2003.02.011. ДИН ЦЮ. АНАЛИЗ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ПОВТОРНОЙ ЗАНЯТОСТИ УВОЛЕННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
ДИН ЦЮ. Гою цие сяган чжигун цзай цзюе ды чжаннай фэньси. // Наньцзин дасюэ сюэбао. - Нанкин, 2000. - N 6. —С.131—136
В 1998 г. число уволенных рабочих и служащих достигло 5710 тыс. чел., доля зарегистрированных безработных — 3,1%, а с учетом нуждающихся в повторной занятости безработица в Китае составила 27%. Отсюда видна важность повторной занятости, которой, однако, мешает ряд факторов.
Первый из них — несбалансированность спроса и предложения труда. Ресурсы рабочей силы ежегодно возрастают на 10 млн. чел., а при росте ВНП на 9% спрос возрастает на 11 млн. чел. Так что, с этой точки зрения, спрос выше предложения. Но остается огромное предложение со стороны деревни. В 9-й пятилетке высвободилось 130 млн. чел. избыточной рабочей силы, в том числе 40—60 млн. составила межрегиональная миграция.
За 20 лет реформ среднегодовые темпы роста ВНП составляли 10%. Именно они позволили решить проблему занятости для среднегодового прироста рабочей силы в 10 млн. чел. Общее число занятых увеличилось с 401 520 тыс. чел. в 1978 г. до 699 570 тыс. чел. в 1998 г., в среднем за год на 2%, т.е. темпы роста ВНП в 5 раз превышали рост занятости. Следовательно увеличение занятости на 1% обеспечивают 5% роста ВНП. Прогнозируется среднегодовое увеличение трудовых ресурсов на 1,3%, поэтому только для обеспечения занятости этого прироста, не учитывая деревню, необходим прирост ВНП на 6% в год. С учетом деревни необходим двузначный прирост ВНП. Однако слишком быстрый рост чреват инфляцией и утратой равновесия экономического и социального развития, что не поможет решить проблему занятости. При проведении макроэкономической политики, направленной на сокращение безработицы, растет инфляция, и, наоборот, при проведении макроэкономической политики, направленной на сокращение инфляции, растет безработица. (кривая Филиппса). И хотя вывод об обратной зависимости безработицы и инфляции жестко атакуют представители неоклассической школы, в Китае он подтверждается. Так, в 1993—1994 гг. в Китае наблюдался пик инфляции, а проблема уволенных и безработных не была столь остра. После того, как правительство взяло курс на сжатие денежной массы и подавление
инфляции, проблема увольнения и безработицы обострилась. Поэтому при формулировании курса правительство должно учитывать взаимосвязь между тремя ориентирами - полная занятость, инфляция и экономический рост. Особенно важно увязать относительно рациональные темпы экономического роста с относительно рациональными темпами роста цен.
Развитие малых городов и поселков способствует рассасыванию избытка рабочей силы в деревне, поэтому оно имеет стратегическое значение для развития всего народного хозяйства. Это не означает запрета на приток крестьян в города, хотя в некоторых городах вытесняют крестьян, чтобы освободить рабочие места для уволенных рабочих и служащих. Такой подход не оправдан, хотя бы потому, что в 80% случаев места, на которые претендуют сельские работники, не входят в противоречие с занятостью горожан.
На пути повторной занятости стоят также структурные препоны. Технический прогресс ведет к органическому повышению роли капитала, к вытеснению рабочих машинами. В 1998 г. в составе уволенного персонала 63,6% составили работники с образованием в объеме низшей ступени средней школы и ниже. (с .133). С другой стороны, стратегическая реорганизация государственной экономики и оптимизация производственной структуры ведут к увольнению большого числа людей. Ради повышения конкурентоспособности государственной экономики правительство выдвинуло тезис «держаться за крупные, отпустить малые». Государство уходит из ряда проблемных отраслей, что также вызывает увольнение многих рабочих и служащих. Большое число увольняемых сосредоточено в легкой, текстильной, металлургической промышленности. Правительство рассматривает текстильную отрасль как брешь для избавления государственных предприятий от бремени, здесь предполагается разместить 1200 тыс. уволенных. Вместе с тем решено закрыть малые стекольные, цементные, нефтеперегонные, металлургические предприятия и малые тепловые электростанции. Трудоемкие предприятия сменяются капиталоемкими и техноемкими, экстенсивное производство - интенсивным. Структурная перестройка в перспективе принесет свои плоды и будет способствовать смягчению проблемы занятости, но в ближайшем будущем она безработицу увеличивает.
Важнейшим резервом для увеличения занятости является развитие третичной сферы. В развитых странах на ее долю приходится 50-60%
ВНП и 50-80% занятых, а в Китае в 1998 г. - соответственно 32,9% и 26,7%. Увеличение ВНП в третичной сфере в Китае на 1% дает работу 1 300 тыс. чел., а во вторичной сфере - только 800 тыс. чел. При развитии этой сферы необходимо избавиться от заблуждения, что оно сводится к торговле, к сооружению крупных магазинов, супермаркетов. На самом деле третичная сфера включает в себя общественное питание, социальные услуги, туризм, информацию. Хорошим полем деятельности для немолодых и не очень образованных уволенных работников может стать развитие сферы услуг на уровне местных сообществ. Однако для развития третичной сферы необходимо значительное повышение доходов граждан, в первую очередь в первичной и вторичной сферах, что привело бы к значительному повышению спроса на товары и услуги.
Необходимо усилить профессиональное переобучение как уволенных, так и работающих рабочих и служащих.
Третьим фактором является развитие необобществленной экономики. Эта экономика в ряде аспектов ущемлена - допуск на рынок, выпуск акций, кредитная политика. Существуют также различия в системе распределения доходов, системе социального обеспечения и вспомоществования. На государственных предприятиях в течение нескольких десятков лет проводили политику низкой заработной платы и высоких социальных льгот. Зарплата составляла лишь часть вознаграждения за труд. Остальное составляла система распределения жилья, оплачиваемое государством медицинское обслуживание, детские сады и пенсии для престарелых. А на частных предприятиях, на предприятиях трех капиталов сравнительно высокие доходы не возмещают утраты привилегий. По мере углубления реформы государственных предприятий их социальные функции претерпевают изменения, однако в сравнении с необобществленными они все еще сохраняют немало преимуществ. Государственные предприятия на базе старой системы медицинской помощи создали единую систему лечения серьезных заболеваний, а среди негосударственных очень немногие выплачивают крайне маленькие пособия на лечение. Государственные предприятия имеют преимущество перед негосударственными в получении разрешений и сборе средств на строительство жилья. Негосударственные предприятия не создали систему страхования по старости. На негосударственных предприятиях часто возникает напряженность в отношениях между трудом и капиталом, основные права рабочих и служащих не защищены. По всем этим причинам
переход уволенных работников на негосударственные предприятия затруднен и в повторной занятости не превышает 20%.
Мешает повторной занятости и охранительная политика, проводимая в некоторых районах и отраслях, которые не принимают безработных из других районов и отраслей. Препятствуют «перетоку» рабочей силы действующая кадровая система, система прописки, система социальных пособий.
Чтобы ликвидировать системные препятствия, нужно прежде всего устранить неравенство обобществленных и необобществленных предприятий. Сегодня доля занятых на обобществленных предприятиях слишком велика, по официальным данным, она превышает 70%, даже если фактически она составляет 60%, все равно ее нужно сократить. Для этого нужно устранить неравенство между предприятиями различных форм собственности в экономическом и социальном отношении.
Я.М.Бергер