Научная статья на тему '2003. 03. 038. Кристи Н. Какая Дания возможна? Christie N. hvordan er Danmark mulig? // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. Kobenhavn, 1999. Arg. 86, n 4. S. 280291'

2003. 03. 038. Кристи Н. Какая Дания возможна? Christie N. hvordan er Danmark mulig? // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. Kobenhavn, 1999. Arg. 86, n 4. S. 280291 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ ДАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 038. Кристи Н. Какая Дания возможна? Christie N. hvordan er Danmark mulig? // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. Kobenhavn, 1999. Arg. 86, n 4. S. 280291»

2003.03.038. КРИСТИ Н. КАКАЯ ДАНИЯ ВОЗМОЖНА?

CHRISTIE N. Hvordan er Danmark mulig? // Nord. tidsskr. for kriminalvid. -

Kobenhavn, 1999. - Ârg. 86, N 4. - S.280-291.

Статья известного норвежского ученого, Нильса Кристи, профессора Института криминологии при Университете г. Осло, написана в связи с его участием в конференции «Преступность и общество», организованной по случаю празднования столетия со дня образования Датского объединения (ассоциации) криминалистов.

За прошедшее столетие, пишет автор, произошли серьезные изменения в жизни стран Северной Европы. Все изменилось, за исключением числа заключенных в пенитенциарных учреждениях северных стран. В чем причина такой стабильности? Можно, конечно, утверждать, пишет автор, что число заключенных определяется состоянием преступности, служит ее зеркальным отражением. Но это не так, ибо преступления как такового не существует. Преступления нет, есть деяние, которое становится преступлением, в зависимости от того содержания, которое мы в него вложим, от смысла, который мы ему придадим.

При исследовании данной проблемы возникает два основных вопроса. Во-первых, большее или меньшее число деяний в настоящее время рассматриваются как нежелательные (преступные), чем 50 лет назад. Во-вторых, меняется ли отношение к одинаковым поступкам. Многие деяния, которые ранее не считались преступными, теперь подлежат уголовной ответственности. Согласно уголовной статистике в последнее время значительно возросло число насильственных посягательств. Вместе с тем нет уверенности в том, что реально повысился уровень названной преступности. Возможно увеличилось число зарегистрированных преступлений или расширился круг деяний, квалифицируемых государством как уголовно-наказуемые (например, деяния, которые 10 лет назад рассматривались как обычные драки между школьниками, зимой 1999 г. квалифицировались как преступления).

Чтобы оценить сложившуюся ситуацию, указывает автор, следует отделить сферы совершения этих деяний - частную (приватную) от общественной. В приватной сфере (дома, в семье и т.п.) число насильственных посягательств, по-видимому снизилось. В общественной сфере число совершенных деяний, которые считаются насильственными, возможно, увеличилось. В последнее время мы склонны расширять круг деяний, относимых к насильственным посягательствам. Возможно также,

что большее число таких деяний совершается с использованием разного рода оружия, в том числе огнестрельного.

Число заключенных в странах Северной Европы составляет около 60 человек на 100 тыс. населения, в Западной Европе - от 80 до 100, в США - 709 заключенных на 100 тыс. населения. Общее число заключенных во всех странах Северной Европы составляет 14 тыс. Число убийств в США в среднем в 8-10 раз превышает число убийств во всех странах Северной Европы вместе взятых. Однако, пишет автор, причина роста числа заключенных в пенитенциарных учреждениях США объясняется главным образом ужесточением наказаний, возращением в места лишения свободы условно-досрочно освобожденных, а также борьбой с наркопреступностью.

Тот факт, что странам Северной Европы до сих пор удается удерживать низкий уровень числа заключенных, объясняется, по мнению автора, в первую очередь тем, что между гражданами этих стран не существует социального отчуждения. Люди меньше склонны мучить друг друга, если они лучше знакомы, ближе, понятнее друг другу.

Во-вторых, сдерживает рост преступности система государственного устройства стран Северной Европы, характеризующаяся большей свободой, независимостью государственных чиновников, их приверженностью идеям Монтескье, его учению о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Вместе с тем автора беспокоят изменения, наблюдаемые во всех областях повседневной жизни общества, в частности рост теневой (преступной) экономики, изыскивающей всяческие пути и способы для извлечения незаконных доходов. Он с тревогой отмечает разрастание черного рынка, а также возникновение и расширение круга новой категории лиц, которая определяет правила черного рынка, регулирует отношения в данной области. «Мы, - пишет автор, - оказались в совершенно новой социальной, политической, организационной и материальной ситуации, требующей расширения компетенции уголовно-правовой сферы. Основным для уголовной политики становится вопрос: как сохранить гражданское общество».

Встает также вопрос, как широко, до каких пределов должны распространяться уголовно-правовые полномочия государства? Итак, преступления не существует, но мы можем любому нежелательному деянию придать значение преступления. Уголовное право своей властью утверждает: «это дело относится к моей компетенции, это дело мое».

Однако такая постановка вопроса не является абсолютной, предопределенной природой.

«Свои конфликты, - пишет автор, - мы, как правило, решаем сами, без посторонней помощи: в семье, с соседями, на работе, во время отдыха, а иногда и на улице с чужими людьми. Но иногда помощь в урегулировании спора становится необходимой».

Во все исторические периоды в случае возникновения конфликтных ситуаций в качестве представителей спорящих сторон выступали лица, которые направлялись соответствующими учреждениями (организациями и т.п.) или выступали по своей инициативе, чтобы обеспечить мирное разрешение коллизии.

В наше время конфликты решаются в арбитраже, третейском суде, Совете по разрешению конфликтов и других подобного рода учреждениях. Специальное внимание в свете рассматриваемой темы следует, по мнению автора, уделить такому институту, как Совет по разрешению конфликтов (восстановительная юстиция). Особое место в этой области принадлежит Норвегии1. Так, согласно закону 1991 г., передача уголовного дела названному Совету является специфической мерой уголовно-правовой политики, порядок реализации которой закреплен в уголовно-процессуальном законодательстве (нормами, введенными в УПК Норвегии после придания официального статуса Совету по разрешению конфликтов). Все граждане страны имеют возможность передать свои конфликты на рассмотрение названных Советов. Кроме того, прокуратура может направлять им свои уголовные дела. В 1998 г. в Советы по разрешению конфликтов поступило 6000 дел, из них - 3000 из прокуратуры.

Существует три типа дел, которые могут возникнуть в результате конфликта. Это дело одного лица против другого, дело лица против организации (и наоборот), дело одной организации против другой.

В настоящее время в Советах по разрешению конфликтов доминируют дела индивидов против организаций и наоборот (главным образом кражи, совершаемые подростками в магазинах). По мнению автора, эти дела следует относить к компетенции полиции, которая должна на месте происшествия, дома у виновного или в полицейском участке провести беседу с подростком и сделать ему предупреждение при

1 Ананиан Л.Л. Советы по разрешению конфликтов - новый институт в системе органов борьбы с преступностью в Норвегии // Соц. и гуманит. науки. Зарубеж. лит.: РЖ. Сер. 4. Государство и право. - М., 1993. - № 1. - С.113-121.

условии, конечно, что учиненное деяние малозначительно и совершено впервые.

Весьма серьезную роль играют Советы по разрешению конфликтов при рассмотрении споров между организациями, т.к. коллизии, возникающие между представителями деловых кругов, могут улаживаться только посредством переговоров. Применение же уголовно-правовых мер может привести только к вечной войне.

Не менее важна деятельность Советов, направленная на разрешение конфликтов, возникающих между индивидами. Однако здесь вступают в силу норвежские законы, согласно которым Советы по разрешению конфликтов могут рассматривать только малозначительные деяния. Крупные, серьезные дела относятся к компетенции государства, а именно органов прокуратуры и суда.

По мнению автора, многие аргументы говорят против такого подхода к проблеме, т.е. против ограничения полномочий Советов малозначительными делами. Если стороны конфликта самостоятельно достигли примирения, почему, спрашивает автор, государство должно вмешиваться со своим наказанием. Для многих тюремное заключение, пишет автор, предпочтительней встречи с пострадавшим, его семьей и друзьями, не говоря уж о тяготах, связанных с возмещением ущерба. Не следует забывать и того, что при рассмотрении дела в Совете по разрешению конфликтов серьезность совершенного деяния определяет серьезность наступающих последствий, которые находят свое выражение в обяза-тельствах, налагаемых на виновного, трудностях, связанных с возмещением нанесенного ущерба. Не следует также забывать главного: рассмотрение дела в Совете по разрешению конфликтов - дело добровольное, и стороны всегда могут использовать другие пути для решения своих проблем.

Вряд ли у кого-либо вызывает сомнение тот факт, что восстановительный процесс предполагает возрождение совести (виновного). Следует отметить, что это более действенно и эффективно, чем наказание с помощью социальных и (или) материальных ресурсов. Можно говорить о недостаточной обеспеченности безопасности сторон, решающих свои проблемы в Советах по разрешению конфликтов. Действительно, кое-кто может мошенничать, обманывать; родственникам и друзьям пострадавшего могут угрожать, принуждая их к отказу от участия в рассмотрении дела или к принятию решений, с которыми они не согласны. Но это чисто практический вопрос. Тысячи юристов,

специалистов в области уголовного права на протяжении многих сотен лет разрабатывали и разрабатывают нормы, регулирующие порядок ведения дел в сфере уголовно-правовых отношений. Пришло время, чтобы кто-то занялся разработкой норм, обеспечивающих разрешение проблем в общественном (социальном) порядке.

Безусловно, существуют коллизии, разрешение которых требует применения уголовно-правовых мер. Решение конфликтов в общественном (социальном) порядке при нашем общественном устройстве, пишет автор, предполагает в качестве обязательной предпосылки - добровольность. Сторона, которая не согласно рассматривать свое дело в Совете по разрешению конфликтов, должна иметь возможность обратиться в любое другое учреждение, к государству, потребовать применение уголовно-правовых мер воздействия. В некоторых случаях тюремное заключение может оказаться единственно правильной, необходимой мерой наказания.

Если человек нуждается в государстве, то он должен обеспечить государству возможность укреплять свою власть, в том числе с помощью уголовно-правовых мер. Если мы не предоставим необходимой власти государству, то ее полностью захватят финансисты. Поэтому, заключает автор, сохранение уголовно-правовой сферы необходимо хотя бы из соображений поддержания авторитета государства.

Л.Л.Ананиан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.