец стратегических амбиций? Gouttebrune F. la France et l'Afrique: le crepuscule d'une ambition strategique? // politique etrangere. - P. , 2002-2003. - n 4. - P. 1033-1051'

2004. 01. 041. Гуттебрюн Ф. Франция и Африка: конец стратегических амбиций? Gouttebrune F. la France et l'Afrique: le crepuscule d'une ambition strategique? // politique etrangere. - P. , 2002-2003. - n 4. - P. 1033-1051 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СВЯЗИ ФРАНЦИЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ПОМОЩЬ АФРИКАНСКИМ СТРАНАМ ФРАНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ФРАНЦИЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ФРАНЦИЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 041. Гуттебрюн Ф. Франция и Африка: конец стратегических амбиций? Gouttebrune F. la France et l'Afrique: le crepuscule d'une ambition strategique? // politique etrangere. - P. , 2002-2003. - n 4. - P. 1033-1051»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2004.01.041. ГУТТЕБРЮН Ф. ФРАНЦИЯ И АФРИКА: КОНЕЦ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АМБИЦИЙ?

GOUTTEBRUNE F. La France et l'Afrique: le crepuscule d'une ambition stratégique? // Politique etrangere. - P., 2002-2003. - N 4. - P. 1033-1051.

Как полагает автор, в 2002 г. франко-африканские постколониальные отношения вступили в третью фазу. Первой фазой автор считает 1958-1994 гг., в начале которой Марокко и Тунис уже обрели независимость, а проблема Алжира все еще оставалась на повестке дня. Взамен Французского союза было создано Франко-африканское сообщество, при этом Министерство колоний было преобразовано в Министерство заморских территорий, а затем - в Министерство сотрудничества. Действиями, предпринятыми Четвертой Республикой, допустив внутреннюю автономию колоний, Франция «включила многих африканских лидеров в собственную политическую систему или превратила их в будущих союзников - лидеров независимых государств» (с. 1034). Проведенные преобразования обеспечили значительный экономический рост бывших колоний при финансовой и технической помощи Франции.

В 60-е годы были созданы федерации Французская Западная Африка и Французская Экваториальная Африка, главным назначением которых было «предотвращение сепаратистских тенденций, резко усилившихся после поражения французов в Магрибе» (с. 1035).

Особо важное значение для сохранения французского влияния имело создание двух центральных банков в Дакаре и Яунде, обеспечившее поддержание зоны франка, и продолжение военного присутствия Франции. Французские специалисты работали в «вооруженных силах и полицейских структурах молодых государств, что было особенно важно после поражений Франции в Индокитае и Магрибе» (с. 1036).

В 1960-1974 гг. «система французско-африканских отношений существенно не изменилась» (с. 1037). Перемены начались в 1974 г. В 1974-1981 гг. привилегированный статус в отношениях Франции с африканскими странами обрел Заир (бывшее Бельгийское Конго). Параллельно были установлены отношения с Мозамбиком и Анголой, что вызвало трения в отношениях с ЮАР, включавшей эти страны в свою сферу влияния. В 1981-1994 гг., во время правления Франсуа Миттерана, началось тесное сотрудничество с Руандой и бывшими английскими колониями. В этот период Франция настолько расширила сферу своего влия-

ния, что французско-африканские саммиты, проводимые с 1973 г., собирали больше представителей африканских государств, чем саммиты ОАЕ.

Вторая фаза французско-африканских отношений 1994-2002 гг. характеризуется кризисом, явные признаки которого обнаружились в 1994 г. (хотя в скрытой форме он возник еще в 1989 г., когда стали очевидными поражение социализма и грядущий распад СССР). Перемены в мироустройстве лишили Францию «столь выгодного положения, когда она могла маневрировать между СССР и США и добиваться преимущества при проведении курса в бывших африканских колониях» (с. 1039). Франция, приветствовавшая коронацию Бокассы I, пригласившая на празднование 200-летия революции Мобуту, была вынуждена «принять правила, введенные США: предоставление финансовой помощи африканским странам лишь после проведения ими демократических реформ» (с. 1040). Конференция в Ла-Боле в 1990 г. ознаменовала начало демократических реформ во франкоязычной Африке.

Помимо этого образ Франции вновь стал ассоциироваться с «жандармом Африки», когда французская армия провела операцию «Туркуаз» на территории Руанды. Мировое сообщество посчитало, что этой сомнительной военной акцией «Франция скорее стимулировала развитие конфликта, чем урегулировала ситуацию в регионе» (с. 1041). Более того, в результате руандийского конфликта к власти пришли англоязычные тут-си, ориентировавшиеся скорее на США, чем на Францию. Политика поддержки Мобуту в Заире также потерпела поражение: в результате Франция оказалась в международной изоляции. В то же время первый в истории Кот-д'Ивуара переворот в 1999 г. ознаменовал «крушение политического режима, выступавшего в качестве витрины блестящего французско-африканского сотрудничества» (с. 1043).

В 1997 г., с точки зрения автора, Франция «не продемонстрировала завидной оперативности и гибкости в африканской политике, но и не была абсолютно пассивна» (с. 1043). Началось осуществление программ военной помощи африканским странам, в которых участвовали помимо Франции Великобритания и США. Придерживаясь принципа «безопасность Африки ради африканцев», Франция продолжала содержать на территории континента военные базы, но предпочла не вмешиваться в конфликт в ЦАР. В то же время одно из повстанческих движений Анголы МПЛА начало управляться с территории Конго-Браззавилля.

К концу 90-х годов Франция резко сократила финансовую помощь африканскому региону. И если до 90-х французско-африканские

отношения были приоритетными для Франции, поддерживая имперский менталитет самих французов, то к началу XXI в. помощь всем бывшим колониям сменилась основанным на трезвом расчете сотрудничеством с определенными странами. Можно сказать, что «отсутствие президента Франции на похоронах Леопольда Эдуарда Сенгора в Дакаре, столь поразительное, если вспомнить, каков был уровень французского представительства на похоронах Феликса Уфуэ-Буаньи... знаменует завершение целой эпохи и начало новой» (с. 1044). Кризис в Кот-д'Ивуаре в сентябре 2002 г. означал, что Франция «более не в силах проводить свою особенную политику в Африке» (с. 1047).

В сентябре 2002 г. на Всемирном саммите в Йоханнесбурге Жак Ширак заявил о готовности продолжать сотрудничество с африканскими странами. Как подчеркивает автор, изменения в африканской политике означали, что «Франция собирается придать новый характер двусторонним и многосторонним отношениям с африканскими странами, причем это касается как чисто французско-африканских отношений, так и проектов с участием других стран» (с. 1045).

Кризис африканской политики Франции в начале XXI в. означает, что «Франция, так же как и другие страны, в условиях глобализации вынуждена пересматривать свою внешнюю политику» (с. 1047). События 11 сентября 2001 г. подчеркнули необходимость еще более ужесточить условия экономической помощи, которая должна предоставляться только при наличии в стране демократических институтов.

В. С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.