ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 339; 339.977; 338.1
решоринг: проблемы и перспективы для россии и китая
л. с. шаховская,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории E-mail: [email protected]
Я. С. МАТКОВСКАЯ,
доктор экономических наук,
профессор кафедры мировой экономики
и экономической теории
E-mail: [email protected]
Волгоградский государственный
технический университет
В статье рассмотрены вопросы решоринга, изучены перспективы и тенденции этого явления, дана оценка его опасности для России и КНР. Авторами проведено исследование зарубежных источников и мнений и определены перспективы и риски для России.
Цель работы состояла в выявлении предпосылок, содержания и последствий решоринга для России и Китая. Задачи работы заключались в анализе позиций западных политиков и ученых относительно инициативы решоринга, исследовании реальности намерений для решоринга, изучении причинно-следственных связей в формировании решоринговой инициативы со стороны ЕС и США, анализе последствий решоринга для экономики КНР, прогнозировании последствий решоринга и определении стратегии развития промышленности для России. С помощью методов синтеза и компаративного анализа исследованы дифференцирующиеся позиции в отношении решоринга ЕС и США и последствия решоринга для КНР и России.
Выявлена реальная картина процессов, происходящих в современной мировой экономике, тенденции и перспективы развития международного разделения труда и процессов глобализации. Сделан вывод о том, что решоринг - это объективное явление,
отвечающее намерениям ЕС и США, которые в ближайшее время обретут нормативно-институциональный базис и выразятся в реальной экономической политике развитых стран. В связи с этим КНР следует пересмотреть политику ценообразования на ресурсы, а России - развивать собственный креативный потенциал и создавать условия для развития отечественного наукоемкого бизнеса, учась у Запада и у КНР коммерциализировать инновации.
Ключевые слова: решоринг, реиндустриализа-ция, иностранный капитал, экономика США, экономика КНР, экономика России, коммерциализация, ТНК
Концепция решоринга1, озвученная рядом западных политических деятелей и компаний, фактически представляется ими как новая ключевая тенденция развития экономики в XX в. В этом легко убедиться, ознакомившись с их позицией, заявленной публично на международном уровне.
Во-первых, стоит обратить внимание на опубликованную в Wall Street Journal статью международ-
1 Решоринг (англ. re-shoring) - процесс возврата выведенных за рубеж производств.
ного коллектива авторов - Х.М. Сориа (Испания), А.С. Перейра (Португалия), К. Пассера (Италия), А. Монтебура (Франция), Ф. Реслера (Германия), являющихся министрами государств - членов Европейского союза, под названием «Новая индустриальная политика Европы». В этой статье прямо указывается на серьезные опасения, которые вызывает повышение влияния со стороны развивающихся государств на функционирование цепочек формирования ценностей, которые к тому же начинают диктовать свои «правила игры». Кроме того, там же сделана оценка мощи и способности экономики ЕС осуществлять решоринг, и озвучен призыв производить товары на европейских производственных мощностях [15].
Во-вторых, большой политический и общественный резонанс вызвало в 2014 г. выступление Д. Кэмерона на Мировом экономическом форуме и ряд последующих его интервью по этой же проблеме, в которых премьер-министр Великобритании заявил, что «...это - шанс для Британии стать нацией, осуществившей решоринг. Европе нужно действовать сейчас, чтобы воспользоваться возможностями решоринга. Самое мрачное видение: Восток выигрывает в то время, как Запад проигрывает; рабочие проигрывают, в то время как выигрывают машины. Я не верю, что это должно идти таким путем» [23].
В-третьих, еще в 2012 г. консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG) провела исследование, по результатам которого был сделан вывод, что 37% крупных американских компаний готовы и начинают процесс возвращения в страну производств из других стран, в первую очередь - из КНР. Еще 48% крупных компаний из других стран заявили, что также вынашивают такие планы.
В-четвертых, в результате проведенного авторами анализа интернет-ресурсов, связанных с решорингом, обнаружен работающий с 2010 г. американский портал The Reshoring Initiative, основанный Г. Мозером. В качестве своей миссии этот инициативный институт декларирует следующие цели: «Принести назад в Соединенные Штаты хорошие и хорошо оплачиваемые рабочие места в производство, помогая компаниям более точно оценить общую стоимость периферии и переключить коллективное мышление от офшоринга из-за дешевизны отдельных ресурсов к пользе, получаемой от полной цены собственности». При этом The Reshoring Initiative, будучи некоммерческим проектом, предоставляет бесплатное программное обеспечение сравнительного анализа полной стои-
мости (Total Cost of Ownership, TCO), позволяющее оценивать эффективность офшоринга [24].
Обратим внимание и на то, что руководитель The Reshoring Initiative Г. Мозер фактически победил в дебатах на страницах журнала The Economist по поводу того, что ТНК должны поддерживать свое активное присутствие в странах их происхождения и что инвестиции в производство в отечественной экономике должны рассматриваться как приоритетные для США [22]. Считается, что эта победа стала его серьезным достижением, поскольку большинство читателей The Economist придерживаются позиции невмешательства в политику свободных рынков и ориентированы на долгосрочную 100%-ную максимизацию прибыли, что является абсолютной ценностью для акционеров крупных корпораций [25].
При желании можно найти и другие источники, подтверждающие инициативу решоринга со стороны крупнейших западных производителей, направленную на возвращение своих производств в места их первоначального становления. В связи с этим очень важно определить, насколько решоринг вообще возможен, каковы его возможные результаты для развивающихся стран, что он даст мировой экономике и какие угрозы или выгоды этот процесс несет для России?
Первое, что следует выяснить, не являются ли все заявления о решоринге всего лишь декларацией, а не твердым решением правительств европейских стран и США, которое они намерены в скором будущем воплотить в жизнь? Принять, что такие заявления не являются угрозой для развивающихся стран, а служат лишь напоминанием о том, что значительная часть их ВВП создается именно западными компаниями, было бы весьма опрометчиво. Кроме того, нельзя упускать из виду, что такие заявления являются мощным инструментом формирования общественного мнения внутри стран Европы и США о том, что их правительства предпринимают шаги по преодолению последствий глобального экономического кризиса, и в частности собираются сократить безработицу в этих странах именно за счет решоринга.
Косвенные доказательства реальности намерений о проведении решоринга имеются, в первую очередь - это упомянутые данные об опросах, проведенных BCG. В пресс-релизе компании, изданном 15 ноября 2012 г., приводятся результаты опросов, которые показывают, что, во-первых, более 80% американских потребителей и более 60% китайских
-36 (273) - 2014-
готовы платить за товары, сделанные в США, а не в Китае. Аналогичные результаты показали исследования германского и французского потребительских рынков. Во-вторых, почти две трети потребителей из США готовы доплачивать от 10 до 60% от стоимости десяти «ключевых категорий продуктов», которые были проверены в США (в том числе за детское питание, одежду, электронику), а китайские потребители - от 10 до 80%.
Вывод, который делает BCG, состоит в том, что экономика США улучшила свою конкурентоспособность по цене в сравнении с КНР и ЕС. В дальнейшем американский экспорт в результате решоринга позволит создать в США от 2,5 до 5 млн рабочих мест [26].
Фактически, если европейские экономисты видят в реализации стратегии решоринга, главным образом, возможность приближения промышленных мощностей к дислоцированию центров НИ-ОКР, то американские специалисты видят в этом и возможность получения дополнительной прибыли от использования лейбла «Made in USA». Примеры уже состоявшего решоринга некоторых американских компаний приведены в таблице.
Факты подтверждают, что уже 250 американских компаний осуществили решоринг. Это доказывает его выгоду, поскольку позволяет в современных условиях минимизировать издержки, связанные с транспортными расходами на морские перевозки,
увеличением заработной платы в КНР. Кроме того, сохраняется невысокое доверие к марке «Сделано в Китае» и, напротив, высокое - к «Сделано в США». Оценка эффективности цепочек перераспределения ценностей американскими товаропроизводителями и решоринга их производств в США подробно рассматривается некоторыми американскими экономистами в качестве современного тренда в промышленной политике развитых стран [25].
В свою очередь, европейцы видят в решоринге еще и способ потенциального снижения безработицы, ведь за период с 2008 по 2013 г. в странах ЕС было ликвидировано 3 млн рабочих мест, а промышленное производство снизилось на 10%. Лидеры ведущих государств Европы прямо заявляют: «Наш будущий успех зависит от наличия сильной, диверсифицированной и устойчивой модели роста, где промышленность играет ключевую роль как важнейший источник рабочих мест, инвестиций, инноваций и квалифицированных кадров... Наши студенты, исследователи, работники и предприниматели должны активно участвовать в процессах смены экономических тенденций, разрабатывать и внедрять инновации. А государства должны взять на себя ответственность за меры по усилению наших компаний и деловой среды, в которой они действуют» [15].
Анализируя приведенные данные и мнения, можно сделать вывод, что решоринг, особенно в
Компании-производители США, осуществившие решоринг к 2013 г.
Компания Продукция Страна первоначального размещения производства Размещение производства в результате решоринга
Apple Компьютеры Китай США
Digital Innovations Электронные устройства Китай США, штат Калифорния, Средний Запад
Electrolux Бытовая техника Канада США, штат Теннеси
Farouk Systems Бытовая техника Китай США, штат Техас
Foxconn LCD-телевизоры, мониторы Китай, Тайвань США, штаты Калифорния, Мичиган
GE Бытовая техника Китай США, штат Кентукки
Google Мобильные телефоны Китай США, штат Калифорния
Lenovo Компьютеры Азия США, штат Калифорния
Lightsaver technologies Осветительные приборы Китай США, штат Калифорния
Morey Corp. Печатные платы Китай США, штат Калифорния
NCR Банкоматы Китай, Индия, Бразилия США, штат Джорджия
Neutex Осветительные приборы Китай США, штат Техас
NV3 Зарядные устройства Азия США, штат Мэриленд
Seesmart Осветительные приборы Китай США, штат Калифорния
Suarez Corp (SCI) Бытовая техника, электрическое оборудование Китай США, штат Огайо
Whirlpool Бытовая техника Китай США, штат Огайо
Источник: [25].
отношении американской экономики, - это реальный процесс, имеющий под собой финансовые обоснования и уже запущенный в действие. Его ориентирами являются не только приближение к месту реализации НИОКР и развитию потребительской ценности бренда «Сделано в США», но и реальные намерения компаний с оборотом до 1 млрд долл., которые планируют завершить решоринг к 2015 г. При этом американский проект решоринга ориентирован именно на КНР, а не на Японию или Южную Корею, где также расположены производственные мощности американских компаний. Кстати, в Европе тоже обратили внимание на значимость продвижения бренда «Сделано в ЕС», о чем было сообщено в Коммюнике Европейского союза «За европейский промышленный ренессанс», озвученном на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2014 г. [28].
Следует обратить внимание на то, что идея о возвращении производств ТНК к местам их происхождения на разных континентах называется по-разному: в США - это решоринг (re-shoring как противоположность офшору - offshore), в Европе -реиндустриализация. С одной стороны, это может выглядеть терминологической неопределенностью, а с другой - вероятно, разными направлениями реализации данной концепции. В связи с этим руководство ЕС главный ориентир видит в том, что следует вернуть повышенное внимание к роли промышленности в развитии экономики (в частности, это мнение депутата Европарламента Д. Хюрбнера). В рамках Европейской стратегии 2020 (Europe 2020 Strategy) комиссия ЕС заявила о намерениях разработать промышленную политику, создающую наилучшие условия для сохранения и развития сильной, конкурентоспособной и диверсифицированной промышленной базы в Европе [18]. Кроме того, в сообщении, опубликованном данной комиссией осенью 2012 г., указывается, что она стремится переломить снижение роли промышленности в Европе с нынешнего уровня (около 16% ВВП) до 20% к 2020 г. [20].
Продолжая сравнивать позиции Европы и США в отношении решоринга (рениндустриали-заци), следует отметить, что европейским странам будет сложнее добиться возвращения производств на свою территорию, поскольку это потребует как модернизации нормативно-правовой базы, ориентированной на поддержку бизнеса, развития гибкости на рынке труда, снижения налогов, так и активного развития собственной энергетики.
Отмечаемая разница в отношении к процессу решоринга наглядно демонстрирует как глубокую дифференциацию между моделями социально-экономического развития, так и общность, характеризующую главные тенденции развития мировой экономики. Общие тенденции, характерные для США и ЕС, породили несколько причин для решоринга (реиндустриализации).
Во-первых, это причины энергетические, состоящие в том, что внутренние цены на газ в США снизились за счет разработки сланцевых месторождений и поиска новых рынков сбыта. В качестве потребителей такого газа США видят Европу и Китай, и развитию партнерских программ с ними по строительству регазификационных терминалов придают очень большое значение.
Во-вторых, это причины экономической безопасности США и Европейского союза (вернее, НАТО), объясняющиеся ростом влияния КНР на мировую экономику и международную политику, которое усиливается в результате сближения с Россией.
В-третьих, это насущная необходимость оживления собственной экономики после финансового кризиса и перехода на новый этап развития.
В-четвертых, это необходимость повышения заработной платы в Китае и рост цен на морские перевозки. Так, по данным портала The Reshoring Initiative, заработная плата китайского рабочего ежегодно растет на 15-18%, в то время как американского - только на 3%, причем производительность труда в США во много раз выше, чем в Китае [21]. По данным BCG, если в 2000 г. средняя почасовая оплата в КНР составляла 0,5 долл., то к 2015 г. ее размер прогнозируется до уровня в 4,5 долл. [2].
В соответствии с приведенными данными, следует считать, что решоринг (реиндустриализация) -это намерения, которые в ближайшее время, скорее всего, обретут нормативно-институциональный базис и выразятся в реальной экономической политике развитых стран. Вследствие этого необходимо обратить внимание на КНР как главный объект американского решоринга и попытаться оценить, насколько данный процесс опасен для этой страны, и как Россия может нивелировать отрицательные последствия политики решоринга, если они ее коснутся.
Анализируя эту проблему, авторы выявили неоднозначность ситуации. Дело в том, что иностранный капитал уже давно занимает лидирующее место в китайской экономике. В связи с этим пра-
-36 (273) - 2014-
вительство КНР не раз применяло меры по защите от превалирования иностранного капитала и монополизации им национальной экономики. Для этого применялись специальные меры, например так называемая экономическая конституция, вступившая в силу в 2008 г. и предполагающая ограничения для слияний и поглощений, осуществляемых ТНК и наносящих вред китайской экономике и справедливой конкуренции. В общественных кругах Китая до сих пор ведется начавшаяся еще в 1990-х гг. дискуссия о том, стоит ли создавать для иностранных инвесторов более привлекательные условия, чем для отечественных? Правительство КНР не раз задумывалось о том, чтобы активизировать процессы получения технологических знаний и производства товаров на их основе китайскими производителями, и принимало соответствующие меры [1].
Иными словами, китайская экономика далеко не всегда получает выгоды от присутствия иностранного капитала, тем более, что, по некоторым оценкам, из существующих в Китае 40 секторов промышленности в 9 рынок контролировался иностранным капиталом более чем на 40%, а в 4 - более чем наполовину. Так, в сфере коммуникационного оборудования, компьютеров и других электронных товаров зарубежный капитал занимает 83,5%, в приборостроении и производстве канцелярского оборудования - 66,9, в производстве культурно-бытовых и спортивных товаров - 61,4, в мебельной промышленности - 55,4, в производстве кожаных и меховых изделий - 52,9% [1].
Однако большая часть иностранного капитала в Китае имеет азиатское, а не европейское происхождение, что же касается американского и европейского капиталов, то их доля с каждым годом сокращается. Так, по данным делового журнала China PRO, в июле 2013 г. в КНР функционировало 442 000 предприятий с иностранным капиталом, причем, по данным Государственного промышлен-но-торгового административного управления КНР, по сравнению с 2012 г. их количество выросло всего на 0,26% [3].
Кроме того, совсем недавно (в 2012 г.) Китай установил рекорд по привлеченному иностранному капиталу: в сфере услуг иностранные инвестиции занимали более 47%. В 2011 г. в КНР было зарегистрировано на 1,12% компаний с иностранным капиталом больше, чем в 2010 г., а объем привлеченных в Китай инвестиций от ближайших соседей составил 100,517 млрд долл. (из США - 2,995 млрд долл., из ЕС - 6,348 млрд долл.). Это немалые сум-
мы, однако объемы инвестиций в экономику КНР из США и стран ЕС снизились. Так, в 2011 г. они сократились на 26% из США, и на 3,6% - из ЕС, в то время как иностранные инвестиции из других стран, географически относящихся к Юго-Восточной Азии, напротив, продолжают расти [3].
Таким образом, при снижении объемов инвестиций со стороны США и ЕС валовые иностранные инвестиции в экономику Китая продолжают расти [5]. По данным Министерства коммерции КНР, в начале 2014 г. объем иностранных инвестиций возрос более чем на 16% по сравнению с тем же периодом 2013 г. и составил 10,763 млрд долл. На 57% выросли иностранные инвестиции в сферу услуг и почти на 22% - в производственные секторы. Только за январь 2014 г. в КНР из США поступило 369 млн долл., а из стран ЕС - 482 млн долл., но, как и в 2011 г., эти показатели постепенно снижаются [5].
Итак, мнение о том, что китайская экономика полностью зависит от американского и европейского капиталов, подвергается серьезным сомнениям, как и то, что для экономики КНР фактор решоринга западного капитала окажется существенно значимым. Конечно, так могло бы произойти, если бы за репатриацией западных капиталов последовало и возвращение «на родину» капиталов азиатских, однако этого не происходит, напротив, их приток в Китай только увеличивается!
Кроме того, значительное число иностранных инвесторов только формально являются нерезидентами, поскольку в КНР достаточно большое количество компаний зарегистрировано за пределами этой страны. Из этого следует, что решоринг пока не стал серьезной проблемой для Китая, в то время как значимыми для него являются другие факторы, а именно: монополизация иностранным капиталом ряда промышленных секторов, а также неполная реализация программы «технологии в обмен на рынки». В ряде китайских источников прямо указывается на то, что полноценный доступ к технологиям, при помощи которых осуществляется производство товаров на территории КНР, так и не открыт. Таким образом, решоринг (реиндустриали-зация) - это не что иное, как новая интерпретация идеи о том, что сложная, новая, технологичная продукция должна производиться дома, на Западе, а на Востоке необходимо производить продукцию простую, более понятную азиатам.
Вместе с тем процесс решоринга пока еще является обратимым, поскольку все обоснования того, что производить внутри США и ЕС выгод-
-36 (273) - 2014-
нее, строятся на том, что экономика КНР остается в стабильном состоянии, и цены на ресурсы в ней имеют тенденцию к росту. Между тем китайское правительство всегда вело себя в отношении макроэкономического регулирования достаточно гибко, и не исключено, что оно так же гибко среагирует и на процессы решоринга, осуществив ряд мер по снижению стоимости ресурсов. И тогда экономическая реальность заставит западные компании остановить процесс решоринга и вернуться к офшорным схемам производства своей продукции.
Возможен и другой сценарий, состоящий в том, что КНР не будет создавать новых экономических стимулов для сохранения иностранных производств в своей стране, позволив иностранному капиталу покинуть ее территорию. В таком случае производственные площади останутся на территории КНР, и китайские предприниматели смогут создавать на них продукцию, которая уже по праву будет считаться не собранной, а произведенной именно в КНР. Реалистичность этого сценария основывается на том, что за последние годы потребительская ценность и качество товаров, произведенных в Китае, выросли.
В связи с этим вполне справедливо и то, что кроме КНР американское производство может быть размещено, например, в Мексике. Партнер BCG М. Зинсер в этой связи отметил, что к 2015 г. средняя стоимость производства в Мексике будет на 6% ниже, чем в Китае, и на 20-30% ниже, чем в Японии, Германии, Италии и Бельгии [2].
Какой же общий методологический вывод следует сделать России из этой ситуации? На взгляд авторов, он состоит в том, что необходимо вернуться от географического к рыночному подходу при формировании кластеров в современной России. Ориентируясь преимущественно на географический критерий, исследователи обычно игнорируют объективный фактор территориальной емкости потребительских рынков, а значит, недооценивают эффективность сбытовых каналов реализации продукции. Глобализация экономики привела к тому, что издержки на доставку продукции к потребителю могут оказаться значительно выше, чем издержки на ее производство. Неслучайно крупные компании-производители переносят сборочные производства в регионы, близкие к потребителям их продукции, что существенно увеличивает ее сбыт.
Благодаря иностранным инвестициям Китай из некогда экономически отсталой сельскохозяйственной страны с низкой технологической оснащен-
ностью производства превратился в промышленно развитую державу, располагающую значительными золотовалютными резервами, космическим потенциалом и атомным оружием, способную оказывать экономическое и политическое влияние на мировое сообщество. Проанализированные авторами данные международных экономических организаций и рейтинговых агентств, оценивавших инновационный потенциал КНР, несколько противоречивы. С одной стороны, мировое экономическое сообщество вполне обоснованно говорит о «китайском экономическом чуде», а с другой - о том, что далеко не все макроэкономические и институциональные показатели КНР свидетельствуют о том, что ее экономика инновационна, а ее НИС - эффективна.
Так, согласно рейтингу The Global Innovation Index за 2013 г., КНР по этим показателям занимает 35-е место в мире, а Россия - 62-е [4]. Из этого следует, что ни Китай, ни Россия не могут считаться инновационными странами, хотя Китай к статусу «инновационной страны» значительно ближе, чем Россия. Китайская Народная Республика опережает Российскую Федерацию по абсолютному показателю численности персонала, занятого в научно-исследовательском секторе (в КНР исследованиями и разработками занимаются более 2,5 млн чел., а в РФ -около 0,84 млн чел.), при этом России величина внутренних затрат на НИОКР в 5,5 раза меньше, чем в Китае [16].
Параметры «неэффективности» НИС КНР предопределены рядом недостатков в его функционировании, которые критикуются как китайскими, так и западными учеными. Они состоят в том, что китайское государство достаточно долго ограничивало возможности китайского бизнеса в производстве высокотехнологичных товаров, что на многие годы сделало фундаментальную науку Китая недостаточно развитой в силу дефицита специалистов [17]. В 2005 г. в КНР были приняты основы государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006-2020 гг., которые дали повод для оптимизма о дальнейшей судьбе китайской науки. Более того, академия наук КНР заявила о том, что уже скоро появятся условия для прорыва в китайской науке.
Эти надежды китайских ученых вполне оправдались. В частности, в области разработки программ искусственного интеллекта мировое лидерство китайской науки уже признается. Помимо этого в КНР создана мощная лабораторная база для экспериментов в области физики, биологии, химии
-36 (273) - 2014-
и разработки интегральных схем [13]. Китай входит в число немногих стран, которые располагают необходимыми мощностями для производства и запуска искусственных спутников, использования новых космических технологий, включая создание микрореактивного космического двигателя. Значительные достижения принадлежат китайской науке в области биотехнологий и «зеленых технологий». Все эти успехи позволяют президенту академии наук КНР Лу Юн Сяну надеяться на то, что в течение 20-30 лет китайские ученые станут авторами фундаментальных научных открытий, сопоставимых по значимости с теорией относительности и квантовой теорией, получат «прорывные» результаты в области прикладной математики, нанотехнологий, бионики, геологии и экологии [13]. В то же время Китай все еще отстает от ряда стран по показателю патентования, в частности от России - в 2 раза, хотя руководством КНР и была определена самая важная задача на ближайшую перспективу - повысить число национальных патентов [13, 16].
Стратегическим выбором китайской экономики была и во многом остается имитация чужих изделий. По некоторым данным, именно из-за низких расходов на НИОКР темпы развития инноваций в КНР длительное время отставали от экономического роста, не говоря уже о наличии фундаментальных исследований. Некоторые китайские эксперты прямо указывают на сохраняющуюся утечку умов, непреодоленный дефицит «первоклассных» ученых, а также на то, что по численности ученых страна уступает ряду развивающихся стран, например Индии [13]. Таким образом, несмотря на наличие ряда достижений, способности КНР к самостоятельному инновационному развитию остаются недостаточными, и главными причинами этого являются [1]:
1) раздробленная и фрагментарная система НИОКР;
2) недостаточная взаимосвязь между коммерческим сектором и исследовательскими организациями, особенно в области фундаментальной науки;
3) невысокое финансирование НИОКР (в КНР на одного ученого тратится в 3 раза меньше средств, чем в США, и в 2 раза меньше, чем в Японии);
4) острый дефицит высококвалифицированных научных кадров в китайской экономике, хотя эта проблема уже начала решаться за счет реализации обширных программ по возврату
ученых, эмигрировавших в другие страны. Так, из отправленных в 1970-е гг. на учебу или стажировку за рубеж граждан КНР (около 700 тыс. чел.) почти три четверти вернулись обратно;
5) недостаточно развитый рынок капитала в КНР, существующие угрозы информационной безопасности этой страны и ее интеллектуальным ресурсам (до недавнего времени права на этот вид собственности фактически оставались слабо защищенными);
6) незначительная степень поощрения инициативы резидентов в освоении ввозных технологий, присущая инвестиционной модели, доминирующей в экономике КНР;
7) ориентация НИС КНР на экспериментальные разработки, а не на фундаментальные и прикладные исследования, недофинансирование фундаментальной науки;
8) слабые стимулы к НИОКР у государственных предприятий;
9) актуальная проблема «утечки умов», с которой власти КНР борются недостаточно эффективно. В качестве стимулирующих мер можно назвать разрешение китайским ученым свободно покидать страну и возвращаться в нее при условии выплаты налогов со средств, заработанных за рубежом. Кроме того, для таких ученых создаются парки развития и бизнес-инкубаторы, действуют специальные программы (например, «100 талантов»).
В структуре импорта Китая по-прежнему значительно превалирует количество ввозимого оборудования, например для производства автомобилей, медицинского оборудования, оптического волокна, телевизионной техники. По данным Всемирного экономического форума, Китай занимает 107-е место по уровню технологического развития и 71-е место - по способности промышленных предприятий к внедрению новых технологий [27].
Причинами такого положения дел исследователи считают доминирование в стране иностранного капитала и сведение прямых зарубежных инвестиций до «отверточного» производства, что не приводит к высокой эффективности в освоении и переработке иностранных технологий, как, например, у Южной Кореи и Японии. Кроме того, ориентация на сборочное производство порождает недостатки в системе освоения инновационных технологий, приводит к несовершенству системы управления импортом и нечеткой ее координации с государственными структурами, курирующими
-36 (273) - 2014-
технологическое развитие. Существенной причиной все еще остаются последствия «культурной революции» и низкий уровень стимулирования собственных НИОКР со стороны государства.
Что получит и что может сделать Россия, чтобы избежать негативных последствий такого решоринга (реиндустриализации)?
Российское экономическое сообщество совсем недавно заинтересовалось последствиями решо-ринга и заговорило о реиндустриализации в России. Эта заинтересованность проявляется на всех уровнях, от членов Правительства РФ до известных политических и экономических деятелей (что было подтверждено на Московском экономическом форуме 2014 года) [14]. Несколько заметных статей на эту тему появилось в российских аналитических изданиях [8-11]. Например, российский управляющий компанией Strategy Partners Group А. Идрисов отмечает, что задача реиндустриализации для нашей страны выглядит совсем иначе, чем для Европы. Для России решоринг (реиндустриализация) на фоне современного ее объема, несопоставимого с размерами советской индустрии, будет означать такие модели конкуренции, при которых российским промышленникам придется состязаться не только с азиатскими производителями, но и с американскими и европейскими, которые возвращают производства к себе. Все это будет происходить в условиях, когда США уже освоили технологии добычи сланцевого газа, цена на который на их территории ниже, чем мировые цены, в связи с чем США ищут способы освоения рынков Европы и КНР [12].
В числе мер, которые российские исследователи предлагают принять в нашей стране в условиях реализации западной политики решоринга, указываются «стимулирующее налогообложение и дешевые деньги», «поддержка спроса», «поддержка среднего бизнеса» и т.д. [12]. Все эти способы давно известны, вполне действенны, но не учитывают главного обстоятельства, из-за которого западные правительства и приняли решение о решоринге, - подорожание некогда дешевого трудового ресурса.
Экономистам следует признать, что экспорт капитала, вызванный глобализацией и транснационализацией, - процесс обратимый, поскольку, если случится полномасштабный возврат западного производства «на родину», то издержки, связанные с перемещением товаров, произведенных в ЕС и США, могут оказаться непосильными для потребителей в развивающихся странах. В результате экономический мир может стать многополярным,
и приобретение зарубежных (европейских, американских) товаров для большей части потребителей станет экономически нецелесообразным. Это приведет к сокращению рынков сбыта, а затем, возможно, и к обратным демаршам европейской и американской промышленности в развивающиеся страны, и в КНР в том числе.
Однако более точная, по мнению авторов, оценка происходящего состоит в том, что мировая экономика находится в поисках некоторого баланса, состоящего в определении оптимального соотношения производства товаров в офшоре и внутри страны. Кроме того, институциональные особенности экономики развитых государств сегодня таковы, что диктуют приоритетность не только экономической эффективности их развития, но и социальной эффективности их прогресса. Это означает, что есть возможность достижения определенного баланса.
Имеется еще одно важное обстоятельство, которое диктует нынешняя ситуация на глобальных рынках. Оно состоит в том, что одной из важнейших причин отказа от реиндустриализации является соображение о том, что доходы от успешной коммерциализации инновационных товаров и технологий получают не только развитые страны в связи с развитым экономическим шпионажем у западных ТНК со стороны КНР и других азиатских стран. Своими решениями о реиндустриализации, обоснованными прежде всего обновлением географической взаимосвязи между производством товаров и местом создания НИОКР, западные страны указывают новый ориентир в международном разделении труда. Этот ориентир заключается в том, что результаты эффективной коммерциализации инноваций должны принадлежать более развитым экономикам, которые их и разрабатывают, способствуя развитию системы международной защиты прав на интеллектуальную собственность.
Что же касается России, то проблем в этой ситуации у нашей страны только прибавится, что делает необходимым не только наращивание темпов промышленного производства в целях обеспечения собственной экономической безопасности за счет увеличения экспорта продукции обрабатывающих отраслей, но и поиск нетрадиционных путей достижения этих целей. Для этого отечественной экономике следует опираться на собственный креативный потенциал и создавать условия для развития национального наукоемкого бизнеса, учась у Запада и у КНР коммерциализировать свои инновации [10, 18, 19].
-36 (273) - 2014-
Список литературы
1. БергерЯ.М. Экономическая стратегия Китая. М.: ИД «ФОРУМ», 2009. 560 с.
2. Богданова О. Made in the USA. URL: http:// rbcdaily.ru/magazine/trends/562949988641452.
3. В Китае действуют 442 000 предприятий с иностранным капиталом. URL: http://chinapro. ru/rubrics/1/9637.
4. Исследование INSEAD: глобальный индекс инноваций 2013 года. URL: http://gtmarket. ru/news/2013/07/01/6051.
5. Китай установил рекорд по привлеченному иностранному капиталу. URL: http://belpolitics. org/news/world/7276-kitaj-ustanovil-rekord-po-privlechennomu-inostrannomu-kapitalu.html.
6. Китай: общая сумма использованного в январе 2014 года иностранного капитала возросла на 16,11%. URL: http://cniru.ru/index.php?m=content& c=index&a=show&catid=9&id=1833.
7. Клочихин Е.А. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. 2013. Т. 11. № 2. С. 37-55.
8. МатковскаяЯ.С. Кластеры: анализ происхождения, современные формы институционализации и математические модели // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 2-12.
9. Матковская Я.С. Микроэкономические причины отказа от инноваций: недооцененная роль цепочек ценностей для новой индустриализации экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 12. С. 10-17.
10. Матковская Я.С. Почему Россия не инновационная страна? (Инновационный потенциал России: тенденции и перспективы) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 10. С. 25-37.
11. Матковская Я.С. Причинно-следственные связи в институционализации кластеров и фрагмент кластерного портрета Волгоградской области (металлургия, нефтехимия, сельское хозяйство, IT и культура) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 13-22.
12. Механик А., Оганесян Т. Слушай заводской гудок // Эксперт. 2014. № 14. С. 12-20.
13. Национальная инновационная система Китая. URL: http://gmu-countries.ru/asia/china/nis. html.
14. Несырьевое будущее России. Московский экономический форум - 2014. URL: http://inecon. org/nauchnaya-zhizn/konferenczii/26-27-marta-2014-g-moskovskij-ekonomicheskij-forum-mef-2014.html.
15. Новая индустриальная политика Европы. URL: http://expert.ru/expert/2013/07/novaya-industrialnaya-poHtika-evropyi.
16. Россия и страны мира. 2012: стат. сборник. M.: Росстат, 2012. 380 с.
17. Хуан Я. Капитализм по-китайски: государство и бизнес. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 375 с.
18. Шаховская Л. С. Проблемы реформирования российской высшей школы: взгляд изнутри // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 1. С. 37-42.
19. Шаховская Л.С., Матковская Я.С. Инсти-туционализация коммерциализации инноваций в России как условие для инновационного прорыва // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 24. С. 9-15.
20. Europe's re-industrialisation. The gulfbetween aspiration and reality. URL: https://dbresearch. com/PROD/DBR_INTERNET_EN-PROD/ PR0D0000000000323902/Europe%27s+re-industria lisation%3A+The+gulf+between+aspiration+and+re ality.PDF.
21. Moser H. How Will China's Labor Turmoil and Rising Wages Impact Reshoring? URL: http://www. industryweek.com/ask-expert-reshoring/how-will-chinas-labor-turmoil-and-rising-wages-impact-reshoring.
22. Offshoring & outsourcing. Do multinational corporations have a duty to maintain a strong presence in their home countries? Economist Debates. URL: http:// www.economist.com/debate/debates/overview/245.
23. Seize reshoring opportunities, David Cameron tells Europeans. URL: http://marketbusinessnews.com/ seize-reshoring-david-cameron-tells-europeans/10371. 24/01/2014.
24. The Reshoring Initiative. URL: http://www. reshorenow.org.
25. The Reshoring Trend is Good for U.S. Engineers and America. URL: http://cerasis.com/2013/09/25/ reshoring.
26. U.S. and Chinese Consumers Willing to Pay More for Made in USA Products. Press Releases the Boston Consulting Group. URL: http://bcg.com/media/ PressReleaseDetails.aspx?id=tcm:12-121840.
27. World Economic Forum (WEF). 2012. The Global Competitiveness Report 2012-2013. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2012-2013/?doing_wp_cron=1402745145.049 6459007263183593750.
28. World Economic Forum (WEF). 2014. URL: http://economtermin.ru/novosti-jekonomiki/29-vsemir-nyjj-jekonomicheskijj-forum-v-davose-v-2014.html.
-36 (273) - 2014-
National interests: priorities and security Foreign experience
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
RESHORING: PROBLEMS AND PERSPECTIVES FOR RUSSIA AND CHINA
Larisa S. SHAKHOVSKAYA, Yana S. MATKOVSKAYA
Abstract
Importance The article discusses the issues of reshoring, prospects and trends of the phenomena; it also evaluates the possible danger to Russia and China. We have conducted the research of the foreign sources and opinions and determined the prospects and risks of reshoring to Russia.
Objectives Our paper aims at identifying the preconditions, content and consequences of reshoring for Russia and China. The tasks of the article's research are as follows: to analyze the position of the Western politicians and scientists concerning reshoring initiative; to research the reality of reshoring intentions; to review the cause-and-effect relationship of forming reshoring initiatives by the EU and U.S.; to analyze the reshoring consequences for the Chinese economy; to forecast the reshoring consequences and determine strategy of the Russian manufacturing industry. Methods We use a synthesis method and method of comparative analysis, differentiating positions of the EU and U.S. about reshoring and reshoring consequences for China and Russia.
Results Our paper reveals the real picture of the processes that are taking place in the modern global economy, trends and prospects of the international labor division and globalization.
Conclusions and Relevance We make a conclusion that reshoring is an objective phenomenon, embodying the intentions of the EU and U.S., which will soon take a normative and institutional basis, and it will be realized in real economic policies of the developed countries. In this regard, China will have to reconsider the pricing policies of the resources and Russia should develop its own creative potential and conditions for the development of domestic high-tech business, and it should learn from the West and China how to commercialize innovation.
Keywords: reshoring, reindustrialization, foreign investment, U.S. economy, China's economy, Russia's economy, commercialization, transnational corporations
References
1. Berger Ya.M. Ekonomicheskaya strategiya Kitaya [The economic strategy of China]. Moscow, ID FORUM Publ., 2009, 560 p.
2. Bogdanova O. Made in the USA. Available at: http://rbcdaily.ru/magazine/trends/5 62949988641452. (In Russ.)
3. VKitae deistvuyut 442 000 predpriyatii s inos-trannym kapitalom [There are 442 000 enterprises with foreign capital in China]. Available at: http://chinapro. ru/rubrics/1/9637. (In Russ.)
4. Issledovanie INSEAD: global'nyi indeks in-novatsii 2013 goda [INSEAD research: the global innovation index for 2013]. Available at: http://gtmarket. ru/news/2013/07/01/6051. (In Russ.)
5. Kitai ustanovil rekordpo privlechennomu inos-trannomu kapitalu [China set a record for a contracted foreign capital]. Available at: http://belpolitics.org/ news/world/7276-kitaj-ustanovil-rekord-po-privlech-ennomu-inostrannomu-kapitalu.html. (In Russ.)
6. Kitai: obshchaya summa ispol'zovannogo v yanvare 2014 goda inostrannogo kapitala vozrosla na 16,11% [China: the total amount of the foreign capital used in January 2014 has increased at 6,11 percent]. Available at: http://cniru.ru/index.php?m=content&c =index&a=show&catid=9&id=1833. (In Russ.)
7. Klochikhin E.A. Nauchnaya i innovatsionnaya politika Kitaya [The scientific and innovation policy of China]. Mezhdunarodnye protsessy - International processes, 2013, vol. 11, no. 2, pp. 37-55.
8. Matkovskaya Ya.S. Klastery: analiz proiskhozh-deniya, sovremennye formy institutsionalizatsii i matematicheskie modeli [Clusters: an analysis of the origin, contemporary forms of institutionalization and mathematical models]. Finansovaya analitika: prob-lemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2014, no. 17, pp. 2-12.
9. Matkovskaya Ya.S. Mikroekonomicheskie prichiny otkaza ot innovatsii: nedootsenennaya rol' tsepochek tsennostei dlya novoi industrializatsii ekonomiki [Microeconomic reasons of the refusal from innovation: an undervalued role of the values chains for
the new industrialization of the economy]. Ekonom-icheskii analiz: teoriya ipraktika - Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 12, pp. 10-17.
10. Matkovskaya Ya.S. Pochemu Rossiya ne innovatsionnaya strana? (Innovatsionnyi potentsial Rossii: tendentsii i perspektivy) [Why Russia is not an innovation country? (The innovation potential of Russia: trends and prospects)]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2014, no. 10, pp. 25-37.
11. Matkovskaya Ya.S. Prichinno-sledstvennye svyazi v institutsionalizatsii klasterov i fragment klasternogo portreta Volgogradskoi oblasti (metallur-giya, neftekhimiya, sel'skoe khozyaistvo, IT i kul'tura) [The cause-and-effect relationships in the institutionalization of clusters and fragment of the clustered picture of the Volgograd region (metallurgy, petro chemistry, agriculture, IT and culture)]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2014, no. 18, pp. 13-22.
12. Mekhanik A., Oganesyan T. Slushai zavodskoi gudok [Listen to a factory hooter]. Ekspert - Expert, 2014, no. 14, pp. 12-20.
13. Natsional 'naya innovatsionnaya sistema Kitaya [National innovation system of China]. Available at: http://gmu-countries.ru/asia/china/nis.html. (In Russ.)
14. Nesyr 'evoe budushchee Rossii. Moskovskii ekonomicheskii forum - 2014 [Non-commodity future of Russia. Moscow Economic Forum - 2014]. Available at: http://inecon.org/nauchnaya-zhizn/konferenczii/26-27-marta-2014-g-moskovskij-ekonomicheskij-forum-mef-2014.html. (In Russ.)
15. Novaya industrial'naya politika Evropy [The new industrial policy of Europe]. Available at: http:// expert.ru/expert/2013/07/novaya-industrialnaya-poli-tika-evropyi. (In Russ.)
16. Rossiya i strany mira. 2012: stat. sbornik [Russia and the countries of the world. 2012: a statistical yearbook]. Moscow, Rosstat Publ., 2012, 380 p.
17. Huan Ya. Kapitalizmpo-kitaiski: gosudarstvo i biznes [Chinese capitalism: the State and business]. Moscow, Al'pina Pablisherz Publ., 2010, 375 p.
18. Shakhovskaya L.S. Problemy reformirovaniya rossiiskoi vysshei shkoly: vzglyad iznutri [Problems of the reform of the Russian higher education institutions: a view from inside]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2013, no. 1, pp. 37-42.
19. Shakhovskaya L.S., Matkovskaya Ya.S. Institut-sionalizatsiya kommertsializatsii innovatsii v Rossii kak uslovie dlya innovatsionnogo proryva [The institutionali-
zation of commercialization of innovation in Russia as a condition for the innovation breakthrough]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2010, no. 24, pp. 9-15.
20. Europe's re-industrialization. The gulf between aspiration and reality. Available at: https://dbre-search.com/PROD/DBR_INTERNET_EN-PROD/ PROD0000000000323902/Europe%27s+re-industria lisation%3A+The+gulf+between+aspiration+and+re ality.PDF.
21. Moser H. How Will China's Labor Turmoil and Rising Wages Impact Reshoring? Available at: http://www. industryweek.com/ask-expert-reshoring/how-will-chinas-labor-turmoil-and-rising-wages-impact-reshoring.
22. Offshoring & outsourcing. Do multinational corporations have a duty to maintain a strong presence in their home countries? Economist Debates. Available at: http:// www.economist.com/debate/debates/overview/245.
23. Seize reshoring opportunities, David Cameron tells Europeans. Available at: http://marketbusiness-news.com/seize-reshoring-david-cameron-tells-euro-peans/10371. 24/01/2014.
24. The Reshoring Initiative. Available at: http:// www.reshorenow.org.
25. The Reshoring Trend is Good for U.S. Engineers and America. Available at: http://cerasis. com/2013/09/25/reshoring.
26. U.S. and Chinese Consumers Willing to Pay More for Made in USA Products. Press Releases the Boston Consulting Group. Available at: http://bcg.com/ media/PressReleaseDetails.aspx?id=tcm:12-121840.
27. World Economic Forum (WEF). 2012. The Global Competitiveness Report 2012-2013. Available at: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2012-2013/?doing_wp_cron=1402745145.0496 459007263183593750.
28. World Economic Forum (WEF). 2014. Available at: http://economtermin.ru/novosti-jekonomiki/29-vsemirnyjj-jekonomicheskijj-forum-v-davose-v-2014. html.
Larisa S. SHAKHOVSKAYA
Volgograd State Technical University, Volgograd,
Russian Federation
Yana S. MATKOVSKAYA
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]