Научная статья на тему '2001. 02. 017. Израильское общество и проблема перехода к сосуществованию. Israeli society and the challenge of transition to co-existence: Proc. Of symp. , nov.. 21-22, 1996 / eds. : Hermann N. , Yuchtman-Yaar E. Tel-Aviv: tami Steinmetz Center for peace research, tel Aviv Univ. , 1997. 142 p'

2001. 02. 017. Израильское общество и проблема перехода к сосуществованию. Israeli society and the challenge of transition to co-existence: Proc. Of symp. , nov.. 21-22, 1996 / eds. : Hermann N. , Yuchtman-Yaar E. Tel-Aviv: tami Steinmetz Center for peace research, tel Aviv Univ. , 1997. 142 p Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ ЕВРЕИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ИЗРАИЛЬ ОТНОШЕНИЕ К БЛИЖНЕВОСТОЧНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ИЗРАИЛЬ / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АРАБЫ В ИЗРАИЛЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 02. 017. Израильское общество и проблема перехода к сосуществованию. Israeli society and the challenge of transition to co-existence: Proc. Of symp. , nov.. 21-22, 1996 / eds. : Hermann N. , Yuchtman-Yaar E. Tel-Aviv: tami Steinmetz Center for peace research, tel Aviv Univ. , 1997. 142 p»

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2001.02.017. ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА К СОСУЩЕСТВОВАНИЮ.

Israeli society and the challenge of transition to co-existence: Proc. of symp., Nov. 21-22, 1996 / Eds.: Hermann N., Yuchtman-Yaar E. — Tel-Aviv: Tami Steinmetz center for peace research, Tel Aviv univ., 1997. — 142 p.

Материалы симпозиума в ноябре 1996 г. изданы под эгидой Тель-Авивского ун-та и Фонда Аденауэра.

Профессор Я.Эзраи (Еврейский ун-т, Иерусалим) уверен, что в Израиле наблюдаются первые стадии демократизации благодаря приватизации: он движется к потребительской культуре свободного рынка. Однако приватизация СМИ способствует установлению тирании большинства. Это превращает свободный выбор потребителя в фикцию. Если 500 каналов телевидения будут передавать в основном развлекательные программы, то желание следующего поколения иметь политическую информацию будет все более клониться к нулю. Превращение граждан в потребителей и снижение статуса государства как инструмента самоуправления несет опасность для свободы и конкуренции. "Мы должны помнить, что демократия — предварительное условие свободного рынка, а не наобо-рот" (с.19).

В Израиле был резкий переход от патерналистского государства к свободному рынку, тогда как ограничения, необходимые в демократической гражданской культуре, оказались слабыми. Свободный рынок уничтожил монархии, он может подмыть и основы демократии.

Профессор Ева Этциони-Галеви (ун-т Бар Илан) говорит о проблеме еврейской коллективной идентичности (ЕКИ) в Израиле. Сейчас она существует, но все более раздваивается на религиозную и светскую, причем первая охватывает не более 20—30% израильского общества (с.26). Пока ЕКИ скрепляется восприятием страны как

осажденной крепости, но с приходом мира она ослабеет, религиозная и светская версии будут продолжать расходиться. Автор призывает религиозных и светских лидеров Израиля принимать все меры к сплочению общества. Иначе Израиль может превратиться в Канаду Ближнего Востока.

Т.Германн (Тель-Авивский ун-т) анализирует данные опросов, проводимых с 1994 г. 70% опрошенных поддерживают израильско-арабский мирный процесс, 15% — против него (с.34). Однако его перспективы оцениваются более скептически: в сентябре 1994 г. в его успех верили 43% опрошенных, не верили 28%, через месяц, после очередной вспышки насилия, соответственно, 31 и 47% (с.35). На вопрос "Согласны ли Вы с утверждением, что большинство арабов не признают существования государства Израиль и они уничтожили бы его, если б смогли?" ответили "да" 68% в 1995 г. и 92% — в 1996 г. (с.36- 37).

При этом евреи европейского происхождения более поддерживали мирный процесс, чем евреи с востока, среди религиозных евреев за высказывались 20%, среди светских — 64% (с.37).

Асад Ганем (ун-т Хайфы) анализирует проблему палестинцев — арабского меньшинства, их взаимоотношения с израильским большинством, а также с палестинским национальным движением. По данным обследований, арабы, живущие в Израиле, удовлетворены своим личным положением, но не коллективным статусом: "Они хотят изменить свой коллективный статус как части государства Израиль" (с.58).

Согласно опросу в конце 1995 г., 36% евреев выступали за присоединение территорий с предоставлением арабам права жительства, а не гражданства (с.59). Идею палестинского государства с шариатскими законами поддержали 31% арабов, светского палестинского государства — 37% (с. 60). Идею общей для евреев и арабов израильской идентичности — при условии сохранения на втором месте своей национальной идентичности — поддержали 40% арабов, отвергли 96% евреев; идею двунационального государства с полной автономией для арабов приняли 81% арабов, 91% евреев отвергли; за еврейское государство с ограниченной автономией арабов, но их полном равенстве на уровне личности высказались 72% евреев и 65% арабов (с.60); за изгнание арабов (с предоставлением компенсации), если не удастся решить проблему израильских арабов, высказались 31% евреев (с.61).

В целом, заключает автор, палестинцы Израиля отделяют свое будущее от других палестинцев, тогда как большинство евреев видят в них потенциальную пятую колонну.

Профессор Э. Юхтман-Яар (Тами Штейнмец центр исследования проблем мира, Тель-Авивский ун-т) пишет, что статус арабского меньшинства всегда был ахиллесовой пятой израильского общества. Необходимо найти какое-то компромиссное решение, позволяющее сохранить еврейский характер государства и одновременно расширить права арабских граждан, подвергающихся дискриминации. Автор выступает за сближение обеих групп населения, хотя и признает, что сделать это нелегко. Как показали опросы в сентябре 1996 г., за независимое палестинское государство выступают более 90% израильских арабов и только 50% евреев; за уничтожение еврейских поселений на территориях, соответственно, 85 и 25%; за уход израильтян со всех оккупированных территорий большинство первых и 40% вторых (с. 68).

По вопросу о статусе Иерусалима — полное единство евреев, видящих в нем столицу Израиля, чего нельзя сказать об израильских арабах: 18% — за суверенитет Израиля с правом арабов наблюдать за мусульманскими святыми местами (мечеть аль-Акса и др.), 5 — за полный суверенитет Израиля, 30 — за разделение города на израильскую и арабскую столицы, 19 — за кондоминиум и 18% — за международный статус горо-да (с.68-69). Следовательно, израильские арабы не поддерживают ни евреев, ни палестинские власти.

На вопрос, чувствуют ли они себя израильтянами, ответили положительно 93% евреев и 48% израильских арабов; 37% испытывают эти чувства умеренно и 15% — слабо (с.70- 71). Автор заключает, что большинство израильских арабов более лояльны Израилю, чем предполагаемому Палестинскому государству, поэтому евреи должны понять, что эти арабы не враги, а союзники.

Профессор М. Семенов (Тель-Авивский ун-т) приводит данные об этническом разделении рынка труда и общества в Израиле. Если принять средний годовой доход еврейской семьи за 100%, то он был выше для местных уроженцев и мигрантов из Европы и Америки, ниже — для мигрантов из Азии и Африки, а для нееврейских семей он равнялся 67% в 1970 г. и 64% в 1993 г. (с.82). Это связано с разницей в уровне образования. Высшее образование имели 14% евреев в 1972 г. и 32% в 1994 г., а неевреи — соответственно 3 и 13%; не имели формального

образования 9% евреев в 1972 г. и 3% в 1994 г., а неевреи — соответственно 34 и 10% (с. 83). При этом арабы имели наименьшие шансы воспользоваться своим образованием. Безработица особенно быстро растет среди арабов с университетскими дипломами. У них худшие возможности получить хорошо оплачиваемую работу.

Следовательно, израильское общество движется к большему равенству в образовании, но не в занятости и доходах. Социально-экономическое неравенство углубляет этнические антагонизмы.

Профессор Б. Нойбергер (Открытый ун-т Израиля) задает вопрос, как повлияет установление мира на демократию. По его мнению, чтобы сохранить демократию в Израиле, необходимо уйти с территорий, населенных палестинцами, и заключить мир. Сейчас из-за военного противостояния арабы в Израиле не имеют полноты гражданских прав. По соображениям безопасности они не служат в армии, не работают в военной промышленности. Если наступит мир, отпадет необходимость сохранять это неравенство. Равенство будет способствовать "качественному развитию демократии в Израиле" (с .130).

С.И. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.