Научная статья на тему '2003. 02. 007. Чэнь Найсин. О точке соединения экономического развития и мест вторичной занятости. Чэнь Найсин. Лунь цзинцзи фачжань юй цзай цзюе гунчэн ды цзехэдянь // цзинцзи вэньти. Тайюань, 1999. N 2. С. 8'

2003. 02. 007. Чэнь Найсин. О точке соединения экономического развития и мест вторичной занятости. Чэнь Найсин. Лунь цзинцзи фачжань юй цзай цзюе гунчэн ды цзехэдянь // цзинцзи вэньти. Тайюань, 1999. N 2. С. 8 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 02. 007. Чэнь Найсин. О точке соединения экономического развития и мест вторичной занятости. Чэнь Найсин. Лунь цзинцзи фачжань юй цзай цзюе гунчэн ды цзехэдянь // цзинцзи вэньти. Тайюань, 1999. N 2. С. 8»

2003.02.007. ЧЭНЬ НАЙСИН. О ТОЧКЕ СОЕДИНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЕСТ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ.

ЧЭНЬ НАЙСИН. Лунь цзинцзи фачжань юй цзай цзюе гунчэн ды цзехэдянь // Цзинцзи вэньти. - Тайюань, 1999. - N 2. - С.8-11.

Автор - научный сотрудник Института экономики промышленности АОН Китая.

Перед КНР четырежды вставала задача срочного решения проблемы занятости.

Первый раз - сразу после 1949 г. в ситуации, обусловленной длительной войной, экономическими трудностями и массовой безработицей. Был принят ряд мер (увеличение кредитов, снижение налогов, увеличение государственных заказов на переработку, либерализация рыночного регулирования и др.) для того, чтобы возобновить производство на остановленных предприятиях и запустить новые.

Во второй раз - во время «культурной революции», примерно в 1970 г., когда еще не было полностью восстановлены остановившиеся из-за «культурной революции» предприятия, и все народное хозяйство находилось в состоянии застоя. Городская молодежь, получившая образование и вступавшая в трудовой возраст, сталкивалась с затруднениями при трудоустройстве. Большая ее часть была направлена в деревню и в горные районы («шан шань, ся сян»), меньшая -трудоустроена на малых предприятиях, к созданию которых призвали армию, местные органы власти, учебные заведения, квартальные комитеты, крупные и средние предприятия и организации.

В третий раз - в начале периода реформ и открытости, примерно в 1980 г., когда в города вернулась высланная в горы и деревню образованная молодежь, сформировав многочисленную массу «ожидающих занятости» («дай е»). В это время была реформирована система управления трудом, что облегчало условия поступления на действующие предприятия, тогда же был увеличен прием в высшие учебные заведения. Стимулировалось также создание образованной молодежью малых предприятий на основе добровольности и взаимопомощи. В короткие сроки были трудоустроены более 20 млн. образованных молодых людей, возвратившихся в город.

Четвертый период, который начался в 1995 г. и продолжается по сей день, связан с высвобождением («ся ган») рабочих и служащих

городских предприятий. Во всех предыдущих случаях в процессе трудоустройства стимулировалось развитие средних и малых предприятий, особенно негосударственных. Даже во время «культурной революции», при разгуле левацкой идеологии, поощрялось развитие предприятий коллективной собственности. В двух случаях - в восстановительный период и в начале реформ - поощрялось сосуществование многих форм собственности.

Нынешняя проблема вторичной занятости имеет существенные отличия от предыдущих. Прежние возникали в условиях плановой экономики, имели четкие масштабы и решались преимущественно административными средствами. На этот раз проблема возникла на фоне рыночной экономики, масштабы безработицы неопределенны, и решать проблему нужно путем рыночного регулирования - а это означает, что наличие безработного населения станет нормальным социальным явлением.

В конце 1997 г. в стране было примерно 12 млн. уволенных («сяган»), в том числе - 7 млн. человек рабочих и служащих государственных предприятий, что составляло 8% всех рабочих и служащих (с.10). Правда, 4620 тыс. человек, или 40,2% вновь нашли себе работу. Согласно исследованиям, из оставшихся 59,8%, примерно у трети, или 22,2% всех уволенных нет надежды или временно нет желания получить работу. Более половины из числа последних - старше сорока лет, многие досрочно выходят на пенсию. Поэтому настоятельно нуждаются в трудоустройстве 4320 тыс. чел., или 37,57% всех уволенных. В целом, проблема занятости очень серьезна. В течение ближайших нескольких лет нового, XXI века, число ежегодно увольняемых работников составит, по меньшей мере, 4 млн. чел. Если вычесть 20% добровольных безработных (не желающих или временно не желающих работать), прибавить ежегодно вступающих в трудовой возраст и тех, кто из аграрного сектора переходит в неаграрный, и вычесть тех, кто выходит из трудового возраста, то общее предложение рабочей силы составит около 40 млн. человек, или будет увеличиваться на 13 млн. человек ежегодно. При увеличении ВНП на 8% в год, считая, что каждый 1% прироста дает дополнительно 830 тыс. рабочих мест, ежегодно можно дополнительно трудоустроить только 6600 тыс. чел., а остальные 400 тыс. чел. остаются за бортом.

Решению этой проблемы поможет всемерное развитие средних и малых предприятий. Для этого необходимо:

1. Удешевить и упростить процедуру регистрации открытия предприятия. Уволенный и ожидающий работы персонал должен иметь право на регистрацию по личному обращению при предъявлении удостоверения личности и удостоверения уволенного («сяган чжэн»), удостоверения ожидающего работы («дай е чжэн»), справки об увольнении от предприятия, без каких либо затрат и разрешений, достаточно внести регистрационный взнос в размере 2-3 тысячи юаней, чтобы получить право открыть в своем доме семейную лавочку, разрешить использование средств потребления в качестве средств развития производства, т.е. использовать в качестве регистрационного взноса единовременное получение пособия за 1-3 года. Все, кто способен трудоустроить уволенных, должны получать такую же поддержку и тот же порядок регистрации. Финансовые учреждения должны выдавать им ссуды на хозяйствование до 10 тыс. юаней

2. Ввести льготы по налогообложению, в первый год освободить от всех налогов, испытывающим затруднения снизить налог на три года.

3. Создать систему социального обеспечения средних и малых предприятий. Оказывать разнообразную помощь средним и мелким предпринимателям - в сфере занятости, инвестиций, информации, управления, технического прогресса, внешней торговли.

4. Соединить профессиональную подготовку с открытием средних и малых предприятий. Тем, кто открыл предприятия, помогать учиться управлению.

5. Создать правовую базу для развития средних и малых предприятий. Структура собственности малых и средних предприятий в Китае сравнительно сложна, а законодательство, правительственная политика строятся применительно к характеру собственности, что создает неравные стартовые условия. Предлагается рассматривать средние и малые предприятия как единое целое.

6. Создать целостную систему социального обеспечения. Все собственники и работники средних и малых предприятий должны делать взносы в фонд социального обеспечения согласно установленным нормам, уровень которых не должен быть очень высок.

Я.М.Бергер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.