Новая программа обучения военных называется «eArmyU». Впервые она появилась в январе 2001 г. и сразу обрела популярность. Основными целями программы являются привлечение новых кадров в армию, повышение образовательного уровня военнослужащих. В настоящее время «eArmyU» охватывает гарнизоны 11 военных баз по всему миру, 31 тыс. студентов-военных (что составляет более 5% от общего числа). По предварительным подсчетам, число учащихся к 2005 г. достигнет 80 тыс. Каждый военнослужащий, решивший обучаться по этой программе, получает необходимую литературу и «технический пакет» (tech package), включающий в себя портативный компьютер, принтер и оплаченный счет за пользование Интернетом.
Желающим получить образование онлайн предоставляется большой выбор: свыше 2 тыс. направлений обучения и 90 программ с полу-чением ученой степени. В составлении программ обучения принимал участие консорциум из 20 колледжей и университетов, включая Центральный университет Техаса, университеты из Флориды и Индианы. Среди самых популярных программ, дающих ученую степень, особо выделяются уголовное право, бизнес и информатика. Студенты должны общаться с преподавателями посредством электронной почты и участвовать в виртуальных дискуссиях.
Главное достоинство программы «eArmyU» - ее гибкость, что крайне важно для военных с их напряженным ритмом жизни и частыми перемещениями на новые места. Армия заинтересована в том, чтобы военные не оставляли программу и не уходили в гражданскую жизнь. Новая программа обучения способствует тому, чтобы заинтересованные в учебе военнослужащие оставались на своем посту. На сегодняшний день уже более 18% студентов «eArmyU» продлили свои контракты на пребывание на военной службе, чтобы получить полное образование. Автор замечает, что военные должны прослужить как минимум три года, чтобы получить возможность учиться по новой программе.
Е.Н.Рачкова
2003.03.027. ШИ Р. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ.
SHEA R. E-learning today // US news а. world rep. - Wash., 2002. - Vol. 13, N 16. - P.54-56.
Ключевые слова: электронное образование, нетрадиционные
студенты, обучающие программы.
В статье сообщается об успешном опыте электронного образования в Университете Финикса (шт. Аризона). В середине 90-х годов здесь был создан факультет дистанционного образования -университет онлайн, предлагающий различные курсы в таких областях, как бизнес-администрирование, педагогика, подготовка младшего медицинского персонала. Университет г.Финикса - крупнейший частный университет в США, имеющий кампусы в 40 штатах и насчитывающий 133 660 студентов (включая «электронных»). Электронное образование, как правило, получают нетрадиционные студенты, т.е. взрослые люди, продолжающие свое образование. Один из таких студентов Дж. Гиллеспи (J.Gillespie), 38-летний менеджер автотранспортной компании по перевозкам грузов в Атланте, который работает по 12 час. в день семь дней подряд (затем семь дней отдыха) отмечает: «Я не могу посещать занятия в рабочие дни, но я дал себе слово получить степень MBA, и электронное образование - это то, что мне нужно» (с.55).
В университете онлайн студенты могут получить диплом среднего специального образования, а также диплом высшего образования. Начало электронному образованию было положено еще в 1989 г., когда были разработаны первые курсы по Интернету, а не так давно университет ввел новый метод обучения - FlexNet, сочетающий электронное обучение с обучением непосредственно в аудитории.
Занятия онлайн подразумевают активное взаимодействие: переписку по электронной почте, дискуссии, предоставление текстовых файлов лекций. Студенты и инструкторы (instructors) должны участвовать в дискуссиях пять дней в неделю. Общение происходит в свободной и дружеской атмосфере, и отсутствие личного контакта не мешает завязыванию дружеских отношений между людьми.
Занятия проходят под руководством специально обученных преподавателей - инструкторов. Кандидат в инструкторы должен иметь степень магистра или доктора и 5-летний опыт работы в своей области. Он проходит бесплатное обучение в течение одного месяца (как правило, 25% подавших заявление в процессе учебы отчисляются), затем кандидаты в инструкторы ведут электронный курс под наблюдением менторов (mentor). Инструкторы обязаны предоставлять факультету отчеты о выполненной работе после первых четырех уроков, а затем каждый год.
Программы обучения разрабатываются штатными преподавателями в корпоративной штаб-квартире. Они пересматриваются и
дополняются каждые два года. В 2001 г. для более легкого внесения изменений начался перевод учебных материалов в цифровую форму.
Сначала деятельность электронного университета была встречена весьма скептически со стороны преподавателей традиционных вузов, и университету пришлось разработать методику строгого тестирования для оценки знаний учащихся. Студент проходит тестирование при поступлении и по окончании учебы. Как выяснилось, уровень подготовки студентов онлайн оказался даже выше, чем обычных студентов.
Преподаватели университета также считают, что предоставляемые знания и форма обучения соответствуют высокому уровню. Поскольку студенты - это в основном люди, совмещающие работу с учебой, очень часто инструкторы дают практические задания. К примеру, К.Шерман (K. Sherman), преподаватель университета с 3-летним стажем, дал задание своим студентам разработать стратегический план компании. Многие студенты сделали его для своей компании и затем представили руководству. Студенты постоянно докладывали Шерману о своих презентациях. «Я даже не могу передать, какое чувство я испытываю, осознавая, что помогаю своим студентам не только получать знания, но и двигать карьеру», - говорит Шерман (с. 56).
Лучшим доказательством качества образования электронного университета Финикса могут служить слова Г.Мерика (G.Merica), фармацевта, студента второго года обучения по программе медицинского управления, многие знакомые коллеги которого бросили такие курсы в других университетах и который сам бросил такую программу в университете Айдахо: «Представленные программы, дискуссии в нашем университете полнее и намного интереснее, чем я когда-либо получал. К тому же я могу одновременно посещать урок и играть с сыном» (с. 56).
М.П.Булавинова