Научная статья на тему '2003. 02. 032. Эрнст Т. Поп-литература. Ernst Т. Popliteratur. Hamburg, 2001. 96 S'

2003. 02. 032. Эрнст Т. Поп-литература. Ernst Т. Popliteratur. Hamburg, 2001. 96 S Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИЯ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 02. 032. Эрнст Т. Поп-литература. Ernst Т. Popliteratur. Hamburg, 2001. 96 S»

2003.02.032. ЭРНСТ Т. ПОП-ЛИТЕРАТУРА. ERNST Т. Popliteratur. — Hamburg, 2001. — 96 S.

Молодой немецкий исследователь Томас Эрнст посвятил свою монографию изучению поп-литературы как особого культурного явления. Автор задается вопросом о причинах заметного в последние годы роста популярности молодой немецкой прозы во всем мире, пытается проследить корни возросшего интереса к ней, предлагает свою версию истории этого понятия, а также самой поп-литературы как культурного явления в Германии XX в. Под поп-литературой он понимает ту линию развития литературы, которая на протяжении почти всего XX столетия пыталась стереть границу между "высокой" и "массовой" культурой и с этой целью вводила в литературный обиход бытовые темы, сниженный стиль, "массовые" повествовательные приемы, отражала определенный образ жизни (с. 9).

Поп-литература зародилась и сформировалась в XX в.: последствия индустриализации, две мировых и "холодная" войны привели ко всеобщему разочарованию в гуманистических ценностях, что поставило под сомнение, считает автор, целесообразность и смысл литературы элитарной, "высокой". Впервые такого рода скепсис проявился у дадаистов, которые после Первой мировой войны заявили о своем стремлении разрушить "старый" язык и "старые" литературше формы.

Термин "поп-литература" был впервые использован американским ученым Лесли Фидлером в конце 60-х годов по отношению к авторам поколения "битников", писавшим свои произведения как бы "снизу". Однако Фидлер, как считает Т.Эрнст, имел также в виду ассоциации с поп-артом — течением, на пике которого в музеи попали изображения и предметы быта поп-звезд. Применительно к музыке понятие "поп" обязано своим происхождением, с одной стороны, понятию "популярный" (т. е. любимый широкими массами), с другой — звуку "pop", означающему нечто, похожее на треск. В литературе Фидлер утверждал противостояние поп-литературы популярной культуре — телевидению, моде, поп-музыке. Самые первые образцы поп-литературы конца 60-х годов по большей части представляла собой небольшие сцены повседневной жизни, которые визуализировались при помощи фотографий, коллажей и комиксов.

Первым автором, воплощавшим фидлеровскую концепцию поп-литературы в Германии, стал Рольф Дитер Бринкман. Начиная с 60-х

годов в Германии было много молодых авторов, искавших в веселой и несколько анархической "поп-культуре" пути освобождения от "серьезной" культуры поколения своих отцов, ответственных за национал-социалистическое прошлое. В 70-80-е годы на этой почве выросла сатирическая, ироническая, документальная, критическая литература, в некоторой степени впитавшая в себя положения Фид-лера, а также взгляды французских философов-постмодернистов — Мишеля Фуко и Жиля Делёза. Характерным для всего этого течения оставалось представление о том, что литература — прежде всего игра со знаками, текстами, определенного рода коллаж из всевозможных цитат, из "бывшего ранее".

В 90-е годы, по мнению Т.Эрнста, понятие "поп-литература" зашаталось. Если ранее она предлагала как бы "взгляд извне" на сферу поп-культуры, то теперь поп-культура вдруг превратилась в "развлекательную", стала синонимичной "легкому чтению". Новизна, напряженность, вызов, свойственные поп-литературе 60-70-х годов, уходят в прошлое, продолжая существовать лишь в отдельных субкультурах, или вместе с текстами Бринкмана, Фихте, Веспера входят в "высокую культуру".

Среди предшественников поп-литературы Т.Эрнст выделяет дадаистов (Тристан Тцара) с их идеями "разрушения войны" и отрицания традиционного искусства. Политический протест был особенно силен в берлинском дадаизме (Джордж Грош, Франц Юнг, Виланд Херцфельде). Дадаисты стремились создать "антиискусство" и литературу, разрушающую язык и традиционные формы. Из французского дадаизма (Андре Бретон, Луи Арагон) впоследствии вырос нью-йоркский сюрреализм (Мэн Рей, Френсис Пикабия).

В 50-е годы в США объединились авторы "поколения битников" (от англ. beat — джазовый ритм), для произведений которых была характерна яростная критика "американской мечты", пробужденной сенатором Джозефом Маккарти. Предвестниками этого направления автор книги считает Джерома Селинджера с его романом "Над пропастью во ржи", а также Аллена Гинзберга, Джека Керуака, Нила Кессиди, которые вместе с Уильямом Берроузом, Лоуренсом Ферлингетти и Грегори Корсо положили начало движению. Строго говоря, "битниками" называли поэтов (Дж.К.Холмс, П.Орловски, Г. Снайдер, Ф. Уейлен), которые привнесли в американскую, а также европейскую литературу новую струю: описывали свои наркотические

опыты, ничем не сдерживаемые сексуальные и мистические переживания.

Важнейшие произведения битников появились после 1957 г., когда многие авторы переехали из Сан-Франциско в Нью-Йорк и обосновались в Гринвич-Виллидже: "Каддэш и другие стихи", "Вой" А.Гинзберга, "В пути" Дж.Керуака, "Голый завтрак" и "Дикие мальчики" У.Берроуза и др. По мнению Т.Эрнста, битникам удалось сформировать в литературе эстетику андерграунда в противовес "высокой" культуре. Используя легкий тон, бытовой язык, они создали революционные тексты, сметающие запреты, и таким образом боролись против "американской летаргии", подготавливая почву для хиппи.

Битники оказали огромное влияние на американскую и мировую культуру, считает автор. Многие из них искали личного и политического освобождения в мистических учениях. Их интонация долгое время продолжала жить в американской "протестной лирике", особенно внутри негритянской субкультуры. Анализируя далее воздействие американского постмодернизма и поп-арта на современную литературу, Т. Эрнст отмечает особую роль Маклуана, Фидлера и Уорхола, привнесших в искусство элементы телевидения, поп-музыки, "звездного" стиля жизни, активно использовавших интонацию иронической критики или же, напротив, обожествлявших массовую культуру.

Среди идейных вдохновителей современной "поп-литературы" Т.Эрнст называет и французских теоретиков постмодернизма (Жан-Франсуа Лиотар, Мишель Фуко, Жиль Делёз, Ролан Барт, Жак Лакан и др.), увидевших в знании, истине исключительно конструкты, а в своих и чужих текстах — материал для различного рода игр. Именно такой способ мысли и творчества оказался близок многим писателям и теоретикам современной поплитературы.

Автор книги напоминает, что в литературной жизни послевоенной Германии особую роль играла "Группа 47", известное литературное объединение, во многом определявшее тенденции развития немецкоязычной литературы того времени, а также критерии того, что следует считать "высокой" литературой. Активно участвуя в литературной полемике, развернувшейся в конце 60-х годов на страницах многих журналов (в частности, журнала "Курсбух"), представители "Группы 47" (Х.М.Энценсбергер, В.Белих, К.М.Михель) говорили о гибели современной литературы, категорически отвергая постмодернизм. Лишь немногие критики тогда всерьез восприняли тезисы Фидлера,

большинство не приняли их без всякого обсуждения. Среди тех немногих, кто решился тогда на содержательную критику, были Мартин Вальзер, упрекавший Фидлера в излишнем антирационализме и мистицизме, и Хельмут Хайсенбюттель, говоривший о разрушении индивидуального творчества.

Тогдашние революционные идеи об изменении устройства общества и о гибели литературы давно ушли в прошлое, а поп-литература, порожденная обозначенным выше общественно-политическим и культурным контекстом, осталась. "Кельнская школа", например, к которой принадлежал и Рольф Дитер Бринкман, стала восприниматься как одно из самых ярких и интересных литературных направлений ХХ в. Заслугу "Кельнской школы" автор видит и в том, что ее представители (Р. Д.Бринкман, Г.Зойрен, Г.Хербургер и др.) сформулировали принципы так называемого "нового реализма", основанного на изображении прессинга повседневной жизни, открывшего почву для сближения поп-литературы с документалистикой (Э.Рунге, Г.Вальраф и др.).

Р.Д.Бринкман, которого Т.Эрнст называет центральной фигурой немецкоязычной поплитературы, постоянно говорил о связи своего "нового реализма" с американской поп-литературой. Благодаря переводам и вступительным эссе Бринкмана, постмодернистская теория Фидлера и тексты поэтов-битников попали в Германию. Роман Бринкмана "Никто не знает больше" (1968), воспринимавшийся тогда настолько неприличным, что к каждому экземпляру книги прилагалась напечатанная типографским способом расписка в том, что читатель, во-первых, уже преодолел восемнадцатилетний рубеж, а во-вторых, приобрел книгу исключительно для личного пользования и не собирается распространять ее среди несовершеннолетних, на самом деле был пропитан общественно-историческим пессимизмом.

После того, как студенческое движение сошло на нет, в литературе надолго сохранилась печальная интонация. Поиски идентичности из борьбы с внешним миром превратились во взгляд внутрь себя. Писателями, уловившими исходящий от Бринкмана импульс, Т. Эрнст считает Петера Хандке ("Внутренний мир и внешний мир внутреннего мира" — 1969, "Страх Тормана на одиннадцатиметровой отметке" — 1970), Хуберта Фихте ("Палитра" — 1968), Юргена Плоога, Йорга Фаузера, а также лириков для "второго класса" — в частности, известного поэта, автора текстов ко многим популярным песням в

Германии, Петера Рюмкопфа ("Годы, которые вы знаете" — 1972). В 70-е годы в литературе произошел, как считает автор книги, определенный прорыв. Текст Б.Веспера "Путешествие", увидевший свет в самом конце 60-х годов, показывает путь от нациста-отца к революции 1968 и принадлежит, по его мнению, к важнейшим произведениям послевоенной немецкоязычной литературы.

В отдельной главе автор рассматривает поп-литературу в ГДР, отмечая, что там ее развитие происходило гораздо медленнее, чем на Западе. Это было обусловлено строго регламентированной культурной политикой государства и определенной защищенностью от западных влияний. Явления, аналогичные описанным выше, появились в Берлине лишь в 80-х годах — на сценах района Пренцлауэр Берг. И хотя они, как считает Т. Эрнст, не выходили за рамки культуры андерграунда, все же влияние их на культурную жизнь страны было заметно — именно они открыли путь искусству нонконформистов. Среди наиболее ярких представителей литературной субкультуры Пренцлауэр Берг Т.Эрнст называет молодых авторов: Берта Папенфуса, Штефана Деринга, Сашу Андерсона, Уве Кольбе (все они родились в 50-х годах), а также их "идейного вдохновителя" Адольфа Эндлера (р. в 1930).

Важным направлением немецкоязычной поп-литературы в 60-х годах автор считает конкретную поэзию так называемой "венской группы", центральной фигурой которой был австрийский поэт Х.К.Артман (1921-2000), а наиболее известными представителями — Фридерика Майрекер (р. в 1924), Эрнст Яндль (1925-2000), Освальд Винер (р. в 1930). По мнению Т.Эрнста, этим авторам удалось экспериментальным путем разрушить традиционные литературные формы и создать прецеденты использования языка в качестве визуального и акустического материала как в "конкретных" поэтических, так и в "экспериментальных" прозаических текстах.

К поп-литературе автор причисляет также "Новую франкфуртскую школу", которая развивала несколько иное направление, — сатирическую литературу и литературу, ориентированную во многом на критику языка. Среди представителей "первого" ее поколения выделяются Экхард Хеншайд (р. в 1941), Роберт Гернхардт (р. в 1937), Клодвиг Пот (р. в 1930), сотрудничавшие в начале 60-х годов в популярном сатирическом журнале "Пардон"; во "втором" поколении наиболее заметны Виглаф Дрост (р. в 1962), Герхард Хеншель (р. в 1962), Юрген Рот (р. в 1968) и

др., специализирующиеся на литературной полемике и критике в формах комментария и эссе.

К 90-м годам, считает автор книги, ситуация коренным образом изменилась. Надежды на разрушение основ традиционной культуры с помощью поп-культуры потерпели крах, при этом многие элементы последней были заимствованы развлекательной индустрией, а некоторые авторы поп-культуры (Райнальд Гетц, Андреас Ноймастер, Томас Майнеке) стали публиковать свои книги в издательстве "Зуркамп", самом авторитетном в так называемой "высокой культуре" Германии. На волне, вызванной мощным духовным подъемом, связанным с падением Берлинской стены в 1989 г. и объединением Германии, сформировалось, по мнению многих литературных критиков и социологов, новое поколение литераторов — поколение "Х", "Берлин" или "Гольф", как его называют. Одновременно в литературе возникло новое направление, названное "новым повествованием": молодые авторы вновь научились просто "рассказывать истории", рассказывать их так, чтобы было легко и приятно читать. Формальные и теоретические изыски отступили на второй план, уступив место авторской интонации, индивидульной точке зрения, умению преподнести свою историю. Именно с этим, а также с популярностью самой идеи объединения большинство критиков связывают небывалый успех немецкоязычной прозы второй половины 90-х годов (Инго Шульце, Юдит Херман, Кристиан Крахт, Георг Кляйн и др.) во всем мире, в том числе и в странах английского языка.

Т.Эрнст, однако, полагает, что само по себе все вышеизложенное не является ключом к успеху. Соединение разработанных ранее поп-литературой тем и методов с элементами "нового повествования" оказалось, на его взгляд, созвучно новой неоконсервативной самоидентификации жителей Германии, что привело к росту популярности новой прозы, с одной стороны, и к утрате понятием "поп-литература" былого значения и актуальности с другой. Многие критики, в свое время сами распахнувшие перед поп-культурой дверь, теперь от нее отвернулись, а выросший из поп-литературы мейнстрим прочно вошел в "официальную" культуру.

Характерные для андерграунда тематика, язык, формы используются теперь лишь постольку, поскольку могут способствовать увеличению тиражей. Даже сама культура андерграунда, которая продолжает существовать, хотя и переживает сейчас заметный спад, постепенно утрачивает свой протестный, эпатирующий характер,

остававшийся одной из главных ее характеристик на протяжении нескольких десятилетий. В результате всех этих процессов на рубеже веков наметилась тенденция обозначать термином "поп-литература" развлекательную литературу вообще, как бы оставляя без внимания приоритетность для поп-литературы критического отношения к методам, формам и темам традиционной культуры.

Е.В. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.