Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. №1 (33)
УДК 338.2
DOI: 10.17223/19988648/33/16
Е.П. Судденок, М.В. Чиков
НОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
Статья посвящена анализу процессов и практик решоринга в западных странах и построению на их основе модели промышленной политики в России. Авторы исходят из гипотезы о том, что вариантом стратегии оживления российской промышленности и экономики в целом может стать создание привлекательных условий для восстановления промышленного производства и локализации иностранных производств в России. Модель описывает основные проблемы, стоящие на этом пути, и способы их разрешения. Сформулированы основные риски, которые необходимо учитывать при реализации комплекса мер, описываемых данной моделью.
Ключевые слова: российская экономика, решоринг, модель промышленной политики, налоговая система, логистическая инфраструктура.
Напряженность в отношениях России со странами Запада, наблюдающаяся с конца 2013 г., ознаменовала новый этап для российской экономики: в связи с вводом санкций против страны отечественный бизнес столкнулся с дополнительными ограничениями в работе со средствами западных банков. Результатом этой политической нестабильности стало резкое обесценивание рубля, рекордная за последние несколько лет инфляция и дефицит некоторых категорий товаров. Многие исследователи все чаще предупреждают о серьезных рисках скатывания России в затяжной кризис и, как следствие, необходимости проведения структурных изменений в экономике [1]. Особенно остро вопрос структурных преобразований стоит для российской промышленности, которая, несмотря на накопленные системные проблемы, остается ключевым драйвером развития экономики. С учетом развития нового типа кризиса и новых ограничений для российской промышленности необходима значительная корректировка существующей стратегии ее развития, учитывающей применение новых механизмов стимулирования.
Вариантом новой стратегии промышленной политики может стать стратегия, основанная на создании привлекательных условий для восстановления промышленного производства и локализации иностранных производств в России с учетом современных тенденций в глобальной экономике. В частности, наблюдается процесс обратного переноса производств из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) обратно в развитые страны (решоринг). Например, исследования компании BCG показывают ежегодное увеличение компаний, заинтересованных в переводе промышленных объектов из трудоемких стран в США: в 2012 г. перевод производств планировали только 37% компаний с объемом продаж от 1 до 10 млрд долл. и 48% компаний с оборотом более 10 млрд долл. Проведенное исследование через год показало увеличение доли до 54 и 50% соответственно [2, 3].
Основные причины наблюдаемых глобальных тенденций состоят в следующем:
1. Ежегодный рост заработной платы в странах с развивающейся экономикой на протяжении последних 10-15 лет привел к тому, что себестоимость производства единицы товара в трудоемких странах не многим отличается от производства в капиталоемких. Например, цена производства в США всего лишь на 10% дороже производства в Китае [4]. Следовательно, Китай и другие страны АТР теряют свое преимущество в низких издержках, что создает дополнительные стимулы для иностранных компаний возвращать свои производства в изначальные места базирования.
2. Активное развитие новых технологий, позволяющих существенно оптимизировать производственные процессы, развитие компьютеризации и автоматизации приводят к существенному снижению трудозатрат.
3. В странах АТР периодически наблюдается дефицит рабочей силы (в том числе высококвалифицированной), что создает дополнительные риски для промышленных компаний.
Однако исследования Sanmina Corp. показывают, что размер затрат на оплату труда не является единственным фактором, влияющим на принятие решения о выводе производств. Значительное влияние оказывают такие факторы, как качество продукции, защита интеллектуальной собственности, трудности логистики и операционные риски, необходимость капитальных вложений, время выхода на рынок и т.д. (рис. 1) [5].
Нормативно-правовой режим Время выходана рынок Восприимчивость к потребностям...
Необходимость капитальных вложений
Масштабируемость и способность к Логистика/операционные риски Защита интеллектуальной собственности Качество продукции Общая сумма дополнительных...
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 1. Факторы принятия решений бизнесом по выводу производств (по степени важности)
Многие западные страны уже идут по пути создания условий для возвращения производств. Причем в структуре возвращаемых производств отмечается значительное преобладание наукоемких и высокотехнологичных произ-
■ Не очень важно Важно
Очень важно
водств. Например, данные по США показывают, что около 50% всех возвращенных производств было связано с производством электротехнического оборудования, приборостроения, транспортного оборудования, компьютеров
и электроники (рис. 2).
I Электр отел ничес кое оборудование, приборостроение Производство транспортного оборудования
■ Производство компьютеров и электроники
I Производство резин и пластмасс
I Металлургия Машиностроение
■ Производство одежды Производство мебели
I Химическое производство
I Производство продуктов питания Другие производства Другие непроизводственные сектора
Рис. 2. Структура возвращенных производств в США за 2013 г. [6]
Своевременный учет указанных тенденций и создание благоприятных условий для возвращения производств и локализации новых приносят странам значимые макроэкономические результаты:
1. Ускорение темпов роста экономики за счет роста промышленного производства. Проведенный анализ ВВП 19 стран в период с 2005 по 2010 г. показал прямую зависимость между темпами роста промышленного производства и темпами роста ВВП. Например, Великобритания, опираясь на такую зависимость, ожидает, что за счет создания условий для возвращения производств ей удастся добиться ежегодного увеличения объемов производств на 6-12 млрд фунтов стерлингов (что соответствует 0,4-0,8% ВВП) и создания до 200 тыс. дополнительных рабочих мест в разных сферах производства [7]. Евросоюз, в свою очередь, намерен увеличить долю промышленности в ВВП ЕС с 15 до 20%, что зафиксировано в выпущенном Еврокомис-сией пресс-релизе «Communication for a European industrial renaissance».
2. Влияние на уровень безработицы. Решоринг позволяет решить проблему выхода за рамки нормального уровня безработицы в посткризисные годы в развитых странах: во-первых, результатом возвращения производств является рост спроса на труд в промышленном секторе, а во-вторых, следующий за ним бум на рынке услуг, так как создание одного рабочего места в промышленности влечет за собой создание от 3 до 5 рабочих мест в данной сфере. Так, с 2010 г. количество занятых на предприятиях промышленности уже увеличилось на 600 тыс. человек, а к концу десятилетия американские исследователи предсказывают появление еще 5 млн рабочих мест.
3. Развитие социальной инфраструктуры регионов. Создание новых рабочих мест и возвращение производств влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что, по мнению экспертов, сказывается на поддержке региональной инфраструктуры в местах расположения перенесенных промышленных объектов. Например, в США за счет увеличения налоговых средств, как следствия процесса возвращения производств, государство планирует улучшение финансирования государственных систем начального образования, полиции и пожарных служб.
4. Уменьшение времени внедрения результатов научных исследований. Возращение производств из трудо- в капиталоизбыточные страны позволит более тесно сотрудничать исследователям и товаропроизводителям. Так как большинство научных исследований проводится именно в капиталоизбыточ-ных странах, иметь рядом производственные мощности будет более выгодно с точки зрения времени внедрения ноу-хау. Яркими примерами взаимодействия научных площадок и бизнеса могут служить страны Европы: например, во Франции был создан банк государственных инвестиций, задачей которого являются инвестиции во внедрение инновационных разработок в национальное производство по 34 приоритетным направлениям от робототехники и биотехнологий до 3Б-печати и беспилотных автомобилей.
В связи с новыми тенденциями в глобальной экономике, политическими разногласиями и введенными экономическими ограничениями, порождающими большие риски, возникает необходимость изменения промышленной политики в России. Однако, как справедливо отмечают некоторые исследователи, если в развитых странах процесс решоринга связан преимущественно с перемещением производств из развивающихся стран, то в России этот процесс обусловлен необходимостью прежде всего восстановления промышленного производства [8. С. 151]. На необходимость значимых изменений в промышленной политике все большее внимание обращают российское бизнес-сообщество и правительственные структуры, которые заявляют о потребности существенной доработки нового закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [9].
Несмотря на сложное положение в российской промышленности и экономике в целом, имеется ряд оснований, которые могут трансформироваться в значимые конкурентные преимущества и создать стимулы не только для восстановления российской промышленности, но и для локализации иностранных промпроизводств в России:
1. Отечественные производители получают значимые преимущества от ослабления российской валюты к доллару, что вызвало удешевление труда. Девальвация рубля привела к тому, что себестоимость продукции стала дешевле не только чем в Европе, но и в Китае: средняя месячная зарплата в России, по данным Росстата, составила в июле 2015 г. $591, тогда как в Румынии этот показатель, по данным местной статистической службы, составлял $632. В прошлом году средняя зарплата в Китае была эквивалентна $775 (рис. 3) [10].
1000 900
800
100
0
7006 ?007 ?008 ?009 ?010 ?011 701? 7013 7014 701е, Рис. 3. Средняя годовая зарплата в России и Китае, $
2. Несмотря на существующие проблемы, научно-образовательный комплекс в России способен обеспечить промышленность необходимым количеством высококвалицированных специалистов.
Для создания в России необходимых условий для восстановления и развития промышленности экономическая политика должна включать в себя не только меры краткосрочного, но и долгосрочного регулирования: особый упор должен быть сделан на структурные изменения условий ведения бизнеса, денежно-кредитную политику и государственное участие в бизнес-процессах. Изменения должны происходить как на уровне принятых законодательных инициатив, так и на уровне развития инфраструктуры регионов и страны в целом.
Анализ существующих проблем в российской промышленности и обозначенные тенденции в глобальной экономике позволяют нам представить модель промышленной политики, которая, по нашему мнению, позволит в относительно короткий срок создать необходимые условия и стимулы для конструктивных изменений (рис. 4). Данная модель предполагает необходимость следующих мер:
а) Совершенствование принципа «одного окна». Основой для построения нового экономического порядка является снижение количества бюрократических барьеров. Важнейшим фактором выбора территории для ведения предпринимательства становится количество затрат времени на административное обслуживание бизнеса. Согласно отчету PwC, только на подготовку деклараций и уплату налогов в России бизнес тратит порядка 177 часов в год. В странах с развитой экономикой этот показатель намного ниже: в Великобритании - 110, во Франции - 132, в Финляндии - 93, в Швейцарии - 63 [11].
Снижение количества бюрократических барьеров за счет принципа «одного окна» позволит значительно увеличить привлекательность ведения бизнеса в стране. Внедрение данного принципа началось в России в конце 2000-х гг., а результатом появления МФЦ стало сэкономленное время предпринимателей, уменьшение количества необходимых работников госаппарата и уменьшение случаев с коррупционной составляющей. Однако на современном этапе развития стоит вопрос о необходимости совершенствования данного вида услуг, прежде всего через интеграцию ведомственных сетей и сетей территориальных органов, использование баз данных различных ведомств, поддержку режима «одного окна» круглосуточно без выходных и праздничных дней и организации интернет-платежей.
б) Обеспечение низкой стоимости кредитных ресурсов. Для экономического развития важно формирование системы «длинных денег» в стране. Сегодня особо острая необходимость в «длинных деньгах» наблюдается в сферах агро- и военно-промышленного комплексов. Для решения проблемы «длинных денег» считаем необходимым обеспечить рост денежной массы, ввод контроля вывоза капиталов и совершенствование системы налогового администрирования. Для обеспечения низкой стоимости кредитных ресурсов необходимо плавно снижать ключевую ставку до уровня развитых стран (0,52% годовых).
в) Совершенствование менеджмента промышленных и научных кластеров. Для полного использования потенциала для решоринга в России важно создание новых и развитие уже существующих промышленных и научных кластеров, которые за счет интеграции и близкого размещения позволят сократить время внедрения инноваций. Их создание позволит максимально близко сосредоточить производственные мощности и научные учреждения разных областей знаний. Однако более важным направлением деятельности является совершенствование менеджмента в кластерах. На данном этапе развития отечественные ученые отмечают три важнейших направления, к которым должно сводиться управление: координацию взаимодействия с внешней средой, проведение согласованной финансово-экономической политики и координацию производственно-хозяйственной деятельности участников кластера [12]. Примером успешной реализации в России данного подхода можно считать опыт внедрения фармакластера в Калужской области: на территории области расположены крупнейшие химико-фармацевтические компании (по состоянию на 2013 г. в области зарегистрированы 33 фармацевтические компании), несколько технопарков, занимающихся инновационными разработками в сфере фармакологии, и научно-образовательный блок, специализирующийся на химии, фармакологии и медицине.
г) Развитие логистической инфраструктуры на основе города-хаба и системы локальных логистических центров. Повышение уровня развития промышленности требует увеличения сети инфраструктуры как качественно, так и количественно.
Субъекты, влияющие и о сущ еств ля ющ и е _политику_
Федеральные органы власти
Профсоюзы иНКО
Региональные органы власти
Муниципальные органы власти
Основные проблемы
Решения
Высокая стоимость кредитных ресурсов
Неразвитость транспортной и логистической инфраструктуры
Отсутствие увязки налоговой системы с реальной д еятельностъю предприятий
Неэффективный менеджмент научных и промышленных кластеров
/ ь
Большие временные
затраты на администрировали е бизнеса
Обеспечение их низкой стоимости
Оптимизация налоговой системы
Сов ершенствовани е менеджмента в государств енной сфере
Развитие сети дорог
Создание системы локальных логистических _центров_
Пересмотр СНиПов и ГОСТов
Сов ерш енствование принципа «одно окно»
Основные направления развития
Снижение ключевой ставки ЦБ
Выстраивание системы «длинных денег»
Внедрение системы стимулирования приоритетных направлений развития через налоговую систему и создание налогового протекционизма
Координация взаимодействия с внешней средой
Проведение согласованной финансово-экономической политики
Координация производственно-хозяйственной деятельности участников _кластеров_
Организация интернет-платежей
Интеграция ведомственных сетей и сетей территориальных органов
Использование баз данных различных _ведомств_
Поддержка режима «одного окна» круглосуточно без выходных и праздничных дней
Полезный эффект
Возможность увеличения объемов производства за счет увеличения объемов оборотных средств
Уменьшение временных и материальных затрат на обслуживание бизнеса
Улучшение логистического развития страны
Увеличение процента собственных разработок в производимой продукции
Ы
ю о
Рис. 4. Модель промышленной политики с учетом глобальных тенденций
Проблема качества дорог в России является очень важной: по оценкам экспертов, страна недополучает около 3% ВВП ежегодно из-за плохой транспортной инфраструктуры. Неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры также приводит к значительному увеличению транспортной составляющей в стоимости товаров - до 15-20% и к более чем двукратному уменьшению производительности труда на транспорте. В результате средняя скорость перемещения грузов по стране в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах [13]. Однако сейчас в России более острая необходимость наблюдается в расширении сети дорог: по данным Росстата, на конец 2013 г. общая протяженность автомобильных дорог в России составляла 1,39 млн км на более чем 17 млн км2 площади [14]. В тот же период протяженность дорог Германии составляла около 645 тыс. км при площади государства в чуть более чем 357 тыс. км2. Создание на территории страны города-хаба позволит существенно снизить временные и трансакционные издержки на отгрузку товаров и полуфабрикатов в масштабах страны. По мнению экспертов, подобные дорожные развязки целесообразно создавать в районах Московской области и Красноярского края.
Необходимость переработки больших товарных массивов ставит перед инфраструктурой и задачу создания локальных логистических центров на территории страны, ориентированных не на импортные, а на отечественные товарные потоки.
На сегодняшний день основными проблемами создания крупных логистических проектов являются отсутствие единой законодательной основы, регламентирующей этапы проектирования, строительства и функционирования логистических центров, и отсутствие универсальных инструментов определения месторасположения с учетом интересов бизнеса, местного населения, местного, регионального и федерального уровня властей [15].
Опыт стран с развитой транспортно-логистической системой показывает, что крупные логистические объекты строятся на принципах государственно-частного партнерства. Поэтому при выборе места строительства местного логистического центра рекомендуют учитывать не только экономические, но и социальные факторы. Ориентация на них включает такие показатели, как уровень безработицы в регионе, уровень инвестиций в экономику региона, средняя заработная плата, плотность населения и т.д. Уровень интереса бизнеса, в свою очередь, учитывает уровень потенциального спроса на отдельные группы товаров и текущую экономическую ситуацию в регионе.
Усовершенствованная матрица (рис. 5) принятия решения муниципального образования для строительства позволяет сделать выбор места с учетом интересов и бизнеса и государства. Исходя из рис. 5, муниципальное образование, находящееся в наивысшей точке побочной диагонали матрицы, будет наиболее привлекательным для строительства в секторе с низкой социальной значимостью и наименее - с небольшим интересом бизнеса.
вдндд
ЦЫСОЕЖй
"^рСЕзНЬ
интереса Ёнкнаса
Рис. 5. Матрица выбора муниципального образования для строительства локального логистического центра
Созданная система локальных логистических центров позволит регионам увеличить инвестиционную привлекательность, повысить конкурентоспособность, создать дополнительные рабочие места, упростить процесс поиска потенциальных клиентов, сократить временные разрывы на всех стадиях движения потоков ресурсов и готовой продукции.
д) Пересмотр СНиПов, ГОСТов и технических регламентов. Современная российская промышленность во многом опирается на стандарты многолетней давности (в большинстве случаев на стандарты времен СССР). Пересмотр данных стандартов через призму технологических новшеств позволит сократить издержки на производство, которые, по исследованиям в некоторых областях промышленности, составляют до 27%. Важным направлением пересмотра должно стать обсуждение и описание типовых проектов (например, в недвижимости), выполнение которых не требовало бы согласований после начала работ.
е) Совершенствование налоговой системы. Совершенствование налогообложения считается важнейшим инструментом улучшения макроэкономической ситуации в целом. Сегодня в стране нет достаточной увязки непосредственной деятельности предприятий и налоговой системы. Отсутствие такой взаимосвязи приводит к тому, что большинство предприятий сегодня поставлено на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли для максимально возможного избегания налогообложения. Отмечается, что существующая налоговая система неадекватна
экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики и не учитывает тенденций развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом.
Поэтому на данном этапе важно формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы дефицита бюджета. Вариантом совершенствования может служить внедрение системы стимулирования приоритетных направлений развития через налоговую систему и создание налогового протекционизма. Данная политика в разное время была свойственна всем странам, проходившим через этап экономики переходного периода: Японии, Южной Корее, США времен Великой депрессии и т. д. Сегодня эта политика активно применяется в Китае [16].
Результаты реализации указанных мер могут быть получены примерно через 10-15 лет. Они позволят нарастить темпы развития отечественной промышленности за счет привлечения новых производств в Россию. Они могут стать значимым катализатором улучшения инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, что обеспечит дополнительный приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны.
Однако при реализации новой модели промышленной политики следует учитывать ее слабые стороны и возможные риски:
1. Необходимость одновременной реализации всего комплекса мер, описанных в модели.
2. Вовлечение значительных финансовых и трудовых ресурсов.
3. Необходимость вовлечения значительных ресурсов в ущерб социальным направлениям развития, что может привести к соответствующим рискам.
Таким образом, политика государства по созданию благоприятных условий для восстановления и развития промышленности и локализации иностранных производств в России должна дать значимый импульс развитию российской экономики, особенно в контексте стоящих перед страной задач и существующих внутренних и внешних ограничений.
Литература
1. Кризис-2015. Что помешает России восстановить экономику [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://daily.rbc.ru/opinions/economics/24/02/2015/54e727159a7947955d5386a7 (дата обращения: 21.10.2015).
2. BCG - Press Release - Majority of Large Manufacturers Are Now Planning or Considering 'Reshoring' from China to the U.S. [Electronic resource]. URL: http:// www.bcg.com/ me-dia/pressreleasedetails.aspx?id=tcm:12-144944 (date access: 21.10.2015).
3. McMeekin B., McMackin E. Reshoring U.S. Manufacturing: A wave of the present [Electronic resource]. URL: http://www.businessclimate.com/white-paper-reshoring-u-s-manufacturing-a-wave-of-the-present/ (date access: 21.10.2015).
4. Митали Дас, Папа Н'Диайе. Конец дешевой рабочей силе // Финансы и развитие. 2013. № 2. С. 34-37.
5. Если Россия не проведет масштабной реиндустриализации, она может выпасть из истории [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2014/14/slushaj-zavodskoj-gudok/ (дата обращения: 21.10.2015).
6. Patrick van den Bossce, Pramod Gupta, Hector Gtuierrez, Aakash Gupta. Solving the reshoring problem // Supply Chain Management Review. 2014. № 1. P. 27.
7. Reshoring - a new direction for UK economy [Electronic resource]: URL: http://www. pwc.co.uk/the-economy/publications/uk-economic-outlook/reshoring-a-new-direction-for-the-uk-economy-ukeo-march14.jhtml (date access: 21.10.2015).
8. Развадовская Ю.В., Ложникова А.В., Гейзер А.А. Компьютерное моделирование потенциальных проектов решоринга: учет схем рационального размещения производственных мощностей в контексте мирового разделения труда // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2014. №4 (28).
9. Закон «О промышленной политике в Российской Федерации»: от обороны к наступлению [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2014/11/11/zakon-o-promyishlennoj-politike-v-rossijskoj-federatsii_-ot-oboronyi-k-nastupleniyu/ (дата обращения: 21.10.2015).
10.Девальвация рубля открывает для российских производителей новые экспортные рынки [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2015/08/ 31/606810-devalvatsiya-rublya-otkrivaet-dlya-rossiiskih-proizvoditelei-novie-eksportnie-rinki (дата обращения: 21.10.2015).
11. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Doing Business 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.pwc.ru/ru/events/2013/paying-taxes/1-wb-augusto-lopes-claros-ru.pdf (date access: 21.10.2015).
12.Булярский С.В., Булярская С.А., Синицын А.О. Управление промышленным кластером // Вестн. Оренбург. гос. ун-та 2012. № 9. С. 70-74.
13.Раенок Д.Л. Влияние развития железнодорожной инфраструктуры на национальную экономику // Изв. Петербург. ун-та путей сообщения. 2013. № 1. С. 180-183.
14. Сеть автомобильных дорог в России. Досье [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/1493679 (дата обращения: 21.10.2015).
15. Калентеев С.В. Основные барьеры развития логистических центров в регионах России // Современные исследования социальных проблем. 2012. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/kalenteev.pdf (дата обращения: 21.10.2015).
16.Мороз В.В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 250-252.
E.P. Suddenok, M.V. Chikov. Tomsk State University, Tomsk, Russia. E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected]
A NEW MODEL OF INDUSTRIAL POLICY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF GLOBAL TRENDS
Keywords: Russian economy, re-shoring, model of industrial policy, tax system, logistic infrastructure.
The article is devoted to the analysis of processes and practices of re-shoring in Western countries and the creation of the model of industrial policy in Russia on these bases. The authors use the hypothesis that one of the strategies to revitalize the Russian industries and economy in general can be the creation of favourable conditions for the restoration of industrial production and localisation of foreign manufactures in Russia.
This point is based on apparent trends in the global economy when the process of off-shoring from developed countries into countries of Asia-Pacific region is gradually being substituted by the reverse process.
The main reasons for these global trends are as follows. The annual increase of salary in developing countries during the recent 10-15 years has led to an insignificant difference of unit cost in labour-abundant countries and in capital-abundant countries. The active development of new technologies allowing the optimisation of the manufacturing processes, computerisation and automation lead to a significant decrease of labour costs. From time to time, the Asia-Pacific region faces the scarcity of labour (including high-skilled workforce). This creates additional risks for industrial companies.
Timely acknowledgement of the indicated trends and the creation of favourable conditions for the re-shoring of production and the localisation of new productions lead to significant macro-economic results.
Despite the difficult situation in the Russian industry and economy in general, there are several foundations which, in conjunction with a correct industrial policy, can be transformed into significant competitive advantages, and which can create new stimuli for the localisation of productions in Russia.
Analysis of the current problems in the Russian industries and the above-mentioned trends in the global economy allow creating a model of policy which, in our opinion, makes it possible to create necessary conditions and stimuli for constructive changes during a relatively short period of time. This model requires the following measures: improvement of the "one window" principle, provision of low-cost credit resources, improvement of management of industrial and scientific clusters, the development of logistic infrastructure on the bases of a hub city and a system of local logistic centres, the revision of technical specifications and guidelines, and the improvement of the tax system.
The model describes the main problem to be faced on this way and possible solutions to them. The paper also formulates the main risks which must be taken into consideration while implementing the measures described in this model.
A state policy of creating favourable conditions for the restoration of industrial production and localisation of foreign manufactures in Russia must give a significant impulse for the development of Russian economy, especially taking into account the existing internal and external limitations and future goals of Russia.
References
1. Krizis-2015. Chto pomeshaet Rossii vosstanivit' economiku - available at - http:// daily.rbc.ru/opinions/economics/24/02/2015/54e727159a7947955d5386a7
2. BCG - Press Release - Majority of Large Manufacturers Are Now Planning or Considering 'Reshoring' from China to the U.S. - available at - http://www.bcg.com/media/ pressreleasede-tails.aspx?id=tcm:12-144944
3. McMeekin B., McMackin E. Reshoring U.S. Manufacturing: A wave of the present. - available at - http://www.businessclimate.com/white-paper-reshoring-u-s-manufacturing-a-wave-of-the-present/
4. Mitali Das, Papa N'Diaye. Konec deshevoy rabochey sile // Financy I razvitie. 2013. № 2. P.34-37.
5. Esli Rossiya ne provedet masshtabnoy reindustrializacii, ona mozhet vipast' iz istorii. - available at - http://expert.ru/expert/2014/14/slushaj-zavodskoj-gudok/
6. Patrick van den Bossce, Pramod Gupta, Hector Gtuierrez, Aakash Gupta. Solving the reshoring problem // Supply Chain Management Review. 2014. №1. P. 27.
7. Reshoring - a new direction for UK economy - available at - http://www.pwc.co.uk/the-economy/publications/uk-economic-outlook/reshoring-a-new-direction-for-the-uk-economy-ukeo-march 14.jhtml
8. Razvadovskaya U. V., Lozhnikova A. V., Geyser A. A. Kompyuternoe modelirovanie poten-cial'nih proectov reshoringa: uchet shem racional'nogo razmeschenia proizvodstvennih moschnostey v kontekste mirovogo radeleniya truda // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Economica. 2014. - №4 (28). - P. 151.
9. Zakon "O promishlennoy politike v Rossiyskoy Federacii": ot oborony k nastupleniyu. - available at - http://expert.ru/2014/11/11/zakon-o-promyishlennoj-politike-v-rossijskoj-federatsii_-ot-oboronyi-k-nastupleniyu/
10. Deval'vacia rublya otkrivaet dlya rossiyskih proizvoditeley novie eksportnie rynki. - available at - http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/08/31/606810-devalvatsiya-rublya-otkrivaet-dlya-rossiiskih-proizvoditelei-novie-eksportnie-rinki
11.Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Doing Business 2014. -available at - http://www.pwc.ru/ru/events/2013/paying-taxes/1-wb-augusto-lopes-claros-ru.pdf
12.Bulyarskiy S. V., Bulyarskaya S. A., Sinicyn A. O. Upravlenie promishlennim klasterom // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta . 2012. №9. P. 70-74.
13.Raenok D. L. Vliyanie razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury na nacional'nuyu eko-nomiku // Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobscheniya. 2013. №1. P. 180-183.
14. Set' avtomobil'nih dorog v Rossii. Dos'e. - available at - http://tass.ru/info/1493679
15.Kalenteev S. V. Osnovnie bar'eri razvitiya logisticheskih centrov v Rossii // Sovemennie issledovaniya social'nih problem. 2012. №1. available at http://sisp.nkras.ru/issues/2012/ 1/ kalen-teev.pdf
16. Moroz V. V. Nalogovaya Sistema RF na sovremennom etape ee razvitiya // Biznes v zakone. Economico-yuridicheskiy zhurnal. 2013. №6. P. 250-252.