Научная статья на тему '2003. 03. 032. Атлир. Качественные изменения военного сотрудничества Франции и африканских стран. Utley R. 'not to do less, but to do better': French military policy in Africa. // Intern. Affairs. L. , 2002. № 1. P. 129146'

2003. 03. 032. Атлир. Качественные изменения военного сотрудничества Франции и африканских стран. Utley R. 'not to do less, but to do better': French military policy in Africa. // Intern. Affairs. L. , 2002. № 1. P. 129146 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СВЯЗИ ФРАНЦИЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИЯ / ФРАНЦИЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 032. Атлир. Качественные изменения военного сотрудничества Франции и африканских стран. Utley R. 'not to do less, but to do better': French military policy in Africa. // Intern. Affairs. L. , 2002. № 1. P. 129146»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2003.03.032. АТЛИ Р. КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ФРАНЦИИ И АФРИКАНСКИХ СТРАН. UTLEY R. 'Not to do less, but to do better...': French military policy in Africa. // Intern. affairs. - L., 2002. - № 1. - P. 129-146.

Непрекращающиеся международные и внутренние конфликты продолжают и в начале ХХ1 в. оставаться типичными для Африки. При этом Франция остается участником множества военных программ, поскольку «военное присутствие Франции в Африке, даже после достижения большинством африканских стран независимости, во времена "холодной войны" было одной из основ ее притязаний на высокий международных статус» (с. 129). После окончания противостояния социалистического и капиталистического лагерей в африканской военной политике Франции произошли качественные изменения. После окончания «холодной войны» президент Миттеран начал «уменьшать число военных программ, связанных с непосредственным участием Франции, а также приступил к активному сотрудничеству со странами, не входившими в так называемую "Французскую зону" Африки. Новые программы сотрудничества должны были стать более эффективными, прозрачными и основанным на либеральных демократических принципах» (с. 130). Р.Атли анализирует «какого рода качественные и количественные изменения произошли в африканской военной доктрине Франции за последние годы» (с. 129).

Африка является одним из крупнейших торговых партнеров Франции, на нее приходится около 5% внешней торговли Франции, таким образом, «французские базы в Африке защищают коммерческие, военные и стратегические интересы Франции» (с. 130). После деколонизации Франция сохранила тесные связи с бывшими колониями. Во многих странах оставались большие французские общины, продолжал хождение франк, были созданы масштабные программы экономического и военного сотрудничества. Африканская сфера влияния позволяла Франции заявлять о себе как о мировой державе, как ранее ей это позволяли делать африканские колонии. Успешно налаживая сотрудничество с Африкой, Франция желала «предстать в глазах мирового сообщества в качестве развитой страны, защищающей интересы молодых африканских государств» (с. 130).

Активно защищая свои интересы, Франция шла на военные акции в случае, «если существовала угроза дружественным режимам или подвергалась вторжению бывшая колония» (с. 131), как это было в 60-х в Мавритании, Сенегале, Конго, Габоне, Камеруне и Чаде, в 70-х вновь в Чаде, Джибути, Западной Сахаре, ЦАР и Заире, в 80-х снова в Чаде, в 90-х в Руанде. Вследствие частого участия в силовых акциях «Франция рассматривалась в качестве жандарма Африки» (с .131).

В качестве причин, по которым Франция была вынуждена снизить степень активного участия и разработать новые формы военного сотрудничества в Африке, автор называет общие изменения в мировой расстановке политических сил после окончания «холодной войны», неудачи в Заире, Руанде и ЦАР, а также плановые сокращения численности французской армии в ходе военной реформы. В Заире Франция оказывала политическую поддержку Мобуту, «настаивая на том, что только его правительство является легитимным» (с. 133). В то же время США и другие члены мирового сообщества оказывали поддержку Лауренту Кабиле - большая часть стран признавала именно его легитимность. Скандальный характер операции «Туркуаз» в Руанде, в ходе которой французская армия «эвакуировала не только французских граждан, но и крупных руандских чиновников с семьями, многие из которых были причастны к геноциду» (с. 132), а также «международная изоляция, в которую попала Франция, поддерживая режим Мобуту, стали значительными причинами дестабилизации традиционной французской политики в Африке» (с. 133). После неудачи в Заире Франция пересмотрела свою политику и начала поддерживать Джозефа Кабилу, призывая враждующие конголезские группировки к активному мирному диалогу, а также способствуя разграничению воюющих войсками ООН.

Если влияние Франции на африканские страны уменьшалось, то администрация Клинтона пыталась расширить американскую сферу влияния. Так, в 1997 г. на саммите Большой семерки в Денвере США представили новую программу экономического и торгового сотрудничества с Африкой, в 1998 г. Вашингтон провозгласил готовность к сотрудничеству с «новым поколением африканских лидеров». Париж понял, что «в число возможных американских партнеров могут войти и страны франкоговорящей Африки» (с. 134).

Как полагает автор, именно активное участие Франции в событиях в ЦАР в 1996-1997 гг. и неудачные результаты этого участия стали последними доводами в пользу пересмотра военной африканской

доктрины Парижа. Гарнизон французских войск в ЦАР был вторым по численности после Джибути. После того как он оказался втянутым в гражданскую войну на стороне правительственных войск, и французские солдаты стреляли в повстанцев и гражданских и сами понесли потери, президент Ширак «заявил о необходимости пересмотра французской политики в Африке» (с. 139). Активное участие в ликвидации конфликта приняли лидеры Габона, Буркина-Фасо, Чада и Мали, в результате были созданы миротворческие силы ООН в ЦАР численностью в 1350 человек, из них от французской армии лишь 215 человек, причем «исключительно в подразделениях снабжения и медицинского обеспечения» (с. 140). Францией был вооружен и обучен сенегальский миротворческий батальон, предназначенный для урегулирования конфликта в ДРК.

В середине 90-х годов во французской армии начались сокращения в связи с полным переходом на контрактное комплектование. С 1996 по 2002 г. вооруженные силы были сокращены на 35%, сокращения затронули и войска, расквартированные в Африке. До реформы французские войска располагались в семи странах - Камеруне, ЦАР, Чаде, Джибути, Габоне, Кот д'Ивуаре и Сенегале - и насчитывали 8,5 тыс. человек, к 2002 г. базы в Камеруне и Чаде были закрыты, а численность солдат сокращена на 5,3 тыс. человек, т.е. на 1/3.

Дабы избежать повторения кризиса в Руанде и Заире, Франция предложила новые оборонные инициативы, предполагающие «многостороннее сотрудничество и активное участие самих африканских стран в региональных программах по поддержанию мира и стабильности и разрешению конфликтов» (с. 136). Как заявил в 1998 г. министр обороны Решар, Франция «предполагает более активное участие африканских стран в обеспечении собственной безопасности» (с. 138). В то же время в сентябре 1998 г., говоря о кризисе в ДРК, министр иностранных дел Юбер Ведрин подчеркнул, что «разрешение региональных кризисов предполагает активное участие региональных военных союзов в предотвращении и ликвидации конфликтов» (с. 138). В этой связи Франция в 1998 г. затратила 3 млн. фр. на программу по прекращению производства, а также импорта-экспорта стрелкового оружия в Западной Африке, а в 1999 г. вооружила и финансировала миротворческий батальон численностью в 600 человек, созданный для ликвидации конфликта в Гвинее-Бисау.

От изменения характера военного присутствия Франции в Африке сильно пострадали военные бюджеты африканских государств, ранее формировавшиеся за счет значительных французских вливаний. Так, в

Чаде военный бюджет после французской военной реформы составил 1/4 от дореформенного уровня, а количество французских военных специалистов уменьшилось с 250 до 66 человек. «Поскольку государственное финансирование армии Чада оставалось неудовлетворительным, войска находились в острой зависимости от французской помощи, неудивительно, что в 1999 г. министр обороны Чада запросил возобновления финансирования и помощи в прежних объемах» (с .138).

В конце 90-х Франция начала осуществлять многосторонние миротворческие программы с участием других европейских стран. Как отметил в 1997 г. министр обороны Франции Решар, в Африке Франция будет работать «в тесном сотрудничестве с другими странами Европы и Запада, которые уже оказывают военную помощь» (с. 140). В совместном франко-британском заявлении в декабре 1998 г. указывалось на «особую роль, которую играют в странах Африки Франция и Британия, и на их стремление продолжать ее играть» (с. 140). На франко-британском саммите в феврале 2001 г. было заявлено о «совместных усилиях по ограничению торговли стрелковым оружием и предотвращению использования природных ресурсов вооруженными группировками» (с. 141). Была подчеркнута готовность к дальнейшим усилиям по поддержанию мира в ДРК и Сьерра-Леоне путем миротворческих операций сил ООН, а также шаги по осуществлению «совместных визитов кораблей в африканские порты» (с. 141).

Но, как подчеркивает автор, в то время как военное «сотрудничество явно укрепляется, дипломатические заявления продолжают преобладать над конкретными действиями» (с. 141). После реформы остались в силе 23 оборонительных договора о сотрудничестве, но «степень непосредственного участия Франции значительного снизилась, а сотрудничество предполагает лишь помощь Франции в подготовке и вооружении африканских армий» (с. 137).

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.