2003.04.006. УЭНГ М. СТИМУЛЫ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ. WANG M. The motivations behind China's government-initiated industrial investments overseas // Pacific affairs. — Vancouver, 2002. — Vol.75, N 2. - P.187—206.
Сотрудник Мельбурнского университета (Австралия) отмечает, что к середине 90-х годов КНР превратилась во второго по величине импортера прямых иностранных инвестиций, которые сыграли роль катализатора в процессе создания рыночной экономики в стране. В то же время КНР стала активно осуществлять прямые зарубежные и вестиции (ПЗИ) и с начала 90-х годов превратилась в крупнейшего зарубежного инвестора среди развивающихся стран (РС). Китайские ПЗИ стимулируются правительством и осуществляются преимущественно государственными предприятиями.
Традиционно, пишет автор, к числу основных факторов, определяющих масштабы ПЗИ, относятся экономическая, политическая и социальная стабильность в странах-реципиентах, благоприятные условия для деятельности зарубежных филиалов на рынках этих стран, их налоговая политика и структура рынков; наличие и доступ к ресурсам (сырья и рабочей силы) и инфраструктуре. Однако, отмечает автор, анализ этих факторов носит слишком общий характер и не позволяет объяснить причины осуществления конкретных ПЗИ. Он рассматривает четыре типа ПЗИ, осуществляемых южноазиатскими странами: 1) ПЗИ крупных промыш-ленных групп в относительно продвинутых отраслях (электронике, автомобилестроении, химической промышленности), эти ПЗИ направляются в азиатские страны, поскольку их технологический уровень ниже уровня ПЗИ западных промышленно развитых стран (ПРС) и Японии; 2) ПЗИ многоотраслевых конгломератов из Гонконга, Малайзии, Сингапура, направляемые преимущественно в такие сферы, как финансы, туризм, строительство; 3) ПЗИ малых и средних предприятий, направляемые в соседние страны; эти инвестиции являются результатом процесса регионализации; 4) ПЗИ китайских государственных предприятий, которые со временем будут относиться к одной из трех вышеназванных категорий.
Два фактора являются общими для всех четырех категорий ПЗИ: рост издержек производства в стране происхождения и растущие экономические возможности Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР). В отличие от ПЗИ южноазиатских стран, ПЗИ Японии были ориентированы на завоевание иностранных рынков, получение доступа к природным ресурсам (в конце 70-х годов), к патентам и другим видам информации (в начале 90-х годов), на поиск стратегических активов и создание глобальной системы (в конце 90-х годов). В регионе Юго-Восточной Азии японские ПЗИ создали производственные цепочки, объединяющие Японию с азиатскими новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН, КНР и Вьетнамом.
Во многих РС большую роль в осуществлении ПЗИ играет государство. Например, ТНК, работающие в сфере информации на Тайване и в строительной индустрии в Южной Корее, получают специальные налоговые и финансовые льготы для поддержания своих позиций на мировых рынках. Правительства НИС часто проводят политику интернационализации своих фирм. Так, правительство Сингапура с 1993 г. поощряет свои фирмы к инвестированию в азиатские страны с целью выполнения реги-ональных программ. Особенно велика роль государства в интернационализации китайских компаний. Географические и отраслевые направления китайских ПЗИ определяются исключительно правительством в соответствии с его долгосрочной стратегией. Китайское правительство заинтересовано в развитии обрабатывающих отраслей промышленности и в осуществлении ПЗИ в соответствии с принципом «двавида ресурсов и два рынка», что означает ориентацию как на национальные, так и на мировые рынки и использование стратегических ресурсов (сырья, ноу-хау, капитала, информации) как на страновом уровне, так и в глобальном масштабе. Приоритетной целью правительства КНР является поощрение предприятий к завоеванию большей доли мировых рынков и к расширению доступа к иностранному капиталу, технологии и ноу-хау.
Ответственными за осуществление китайских ПЗИ являются два ведомства: Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества и Государственная комиссия по экономике и торговле. Последняя оценивает предлагаемый государственным предприятием проект ПЗИ, а также деловой статус материнской фирмы (производственную структуру, имеющийся капитал, размер инвестиций и др.). Затем Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества проверяет, включена ли предполагаемая страна размещения в список приоритетных географических направлений, а также
оценивает перспективы развития рынков этой страны и ее политическую стабильность.
Китайские ПЗИ, в отличие от ПЗИ других азиатских стран, не концентрируются в азиатском регионе. До 1990 г. основными географическими направлениями китайских ПЗИ были США (28,1%) и Австралия (30,1%) (с.197). В 90-е годы главной страной размещения китайских ПЗИ становится Канада (в 1991—1997 гг. на ее долю приходилось 22,6%) (с.196). Китайские компании инвестируют преимущественно в добывающие отрасли промышленности (нефть и газ, минеральное сырье, лес), а также в гостиничный бизнес. С 1990 г. к приоритетным направлениям относятся страны Азии, Африки, Южной Америки и бывшего СССР. Из 100 предприятий, осуществляющих ПЗИ и обследованных в 2000 г., 52% назвали приоритетными направлениями страны Африки и Юго-Восточной Азии. Отличительной особенностью китайских предприятий, осуществляющих ПЗИ, является небольшой размер инвестиций. Например, в 1997 г. из 2140 обследованных предприятий только 100 инвестировали более 5 млн. долл. каждое. Средний размер инвестиционного проекта составлял 1,2 млн. долл. (в ПРС — 6 млн. долл.) (с.197).
Анализируя стимулы к осуществлению китайских ПЗИ, автор отмечает, что они схожи со стимулами, имевшими место в Японии в 60-е и 90-е годы: обеспечение природными ресурсами и использование иностранных рынков. Однако в КНР действуют и другие стимулы, отражающие стратегию страны. Одним из «чисто китайских» стимулов является вялый внутренний спрос, вынуждающий предприятия машиностроения и электронного оборудования стремиться на мировые рынки. В результате двух десятилетий индустриализации производственные мощности КНР превысили возможности ее внутреннего спроса. В настоящее время 500 видов промышленных товаров производится с использованием 60% производственных мощностей; 40% производственных мощностей в текстильной промышленности и свыше 60% в производстве телевизоров являются избыточными (с.200). Опрос 100 китайских предприятий, осуществляющих ПЗИ, проведенный в 2000 г., показал, что главными мотивами инвестирования за рубежом являются: завоевание иностранных рынков (47,1%), получение более высокого дохода (16,9), вялый внутренний спрос в КНР (14,5), желание экспортировать в третьи страны (12,1),
высокая конкуренция в отношении китайского экспорта (9,3%) (с.202).
Зарубежные предприятия помогают китайским компаниям обойти жесткие тарифные барьеры, установленные в отношении китайских товаров, например в США. Многие китайские компании создавали свои предприятия в странах Северной Америки и Западной Европы, с тем чтобы проникнуть в региональные торговые и экономические блоки (НАФТА и ЕС) до завершения процесса их формирования, так как в дальнейшем доступ китайским товарам в отдельные страны этих блоков стал ограничиваться. Некоторые китайские компании создавали сборочные линии за рубежом для производства товаров, предназначенных для местных рынков и рынков третьих стран. Так, Шанхайская компания по производству велосипедов (Shanghai Bicycle Group) создала два предприятия в Бразилии и одно совместное предприятие (СП) в Гане для поставки своей продукции на местные рынки и рынки соседних стран. К стимулам ПЗИ относится и получение доступа к новейшим технологиям и патентам через создание СП в других странах, так как доступ к этим технологиям через СП, созданные в Китае, ограничен: он жестко контролируется иностранными ТНК. В заключение автор подчеркивает, что главной особенностью китайских ПЗИ является значительная роль государства. Китайские ПЗИ являются элементом процесса экономической перестройки, в которой государство играет определяющую роль. В перспективе китайское правительство планирует переход от малых инвестиционных проектов к созданию крупных групп зарубежных предприятий.
Н.Н.Иванова
2003.04.007. КАРДОНА М., ФАРНУ М. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОДЕКСЫ И СТАНДАРТЫ: ПРИОРИТЕТ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ.
CARDONA M., FARNOUX M. Codes et standards internationaux: Enjeux et priorites pour la stabilite financiere // Rev. de la stabilite fin. — P., 2002. - № 11. - P.143-155.
Гармоничное развитие мировой экономики во все большей степени зависит от принятия и соблюдения странами единых норм и правил в кредитно-финансовой сфере. Разработкой международных кодексов и стандартов, определяющих совокупность общепризнан-