Научная статья на тему '2003. 03. 039. Ахлувалиа М. С. Экономические реформы в Индии с 1991 г. : привела ли постепенность к успеху? Ahluwalia M. S. economic reforms in India since 1991: has gradualism worked? // J. of Econ. Perspectives. Princeton, 2002. Vol. 16, № 3. P. 6788'

2003. 03. 039. Ахлувалиа М. С. Экономические реформы в Индии с 1991 г. : привела ли постепенность к успеху? Ahluwalia M. S. economic reforms in India since 1991: has gradualism worked? // J. of Econ. Perspectives. Princeton, 2002. Vol. 16, № 3. P. 6788 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ИНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 039. Ахлувалиа М. С. Экономические реформы в Индии с 1991 г. : привела ли постепенность к успеху? Ahluwalia M. S. economic reforms in India since 1991: has gradualism worked? // J. of Econ. Perspectives. Princeton, 2002. Vol. 16, № 3. P. 6788»

2003.03.039. АХЛУВАЛИА М.С. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ИНДИИ С 1991 Г.: ПРИВЕЛА ЛИ ПОСТЕПЕННОСТЬ К УСПЕХУ? AHLUWALIA M.S. Economie reforms in India since 1991: Has gradualism worked? // J. of econ. perspectives. - Princeton, 2002. - Vol. 16, № 3. - P. 6788.

Директор Центра независимых оценок МВФ (ранее - секретарь Министерства финансов и член плановой комиссии Индии) рассматривает ход экономических реформ, начатых в Индии в 1991 г., и оценивает достигнутые результаты в целом; в частности, он пытается ответить на вопрос: возможен ли ежегодный рост ВВП в 8%, запланированный сейчас правительством?

Потребность в смене экономической политики в Индии стала очевидной задолго до 1991 г., когда многие восточноазиатские страны добились высоких темпов роста и снижения уровня бедности на основе экспортной ориентации и поощрения частного сектора. Тяжелый кризис платежного баланса в 1991 г. заставил правительство действовать. В 1992-2002 гг. реформы дали существенные положительные результаты: средний рост экономики составил примерно 6%, благодаря чему Индия в 90-е годы оказалась среди развивающих стран с наиболее высокими темпами роста. Однако если в первые пять лет реформ ВВП рос на 6,7% в год, то во вторые пять рост составил лишь 5,4% (при планировавшемся показателе в 7,5%).

Критики либерализации объясняют замедление отрицательным воздействием реформ торговой политики на промышленность. Другие, напротив, считают причиной не сами реформы, а их слишком медленные темпы. М.С.Ахлувалиа придерживается мнения, что даже постепенное проведение реформ должно было дать значительные результаты.

Кризис платежного баланса 1991 г. был вызван бюджетной расточительностью. К 1993 г. дефицит бюджета был снижен с 9,4 до 7% ВВП, но увеличить государственные сбережения не удалось. В результате к 2001 г. дефицит бюджета вырос до 9,6% ВВП. Поскольку пропорция государственного долга к ВВП также велика (около 80%), существуют серьезные сомнения в способности Индии добиться роста в 8%. Для этого норма инвестирования должна вырасти до 29-30% ВВП, а внутренние сбережения - до 5% ВВП (с.69). Это, в свою очередь, требует увеличения доходов правительств в центре и штатах, что

предполагает определенные налоговые реформы и уменьшение государственных субсидий.

Экономические реформы 90-х годов больше всего затронули промышленность. Из 18 отраслей исключительно под контролем государства осталось только 3 (оборонные авиа- и кораблестроение, атомная энергетика и железнодорожный транспорт). Однако принятых мер недостаточно. Реформам мешает политика резервирования около 800 видов продукции за малыми предприятиями. Многие из них (одежда, обувь, запчасти к автомашинам, игрушки) обладают высоким экспортным потенциалом. Только в 2001-2002 гг., последовав примеру Китая, проведшего либерализацию в этой сфере и добившегося значительных успехов, правительство сняло с резервирования 64 вида продукции (с.72).

Существенные, хотя и меньшие, успехи достигнуты в реформировании торговой политики. Постепенно были отменены лицензирование импорта, количественные ограничения на импорт основного капитала, полуфабрикатов, промышленных потребительских и сельскохозяйственных товаров. Постепенно были снижены и тарифы на импорт (взвешенная средняя ставка таможенной пошлины сократилась с 72,5% в 1991-1992 гг. до 29% в 2002-2003 гг.) (с.73-74). Тем не менее уровни тарифов в Индии остаются одними из самых высоких среди развивающихся стран.

Еще одной составляющей реформ была либерализация прямых иностранных инвестиций (ПИИ), благодаря которой индийские компании повысили качество технологии и техники и расширили производство. Доля ПИИ увеличилась практически от 0 в 1991 г. до 0,5% ВВП, что уже является немалым достижением (хотя во многих рыночных странах этот показатель существенно выше). Однако все это не принесло ожидаемых результатов. Во втором пятилетии реформ промышленный рост замедлился до 4,5%, а доля Индии в мировом экспорте промышленных товаров выросла за 1990-1999 гг. всего с 0,5 до 0,55% (с.75). В отличие от Китая и Юго-Восточной Азии, ПИИ не играли в Индии важной роли в росте экспорта, а ориентировались в основном на ее внутренний рынок. Причины этого - медленное снижение таможенных пошлин, резервирование долгое время многих видов продукции за малыми предприятиями, низкое качество инфраструктуры.

Главный фактор снижения конкурентоспособности индийского экспорта и производительности труда в промышленности -

неэластичность рынка труда из-за его законодательной необеспеченности, в частности отсутствия системы страхования по безработице. Неслучайно единственная ориентированная на экспорт область, в которой наблюдался существенный рост, - это информационные технологии.

Экономические реформы часто критикуют за сосредоточение внимания на промышленной и торговой политике и невнимание к сельскому хозяйству (где занято 60% населения). Однако уменьшение протекционизма и последовавшее за этим снижение обменного курса сдвинуло соотношение цен в пользу сельского хозяйства, способствовав экспорту его продукции. Тем не менее сельское хозяйство пострадало от сокращения государственных инвестиций в решающих для его роста областях (ирригация, дренаж, сельские дороги и т.д.). Причины этого сокращения - ухудшение финансового положения правительств штатов и тенденция к выделению политически популярных, но неэффективных и даже несправедливо распределяемых субсидий, которые вытесняют инвестиции, способные дать больший эффект.

При открытии для частных инвестиций сферы инфрастуктуры были сильно недооценены трудности в создании необходимых для этого условий, при которых условия частных инвесторов были бы выгодны потребителям, а соотношение риска и прибыли - приемлемы для инвесторов. Здесь наихудшая ситуация сложилась с электроэнергией, в результате чего рост ее производства в 90-е годы был в два раза меньше намеченного, а качество оставалось низким. Намного лучше дело обстоит с телекоммуникациями и неплохо - с гражданской авиацией и портами. Дорожная сеть Индии в целом остается низкокачественной, а железные дороги реформы до сих пор вообще не затронули (с.80-81).

Меры по либерализации, увеличению финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковской системы дали некоторые положительные результаты. Реформы в этой сфере в Индии отличаются от реформ в других развивающихся странах тем, что правительство продолжает сохранять контроль над банковской системой. Поэтому повышение ее эффективности будет зависеть от способности государства повысить эффективность своих банков (передача правительством части полномочий правлениям банков, закрытие неплатежеспособных, исправление банковского законодательства и т. п.). Если государство справится с финансовыми трудностями, намечаемый рост ВВП в 8% в

год осуществим; если же нет, то удержать рост даже на уровне 6% будет трудно.

В государственном секторе Индии производится 35% промышленной условно-чистой продукции, но в отличие от других стран, проводящих экономические реформы, Индия перешла к приватизации лишь недавно. Сначала центральное правительство сократило капиталовложения в государственный сектор, продав меньшую часть его предприятий, но удержав за собой управленческий контроль над ними. Цель - пополнение доходов бюджета, но такая политика принесла весьма ограниченный успех. Поэтому в 1998 г. правительство объявило о намерении снизить свою долю в данных предприятиях до 26% и передать управление ими частным акционерам (за исключением нескольких стратегически важных производств). Важным стимулом для продажи государственной собственности стало решение о направлении вырученных от приватизации средств на финансирование социального сектора и погашение государственного долга. Началась приватизация и государственного сектора штатов.

По показателям социального развития в 1991 г. Индия отставала от уровня стран Юго-Восточной Азии на 20 лет. Например, уровень грамотности взрослого населения составлял 52%, тогда как в 1971 г. в Индонезии - 57%, в Таиланде - 79%. Принятые меры включают увеличение расходов правительства на здравоохранение и образование (с 7,6% всех его расходов в 1990-1991 гг. до 10,2% в 2000-2001 гг.) (с.85). В результате уровень грамотности вырос к 2001 г. до 65%, причем рост был особенно интенсивным в штатах с низкими показателями грамотности (Бихар, Мадхья Прадеш, Уттар Прадеш, Раджастхан).

«Воздействие десяти лет постепенных экономических реформ в Индии на политическую обстановку представляет собой смешанную картину» (с.86). Критики часто объясняют задержку в проведении реформ и их неудачу в некоторых областях выбором стратегического курса на постепенность. Однако постепенность предполагает четкую постановку цели и сознательное увеличение отведенного на реформы времени, чтобы облегчить трудности переходного периода. Но этого удалось добиться далеко не во всех областях экономики Индии. Кроме того, вместо целей были намечены широкие направления деятельности без фиксации сроков завершения реформ. Это было сделано сознательно, чтобы свести к минимуму противодействие им и оставить место для возможного отступления. В результате процесс изменений стал не

столько постепенным, сколько прерывистым и оппортунистским. Альтернативой такому ходу событий могло быть более тщательное планирование реформ - так, чтобы заинтересованные лица уяснили всю степень требуемых изменений. Однако автор затрудняется сказать, смог бы такой подход дать лучшие результаты или, наоборот, завел бы высокоплюралистическую демократию Индии в тупик.

К. А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.