2003.02.028. КОНДРАТЬЕВ А.А. БОГИ МИНУВШИХ ВРЕМЕН: СТИХОТВОРЕНИЯ / Сост., вступ. ст. Крейда В. — М.: Мол. гвардия, 2001. — 317 с.
Творчество Александра Алексеевича Кондратьева (1877-1967) объединено одним главным мотивом — любовью к древности. В его поэзии мифологическое пространство древних богов и демонических существ тончайшими нитями связано с жизнью XX в. Он — поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик, литературовед, фольклорист, мемуарист. В литературе А.Кондратьев 40 лет. Половина этого срока хронологически совпала с русским Серебряным веком, вторая — протекала в эмиграции. Эти два периода резко различаются.
Одно из стихотворений А. Кондратьева называется "В доме Отца Моего обитателей много...". По мысли В.Крейда (автора предисловия), эти слова из Евангелия от Иоанна могут быть прочитаны как эпиграф ко всему творчеству поэта: "Цитируя Евангелие, Кондратьев стремился сказать о своем понимании вселенной — о многообразии миров. Многообразие он понимал мифологически. Литература Серебряного века — это литература мифотворчества, а Кондратьев в своих стихах, рассказах, романах оживлял миф, одушевлял его, приближая древность к современности" (с. 5).
Печататься он начал в студенческие годы. Первое стихотворение было опубликовано в "Живописном обозрении" в 1899 г. Первая проза появилась в печати в 1901 г. Самые верные слова, когда-либо сказанные о Кондратьеве, считает В.Крейд, принадлежат А.Блоку: "Он совершенно целен, здоров, силен инстинктивной волей; всегда в пределах гармонии, не навязывается на тайну, но таинственен и глубок. Он — страна, после него душа очищается..." (цит. по: с. 11).
В.Брюсов, отзываясь на первые опыты начинающего поэта, отмечал: "А.Кондратьев примыкает к неоклассическому движению, наметившемуся за последние годы во всех литературах... В стихах Кондратьева есть, однако, ударные строфы, достойные хороших мастеров парнасской школы" (цит. по: с. 15). Брюсов пригласил поэта к сотрудничеству в символистских "Весах", а после их закрытия — в "Русской мысли", где и были напечатаны его рассказы "Ехидна", "Голова медузы", "Шопот Пана", а также исследование "Молодость поэта Щербины" и др.
Участие в различных кружках, обществах: собрания "Друзей чистой поэзии" (у преподавателя университета приват-доцента
159
2003.02.028
Б.В.Никольского); в "Обществе молодого искусства", где была издана его первая книга "Стихи А.К."; на "башне" у Вяч. Иванова; в Обществе памяти Случевского и т.п., — все это позволило А.Кондратьеву познакомиться с литературным Петербургом.
В 1906 г. Кондратьев получил первую премию за лучшее стихотворение на тему о "дьяволе", приняв участие в конкурсе, объявленном Н.П.Рябушинским (издателем журнала "Золотое руно"). Тогда интерес к мифологическим сюжетам "достиг своего зенита", определяя "художественный климат эпохи", а Кондратьев тяготел именно к этой тенденции.
"Он был модернистом, но только в том смысле, в каком относилось к модернизму распространенное в начале века неогреческое направление" (с. 16), — замечает В.Крейд (по сути, поддерживая и развивая мысль Брюсова). В поэзии Серебряного века неоэллинизму отдали дань многие: Анненский и Вяч. Иванов, А.Скаддин и Г.Иванов, С.Соловьев и Н.Гумилев. Однако, по мнению В.Крейда, "пожалуй, никто не был предан этому литературному течению с такой широтой, как Кондратьев. Его переводы "Песен Билитис" (1907), мифологический роман "Сатиресса" (1907), две книги мифологических рассказов — "Белый козел" (1908) и "Улыбка Ашеры" (1911), драматический эпизод "Елена" (1917) — все это звенья той же самой неоэллинистической цепи" (с. 18). Его "Стихи. Книга вторая (Черная Венера)" (1909) рецензировали В.Брюсов, С.Соловьев, газета "Речь", журнал "Новое слово".
Кондратьев был близок и символистам, но еще больше его родство с такими поэтами XIX в., как А.К.Толстой, Л.Мей, А.Майков, П.Бутурлин. Свою "Черную Венеру" он посвятил памяти Аполлона Майкова и Николая Щербины. Главная историко-литературная работа А.Кондратьева "Граф А.К.Толстой" (1912).
Эмигрантом — невольным — он стал в 1920 г., так как Волынь, куда Кондратьев перебрался с семьей после революции, была захвачена Польшей. Поэт горько шутил: из России не я уехал — Россия уехала от меня (с. 23). В свой эмигрантский период Кондратьев написал значительно больше эпических стихотворений, чем лирических. Это был цикл сонетов на тему славянской мифологии. Над демоническим романом "На берегах Ярыни" (1930) он работал с перерывами фактически 30 лет. То же можно сказать о сборнике сонетов "Славянские боги" (1936) и последнем произведении — повести "Сны" (1938): оба
были написаны через 40 лет после первых импульсов замысла, полученных в вещих снах.
"Славянские боги" — галерея "сверхъестественных автопортретов. Каждый из ее героев, начиная с бога-прародителя Сварога и кончая демонами сна, произносит монолог длиной в 14 сонетных строк, и в этом сжатом объеме умещаются выразительные черты каждого из представленных в сборнике сверхъестественных существ" (с. 30).
В эмиграции была издана еще одна книга Кондратьева — роман "На берегах Ярыни" (1930), в котором действуют, встречаются, радуются жизни и ссорятся "лешие, болотницы, водяные, русалки и другие создания старинных небылиц и быличек, преданий и поверий. Это своего рода энциклопедия русского фольклора в форме интереснейшего романа" (с. 32). Книгу рецензировал А.Амфитеатров в газете "Сегодня".
Рукопись повести "Сны" В.Крейду посчастливилось отыскать через 20 лет после смерти Кондратьева в калифорнийском городке, в часе езды от Сан-Франциско. В 1990 г. повесть была напечатана в "Новом журнале". "Это едва ли не лучший образец готической повести... Кондратьев перенес готический сюжет в обстановку Серебряного века, когда "процветал интерес к оккультизму и каждый уважающий себя "декадент" обязательно имел у себя на видном месте том Элифаса Леви или Станислава Гэта". События повести развиваются где-то в 19041908 гг., когда Кондратьев служил в Министерстве путей сообщения. Историческая правда в сочетании со сверхъестественными происшествиями, конкретные приметы быта, пронизанные фантастикой, — все это объединено судьбой и жизненным опытом автора-повествователя" (с.34-35).
Последние стихотворные выступления надо искать в "Антологии русской поэзии в Польше" и в маленьком сборнике "Вертоград небесный" (оба издания — Варшава, 1937).
В 1945 г. Кондратьев случайно оказался в Белграде, где и прожил до 1950 г.; в 1952 г. он перебрался в Швейцарию, в 1957 г. — в Нью-Йорк.
"Лирика Кондратьева тесными узами связана с тремя полюбившимися ему на всю жизнь местами — Петербургом, Волынью и Грецией; его эпические стихотворения — со славянскими древностями. В религиозной лирике он вдохновлялся благоговением, в пейзажной — полон любви к зримому миру, в любовной — сладкозвучен, как
161
2003.02.029
сирены..." (с. 40). Его особый стиль сказался в любом изведанном им жанре.
Составитель сборника и автор предисловия ("Он — страна, после него душа очищается") Вадим Крейд, проф. славистики Айовского ун-та США, исследователь русской эмигрантской поэзии, включил в состав книги стихи, репрезентирующие разные периоды творчества А. Кондратьева.
А.А.Ревякина