Научная статья на тему '2003. 03. 046. Журнал публичного права и политической науки во Франции и за рубежом. Revue du droit publique et de la Sience politique en France et a etranger. P. , 2001. № 1,2,3,4,5,6; 2002. № 1, 2,3,4, 5, 6'

2003. 03. 046. Журнал публичного права и политической науки во Франции и за рубежом. Revue du droit publique et de la Sience politique en France et a etranger. P. , 2001. № 1,2,3,4,5,6; 2002. № 1, 2,3,4, 5, 6 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 046. Журнал публичного права и политической науки во Франции и за рубежом. Revue du droit publique et de la Sience politique en France et a etranger. P. , 2001. № 1,2,3,4,5,6; 2002. № 1, 2,3,4, 5, 6»

2003.03.046. ЖУРНАЛ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ВО ФРАНЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ.

Révue du droit publique et de la siénce politique en France et a étranger. - P., 2001. - № 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2002. - № 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Журнал выходит раз в два месяца; директор журнала - Жак Робер. В журнале публикуются статьи по самым различным проблемам французского, зарубежного и европейского административного и конституционного права, а также комментарии к последним документам и решениям Конституционного совета и судов различных инстанций в области публичного права.

Содержание за 2001 г.

№ 1

Ж.-П. Камби. Референдум и право. Замечания по поводу референдума от 24 сент. 2000 г.

К. Прето. Законодательное утверждение и право на справедливый судебный процесс.

Д. Руссо. Хроника конституционного судопроизводства.

Ж.-П. Валетт. Джон Локк о власти.

М. Фромон. ФРГ: Конституционное судопроизводство в 1998-1999 гг.

А. Тайефе. Лишение парламентариев депутатского звания.

С. Мансон. Является ли префект «политическим функционером»?

Ш. Бутайеб. Свобода использования общественной собственности и ее предназначение.

Ф. Люшэр. Рассмотрение проблемы будущего заморских департаментов Франции в Конституционном совете. Комментарий к решению от 7 дек. 2000 г.

Р.-Э. Спитс. От налогового равенства к справедливому налогообложению? Комментарий к решению Конституционного совета от 19 дек. 2000 г. относительно закона о финансировании социального обеспечения (№ 2000 - 437 ДС).

№ 2

Ж.-П. Камби. Повестка дня Совета министров: ария для двух голосов.

К. Гетье. Хроника административного судопроизводства в 2000 г.

Л. Фалашо. Меры борьбы с хулиганством и общественные свободы.

П. Жан. Доступ к французскому конституционному судье: правила и процедуры.

Ж. Гондуэн. Конституционный совет и пересмотр Конституции.

П. Фрессенкс. Фундаментальные права: Продолжение или искажение прав человека?

Ж.-Ш. Фроман. Замечания о смысле и последствиях «криминализации» административного права. От развития уголовной ответственности в административной сфере до появления «уголовного преследования за превышение власти».

№ 3

Ж.-П. Камби. Предписание и конституция.

К. Прево. «За пределами возрастных ограничений полномочия префекта полиции сохраняются».

Ф. Сюдр. Хроника судопроизводства европейского суда по правам человека: Рассмотрение дел французских физических и юридических лиц (2000).

Л. Бюргорг-Ларсен. Хроника сравнительного европейского судопроизводства.

П.-А. Прело. Религии и равенство во французском праве.

А. Виала. О двойственности sein и sollen, которую следует принимать во внимание при понимании смысла интерпретируемой вещи.

О.Ками. Противоречивость ст.68 Конституции Франции: Телеологические аспекты.

№ 4

Ж.-П.Камби. Право на внесение поправок в проекты нормативных актов: судебная практика как источник права. Размышления по поводу решения Конституционного совета от 11 июня 2001 г.

К.Прето. Комиссар правительства и право на судебный процесс: Последняя отсрочка перед исполнением приговора.

Э.Годэн. Хроника судебной практики Европейского сообщества в

2000 г.

Ж.-П.Массиас. Конституционная хроника стран Восточной Европы.

Ж. Тебуль. Новые размышления о неписаном международном праве в судебной практике французского административного судьи и судьи в общем судебном учреждении.

Ф.Люшер. Возбуждение дела в Конституционном совете и связанные с этим проблемы.

К.-А.Шассэн. Французский Конституционный совет и испанский Конституционный трибунал: Сравнительный анализ двух концепций конституционализма.

№ 5

М.-Ф.Делост. Попрошайки - это существа, лишенные основных прав.

М.Конан. Президентская амнистия и традиция.

О.Коэн. Префекты зон обороны.

К.Ларссен, И.Морик. Эволюция функций президента в Финляндии: От «Формы управления» (1919) до «Основного закона» (2000).

П.Гаррон. Европейское электоральное наследие: Десятилетний опыт Венецианской комиссии в сфере выборов.

№ 6

Ж.-П.Камбии. Временное исполнение обязанностей путем замещения и путей делегирования полномочий.

Д.Шаньолло. Кассационный суд и уголовная ответственность главы государства: конституционное домино.

К. Прето. Кассационный суд преподал урок Конституционному совету: По поводу уголовной ответственности президента Республики.

Ж.-М.Коммюнье. О происхождении конституционных идей кардинала Ришелье.

Ж. Лоз. Главные принципы бюджетного права в органических законах.

П.Фрессекс. Иконоборческие предложения о будущем избрании президента Республики всеобщим прямым голосованием.

М.Рейделе. Имеет ли будущее двухпалатная система во Франции?

№ 1/2

Содержание за 2002 г.

Специальный номер, целиком посвященный теме «Наступает ли эпоха VI Республики?» Первая часть посвящена интервью с самыми видными политиками современной Франции (В.Жискар д'Эстен, Р.Барр, Э.Балладюр и др.) по поводу эволюции французской политической системы.

Вторая часть: Размышления

Л. Фабиус. Изменить Республику, ничего не меняя.

К.Понселе. Современная V Республика: режим, которому не хватает противовесов.

Р.Бадинтер. Уголовная ответственность президента Республики.

Ж.-Ф.Бюржелэн. Нужно перестроить правосудие.

Третья часть: Выступления

Ф.Бюрдо. Как рождаются республики?

О природе режима

Ф.Рувильуа. VI Республика и миф о президентском режиме.

Ж.Россетто. V Республика между незыблемостью и способностью к совершенствованию.

М.-А.Коанде. Какой режим будет у VI Республики? Об отношениях между государством и обществом.

М.Боржетто. Какая общественная демократия?

Об исполнительной власти

А.Лё Дивиллек. Размышления о будущей системе управления V Республики.

М.Ласкомб. Солнце встречается с Луной: Перераспределение власти между президентом и премьер-министром?

П.Ардан. Каким образом перераспределить полномочия президента и премьер-министра? За премьерминистерский режим?

Ж.-М.Бланкер. Главная ставка: ответственность министров. Или каким образом избежать ловушек иллюзорной VI Республики?

О законодательной власти

П.Авриль. Каково равновесие между исполнительной и законодательной властью?

Ж.-П.Камби. Ст.34 и 37 Конституции: проницаемые границы.

Р.Эртсог. Финансовые полномочия парламента.

Р.Пелле. Необходимо реформировать финансовую конституцию: за новые бюджетные принципы.

О статусе парламентария

Ж.Бергоигну. Статус парламентария. От суверенного использования до суверенитета закона.

О судебных учреждениях

Д.Руссо. За Конституционный суд?

И.Годеме. VI Республика? Какой Государственный совет?

Д. Турпэн. Власть или авторитет суда?

О Европе

Ж.П.Кермонн. Европейский союз между «управлением» и «правительством»: какая нужна конституция для федерации национальных государств?

Ж.Дютеиль де ла Рошер. Будущее Европейского союза и конституционные споры во Франции.

Л. Бюргорг-Ларсен. Воображаемое краткое руководство по созданию гармонических отношений между французской Конституцией и европейской интеграцией.

О местных административных учреждениях

О. Гоэн. Каким должно быть новое конституционное право местных административных учреждений?

О пересмотре конституций

П.Фрессекс. Конституция 4 октября 1958 г. и ее ревизии.

О преамбуле

Ж.Тебуль. Несколько замечаний о Преамбуле Конституции 1958 г.

В четвертой части публикуются ответы шести ученых-конституционалистов на шесть вопросов о Конституционном совете.

№ 3

Ж.-П.Камби. Совет и пять сотен: спонсирование кандидатов на президентских выборах.

К. Прето. Европейская конвенция по правам человека и налоговое

право.

Б. де Лами. Конституционные принципы в судебной практике: Является ли судья в общем судебном учреждении еще и конституционным судьей?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.Гро, Д.Деарб. Противоречия принципа предосторожности.

Н.Када. Государственные должности и трансферты чиновников.

№ 4

К. Прето. Организация и финансирование пожарной службы и службы скорой помощи.

С.Каражаннис. Невозможные ревизии. Временные препятствия и конституции.

М.-К.Понторо. Оппозиция как конституционная гарантия.

Ф.Шалтьель. Обязанность информировать пациента и ответственность лечебных учреждений.

Ф.Пико. Роль Европейского совета в процессе принятия решения.

Л.Фишер, Н.Муртада. Является ли Верховный суд США суверенным толкователем Конституции?

№ 5

Ж.-П.Камби, С.Ги. Два взгляда на принцип внесения поправок в законы.

С. Коттэн. Принятие и контроль за представлением кандидатуры на выборах президента Республики со стороны Конституционного совета.

Ж.-П.Массиас. Конституционная хроника стран Восточной Европы (2000-2001).

А.Виола. Можно ли интегрировать во французскую систему образования учебные заведения с преподаванием преимущественно на бретонском языке (т.н. «школы Диван»)?

Ж.Тебуль. Новые замечания о создании права административным судьей во французском правопорядке.

Э. Валле. Комиссии по расследованию Европейского парламента.

С.Пейру-Пистуле. Австрия: Присоединение национального парламента и парламентов земель к процессу европейского нормотворчества.

Ж.Лебретон. Ислам перед Европейским судом по правам человека. (О деятельности и идеологии партии процветания Некметтина Эрбакана в Турции).

№ 6

Специальный номер, посвященный проблеме разработки европейской конституции, открывается статьей К.Робера «Европейская конституция», затем следуют беседы с ведущими французскими ученымиконституционалистами Р.Бадинтером, Л.Бюргорг-Ларсеном, Э.Годеном и Ж.-Л.Кермонном о концепциях европейской конституции, предложенных Р.Бадинтером, В.Жискар д'Эстеном, Ф.Бейру, Р.Проди, Д. де Виллепэном.

Ф.Люшер. Конституционный совет и закон об ориентировании правосудия.

П.Музе. О повороте в Конституционном совета.

Э.Мелла. Промульгация конституции.

Ж.Ру. Признание Конституционным советом фундаментального принципа, содержащегося в законах Республики, относительно судопроизводства по делам несовершеннолетних.

П.Авриль. Уголовно-правовой статус главы государства.

Аннотации

ЛАРСЕН К., МАРИК И. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА В ФИНЛЯНДИИ: ОТ «ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ» (1919) ДО «ОСНОВНОГО ЗАКОНА (2002).

LARS SEN K., MARIQUE I. Evolution de la fouction présidentielle en Finlande: de la «Formt de government» (1919) à la (onstitution coordonnée (2000) // Révue du droit public et de la scieme politique en France et à l'étranger. - P., 2001, N 5. - P.1381-1415.

Финская политическая система с момента ее возникновения характеризовалась исключительно большой ролью президента: основные законодательные акты содержали весьма слабые механизмы политического и юридического контроля над его деятельностью; президент не несет никакой ответственности перед парламентом; конституционного суда в стране не существовало; президент не нес даже электоральной ответственности, ибо избирался непрямым голосованием (например, У.Кекконен занимал пост главы государства в течение 26 лет). Ситуация стала меняться с принятием в 90-е годы ХХ в. новой конституции, утвердившей прямые выборы президента, институт контрассигнации его указов министрами, появлением постов канцлера юстиции и юридического уполномоченного и прямым указанием (§113) на юридическую ответственность президента в случае измены Родине,

совершения им тяжкого преступления или преступления против человечества перед парламентом и Государственным судом. В целом, в Финляндии образовалась промежуточная система между американской президентской системой, в которой президент обладает ответственностью, и традиционной парламентской, в которой безответственный глава государства подчиняется воле кабинета министров.

ЭРТСОГ Р. ФИНАНСОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА. HERTZOG R. Les pouvoirs financiers du parlament. // Révue du droit public et de la science politique en France et à l'étranger. - P., 2002. - N 1/2. -P.298-312.

Принятие 1 августа 2001 г. органического закона № 2001-692 означает попытку создания нового бюджетного права, ибо этот закон внес важные изменения в финансовую политику государства. Теперь парламент имеет средства наблюдения за финансовыми операциями государственных органов, чтобы лучше обеспечивать социальную защиту населения. Надо лишь четче определять основные направления экономической политики, не погрязать в дележе бюджетного пирога и главное - лучше использовать собственные контролирующие органы (счетную палату и комиссии).

Г.А.Антонос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.