Научная статья на тему 'Сорок лет после «Шестидневной» войны 1967 года на Ближнем Востоке: итоги израильской оккупации и поселенческой политики'

Сорок лет после «Шестидневной» войны 1967 года на Ближнем Востоке: итоги израильской оккупации и поселенческой политики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
789
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА 1967 / ИЗРАИЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сорок лет после «Шестидневной» войны 1967 года на Ближнем Востоке: итоги израильской оккупации и поселенческой политики»

А.В.Крылов1

Сорок лет после «шестидневной» войны 1967 года на Ближнем Востоке: итоги израильской оккупации и поселенческой политики

Самое серьезное последствие войны 1967 г. - оккупация и освоение Израилем захваченных арабских территорий, и как следствие - формирование очередного прецедента для пересмотра будущих границ этого государства. В ноябре 2007 г. исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции № 181/11 о разделе подмандатной Палестины: под создание государства Израиль предусматривалась площадь равная 14,1 тыс. кв. км; под

арабское палестинское государство - 11,1 тыс. кв.км. До начала войны 1967 г. Израиль контролировал площадь, равную 20,8 тыс. кв. км. За шесть дней военных действий в июне 1967 г. израильская армия оккупировала принадлежащий Египту Синайский п-ов (61,2 тыс. кв. км), сектор Газа (363 кв. км), весь Западный берег р. Иордан (5,86 тыс. кв. км), включая Восточный Иерусалим (около 70 кв. км) и сирийские Голанские высоты (1,17 тыс. кв. км). Изменялись северные границы Израиля и по результатам октябрьской войны 19734 г.

1. Крылов Александр Владимирович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник центра ближневосточных исследований МГИМО (У) МИД России

2. Территория Палестины до установления британского мандатного управления составляла около 116 тыс. кв.км. В 1920 г. Великобритания произвела искусственный раздел Палестины по естественному руслу Иордана, в результате чего к востоку от реки было создано королевство Трансиордания, с 1946 г. - Хашимитское королевство Иордания, занимающее более 90 тыс.кв. км исторической Палестины. Часть территории Палестины отошла к Ливану и Сирии при разделе Дамасского вилайета Османской империи по результатам англо-французских переговоров 19221923 гг. Территория подмандатной Палестины составляла 25,2 тыс. кв. км.

3. Во время арабо-израильского конфликта 1948-1949 гг. полоса Газы была аннексирована

египетскими войсками, и этот участок, отошедший в 1949 г. по условиям Родосского соглашения о перемирии к Египту, собственно, и представляет собой современный сектор Газа. Его протяженность - около 50 км, ширина самой узкой части (в районе Дир эль-Балах) - 5,5 км, а самой широкой (в районе Хан-Юнис) - 14 км. Протяженность границы с Израилем - 51 км; египетской границы - так называемый «Филадельфийский коридор» - 11 км.

После подписания двустороннего соглашения в Кемп-Дэвиде (сентябрь 1978 г.) и египетско-израильского мирного договора (март 1979 г.), граница между Израилем и Египтом была полностью восстановлена в пределах той линии, которая существовала до 4 июня 1967 г. В 1994 г. Израиль урегулировал пограничные споры и установилд дипломатические отношения с Иорданией, передав королевству 381 кв. км территорий, оккупированных в разное время в период с 1948 по 1967 гг. До настоящего времени Израиль вопрос о постоянных границах государства остается открытым: помимо сирийских Голанских высот, под полным или частичным израильским контролем находятся 4,5 тыс. кв. км или 78% Западного берега, включая Восточный Иерусалим. Даже после вывода в одностороннем порядке в августе 2005 г. всех израильских поселений и военных объектов с территории Газы, сохраняется полная зависимость сектора от Израиля. В соответствии с Временным соглашением между ООП и Израилем по Западному берегу и сектору Газа («Осло-2»), заключенным между Израилем и ООП в Вашингтоне 28 сентября 1995 г., вся территория Западного берега р. Иордан была условно поделена на три зоны: «Зона А», где вводился полный контроль Палестинской национальной Администрации (ПНА) в гражданской сфере и в вопросах безопасности, - 6 городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус (а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена) - около 3% территории Западного берега. «Зона В» (ПНА контролирует гражданскую сферу, Израиль - безопасность) -густонаселенные районы - около 27% территории. - «Зона С» (израильский контроль с постепенной передачей этих земель под палестинскую юрисдикцию, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе) - территории Западного берега вне

4. Вся территория Голанских высот составляет 1,25 тыс. кв. км. Небольшой участок Голан,

включая г. эль-Кунейтра, Израиль вернул Сирии в 1974 г. На остальную территорию высот Израиль распространил свою юрисдикцию в декабре 1981 г. Подробно об истории и современном положении Голан см.: Крылов А.В. Голанские высоты вновь напоминают о себе. Аналитические записки, М., декабрь 2005. С. 107-122.

зон «А» и «В»: незаселенные земли, районы, имеющие стратегическое значение для Израиля, а также еврейские поселения (около 70% этой территории). После реализации Протокола по Хеврону от 17 января 1997 г., Вай-Меморандума от 23 октября 1998 г. (обязательства сторон соблюдены не в полном объеме), Меморандума, подписанного 17 мая 1999 г. в Шарм аш-Шейхе, и плана А.Шарона одностороннего размежевания в Газе (август 2005 г.) ПНА осуществляет управление в секторе Газа (кроме приграничных зон) и 39,7% Западного берега (под полным контролем ПНА находится 18%, под частичным - 27,7%). Вместе с тем, по данным ООН, в т1о время,

когда Израиль осуществлял полный контроль над Западным берегом и сектором Газа, им было отторгнуто у палестинцев порядка 60% этой

территории. Большая часть земель передавалась для освоения израильским поселенцам, а также создание разветвленной военной инфраструктуры. После подписания в период с 1993 по 1999 гг. вышеупомянутых соглашений и меморандумов под влиянием международного сообщества, прежде всего «четверки» посредников ближневосточного урегулирования (США, Россия ЕС и ООН), израильская поселенческая активность заметно сократилась. Однако практика экспроприации земель, оккупированных Израилем в 1967 г., стала видоизменяться и модифицироваться, особенно в годы последней интифады. Это нашло выражение в методичном разрушении палестинских гражданских объектов и одновременном расширении строительства новых дорог и единиц жилья в уже существующих поселениях, конфискации земель, прежде всего, в районах вдоль «зеленой линии» и окрестностях Иерусалима, уничтожении посевов и корчевании плодоносящих деревьев в зонах, которые с точки зрения израильских военных представляют угрозу безопасности.

1. The Question of Palestine & the United Nations. N.Y., March 2003, Р. 91.

За время оккупации Западный берег, Газа и Голанские высо1ты были поставлены в положение полной экономической зависимости от Израиля. Снабжение водой и энергоносителями, экспортные и импортные операции, доставка гуманитарных грузов и финансовой донорской помощи осуществляются под контролем израильских властей. Израильский шекель - основная денежная единица на территориях, подконтрольных ПНА. До начала «интифады-2000» основная масса палестинцев существовала в основном за счет производства и экспорта в Израиль сельскохозяйственной продукции, а также поставок в тот же Израиль дешевой рабочей силы. Если до 2000 г. почти треть трудоспособных палестинцев пересекали израильскую границу в поисках заработка, то сейчас лишь единицы получают разрешение на работу в Израиле. Социально-экономическая ситуация характеризуется правозащитными организациями как катастрофическая. В результате бойкота со стороны Израиля, США и ЕС в отношении ПНА, возглавляемой с2 марта 2006 г. лидерами ХАМАС, финансовые поступления из-за рубежа сократились на одну треть. Бюджетный дефицит достигает 700 млн. долл. Реальный ВВП имел на протяжении трех последних лет отрицательную величину (-10% в 2006 г. и по прогнозам экспертов сократится еще на -1215% в 2007 г.). Объем производства сократился более чем в два раза, а экспорт продукции ежегодно уменьшается на 10%. Уровень хронической нищеты населения увеличился с 17,3% в 2005 году до 27,5% в 2006 г. Почти 60% палестинского населения живут ниже черты бедности. Средний показатель безработицы составляет 23%, а в отдельных лагерях беженцев и

1. В отличие от территории Западного берега и сектора Газа, нееврейское население на Голанах немногочисленно, а проживающие здесь друзы в основном лояльно относятся к Израилю. С экономической точки зрения Голанские высоты представляют один из самых благополучных районов Израиля. Здесь фактически нет безработицы. На Голанах производится более 50 процентов минеральной воды Израиля, около четверти всех вин (в т.ч. 40 процентов экспортных), от 30 до 50 процентов отдельных видов фруктов и овощей. Хорошая погода и наличие исторических и природных памятников обеспечивают приток туристов.

2. Об организации ХАМАС и ее политических установках см.: Крылов А.В. Пойдет ли ХАМАС на разблокирование ближневосточного урегулирования? Статья размещена на Интернет-сайте Фонда стратегической культуры по адресу: http://fondsk.ru/article.

районах Западного берега и Газы - 70%. Большинство государственных школ

были полностью или частично закрыты.

К сказанному следует добавить, что на палестинских территориях, находящихся под контролем Израиля, сложилась парадоксальная демографическая ситуация. И по израильским, и по палестинским данным, почти половина населения - дети моложе 14 лет. На одну палестинку в среднем приходится 5,9 детей (в пределах «зеленой линии» этот показатель чуть ниже - 4,7). Плотность населения на 1 кв. км составляет 372 человека - это больше, чем в Японии. При существующих демографических тенденциях арабское население Западного берега увеличивается вдвое каждые 15-16 лет и, следовательно, должно2 достичь 11 млн. человек к 2050 г. Такая перспектива не может не волновать израильские власти, тем более что такие же приблизительно высокие темпы рождаемости характерны для арабов - граждан Израиля, которые составляют самую крупную этническую общность в стране (1,39 млн.

человек или 19,7% всего населения Израиля3).

На протяжении сорокалетнего периода оккупации все израильские правительства без исключения поощряли поселенческую деятельность за пределами «зеленой линии». В первое десятилетие после 1967 г. официальная политика правительств Партии труда («Авода») базировалась на известном «плане Алона». Генерал И. Алон, занимавший с 1968 по 1977 гг. пост заместителя премьер-министра и министра иностранных дел (1974-1977), считал, что еврейские

1. The humanitarian impact on Palestinians of Israeli settlements and other infrastructure in the West Bank,, July 2007. Office for the UN Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA). N.Y., 30 August, 2007. Unilateral economic measures as a means of political and economic coercion against developing countries. Report of the Secretary-General. PP. 13-14. Документ ГА ООН от 24 августа 2007 г. A/62/3.

2. Demography in Israel/Palestine: Trends, Prospects, Policy Implications. IUSSP XXIV General Population Conference. Salvador de Bahia, August 2001, p. 22; Palestinian Central Bureau of Statistics.Labour Force Survey. Ramallah, July-Sept, 2005, p. 8, 13; Palestinian Central Bureau of Statistics. Summary Statistics, West Bank, 2005; Statistical Abstract of Israel. Central Bureau of Statistics of Israel, Jerusalem, 2005, Table 2.10, 3.9.

3. Statistical Abstract of Israel. Central Bureau of Statistics of Israel, Jerusalem, 2007. No 58. Table 2.1.

поселения должны стать основой для ведения переговоров с арабскими странами. Он был первым израильским министром, переместившим свою резиденцию в восточный Иерусалим. В соответствии с «планом Алона», Западный берег должен быть передан Иордании в обмен на отказ от участия в военных действиях против Израиля. По «плану Алона», Израиль также оставлял за собой право создать непрерывную полосу поселений в Иорданской долине в целях защиты от возможного нападения, а также «пояс безопасности» из тех же еврейских поселений и блокпостов, расположенных вдоль «зеленой линии», для удержания под контролем Израиля стратегических высот и перекрестков дорог. В общей сложности за десятилетие оккупации, т.е. в период с июня 1967 по май 1977 г. при правительствах, возглавляемых представителями Партии труда, на оккупированных 1 арабских территориях было создано 88 поселений. За этот же период времени численность израильтян, переселившихся на оккуп2ированные территории, возросла до

101 тысячи человек. Правительства Л.Эшкола

(1963-1969) и Г.Меир (1969-1974) также поддержали инициативные группы религиозных сионистов, предпринимавшие самостоятельные попытки обосноваться на Западном брегу, в Газе и на Голанах. Оккупация в 1967 г. прилегавших к Израилю арабских территорий благоприятствовала поселению религиозных евреев в тех районах, которые по их убеждениям были неотъемлемой частью «Эрец Исраэль» («Земля Израиля»). В конце 1967 г. последователи одного из основоположников теории и практики религиозного сион3изма раввина Авраама Ицхака Кука (первый главный

1. Report of the Security Council Commission Еstablished Under Resolution № 446 (1979). Документ СБ ООН S/14268 от 25 ноября 1980. Israeli Settlements in Gaza and the West Bank Including Jerusalem (Part_ 1). Prepared for, and under the guidance of the Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People of the United Nations. N.Y., 1982. P. 63-66.

2. Ibid.

3. Еврейское население Израиля принято разделять на три этнические группы: ашкеназы или ашкеназийские евреи - выходцы из европейских стран, Северной и Южной Америки, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии; сефарды или восточные евреи - выходцы из стран Азии и Северной Африки и цабра - уроженцы Израиля (Палестины до 1948 г.).

раввин ашкеназийской общины Палестины), сплотились вокруг основанного его сыном раввином Цви Иегудой Куком движения «Гуш эмуним» («Блок верующих»). Они организовали серию дем1онстраций у правительственных зданий, призывая политиков поддержать интеграцию Иудеи, Самарии и Газы в составе Израиля, а также массовых шествий за «зеленой линией» под лозунгом «Зу Арцену» («Это наша земля»). Один из таких маршей завершился закладкой на пустыре между Иерусалимом и Хевроном первого поселения Кфар Эцион Вскоре появились еще два поселения - Эйн-Цур и Мигдал Оз и поселок городского типа Алон-Швут. На рубеже 60-х -

70-х годов ХХ в. десятки тысяч евреев стали расселяляться за пределами границ города, которые существовали до 4 июня 1967 г. Только за пять лет, прошед2ших с момента окончания войны 1967 г., количество евреев,

обосновавшихся в Восточный Иерусалиме, составило 88.8 тыс. человек. Очевидно, что с момента оккупации восточной части города официальная политика израильских властей была нацелена на изменение демографического и юридического статуса центра трех мировых религий. Уже в июне 1967 г. израильское правительство утвердило положение о

3

расширении иерусалимского муниципального округа за счет при соединения ряда арабских кварталов. Общая площадь «объединенного Иерусалима» была увеличена на 71 кв. км и сост4авила около 100 кв. км. За несколько лет прошедших после оккупации мусульманское население города сократилось со 130 тыс. до 60 тыс. человек. Арабский муниципальный совет Восточного Иерусалима был распущен. 27 июня 1967 г. правительство Израиля распространило свою юрисдикцию, законодательство и административную

1. Иудея и Самария (Иегуда вэ-Шомрон) - эти библейские термины обычно используются в Израиле для обозначения территории Западного берега реки Иордан.

2. Statistical Yearbook of Jerusalem. Jerusalem, 1982. Table III/10.

3. Jerusalem: the Strangulation of the Arab Palestinian City. Applied Research Institute - Jerusalem, July 9, 2005, P. 4.

4. The Status of Jerusalem. Prepared for, and under the guidance of, the United Nations Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People. N.Y., 1997, P. 6.

власт1ь на восточную часть Города. Наконец, вопреки решению Совета Безопасности ООН о недопустимости изменения демографического и

правового статуса Иерусалима, израильский парламент (кнессет) 29 июля 1980 г. принял Основной закон об Иерусалиме, провозглашающий Город вечной и неделимой столицей Израиля и, соответственно, местом2, где находятся резиденции основных государственных учреждений. К этому времени в 14 еврейских кварталах в Восточном Иерусалиме проживало уже

более 200 тысяч израильтян. В июне 1970 г. правительство

Г.Меир, сославшись на напряженную ситуацию на границах с арабскими соседями, приняло решение о строительстве поселений в Газе. Однако в период между войнами июня 1967 г. и октября 1973 г. приоритетным направлением израильской поселенческой политики стало закрепление израильского присутствия на Голанских высотах с целью исключить возможность возвращения Сирии этого стратегически важного района, богатого водными ресурсами. В отличие от Западного берега израильское правительство в те годы стимулировало переселение на Голаны не столько религиозных фанатиков, сколько социально активных светских граждан страны. Их вовлечение в экономическое развитие перспективного со всех точек зрения района по истечении короткого временного пери ода значительно облегчало юридическую процедуру передачи Голан под полный израильский суверенитет. К началу арабо-израильского 4конфликта в октябре

1973 г. на Голанах было создано 11 мошавов, 6 киббуцев и два поселка городского типа - Бней Иегуда и Хаспин. Поселения, как правило,

возводились на месте разрушенных сирийских деревень. В 1981 г. кнессет

1. Резолюция № 252 от 21 мая 1968 г. Документ СБ ООН S/RES/252 (1968).

2. Statistical Yearbook of Jerusalem. Israel. Jerusalem, 1982. Table III/10.

3. Мошавы и киббуцы - соответственно кооперативные и коммунальные хозяйства -наиболее распространенные в Израиле формы землепользования.

4. По данным ООН, киббуцы и мошавы Невэ Атив, Эль Ром, Эйн Зиван, Шааль, Маале Гамла, Рамот, Рамат а-Мигшамим, Мево Хамма, Орталь и др. создавались на месте разрушенных сирийских деревень или недалеко от них (The Report of the UN Security Council Commission established under resolution № 446 (1979); документ СБ ООН S/14268 от 25 ноября 1980 г.).

поддержал правительственное решение о распространении действия израильских законов на всю территорию Голанских высот. Сейчас на Голанских высотах насчитывается 33 израильских поселения, в которых

проживают почти 18 тысяч израильтян. Начиная с 2004 г. израильское правительство осуществляет программу развития на Голанских высотах. Она предусматривает выделение из бюджета 70 млн. долл. США на расширение объектов жилищной, промышленной, сельскохозяйственной и туристической инфраструктуры, удвоение числа проживающих на этих оккупированных

территориях еврейских поселенцев.Экономическая программа пришедшего к власти в 1977 г. правого блока «Ликуд» предусматривала создание новых 85 поселений, в том числе их финансирование из государственного бюджета. При правительствах М.Бегина (1977-1983), М.Шамира (1983-1992, с перерывом с 1984 по 1986 гг.) и Б.Нетаньяху (1886-1999) эта программа была полностью реализована. Низкая стоимость земли и строительных работ за «зеленой линией» обусловили присоединение к поселенцам израильтян, ведущих светский образ жизни. Количество поселений росло даже при правительствах Рабина-Переса (1992-1995) и Э.Барака (1999-2001), которые выражали от имени сторонников Партии труда готовность передать палестинцам значительную часть оккупированных территорий Западного берега и сектора Газа.Обращает на себя внимание тот факт, что больше всего поселений было создано в конце 70-х - начале 80-х годов, т. е. в то время, когда правительственную комиссию по делам поселений возглавлял бывший премьер-министр А.Шарон (1999-2006), занимавший тогда пост министра 3сельского хозяйства. А.Шарон, кстати, был автором плана создания сплошного массива поселений - от Шарм аш-Шейха на Синайском п-ове до сирийских границ на Голанс4ких высотах.

1. Golan Settlement Population. Settlement Report. Foundation for Middle East Peace. November -December, 2006. P. 3.

2. «Еrцнот Ахронот», 31.12.2004.

3. The New York Times, 16.18.1977.

Предполагалось заселить эту оккупированную зону двумя миллионами

евреев и вывести сюда из Израиля все вредные промышленные производства. А.Шарон декларировал в своей победной предвыборной кампании 2001 г., что «в рамках любого политического урегулирования еврейские

поселения останутся на своем месте». Реальные цифры показывают, что даже, несмотря на взятые международные обязательства и осуществленный в 2005 г. 1вывод поселенцев из Газы, Израиль по-прежнему продолжает практику расширения площадей уже существующих поселений и отчуждения новых участков на Западном берегу и Восточном ИерусалимеПо данным ООН в 2007 г. на Западном берегу (включая Восточный Иерусалим)

насчитывалось 149 поселений, в которых проживает около 450 тысяч израильтян. Большинство поселений - 702 - заселены религиозными евреями, 42 -относятся к т.н. светским поселениям, где в основном проживают иммигранты последней волны, 18 поселений смешанного и 19 - городского типа. Самыми крупными поселениями являются: Маале-Адумим (32 800 жителей), Модиин Илит (37 000), Бейтар Илит (30 900), Ариэль (16 600), Эфрат (7 900), Кирьят-Арба (7 000), Карней Шомрон (6 400), Оранит (6 000),

Иммануэль (2 800). Территориально зоны

сосредоточения еврейских поселений Западного берега разделяются на шесть административных районов: в северной и центральной части Западного берега между палестинскими городами Наблус, Дженин и Тулькарм (израильтяне называют этот район Шомрон или Самария) в 38 поселениях проживают более 66 тыс. евреев. В треугольнике между Наблусом, Рамаллой и Калькилией (на израильский картах этот район3 называется Бинямин) в 49

4. Предвыборный буклет партии «Ликуд» на русском языке. «Ариэль Шарон - сильный Израиль, надежный мир».

1. The Humanitarian Impact on Palestinians of Israeli Settlements and other Infrastructure in the West Bank. United Nations - Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA). East Jerusalem. July 2007. P. 12.

2. Population of localities numbering above 1,000 residents and other rural population on

September 30, 2007. Central Bureau of Statistics of Israel, Jerusalem, 2007. Table No. 3.

поселениях проживает больше всего еврейских поселенцев (свыше 117 тыс. человек). Блок 19 поселений Гуш Эцион, расположенный между Иерусалимом и Хевроном, насчитывает 29 тыс. человек; в Иорданской долине - 20 поселений (4,5 человек); в 17 поселениях Хевронского нагорья обосновались около 12,5 тыс. поселенцев, в районе Иерихона и северного побережья Мертвого моря находятся 5 поселений с общим числом жителей

860 человек. Как известно, Четвертая Женевская

Конвенция категорически запрещает оккупирующей державе переселять гражданское население на оккупированную территорию, так как подобные 1 действия значительно затрудняют сам процесс прекращения оккупации. Незаконность статуса израильских поселений была подтверждена СБ ООН и Международным Судом в Гааге. Несмотря на это, гражданское население Израиля продолжает селиться за «зеленой линией», и количество поселенцев в последнее время увеличивается ежегодно на 5.5%. Численность поселенцев возросла в полтора раза после 1987 г., т.е. тогда, когда строительство новых

поселений было фактически заморожено. Рост численности жителей поселений особенно заметен в крупных поселенческих городах и так называемых еврейских кварталах в Восточном Иерусалиме. Показательным в этом отношении является поселенческий город Бетар Илит, граничащий с арабскими деревнями Вади Фукин, Нахалин и Хусан. Занимая в 1987 г. территорию, равную 0,4 га, на которой проживало 160 поселенцев, сейчас этот город насчитывает более 30 тыс. жителей, а его площадь равна 507,8 га. В г. Ариэль, который расчленил палестинские селения Салфит и Марда, в 1987 г. проживало 5 300 2чел., сейчас - в три раза больше. За этот же период площадь, занимаемая городом, увеличилась с 76,4 га до 701,2 га. Сросшиеся

3. Подсчет наш по данным источника: Населенные пункты Израиля с числом жителей менее 1 тыс. человек. Центральное статистическое бюро Израиля. Иерусалим. 2006. Таблица № 1 (на яз. иврит).

1. «Гаарец», 14.08.2007.

2. The Humanitarian Impact on Palestinians of Israeli Settlements and other Infrastructure in the West Bank... Р. 22-28.

между собой поселения Писгат Зеэв и Невэ Яаков в Восточом Иерусалиме, вклинившиеся между группой арабских поселков (Аната, Шуфат, Хизме, Ар-Рам и Джаба) насчитывают 61 300 чел. (16 800 в 1987 г.). Площадь, занимаемая этими поселениями, увеличилась с 104,3 га до 603 га. Численность поселенцев в Маале Адумим за эти же годы возросла в два с половиной раза, а площадь города сейчас измеряется почти 700 га (155 га в

1987 г.). В 2007 г. 57%

всех израильских поселенцев на Западном берегу проживали в радиусе 10 километров от Старого Города Иерусалима, причем подавляющее большинство в рамках тех муниципальных границ, которые были объявлены Израилем сразу после окончания войны 1967 года. По мере строительства поселений возрастала изоляция, палестинцев, оказавшихся в пределах новых границ, от остальной части Западного берега. Около 80% поселенцев живут в радиусе, который проходит между Иерусалимом, Рамаллой и Вифлеемом. Здесь расположены районы плотной концентрации еврейских поселенцев -поселенческие блоки Маале Адумим, Ариэль, Модиин, Гуш Эцион и еврейские кварталы в Восточном Иерусалиме. Те поселения, которые вторгаются вглубь Западного берега, строятся на вершинах холмов и возвышенностях, и, таким образом, занимают господствующее положение в отношении окрестных арабских деревень, располагающихся, как правило, в низменностях. На равнинах поселения создавались только в Иорданской долине, но здесь они занимают намного большие площади в сравнении с поселениями внутренней части Западного берега. На

территории Западного берега, в том числе на участках вокруг Иерусалима, к 2007 г. насчитывалось 48 израильских военных баз. Большинство израильских военных объектов на палестинских территориях расположены в Иорданской долине. Обширные районы вокруг баз, как правило, являются закрытыми зонами. Граница Западного берега с Иорданией представляет сплошную военную зону, полностью закрытую для посещения палестинцами.

Такое положение чрезвычайно выгодно для поселенцев, которые под прикрытием военных фактически обладают монопольным правом на пользование водными ресурсами р. Иордан для развития сельского хозяйства. В действительности система военных баз и закрытых зон перекрывает палестинскому населению доступ к территории, равной 115 034 гектара (пятая часть всей площади Западного берега). Чтобы палестинцам использовать эту землю в хозяйственных нуждах, им нужно пройти сложную процедуру получения специальных разрешительных документов от израильской военной администрации. В то же время распространена практика передачи под развитие поселений земель, которые ранее были объявлены закрытыми зонами и находились под контролем военной администрации. Иорданскую долину, как и Восточный Иерусалим, Израиль считает территорией, находящейся под его юрисдикцией. Это дает основание израильским властям распоряжаться по собственному усмотрению. Так, правительство Э.Ольмерта утвердило в 2007 г. план создания на месте военной базы нового поселения Маскиот. Израильские граждане, живущие на территории Западного берега и в Газе (до августа 2005 г.), составляют в Израиле специфическую социальную группу. В отношении этой группы применяется термин поселенцы (на иврите - «митнахлим» или «митяшвим»), хотя сами они себя зачастую называют колонистами. Примечательно, что инициаторы поселенческого движения -религиозные евреи - сейчас составляют только 40% от всех поселенцев. Дешевые земля и лицензии на строительство, льготное налогообложение, а также крупные ссуды (80 тыс. долл. США на человека), выдаваемые по израильскому закону каждому желающему построить дом за «зеленой чертой», - основные причины того, что строительные фирмы охотно соглашаются на участие в тендерах по застройке площадей на Западном берегу и Голанских высотах, а светские израильтяне не столько по идеологическим, сколько по материальным соображениям становятся поселенцами. В 1981 г. поселковые советы и муниципалитеты городских

центров поселений объединились в Совет поселений Иудеи и Самарии («Моэцет ИЕША»), который избирается путем голосования всех совершеннолетних жителей еврейских поселений. В Совет входят 26 человек, его председатель - Бени Кашриэль. Помимо решения хозяйственных проблем Совет занимается лоббированием поселенческих интересов в государственных инстанциях, в том числе в кнессете и правительстве.

Израильские политики делали все возможное, чтобы поселения стали не только интегральной частью Израиля, но и привилегированной частью израильского общества. На нужды городских и поселковых советов, находящихся за «зеленой линией», ежегодно из государственного бюджета

выделяется около 500 млн2. шекелей. Доход на душу населения в поселениях Западного берега равен 6,189 шек., а в пределах границ Израиля - 4,924 шек. Ежегодные налоговые льготы для поселенцев исчисляют3ся в сумме 160 млн. шек. В июле 2003 г. правительство попыталось отменить налоговые послабления для поселенцев, однако, благодаря стараниям «поселенческого лобби» все льготы были не только восстан4овлены, но и увеличены еще на 13%. На льготных условиях поселенцы финансируются также из бюджетов министерств сельского хозяйства, образования, здравоохранения, национальных инфраструктур. Всего на нужды поселенцев в период с 1967 по 20035 гг. было перечислено 45 млрд. шек. (10,5 млрд.

1. Кнессет в своем нынешнем составе имеет три объединения в защиту поселений и поселенцев: «Лобби в защиту поселений Иудеи, Самарии и сектора Газа» (возглавляет депутат от фракции «Национальное единство» Н.Сломянски, «Лобби в защиту еврейских поселений, граничащих с сектором Газа» (возглавляет депутат от «Яадут а-Тора» М.Гафни и «Лобби в защиту изгнанников Гуш-Катифа» (возглавляет депутат от ШАС Х.Амсалем).

2. Swirski S.,Konor-Attias E., Etkin A. Government Founding of the Israeli Settlements in the West Bank, Gaza Strip and Golan Heights. Adva Center, Tel-Aviv, 2003.

3. Ibid.

4. The Price of Occupation. The Coast of the Occupation to Israeli Society. Adva Center, Tel Aviv, 2004.

5. Kelly R. Report highlights costs of occupation for Israeli Society. Adva Center, Tel Aviv, March 2005; Billions Spent on Settlement Expansion. Settlement Report. Foundation for Middle East Peace. March-April 2004. Р. 3.

долл.). Кроме того, министерство о1бороны тратит еще около 240 млн. шекелей на охрану поселений. С 1987 по 2005 гг. из бюджета министерства обороны было израсходовано около 29 млрд. шеек, на проведение военны2х операций и поддержание мер безопасности на оккупированных

территориях. В то же время реальные потери израильской экономики от продолжающейся второй интифады составили, по различным данным, от 40

до 50 млр3д. шек.

В отношении поселений в Израиле в Израиле сложилось близкое к консенсусному общественное мнение, когда подавляющее большинство населения страны выступает против каких бы то ни было территориальных уступок палестинцам и тем более - сирийцам. Любая попытка изменения существующего статуса поселений вызывает мощное общественное сопротивление. Причин тому несколько.

1. Израильские законодатели, правоведы, историки и многие политики на протяжении десятилетий настойчиво доказывали и сумели укрепить в сознании большинства израильтян убеждение в том, что территория Западного берега никогда не была частью какого-либо арабского государства, по крайней мере, в новое и новейшее время. Исторически эта территория - часть той подмандатной Палестины, бывшей провинции Османской Империи, которая была передана Лигой Наций Великобритании в пакете с Декларацией Бальфура, обещавшей создание «еврейского национального очага». Есть также мнение, что эта декларация предусматривала заселение евреями не только Палестины, но и Трансиордании, т.е. восточного берега р. Иордан. Арабские страны отклонили резолюцию № 181/II ГА ООН о разделе Палестины на два государства - арабское и еврейское, поэтому сейчас, они не могут

1. «Гаарец», 13.06.2005.

2. The Price of Occupation...

3. Ibid.

ссылаться на нее. Аннексию Иорданией Западного берега не признало ни одно государство мира, за исключением Англии и Пакистана. Следовательно, права Израиля и на территорию Западного берега не менее обоснованы, чем права другой стороны.

Что касается Голанских высот, то большинство израильтян убеждены, что эта земля незаконно была передана Сирии в 1923 г. Согласно этой точке зрения, первоначально Голаны отводились по тексту мандата, выданного Лигой Наций, Великобритании, и та, в соответствии с его положениями и Декларацией Бальфура, должна была содействовать развитию на подконтрольных ей территориях «еврейского национального очага». Однако граница подмандатной территории была пересмотрена в ходе англофранцузских переговоров при разделе Дамасского вилайета, что явилось нарушением международных обязательств, взятых на себя странами -победительницами в Первой Мировой войне.

2. Логика аргументов, используемых израильскими политиками в международной практике, строится на следующих положениях: действия израильтян на палестинских территориях носят законный характер, с точки зрения международного права. Несмотря на то, что кнессет не включил положения Гаагских конвенций во внутреннее законодательство, израильские власти опираются на статью 23 этих положений, которая разрешает захват собственности, если это вызывается военной необходимостью.

Несмотря на то, что Израиль не включил 4-ю Женевскую конвенцию в свое внутреннее законодательство, он не согласен с тем, что эта Конвенция применима к палестинской территории как к территории оккупированной. При этом он ссылается на отсутствие признания суверенитета этой территории до ее аннексии Иорданией и Египтом в период арабо-израильского конфликта 1948-1949 гг. и, следовательно, на то, что она не является территорией Высокой Договаривающейся Стороны, как того требует Конвенция.

Правительство Израиля в своих действиях исходит из того, что ни «зеленая линия», ни линия перемирия не были подтверждены в качестве международных границ в резолюциях № 242 (1967 г.) и № 338 (1973 г.) Совета Безопасности, в которых содержится призыв к сторонам о ведении переговоров, а это - в свою очередь - позволяет говорить о том, что правовой статус оккупированной палестинской территории остается спорным1.

С военной точки зрения, все израильские политики - от левых до правых - в 1967 г. сходились во мнении, что «мы этой войны не хотели, арабы желали нас уничтожить, однако мы победили, а в мировой практике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уступок требуют не от победителя, а от побежденных»2.

3. Многие израильтяне убеждены, что поселения выполняют важную функцию укрепленных буферных зон, обеспечивающих безопасность и сдерживающих проникновение террористов на территорию Израиля.

4. С демографической точки зрения, Израиль, урезанный до границ 1967 г., неминуемо столкнется с проблемой перенаселения. Это, во-первых, а, во-вторых - присоединение Западного берега и Газы сразу после «шестидневной войны» к Израилю привело бы к аномальной ситуации: 63% евреев против 36% арабов. Создание поселений позволяет в определенной степени решать эти проблемы. Так, рассредоточение израильтян в поселениях в Восточном Иерусалиме обеспечило демографическое равновесие в этой части города.

5. Проблема водоснабжения является одной из наиболее острых и насущных проблем для Израиля: из немногих рек с круглогодичным водоносным руслом лишь р. Иордан и ее три притока (Литани, Банияс и Дан) пополняют Тивериадское озеро - главный в стране резервуар пресной воды, который с

1. Report of the Secretary-General prepared pursuant to General Assembly resolution ES-10/13, November 24, 2003. Annex I. Summary legal position of the Government of Israel. Документ ГА ООН A/ES-10/248.

2. Зеэв Гейзель. Политические структуры государства Израиль. Москва. 2001. С. 73.

трудом обеспечивает ее сегодняшние потребности. В настоящее время более 30% питьевой воды Израиль черпает из источников, протекающих по территории Голанских высот. По мнению экспертов канцелярии премьер-министра, возвращение Голанских высот Сирии чревато потерей 70%

водосборного бассейна Ти1 вериадского озера. Израильтяне убеждены, что переход Голан под сирийский контроль и передача Иорданской долины палестинцам неминуемо приведут их к водному голоду и экологической катастрофе.

6. Наконец, с исторической точки зрения, заселявшиеся территории в еврейском сознании ассоциируются с библейскими названиями Йерушалаим, Шхем, Хеврон, Шило, Бейт-Эль, Бейт-Лехем, Текоа, горы Гризим и Эйвал, т.е. с теми местами, где находятся сотни религиозных памятников, связанных с еврейской историей и культурой. Для многих верующих евреев, особенно тех, кто родился и вырос в Израиле, война 1967 г. превратила в реальность то, что ранее считалось религиозной абстракцией: земля, обещанная (обетованная) Богом, снова отошла под контроль Израиля, и вернуть эту землю обратно - значит предать забвению свою историю.

Аргументация израильской стороны наталкивается на противодействие международного сообщества. В соответствии с принципиальной позицией Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН Израиль квалифицируется как «оккупационная держава», а «израильские поселения на оккупированной палестинской территории, включая Иерусалим, являются

незаконными и препятствуют достижению мира». Строительство поселений, или связанные с этим действия, предпринимаемые правительством Израиля, являются нарушением международного гуманитарного права, поскольку не оправданы военной необходимостью. В вопросе о поселениях даже основной военно-стратегический союзник

1. «Натив (яз. иврит), 8 февраля 2001.

Израиля - США в своей ближневосточной политике исходят из того, что еврейские поселения не имеют законных оснований на существование, и придерживаются рекомендаций разработанных в начале 2001 г. комиссией Дж. Митчелла, согласно которым Израиль должен заморозить свою деятельность по созданию поселений на Западном берегу в рамках расширенного плана по возобновлению мирных палестино-израильских

переговоров.

В июне 2001 г. правительство А.Шарона официально согласилось действовать в рамках рекомендаций, изложенных в рекомендациях Дж. Митчелла, и объявило о замораживании строительства новых п2оселений. Однако процесс отчуждения палестинских земель шел по-прежнему интенсивно. При этом стали практиковаться новые методы отчуждения палестинских земель на Западном берегу.

В июне 2002 г. Израиль приступил к возведению так называемой «стены безопасности». В соответствии с официальными разъяснениями израильского правительства заградительный барьер должен воспрепятствовать проникновению террористов и осуществлению терактов на территории Израиля. По первоначальному проекту маршрут стены планировалось проложить вдоль «зеленой линии». Однако уже при строительстве первого участка стало ясно, что основная цель барьера - отгородить поселенческие анклавы от районов плотной концентрации палестинского населения. Это означало, что стена - дополнительный инструмент расчленения Западного берега и присоединения отдельных его частей к Израилю. Так при строительстве заградительных конструкций вокруг Ариэля и прилегающих к

2. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1322. от 7 октября 2000 г. Документ СБ ООН S/ RES/1322. Резолюция подтверждена большинством голосов 8.12.2005. UN General Assembly Resolution. Illegal Israeli actions in Occupied East Jerusalem and the rest of the Occupied Palestinian Territory. Документ ГА ООН ES-10/14. Резолюция подтверждена большинством голосов 08.12.2005.

1. Sharm El-Sheikh Fact-Finding Committee Report (Summary of Recommendations). US Department of State. Washington. April 30, 2001.

2. «Гаарец», 06.06.2001.

нему поселений около 50% территории палестинского административного округа Салфит было отрезано от Западного берега. Завершение строительства стены вокруг Маале Адумим фактически изолирует население Иерусалима от остальной части Западного берега, а возведение сплошного барьера вокруг поселений блока Гуш Эцион воспрепятствует проходу палестинцев из Вифлеема в Иерусалим.

Последний вариант маршрута «стены безопасности», утвержденный израильским кабинетом министров в апреле 2006 г., предполагает строительство 721 километра заградительных сооружений. Возведение заградительной стены в совокупности с продолжающейся поселенческой деятельностью и постоянной конфискацией палестинских земель создает новые политические реалии, последствия которых не сложно предсказать. Новая конфигурация барьера, предполагающая окружение стеной основных блоков поселений, означает существенный отход от международно-признанных границ. По данным ООН, лишь 25,4% новой проектной линии прохождения стены совпадают с «зеленой линией». Если рассматривать новый маршрут заградительного барьера в качестве будущей границы Израиля, то 10,1% Западного берега или 57 726 гектаров останутся на израильской стороне. Кроме того, министерство обороны Израиля намерено в целях дальнейшего строительства стены реквизировать еще 6,8% территории

(39 068 га) на Зап2адном берегу и в Восточном Иерусалиме. В докладе Специального докладчика Комиссии ООН по правам человека, зачитанном в августе на Генеральной Ассамблее ООН, справедливо отмечалось: «Стена вокруг поселенческих блоков в действительности разделит палестинскую территорию на кантоны или бантустаны. Эти кантоны будут связаны

1. United Nations Office for Coordination of Humanitarian Affairs Special Focus. Three Years Later: The Humanitarian Impact of the Barrier Since the International Court of Justice Opinion. 7 July, 2007. P. 2.

2. Report to the Humanitarian Emergency Group (HEPG), compiled by the United Nations Office for Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA) and the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees (UNRWA). Humanitarian Impact of the West Bank Barrier, January 2006, P. 11.

специальными дорогами или туннелями. В результате - будет установлена транспортная сопредельность в отличие от территориальной сопредельности. Это означает, что палестинцы будут иметь доступ к различным районам Западного берега, но при этом будет отсутствовать территориальное единство, имеющее существенное з1начение для создания жизнеспособного

государства». По сути дела, Израиль уже

создал для палестинцев свою «дорожную карту», четко обозначив, какие пути сообщения для них открыты, а какие закрыты или следование по каким трассам требует предъявления специальных разрешений. На дорогах по Западному берегу или ведущих к нему в дополнение к уже существующим КПП на построенных участках стены насчитывается 84 ворот, из которых 39 не предназначены для палестинцев, 26 ворот постоянно закрыты, а для

пользованиями остальными необходимо получить израильское разрешение. Таким образом, с одной стороны, стена существенно ограничивает свободу передвижения палестинцев, а, с другой стороны, она абсолютно прозрачна для израильских солдат и поселенцев. Именно поэтому, как и в Газе, «техническое размежевание» с палестин3цами на Западном берегу отнюдь не означает прекращения израильской оккупации. Распространенной формой отчуждения палестинских земель стало строительство на Западном берегу разветвленной сети транспортных коммуникаций. Все поселения и другие израильские объекты за «зеленой линией» соединены между собой современными шоссейными дорогами. Знакомство с дорожной картой района не оставляет сомнений что транспортная инфраструктура здесь -это тоже часть военно-стратегического плана по закреплению

1. Report of the Special Rapporteur of the Commission on Human Rights on the situation of human rights in the Palestinian territories occupied by Israel since 1967, 18 August, 2005, P. 10.

2. OCHA Special Focus. Three Years Later: The Humanitarian Impact of the Barrier... P. 2-3.

3. В израильских и некоторых западных СМИ часто процесс строительства заградительного барьера сравнивается с демаркацией Израилем в одностороннем порядке будущей границы с палестинским государством. Именно по этой причине правые израильские партии, считающие Западный берег и Газу частью территории Израиля, резко критиковали план А.Шарона по одностороннему размежеванию в Газе.

израильского присутствия. С момента подписания соглашений «Осло-1» и «Осло-2» Израиль израсходовал 10 млрд. шекелей (2,2 млрд. долл.) на прокладку, а также 1,25 млрд. шекелей - на расширение и ремонт дорог на Западном берегу,1 общая протяженность которых — 1,400 км (17,2 м на человека, в то время как в самом Израиле - 5,3 м на человека). Большие затраты на строительство дорог и перекрестков связаны с тем, что, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности, Израиль на палестинских территориях покрывает их густой сетью постоянных и временных контрольно-пропускных пунктов, охраняемых блокпостов,2 бетонных перекрытий, укрепленных насыпей и т.п. Только на функционирующем

участке разделительной с3тены уже действуют 27 КПП. Всего израильская система обеспечения контроля и проверок на Западном берегу насчитывает 443 объекта. В результате строительства многочисленных объездных путей и КПП некоторые арабские деревни на севере Западного берега оказались фактически в резервациях, замкнутыми со всех сторон непроходимыми израильскими заградительными сооружениями.Несмотря на заверения израильского правительства о замораживании процесса расширения поселений, на землях, которые юридически не принадлежат Израилю, в период с 2001 по 2006 гг. были созданы десятки незаконных форпостов. По палестинским источникам и подсчетам израильских правозащитников из организации «Мир - сейчас» к 2005 г. на Западном берегу появилось более ста незаконных еврейских поселений и других израильских 4объектов.

В специальном докладе юридического советника канцелярии премьер-министра Т.Сассон также подчеркивалось, что некоторые израильские министерства (были названы следующие министерства:

1. «Гаарец», 26.09.2003.

2. Restrictions and Humiliations Continue ay Illegal Israeli Checkpoints in the West Bank and Gaza Strip. (ARIJ), December 18, 2004, Р. l.

3. Ibid.

4. Illegal Israeli Settlement Outposts Continue Expand throughout the Occupied West Bank (ARIJ). December 02, 2004, PP. 1-2; BBC.

обороны, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства) финансируют незаконное строительство на Западном берегу. На создание и развитие новых поселенческих форпостов из госбюджета было

перечислено более 70 м1лн. шекелей. Эти действия Т.Сассон назвала

«вопиющим нарушением израильского законодательства». А.Шарон пообещал ликвидировать все незаконные поселения. Однако, как показывает практика, такие правительственные решения не всегда выполняются, а если выполняются, то вызывают у большинства израильтян недовольство и возмущение. Так эвакуация по плану об одностороннем размежевании в августе 2005 г. 80 семей из четырех изолированных поселений Кадим, Ганим, Хомеш и Са-Нур на севере Западного берега превратилась в многодневное и ожесточенное противостояние израильских военных и поселенцев.

В июле 2005 г. кабинет министров Израиля легализовал экспроприацию земли палестинских владельцев с помощью закона почти шестидесятилетней давности, который разрешал государству конфискацию собственности, оставленной арабами, бежавшими в соседние страны во время арабо-израильского конфликта 1948-49 гг. В связи с тем, что система оформления прав собственности на оккупированных палестинских территориях архаична и далека от совершенства, применение старого закона позволило израильским властям конфисковать несколько тысяч акров земли в районе Вифлеема и Восточного Иерусалима. «Этот шаг вызвал резкую критику не только со стороны палестинского руководства, но и многих израильтян, которые назвали его "легализованным грабежом" и заявили, что строительство широкой стены из

1. «Гаарец», 10.03.2005.

2. The Necessary Conditions for Establishing a Settlement in the Judea, Samaria and Gaza Territories. Summary of the Opinion Concerning Unauthorized Outposts. T.Sasson Report at the Request of the Prime Minister Bureau on Outposts Focuses on Government Support. Foundation for Middle East Peace. 10 March, 2005.

железа и бетона вдоль западного берега р. Иордан и Иерусалима ведется не столько по соображениям безопасности, сколько с целью расширения границ Израиля»1.

Другой дискриминационный закон О гражданстве и въезде в Израиль (временное положение от 2003 г.) направлен на то, чтобы исключить возможность заключения брака между палестинцами оккупированных территорий и арабскими гражданами Израиля, а также ограничить посещение арабами родственников, проживающих в Израиле.

По соглашению «Вай» (1998 г.) между израильским правительством и ООП 16 665 гектаров Западного берега были объявлены «зелеными районами» или заповедниками. В соответствии с соглашением, возделывание земли и проведение каких-либо-других работ в заповедных зонах исключалось. Однако в зоне С, контролируемой по соглашениям «Осло-1» и «Осло-2» Израилем, 49,348 гектаров (8,7% Западного берега) были включены

в состав заповедников и полностью закрыты для палестинцев2.

В целях закрепления за Израилем земли на Западном берегу привлекается даже археология. Найденные в ходе раскопок древние постройки, особенно останки синагог и захоронений, свидетельства хозяйственной деятельности древних иудеев (водосборники, маслодавильни, мукомольные жернова и т.п.) становятся поводом для объявления того или иного участка местом, представляющим особую ценность для истории и культуры Израиля. Особенно много таких мест в пригородах Наблуса, Вифлеема, Хеврона и, конечно, Иерусалима. Даже представители христианских конфессий, которые имеют свои участки на территории ПНА, зачастую отказываются от ведения археологических

1. McGreal C. Israelis use barrier and 55-year-old law to quietly seize Palestinians' land. «The Guardian», 31.01.2005.

2. The humanitarian impact on Palestinians of Israeli settlements and other infrastructure in the West Bank... Р. 45.

работ из-за опасения, что обнаруженные исторические памятники могут быть использованы израильскими властями в качестве предлога для предъявления претензий на земельную собственность зарубежных религиозных миссий. Представляется очевидным,

что и «Ликуд» под руководством А.Шарона и созданная им партия «Кадима» накануне последних парламентских выборов 2006 г. во главе с нынешним премьером Э.Ольмертом последовательно идут по пути закрепления за Израилем территорий с преимущественно еврейским населением. Свидетельство тому - разработанный Э.Ольмертом в самом начале своего пребывания на посту премьер-министра так называемый «план конвергенции», полностью выдержанный в духе основных принципов плана А.Шарона одностороннего размежевания с Газой. Ниже приводятся основные положения этого плана:

1. «Концентрация еврейского населения. Предполагается, что от 50 до 100 тысяч израильских граждан, чьи дома находятся на Западном берегу, будут эвакуированы; от 50 до 100 поселений, в которых они сейчас проживают, будут ликвидированы.

2. Непрерывность палестинской территории. Территории, на которых сейчас находятся подлежащие ликвидации поселения, а также прилегающие к ним районы, будут в одностороннем порядке переданы Израилем под контроль Палестинской администрации. Израиль сохранит военный контроль над оставшимися еврейскими поселениями, включая незаселенные и пустынные районы Западного берега. После вывода израильских войск эти районы также будут переданы под палестинский контроль. Таким образом, с географической точки зрения будет обеспечена территориальная непрерывность всех районов, где будет осуществлять управление Палестинская администрация.

3. Передислокация израильских военных частей к некоторым районам стратегического значения и зонам безопасности, находящимся вблизи от

линии перемирия, достигнутого в 1949 г. В настоящее время вооруженные силы ЦАХАЛ («Армия обороны Израиля») занимают такие позиции, которые позволяют им осуществлять эффективный контроль над всеми магистралями и стратегическими высотами Западного берега. По мере эвакуации поселений части ЦАХАЛ будут передислоцированы или укомплектованы в отдельные гарнизоны. Они будут располагаться в непосредственной близости от барьера безопасности, который станет естественным водоразделом между Израилем и блоками поселений, с одной стороны, и Западным берегом - с другой. В течение всего переходного периода Израиль будет обеспечивать безопасность в Иорданской долине, т.е. на границе с Хашимитским королевством Иордания.

4. Обеспечение стабильной безопасности в результате строительства барьера безопасности. Предусматривается завершение строительства барьера безопасности. На заключительном этапе строительства линия бартера будет проложена таким образом, что за заградительными сооружениями останутся все блоки поселений и поселения, которые не подлежат ликвидации в соответствии с планом конвергенции. Эти поселения займут 5-10% территории Западного берега. По завершении эвакуации израильских граждан и ликвидации поселений Израиль провозгласит барьер безопасности временной политической границей. За линией похождения барьера безопасности не будет израильского гражданского присутствия, однако здесь Израиль сохранит свое военное присутствие.

5. Уход Израиля из районов плотной концентрации арабского населения Иерусалима. Израиль пойдет на уступку и откажется от требования о распространении своего суверенитета на районы плотной концентрации

арабского населения в южной, северной и восточной частях Иерусалима»1.

Администрация американского президента Дж.Буша в категоричной форме отказались от поддержки инициативы Э.Ольмерта, расценив ее шагом

1. Glick Caroline B. Ehud Olmert's "Convergence" Plan for the West Bank and U.S. Middle East Policy. The Center for Security Policy, Washington, Occasional papers series, April 2006, № 9, P.3-4.

на пути односторонней демаркации Израилем границы с ПНА. В настоящее время правительство пытается внести коррективы в «план конвергенции» с

учетом требований США и ряда старн Евросо1юза. Изложенное выше

доказывает, что стратегическая линия всех израильских правительств за последние сорок лет направлена на распространение и закрепление суверенитета Израиля на оккупированных палестинских территориях. В этой политике еврейским поселениям отводится ключевая роль. Отступление из сектора Газа и эвакуацию четырех изолированных поселений на Западном берегу следует рассматривать как тактический шаг. В докладе Комиссии ООН по правам человека, прозвучавшем на 60-ой сессии Генеральной Ассамблее в августе 2005 г., был сделан справедливый вывод: «Уход еврейских поселенцев из Газы... никоим образом не влияет на израильский контроль над этой территорией, который будет сохраняться и впредь. Таким образом, Израиль остается оккупирующей державой по отношению к Газе, на которую будут распространяться нормы международного гуманитарного права, применимые к оккупированной территории... Эти действия... еще больше отвлекут внимание

международного сообщества от территориальной экспанс ии Израиля на

Западном берегу». Перечисленные выше пункты плана Э.Ольмерта не оставляют сомнений в том, что его правительство намеренно продолжать политику на сохранение израильского присутствия на Западном берегу и Голанских высотах. В этой связи, строящийся «барьер безопасности» в понимании израильских политиков является заграждением, отделяющим территории с преимущественно еврейским населением от территорий, где палестинское население составляет несомненное большинство. С учетом

1. MIG-news, 13.06.2006.

2. UN General Assembly. Israeli practices affecting the human rights of the Palestinian people in the Occupied Palestinian Territory, including East Jerusalem, August 18, 2005. Документ A/60/271.

того, что более 50 еврейских поселений с населением 52 тыс. человек остаются на палестинской стороне стены, Израиль будет и впредь использовать прежние свои аргументы о необходимости обеспечения безопасности поселенцев и условий для естественного расширения поселений с целью дальнейшей «депалестинизации» Западного берега и окончательного подрыва жизнеспособности и территориального единства палестинских территорий. Дополнительным стимулом для активизации этой политики, безусловно, является отказ администрации США и стран Евросоюза сотрудничать с лидерами ХАМАС, законно возглавивших Палестинскую администрацию после победы на выборах 2006 г.Таким образом,

строительство разделительной стены, идущее параллельно с расширением поселений, означает де-факто окончательный отказ Израиля от границ, существовавших на 4 июня 1967 г., аннексию и распространение израильского суверенитета на десятую часть палестинских территорий, расположенных между стеной и «зеленой линией», и сохранение израильского контроля над остальной частью палестинских территорий на Западном берегу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.