оно должно помешать другим взобраться на вершину социальной лестницы?
Большинство, однако, не соглашались с этим допущением Гальтона. Отдельные случаи социальной мобильности на самом деле доказывают, что на свете было немало гениев, которые так и не смогли вырваться из своих маленьких деревушек. Но у Гальтона не было иного выбора, кроме как принять аксиомы, которые вызывали неприятие со стороны радикалов викторианской эпохи. Его построения вряд ли имели бы смысл, если бы он согласился с тем, что многие гении так и исчезают, не оставив следа.
Те откровенность и решительность, с которыми Гальтон стремился доказать наследственную обусловленность интеллектуальной одаренности, пишет автор в заключение, показывают, что использование специфической методологии оказало существенное влияние на формирование его биологических представлений. Несмотря на то, что политические, психологические и другие факторы также сыграли свою роль, та крайняя позиция, которую занял Гальтон, стала, прежде всего, следствием настоятельного требования втиснуть его данные о родственных связях выдающихся личностей в прокрустово ложе количественного подхода. Как и Мартин Лютер, он не «мог поступить иначе», потому что в его случае все, кроме гипотезы о жесткой генетической детерминации умственных способностей, означало бы отказ от предприятия в целом.
Т.В.Виноградова
2003.03.016. ХОСКИН М. КАРОЛИНА ГЕРШЕЛЬ: АСТРОНОМ,
АССИСТЕНТ ИЛИ ПОМОЩНИК АСТРОНОМА?
HOSKIN M. Caroline Herschel: Assistant astronomer or astronomical
assistant? // History of science. - Chalfont St. Giles, 2002. - Vol. 4, Pt.4 -
P.425-444.
Ключевые слова: личность ученого, астрономия, женщины в
науке.
Каролина Гершель (1750-1848), по словам автора - сотрудника Кембриджского университета (Великобритания), прежде всего, осталась в истории астрономии как преданная помощница своего знаменитого брата Уильяма Гершеля (1738-1822), заложившего основы звездной
астрономии. Он стал создателем самых мощных для своего времени зеркальных телескопов, которые позволяли видеть объекты, расположенные в отдаленных областях космоса. Один из таких телескопов Уильям и Каролина использовали в проведении беспрецедентных по масштабу астрономических наблюдений, которые позволили им открыть новые туманности и увеличить их число со 100 до 2,5 тыс. Уильям построил модель Галактики, установил движение Солнца в пространстве, открыл Уран и совершил другие открытия.
Во всей этой работе неоценимую помощь ему оказывала Каролина. Главная ее обязанность состояла в том, что она вела записи во время систематических обозрений звездного неба, осуществлявшихся ее братом. Это был не первый случай партнерства мужчины и женщины в истории науки. Однако Каролина стала первой женщиной, которая официально получала жалованье в качестве ассистента астронома.
Каролина не только выступала в качестве секретаря своего брата, но и вела собственные наблюдения. Ее достижения в качестве «охотника за кометами» получили признание в Европе. Тем не менее такой авторитет по изучению роли женщин в науке, как А. Клерк (К1егке), считает вклад Каролины в астрономию весьма ограниченным. «Поиски истины не вдохновляли ее; ни одно направление исследований не привлекало ее; она, такое впечатление, не интересовалась даже дальнейшей судьбой открытых ею комет. Она гордилась ими как охотничьими трофеями...» (цит. по: с. 425). Можно ли в таком случае считать Каролину Гершель самостоятельным ученым астрономом, задает вопрос автор.
Уильям и Каролина были, соответственно, третьим и пятым ребенком в семье Исаака и Анны Гершель из Ганновера. Анна посещала сельскую школу, но так и не научилась ни читать, ни писать; городская школа, в которую ходила Каролина, давала больше знаний своим ученикам, но девочек там не обучали арифметике. Каролина была очень маленького роста, ее лицо было изуродовано следами оспы, поэтому она вряд ли могла рассчитывать на замужество. Черствая и эгоистичная по своему характеру Анна видела в дочери лишь помощницу по дому и не хотела, чтобы девочка в будущем ушла из семьи. Уроки французского языка, которые позволили бы Каролине стать гувернанткой, Анна категорически запретила, так же как и пресекла ее попытки освоить рукоделие.
Исаак, скромный скрипач в военном оркестре, редко имел в кармане больше 2 пенсов, но был человеком высокой культуры. Он стремился передать своим детям любовь к музыке и развить их задатки. Все его четыре сына стали неплохими музыкантами. Каролине Анна запрещала брать у отца уроки игры на скрипке. И хотя впоследствии она смягчилась, Каролина так и не поднялась выше любителя со средними способностями.
В 1756 г., когда началась Семилетняя война, Уильям и его старший брат Яков уже были профессиональными музыкантами и работали в том же оркестре, что и их отец. После ряда перипетий, связанных с военным временем, в конце 1757 г. Уильям перебрался в Лондон, надеясь на лучшие заработки.
В 1767 г. умирает отец Каролины, Исаак Гершель, и его дочь оказалась в весьма сложном положении. Главой семьи становится Яков, требовательный и жесткий человек, который мог ударить Каролину, если ему не понравилась ее стряпня. И что станет с ней, когда Яков женится и не будет нуждаться в ее услугах?
Спасение ей явилось в лице чудесного принца, любимого брата Уильяма. Карьера Уильяма пошла в гору, когда в 1766 г. он стал органистом в модном курортном городе Бате. Сюда на воды приезжали представители высшего общества, и Уильям имел возможность неплохо зарабатывать уроками, выступлениями и особенно концертами в частных домах. Уильям часто приезжал в Ганновер и знал о бедственном положении Каролины. Поскольку он был все еще не женат, летом 1772 г. он предложил Каролине перебраться к нему, чтобы заняться домом, вести бухгалтерские книги, переписывать ноты, организовывать концерты и т.д.
Почти полвека, до смерти брата в 1822 г., жизнь Каролины была подчинена двум принципам: 1) добиться финансовой независимости; 2) помогать Уильяму во всех его начинаниях, выражая таким образом благодарность за свое избавление.
Уильям обучил ее арифметике, чтобы она могла вести бухгалтерию, занимался с ней вокалом, поскольку полагал, что она будет выступать вместе с ним. Он оплачивал ее наряды и уроки хороших манер. Вскоре она стала важным членом команды, ведя домашнее хозяйство, копируя ноты и иногда выступая в качестве солистки. Она не получала никакой платы, но имела возможность брать деньги из тех, что выделялись на домашнее хозяйство.
Со временем интересы Уильяма переключились сначала на математику, а затем астрономию, которая полностью поглотила его. Уильям поставил перед собой амбициозную цель: проникнуть в то, что он называл «конструкцией небес», понять устройство Галактики. Для этого ему были нужны зеркальные телескопы высокой разрешительной способности, и он организует мастерскую по изготовлению больших зеркал в подвале своего дома. Вскоре Каролина тоже стала проводить в мастерской много времени, помогая брату. У нее не оставалось времени на ведение хозяйства и занятия пением. Ее принципы - сделать самостоятельную карьеру и служить брату - пришли в противоречие. Поворотный момент наступил 15 апреля 1778 г., когда ее пригласили выступить на концерте в Бирмингеме, в котором ее брат не принимал участия. Ее ответ должен был определить ее будущую жизнь (и будущее астрономии, о чем она и не подозревала). Уильям (и астрономия) выиграли: она отклонила предложение.
Каролину все больше затягивало в «водоворот» астрономических занятий брата. Решающее событие в карьере Гершеля как астронома произошло 13 марта 1781 г., им была открыта крупнейшая планета Солнечной системы Уран, благодаря чему он получил широкую известность. Его союзники, главным среди которых был Дж. Бэнкс (Banks), президент Лондонского королевского общества, усмотрели в этом открытии шанс для Уильяма оставить надоевшие ему занятия музыкой и целиком посвятить себя астрономии. Закрутились невидимые колеса политической машины: в итоге Уильяму было предложено стать придворным астрономом с жалованьем 200 фунтов в год и переехать в Виндзор вместе со своей обсерваторией. Его единственной обязанностью стала демонстрация звездного неба членам королевской семьи и их гостям. А что же Каролина? С ней не советовались, ее просто поставили в известность. Ее комментарий весьма красноречив: «Я поняла, что должна отказаться от музыки и готовить себя к роли помощника астронома» (цит. по: с.431).
Для женщины того времени активное участие в научных исследованиях было чем-то экстраординарным. Женщины сочиняли стихи и прозу, рисовали и даже иногда занимались научными изысканиями. Но женщина, которая, засучив рукава, включается в проведение экспериментов или стоит за телескопом, была сродни революционерке. Но Уильяма не заботили условности.
Спустя несколько месяцев после переезда Каролина, вооружившись телескопом и получив соответствующие инструкции от брата, начала вести самостоятельные наблюдения. Ей удалось обнаружить несколько новых туманностей, неизвестных астрономии. Под впечатлением ее успехов Уильям также занялся изучением туманностей. Однако он быстро понял, что телескоп небольшого размера вполне подходит для поиска комет, тогда как исследование тусклых и таинственных туманностей требует более мощного инструментария. Осенью 1783 г. он построил новый телескоп с 20-футовой фокальной линзой и приступил к систематическим обозрениям звездного неба. Осознав, что одному вести и наблюдения, и записи неудобно, он попросил Каролину прекратить собственные наблюдения и стать его секретарем. Ночью Каролина вела записи, а днем делала необходимые вычисления и готовила каталог туманностей к публикации. «На протяжении одной из самых героических кампаний в истории астрономических наблюдений команда Гершеля менее чем за шесть лет в 20 раз увеличила число туманностей, известных науке» (с. 432).
В каталогах положение туманностей было принято описывать относительно координат ближайшей звезды, при идентификации которых Каролина пользовалась Библией астрономов, так называемым Британским звездным атласом, подготовленным первым королевским астрономом Дж. Флемстидом. В процессе работы Гершели обнаружили много ошибок и неточностей, допущенных Флемстидом. Необходимо было эти ошибки исправить, а неточности устранить. Эта по сути простая, но огромная работа требовала необыкновенной настойчивости и скрупулезности. В мире астрономов лишь Каролина обладала такими талантами. Уильям усадил ее за работу. Каролина обнаружила 561 звезду, которые реально наблюдал Флемстид, но которые он пропустил, составляя каталог, а также большое число ошибок, допущенных при переписывании. Эта работа была опубликована.
Королевский астроном Н. Маскелайн (Maske lyne) попросил Каролину переделать перечень пропущенных звезд в соответствии с той последовательностью, в которой их видит астроном, а не в зависимости от того созвездия, к которому они принадлежат. Неутомимая Каролина переписала данные в той форме, в которой он хотел.
Во время отлучек брата Каролина проводит свободное время за небольшим телескопом, приспособленным для наблюдения за кометами.
1 августа 1786 г. Каролина добивается успеха и становится первой женщиной, открывшей новую комету (с. 435).
Прежде чем ей удалось открыть свою вторую комету в конце 1788 г., судьба нанесла ей удар, от которого она так и не оправилась. Весной 1788 г. Уильям женился на вдове, жившей с ними по соседству, Мэри Питт (Pitt), приятной и доброй женщине. Кроме того, покойный муж Мэри оставил ей наследство в виде 10 тыс. фунтов (в 150 раз больше годового жалованья Уильяма), а после смерти матери она должна была получить еще 10 тыс.
Каролина видела в свадьбе Уильяма серьезную опасность для себя: она должна была уступить место хозяйки дома, под угрозой оказывалась ее дружба с братом. После своей женитьбы Уильям предложил Каролине выплачивать содержание, поскольку она лишалась возможности распоряжаться деньгами на хозяйство. Однако Каролина не хотела зависеть от милости брата, как это было много лет назад, и решительно отказалась. «Я отказалась от предложения моего дорогого брата... и попросила его обратиться к королю за маленьким жалованьем, которое позволило бы мне оставаться его помощником» (цит. по: с. 437). Эта задача требовала крайнего такта и дипломатичности со стороны Уильяма, поскольку тот факт, что женщина-ученый получает за свою работу деньги, был чем-то неслыханным. Однако Уильям справился с этой задачей. Король назначил Каролине Гершель жалованье - 50 фунтов, официально признав ее ассистентом придворного астронома.
В конечном итоге очарование Мэри покорило Каролину, а рождение Джона Гершеля в марте 1792 г. стало радостью для всех. В распоряжении Каролины был небольшой коттедж рядом с основным домом; более того, у нее появились собственные деньги.
Возможно, эта вновь обретенная независимость подтолкнула ее к поступку, о котором она впоследствии жалела. По неизвестным причинам в октябре 1797 г. она приняла решение покинуть свой спокойный и комфортабельный коттедж и перебраться на съемную квартиру.
После женитьбы Уильям, человек уже немолодой, перестал вести астрономические наблюдения с прежней интенсивностью. У Каролины оставалось много свободного времени, которое она с успехом тратила на поиски комет. Свою вторую комету она открыла 21 декабря 1788 г., а следующие - 7 января 1790 г., 18 апреля 1790 г. и 15 декабря 1791 г. (с. 438). Она была номинирована на премию Национального собрания
Франции, присуждавшуюся за «наиболее полезное или наиболее важное открытие в науке или искусстве» (с. 438). Каролина обнаружила свою шестую комету 7 октября 1793 г., а седьмую - 8 ноября 1795 г. Свою последнюю комету Каролина открыла 14 августа 1797 г., за неделю до переезда из дома брата. Таким образом, за десять лет, с 1787 по 1797 г., она стала первооткрывателем восьми комет, что принесло ей международное признание.
После переезда ее карьера в качестве «охотницы за кометами» постепенно сошла на нет; теперь перед ней стояла проблема, как среди ночи возвращаться домой. Каролина провела четверть века, курсируя между съемными квартирами, которые она регулярно меняла, и домом Уильяма, где она отрабатывала свое жалованье. Когда у брата были выходные, ей нечем было себя занять. Одна задача, которую она перед собой поставила, состояла в исправлении недочетов в их каталоге туманностей и придании ему более удобной для астрономов формы. Этой работой она занималась в течение пяти лет, с 1799 по 1804 г.
Незадолго до своей смерти Уильям, у которого накопилось огромное число записей астрономических наблюдений, попросил Каролину систематизировать и привести их в порядок. Каролина взялась и за это. Кроме того, его огорчало, что в его каталогах туманностей, двойных звезд и т.д. отсутствовали объекты, расположенные в Южном полушарии. Он очень хотел убедить сына оставить свою должность преподавателя в Кембридже и вернуться домой, чтобы сделать из него астронома, пока еще было время. И действительно, летом 1816 г. Джон вернулся в дом отца, чтобы выполнить свой «священный долг», как он писал впоследствии.
1 июня 1821 г. Уильям последний раз помог установить 18-дюймовое зеркало в новый телескоп, который они строили вместе с сыном. Но он уже не мог подниматься на платформу и вести наблюдения. К тому времени Каролина уже перешагнула 70-летний рубеж, тем не менее она была полна решимости помочь Джону на его новом поприще. Вновь, после 20-летнего перерыва эта героическая женщина вернулась за свой письменный стол у открытого окна. Уильям умер 25 августа 1822 г. в возрасте 83 лет. Теперь всю свою энергию Каролина направила на то, чтобы быть полезной племяннику.
В феврале 1828 г. Астрономическое общество присудило Каролине Золотую медаль в знак признания ее вклада в развитие астрономии. В 1835 г. этот исключительно мужской институт избрал Каролину своим
почетным членом, а через три года она стала членом Королевской академии Ирландии. В 1846 г., когда ей было уже 96 лет, король Пруссии наградил ее золотой медалью (с.442).
Так кем же можно считать Каролину - самостоятельным ученым или одаренной помощницей своего выдающегося брата? Уильям, безусловно, мог нанять секретаря, как он нанимал рабочего, помогавшего передвигать телескоп, но он не мог купить кругло-суточную преданность, с которой служила ему Каролина. Без нее он не смог бы превратить астрономию из исследования Солнечной системы в изучение Вселенной.
Благодаря большому числу открытых ею комет Каролина получила международную известность. Однако этот поиск предпринимался по указаниям и инструкциям Уильяма, и мы напрасно станем искать в ее рукописях хотя бы проблески интереса к природе этого явления. Обнаружив комету, она с гордостью передавала ее другим астрономам для дальнейшего изучения. Ее работа была сделана. «Такое ощущение, что если бы интересы Гершеля получили иное направление, скажем, окаменелые останки животных, она занялась бы их поисками с таким же энтузиазмом и упорством и с таким же равнодушием к смыслу своих находок» (с.442).
Т.В.Виноградова