более приобретение ее богатыми чужаками. Поэтому международным организациям, стремящимся облагодетельствовать действительно бедную африканскую деревню, следует сильно подумать, прежде чем стимулировать ростки нового и, казалось бы, прогрессивного, но способные заглушить всё то, чем пока ещё жива африканская деревня.
Ю.В. Чайников
ВЛАСТЬ
2003.04.037. ШМУХА C. МОДЕЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ: ИЗРАИЛЬ - ЕВРЕЙСКОЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
SMOOHA S. The model of ethnic democracy: Israel as a Jewish and democratic state // Nations a. nationalism. — Cambridge, 2002. — Vol.8, pt 4. — P. 475—503.
Автор (Университет Хайфы, Израиль) отмечает, что на Западе существуют две основные формы демократии, которые, среди прочего, регулируют отношения в полиэтнических обществах — либеральная (доминирующая) и договорная (consociational democracy). В первом случае все граждане считаются равными и полноправными членами гражданской нации. Нация — государство сохраняет и поддерживает единый язык, единую культуру, единую идентичность, единую систему образования, которые гомонизируют, интегрируют и ассимилируют население. Этническая принадлежность — это дело личного выбора. Этнические культуры и идентичности допускаются, но не признаются и не поддерживаются государством.
Договорная форма демократии (например, Бельгия и Швейцария) признает основные этнические группы как данность и использует разнообразные механизмы для предотвращения этнических конфликтов. Эти механизмы включают принцип разделения власти, пропорциональность (распределение ресурсов в соответствии с численностью этнической группы), право вето, политику переговоров, компромиссов и консенсуса. В последние десятилетия либеральная демократическая система нации-государства эволюционирует в направлении «поликультурной демократии», что несколько смягчает дихотомию между либеральной и договорной демократиями и создает гибридные формы демократии. Однако все эти формы являются по
своей природе гражданскими. Принцип гражданственности является главным и системообразующим. Все граждане имеют равные права, а государство обслуживает и защищает интересы всех граждан.
Однако существуют государства, признаваемые демократическими, но в которых системообразующим принципом является принадлежность к титульной господствующей нации. К этническим демократиям автор относит Израиль, а также Латвию, Эстонию, Словакию и некоторые другие страны.
Этническая демократия создается на базе идеологии этнического национализма. Согласно ей государство должно защищать интересы прежде всего титульной нации. Этнос, а не граждане, формирует символы, законы и политику государства. Эта идеология проводит четкое различие между членами титульной нации и остальными гражданами. Титульная нация состоит из живущих в отечестве и лиц, проживающих в диаспоре. Тем и другим оказывается предпочтение. Граждане из числа других национальностей не обладают всей полнотой прав. «Национальные меньшинства воспринимаются как серьезная угроза выживанию и целостности этнического государства» (c. 478). Используются все виды ограничений и контроля, чтобы подавить угрожающий потенциал меньшинства.
«Этническая демократия обеспечивает минимальные и процедурные требования демократии, но по качеству она уступает основным западным гражданским (либеральной, договорной и поликультурной) демократиям. Это — ограниченный тип демократии (diminished type of democracy), поскольку этнос, а не гражданство составляет фундамент государства и равные права не распространяются на всех граждан. Меньшинство не может в полной мере идентифицировать себя с государством и признать в полном объеме его легитимность» (с. 478).
Несколько факторов способствуют появлению этнической демократии. Во-первых, этнический национализм предшествует созданию государства. Во-вторых, угроза (реальная или воображаемая) существованию данного этноса. В-третьих, приверженность большинства этноса демократии, в противном случае возникает авторитарный режим. В-четвертых, допустимая численность меньшинства. Когда меньшинство немногочисленно или дезорганизовано, большинство может сделать выбор в пользу демократии. Сталкиваясь с сильным и
многочисленным меньшинством, большинство может избрать авторитарную форму правления.
Стабильность возникающей этнической демократии обеспечивает четыре условия: постоянное численное и полическое превосходство большинства; постоянное чувство угрозы, испытываемое большинством; невмешательство со стороны государства или государств, к которому этнически принадлежит меньшинство; невмешательство международного сообщества.
Характеризуя воссоздание государства Израиль на территории Палестины, Шмуха подчеркивает, что этому акту предшествовала энергичная деятельность сионистского движения, возникающего в конце XIX в. С 1881 по 1947 г. свыше 550 тыс. еврейских иммигрантов прибыли в Палестине и создали здесь современную еврейскую общину. Право евреев на поселение и создание на территории Палестины своего государства было признано рядом международных решений: декларацией Балфура (1917), британским мандатом над Палестиной (1922) и резолюцией ООН 1947 г. о создании двух государств на территории Палестины — арабского и еврейского.
Палестинцы отвергали право евреев на собственное государство и требовали создания палестинского арабского государства, включающего всю подмандатную территорию Палестины. Война 19471948 гг. закончилась поражением арабских государств, превращением более половины палестинцев в беженцев, созданием только еврейского государства и переходом под его контроль 78% территории Палестины. Из 900 тыс. палестинцев только 186 тыс. остались жить на территории государства Израиль и получили израильское гражданство, но они считались потенциально нелояльными и находились до 1966 г. под контролем военных. Половина их земель была конфискована. Израиль принял миллионы еврейских иммигрантов, но отказал в праве на возвращение арабских беженцев. В 1967 г. в результате арабо-израильской войны Израиль оккупировал всю территорию Палестины.
Израиль провозглашает себя еврейским демократическим государством-отечеством всего еврейского народа, 61% которого (8,3 из 13,5 млн.) живут в диаспоре. Государство Израиль видит свое предназначение в «сохранении еврейского народа и рассматривает себя как главный инструмент достижения этой цели. Сионизм остается де-факто государственной идеологией» (с. 485).
Израиль сохраняет свою еврейскую идентичность с помощью различных механизмов. Один из них — центральная роль религии — ортодоксального иудаизма, которому доверена функция определять, кто есть еврей, блокировать свободный доступ неевреев в еврейскую общину. Другой оплот господства евреев — это Закон о возвращении, который предоставляет всем евреям право свободного приезда и поселения в стране. В 1948—2000 гг. в страну приехало 2855 тыс. евреев. Они получили автоматически израильское гражданство и солидную материальную помощь. Их считают «возвращенцами», а не иммигрантами. В то же время этот закон отрицает право на репатриацию 3,5 млн. палестинских беженцев (с. 485).
Евреи доминируют в сфере землевладения. Государство и еврейские общественные организации контролируют 93% всех земель в Израиле (там же). Государственная символика Израиля исключительно еврейская. Защита евреев диаспоры считается обязанностью еврейского государства и ключевым направлением его внешней политики.
Израиль видит три основные угрозы своему существованию. 1. Постоянная внешняя военная угроза. Несмотря на мирные договоры с Египтом и Иорданией, арабский мир существенно отвергает еврейское государство. Поэтому Израиль постоянно должен поддерживать высокий военный потенциал. 2. Палестинские граждане Израиля, которые относят себя к арабскому миру. Естественный прирост арабского населения в Израиле вдвое выше, чем у еврейского. Кроме того, арабское население Израиля увеличивается за счет палестинцев из Газы и Западного берега Иордана. В 1993—2001 гг. 97 тыс. палестинских арабов получили израильское гражданство, вступив в брак с израильскими арабами. Всего с 1967 г. таким путем получили израильское гражданство примерно 250 тыс. палестинцев (с. 487). 3. Судьба еврейской диаспоры. Еврейское государство считает себя убежищем для всех евреев. С другой стороны, диаспора жизненно важна для Израиля, так как она является источником иммиграции, политической поддержки, экономической помощи и моральной солидарности.
Арабское меньшинство в Израиле обладает гражданскими, политическими, социальными и культурными правами. Арабы представлены в Кнессете (в 2002 г. из 120 депутатов 12 были арабы). Существует развитое арабское гражданское общество: политические объе-
динения, культурные ассоциации, общества самопомощи. Арабский язык — второй официальный язык в Израиле; существует сеть арабских школ, средств массовой информации, свободно действуют арабские религиозные организации, в том числе и фундаменталистские.
Однако права арабского населения не защищены должным образом. Признавая этнические, языковые, религиозные и культурные права арабских граждан, Израиль в то же время не признает за ними статуса национального меньшинства. Их индивидуальные и коллективные права на владение, приобретение и аренду собственности весьма призрачны. Считая арабское население страны нелояльным, власти держат его под постоянным политическим контролем; оно служит объектам особого внимания спецслужб. Государство обладает неограниченным правом ущемлять гражданские права арабов по соображениям национальной безопасности. Арабы не допускаются к военной службе и в службе органах безопасности.
В обозримом будущем Израиль сможет оставаться еврейским демократическим государством при соблюдении нескольких условий: сохранение еврейского большинства; постоянное осознание угрозы существованию Израиля и еврейской диаспоры в мире; невмешательство арабских стран и международного сообщества в защиту арабского меньшинства в Израиле и во изменение государственно-политического строя Израиля.
В последние годы появляются некоторые признаки эрозии этих условий — увеличивается численность нееврейского населения в Израиле и растет активность правозащитных израильских арабских организаций в ООН и на других международных форумах (однако пока это не несет прямой угрозы нынешнему государственному устройству Израиля). Постепенно меняется и отношение евреев к арабскому меньшинству. Опросы общественного мнения, проведенные в 1980— 1995 гг., показывают усиление либеральных настроений в еврейском населении. Доля евреев, выступающих за примирение с арабами, выросла с 7,7 до 14,2%, доля «прагматиков» увеличилась с 33,5 до 43%, в то же время доля «ястребов» снизилась с 36,7 до 29,4%, а доля тех, кто хотел бы видеть Израиль «исключительно еврейским», упала с 22,2 до 13,4% (с. 492). Однако ситуация резко изменилась после убийства И.Рабина и начала второй интифады. Еврейское население снова поддержало жесткий курс в отношении арабского меньшинства Израиля и палестинцев в целом.
Чтобы урегулировать конфликт между арабами и евреями, необходима, считает Шмуха, «более либеральная и эгалитарная доктрина демократического еврейского государства. Чтобы быть работоспособной, доктрина должна быть совместным арабо-еврейским делом. Новый проект должен предусматривать мощную государственную программу по снижению социально-экономического разрыва между арабами и евреями, принятие конституционных поправок по защите прав меньшинств, усиление общего чувства гражданственности и гражданской идентичности, открытие доступа арабским политическим партиям к правительственной коалиции и провозглашение арабской культурной автономии» (с. 498).
Ю. И. Комар
2003.04.038. МИНУИ Д. ИРАН ПЕРИОДА РЕФОРМ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ. MINOUI D., L'Iran des reformes: la sоciete face au pouvoir// Politique etrangere. - P., 2002. - A.67, N 1. - P. 103-114.
Французский социолог Д.Минуи, представляющая ряд информационных агентств в Тегеране, пишет, что избрание президентом страны Хатами положило начало новому периоду истории Исламской Республики Иран, периоду реформ, диалога с Западом и некоторой либерализации внутриполитической жизни.
По контрасту с афганскими радикалами, Иран решил показать миру обновленный фасад - ислам умеренности и терпимости. Руководство страны воспользовалось событиями в Афганистане, чтобы продемонстрировать Западу, и в особенности Соединенным Штатам, свое желание идти по пути сближения. Так, Иран одним из первых выразил США соболезнования по поводу трагедии 11 сентября. В разгар операции против Афганистана, Иран заявил о готовности оказать помощь американским военным летчикам, если у них возникнут серьезные проблемы в афганском воздушном пространстве (с. 104).
Региональный кризис был использован Тегераном также и для оживления диалога с европейскими государствами. Осенью 2001 г. представитель МИД Великобритании Джек Строу дважды посетил Иран для консультаций. Обсуждались вопросы будущего Афганистана, роли Ирана в региональной политике, развития контактов Ирана с европейскими государствами и с США. Той же осенью, в соответствии с решениями ЕС установить диалог с соседями Афганистана, в