Научная статья на тему '{}98. 01. 025. Грин К. Нетрадиционное образование: альтернативные пути приобретения знаний. {-}{1)}{}green К. Nontraditional education: alternative ways to earn your credentials // Occupational outlook quarterly. - Wash. , 1996. -Vol. 40, n 2. -P. 23-35. {2)}'

{}98. 01. 025. Грин К. Нетрадиционное образование: альтернативные пути приобретения знаний. {-}{1)}{}green К. Nontraditional education: alternative ways to earn your credentials // Occupational outlook quarterly. - Wash. , 1996. -Vol. 40, n 2. -P. 23-35. {2)} Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
{}КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ {-}{1)}{}-МЕТОДЫ {2)}--США / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ -США / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ -США / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «{}98. 01. 025. Грин К. Нетрадиционное образование: альтернативные пути приобретения знаний. {-}{1)}{}green К. Nontraditional education: alternative ways to earn your credentials // Occupational outlook quarterly. - Wash. , 1996. -Vol. 40, n 2. -P. 23-35. {2)}»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 98.01.001 -98.01.026

МОСКВА 1998

нению с другими учреждениями. Они также взаимодействовали с промышленностью, создавая совместные проекты ИР между университетами, предприятиями и исследовательскими организациями.

Л.Г.Можаева

98.01.025. ГРИН К. НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ.

GREEN К. Nontraditional education: alternative ways to earn your credentials // Occupational outlook quarterly. - Wash., 1996. -Vol. 40, N 2. - P.23-35.

К.Грин, помощник редактора журнала "Occupational Outlook quarterly ", представляет различные пути получения знаний в США нетрадиционными студентами - лицами старше 18 лет, возвращающимися в систему образования после приобретения трудового и жизненного опыта. В первой части работы рассмотрены различные возможности получения среднего образования, во второй - высшего.

Для лиц, не сумевших закончить среднюю школу (high school) в соответствующем возрасте, в крупных городах предлагаются программы "вернись в школу" - "back-to-school", которые позволяют взрослым людям посещать занятия в школе вместе с обычными учащимися. Но более приемлемыми альтернативами для большинства взрослых являются обучение по тестам "Общего образовательного развития" (General Educational Development, GED) или обучение по переписке, предоставляющее возможность получить свидетельство о среднем образовании.

Естественно, что знания, приобретенные такими путями, не равнозначны тем, которые получают учащиеся, посещая школу. Однако они помогают взрослым продолжить свое образование для достижения определенных профессиональных целей.

Дипломы GED ежегодно получают более полутора млн. взрослых, причем более чем 90% работодателей колледжей и университетов признают этот диплом наравне с обычным свидетельством об окончании средней школы (с.23).

Программа тестирования GED спонсируется Американским советом по образованию, департаментами образования штатов и местными органами власти. Подготовка по ней завершается сочинением и экзаменами по естественным наукам, математике, социальным наукам, литературе и искусству. Во время тестирования определяются такке аналитические способности учащегося, умение его воспринимать и использовать информацию.

Тестирование проводится на английском, испанском или французском языках. Наряду с рукописными ответами принимаются также отпечатанный текст или материал на аудиокасетах. Общая продолжительность прохождения тестов - 7,5 час.

Тесты GED достаточно сложные - ежегодно 1/4 претендентов отсеивается, не достигнув успеха. Поэтому создаются специальные центры, которые распространяют материалы для самоподготовки, такими же материалами располагают библиотеки, учебные заведения и книжные магазины. Многие общественные телевизионные студии также ведут разъяснительную работу по подготовке к тестированию.

Взрослые, которые приобрели знания в объеме средней школы в процессе трудовой деятельности могут быть аттестованы специальной службой - Национальной программой внешних дипломов (National Ecstemal Diploms Program), сдав экзамены на получение свидетельства о среднем образовании.

Для тех, кто хочет получить традиционное свидетельство о среднем образовании нетрадиционным путем, предлагаются более десяти аккредитованных программ*.

Эти программы представляются частными агентствами, но в сотрудничестве с университетами или департаментом по образованию штата. Они не содержат никаких ограничений, касающихся места жительства учащегося, поэтому можно выбирать программу любого штата. Можно также изучать неполный курс, иметь гибкое

Аккредитация - явление, характерное для американской системы образования, выполняет функцию контроля за качеством работы учебных заведений. Созданные для этой цели агентства дают оценку уровню и качеству программ подготовки. - Прим.реф.

17-2-378

расписание для завершения учебы, подготовиться к поступлению в вуз, а в некоторых случаях и осваивать:программу высшей школы.

Далее автор рассматривает возможности приобретения высшего образования нетрадиционными путями: получение зачетных единиц* за курсы, пройденные в колледже, а также за знания, приобретенные вне стен колледжа. С помощью специального советника из колледжа нетрадиционный студент обязан оценить свои возможности, определить цель дальнейшего обучения. Одним из видов обучения для этой категории студентов является дистанционное обучение с использованием телевидения, электронной почты и компьютерных программ.

Однако колледжи и университеты не единственные учебные заведения, которые предоставляют высшее образование. Общественные организации и работодатели нередко осуществляют подготовку, заслуживающую признания колледжем. Американский совет по образованию имеет две программы, которые оценивают тысячи специфических курсов в зачетных единицах (с.27).

Одна из программ оценивает курсы подготовки, спонсируемые правительственными учреждениями, бизнесом и промышленностью, профсоюзами и профессиональными или общественными организациями. Другая программа - курсы, проводимые вооруженными силами и министерством обороны.

Наиболее распространенный способ получения зачетных единиц в колледже без стационарного обучения - прохождение стандартизированных тестов. Как правило, такому тестированию подвергаются выпускники средней школы, которые хотят получить преимущество при поступлении в вуз, однако оно доступно и взрослым. Специальные программы тестирования содержат вопросы по значи-

* Уровень знаний студентов и выпускников вузов США определяется при помощи зачетных единиц, получаемых за изучение отдельных учебных дисциплин. Для первой университетской степени - бакалавра - необходимо за четыре года обучения набрать 120-140 зачетных единиц, для получения магистра - еще 30 единиц. Для степени доктора магистры должны изучить курсы в объеме 60-70 зачетных единиц. - Прим.реф.

тельному числу дисциплин. Причем, каждое учебное заведение само определяет нормы, применяемые при тестировании, минимальное количество зачетных единиц, нербходимых для получения диплома. Большинство университетов и колледжей руководствуются рекомендациями Американского совета по образованию, которые издаются каждый второй год в виде проспекта на 250 страницах (с.28).

В общей сложности в стране насчитывается пять национальных программ тестирования, которые частично перекрывают друг друга. Так, Экзаменационная программа на уровне колледжа (Collegelevel examination program, CLEP) используется более чем 2800 аккредитованными учебными заведениями. Каждый тест рассчитан на 90 мин. (стоимость экзамена 42 долл.) и включает материал, содержащийся в программах высшей школы. Учебные дисциплины объединены в блоки: английское сочинение, гуманитарные науки, математика, естественные науки, социальные науки и история. Кроме того экзамены проводятся по 29 предметам. Сочинение включено в кажду группу дисциплин.

В работе приводятся данные о других четырех национальных тестовых программах (с.28-29).

Многие колледжи и университеты предлагают собственные программы для получения зачетных единиц. Так, университет штата Огайо предоставляет около 150 программ для тестирования нетрадиционных студентов, университет штата Северной Каролины - 140 программ.

Оценка знаний, приобретенных в процессе трудовой деятельности и путем самообразования, требует много времени и является очень трудоемким процессом, так как далеко не все эти знания соответствуют вузовским требованиям и критериям. В работе приводятся методы оценки такого рода знаний (с.31-32).

Более 150 аккредитованных колледжей и университетов предлагают нетрадиционным студентам программы для получения степени бакалавра, не требующие пребывания в кампусе. Кроме этого, более 300 вузов имеют нетрадиционные программы на базе кампусов. В некоторых из этих учебных заведений, а также в большинстве

младших и общинных колледжей* можно получить нетрадиционным путем ассоциированные степени (как правило, профессиональные, выдаваемые после двух лет обучения. - Прим.реф.).

Хотя аккредитация не является обязательной для американских вузов, для нетрадиционных студентов особенно важно получить диплом именно в аккредитированном вузе. Работодатели, как правило, не склонны признавать диплом неаккредитированного вуза.

Поскольку нетрадиционные студенты ставят перед собой различные цели в процессе образования, им предлагается широкий выбор программ. Некоторые программы ориентированы на то, чтобы помочь студентам как можно быстрее получить диплом. Другие -предназначены для поступающих в вуз, третьи - включают индивидуальную подготовку, интенсивные консультации преподавателей, кооперированное обучение.

Касаясь платы за обучение и других расходов во время подготовки, автор отмечает, что традиционные и нетрадиционные студенты по некоторым статьям несут одинаковые расходы (плата за учебники и учебные пособия). Стоимость изучения отдельных курсов также может составлять равные суммы, особенно в колледжах и университетах, ведущих подготовку в неурочное время по традиционным программам. В то же время нетрадиционные студенты должны дополнительно оплачивать просмотр и оценку письменных работ, за консультации, почтовые расходы, стоимость составления планов самостоятельной полготовки, а также оценку этой работы. В работе приводятся адреса организаций, располагающих информацией относительно нетрадиционных форм обучения, а также дан перечень публикаций по этому вопросу (с.34-35).

ЛГ.Можаева

’ Младшие и общинные колледжи - двухгодичные учебные заведения на базе средней школы осуществляют профессиональную или общеобразовательную подготовку. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.