II. ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
2003.02.005. ПЭНСЭНЬ У. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ С ЗАНЯТОСТЬЮ В КИТАЕ.
У ПЭНСЭНЬ. Чжунго ды цзюе гоцин чу лунь. - Наньцзин шида сюэбао (шэхуй кэсюэ бань) // Нанкин, 2000. - N 6 - С.3-9
В предстоящие 50 лет Китай будет испытывать серьезный избыток рабочей силы. В 1995 г. на долю Китая приходилось 21,5% общей численности населения, а общая численность его трудовых ресурсов составляла 709 млн. чел., или 26,3% трудоспособного населения мира. По прогнозам ГСУ от 1997 г., численность населения Китая в возрасте 15-64 лет в 2000 г. составит 858 410 тыс. чел., в 2010 г. - 967 990 тыс. чел., в 2020 г. она достигнет пика в 996 960 тыс. чел., в 2050 г. упадет до 894 810 тыс. чел., что, однако, выше уровня 2000 г. (Чжунго жэнькоу тунцзи няньдянь, 1997 г., Чжунго тунцзи чубаньшэ, с.490,491)
Согласно материалам переписи 1990 г., среди занятого населения неграмотных насчитывалось 16,92%, с начальным образованием -37,83%, с неполным средним - 32,32%, со средним - 11,07%, с высшим -всего 1,87%. По подсчетом известного исследователя Ху Аньгана, в 1995 г. среднее число лет обучения всего населения Китая старше 15 лет составило всего 6,09, а занятого населения - 7,23 (Чжунго кэсюэюань гоцин фэньси сяоцзу. Цзюе юй фачжань. Ляонин жэньминь чубаньшэ, 1998 г. Занятость и развитие). С 1978 г. по 1995 г. средний образовательный ценз населения старше 15 лет в Китае увеличился с 3,98 до 6,09 лет, а занятого населения - с 4,97 до 7,23 лет. Иными словами, за годы реформ достигнут большой прогресс. В целом ситуация лучше, чем в среднем в развивающихся странах, однако отставание от развитых стран все еще велико. Так, в Японии образовательный ценз сельских
работников еще в 1975 г. достигал 11,7 лет, что почти равно средней школе, и выше, чем образовательный уровень занятых в самых благополучных, с этой точки зрения, отраслях в Китае - науке, образовании, культуре, здравоохранении, финансах и страховании. Особенно отстает высшее образование, которое уступает Индии и многим другим развивающимся странам и лишь немного превышает средний уровень по этой группе стран.
С начала реформ доля рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, упала к 1996 г. до 50,5%, а к 1997 г. до 49,9%, Однако переход работников из сельского хозяйства в другие отрасли не закреплен социально, он нестабилен и обратим, поскольку работники не приняты городом. В случае экономического спада возможно возвратное движение в традиционную деревню. По расчетам, 80% сельской рабочей силы занято в растениеводстве. Для обработки одного му посевной площади требуется 20 рабочих дней, общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в Китае в 1985 г. составила 2,2 млрд. му1), для ее обработки требуется 44 млрд. рабочих дней. Если в среднем один работник занят в течение 300 дней, то для растениеводства требуется 148 млн. чел. По расчетам, в 2000 г. численность сельской рабочей силы составила 450 млн. чел., в т.ч. 360 млн. - в растениеводстве, т.е. более 200 млн. работников должны быть из этой отрасли перемещены.
Во вторичной сфере большая часть рабочей силы занята в традиционных и трудоинтенсивных отраслях. Высокотехнологичные отрасли требуют очень мало работников. В 1978-1995 гг. рост численности совокупной общественной рабочей силы оказывал большое влияние на рост народного хозяйства. Увеличение рабочей силы на 1% сопровождалось ростом ВНП на 0,8545%, а увеличение инвестиций на 1% давало только 0,6554% прироста ВНП. Это доказывает, что подавляющая часть производства является трудоемким, поскольку хотя Китай в конце 90-х гг. и стал индустриальным обществом, но он еще не завершил полностью модернизацию промышленности, не может еще базировать повсеместно индустриализацию на новейшей научнотехнической основе. Этому препятствует и низкий образовательный уровень занятых в этом процессе работников.
Удельный вес занятых в третичной сфере растет очень быстро. Эта сфера становится главным каналом привлечения рабочей силы - в
1) «Му» - единица измерения соответствует 1/15 гектара.
среднем свыше 10 млн. чел. в год. Тем не менее распределение рабочей силы по сферам производства все еще остается нерациональным. Для развивающихся стран, достигающих величины ВНП на душу населения 800 долл., характерно следующее соотношение первичной, вторичной и третичной сферы: 43,8%, 23,5%, 32,7%, а для уровня в 1000 долл. на душу населения - 39,5%, 25,8%, 34,7%. В Китае же в 1997 г. это соотношение составляло 49,9%, 23,7%, 26,4%. Удельный вес третичной сферы в Китае низок не только в сравнении с развитыми, но и с развивающимися странами. Так, в 1996 г. в Индонезии он составлял 37,89%, в Мексике - 55,06%.
Происходят глубокие изменения в структуре занятости по видам собственности. На государственных предприятиях высвобождается большое число занятых, быстро снижаются возможности занятости на городских и поселковых коллективных предприятиях. Быстро растет удельный вес занятых на предприятиях, не относящихся к общественному сектору. В 1978 г. 72% прироста занятых в городах направлялись на государственные предприятия, а 27,9% - на коллективные, что же касается прочих секторов, то на их долю падал почти ноль прироста., в 1997 г. на государственные предприятия приходилось 31,47% нового трудоустройства, на коллективные - только 18%, а на прочие секторы индивидуального и частного хозяйства - 50%.
С началом реформ ушла в прошлое система «полной занятости», повсеместно распространилась система трудовых контрактов: в случае неудовлетворительного хозяйствования предприятие может разорвать договорные отношения с рабочими и служащими, при банкротстве предприятия они могут потерять работу. Постепенно внедряется принцип самостоятельного поиска работы. Появилась и «добровольная безработица». Вместе с тем новая система занятости еще полностью не сформирована. Чтобы сохранить социально-политическую стабильность, государство иногда вынуждено использовать административные меры вмешательства в процесс трудовой занятости на предприятии. Например, правительство требует, чтобы предприятие при увольнении рабочих и служащих учитывало политические цели полной занятости и смягчало процесс освобождения от избыточной рабочей силы, вплоть до навязывания ему в плановом и административном порядке возвращение рабочей силы на предприятие.
Только с переходом к реформам был признан товарный характер рабочей силы. В связи с отсутствием единого рынка рабочей силы не
действуют рыночные сигналы, рабочая сила не может свободно перетекать, что создает особое напряжение в некоторых районах даже при сравнительно небольшом давлении на трудовую занятость в масштабах страны в целом.
В течение 30 с лишним лет рынок труда в городе был полностью оторван от деревни, что формировало их различный социальный статус и различную культуру занятости. С началом реформ двучленная социальная структура была разомкнута в одностороннем направлении -сельская рабочая сила может направляться в город, но из города рабочая сила не стремится в деревню.
Если система регистрации населения служит главным разделителем рынка рабочей силы в городе и деревне, то между районами, между городами и между предприятиями на рынке труда существуют свои барьеры, созданные и сохраняемые трудовыми и кадровыми системами. Это не только серьезно искажает цену рабочей силы в разных городах, единицах, формах собственности, но и приводит из-за отсутствия свободного перетока в одних случаях к недостатку рабочей силы, а в других к особой безработице по-китайски - массовому освобождению от работы, или «сяган» (с.7)1).
Незрелый внутренний рынок рабочей силы сталкивается с серьезным вызовом высокоразвитого международного рынка. Раньше крайний недостаток высококвалифицированной рабочей силы в Китае сохранялся, во-первых, из-за своеобразия чувства патриотизма и, во-вторых, вследствие закрытости границ и изолированности внутренней системы подготовки кадров. В нынешней ситуации открытости ограниченное число высококвалифицированных работников в Китае попали в трудное положение неравной конкуренции между спросом зарубежного рынка труда и отечественной внесистемной экономики. Лучшие кадры с государственных предприятий уходят на предприятия с иностранным капиталом и на частные предприятия. Знаменитые китайские университеты стали подготовительными отделениями иностранных университетов и базой подготовки кадров для зарубежных предприятий. Этой ситуации развивающимся странам трудно избежать. Китай не может ни полностью оградить внутренний рынок рабочей силы от внешнего влияния, ни поднять внутреннюю цену рабочей силы до уровня развитых стран.
1) «Сяган» - форма увольнения, при которой работник сохраняет связь со своим местом работы, где получает в течение определенного времени пособие.
Коэффициент участия в общественном труде определяется прежде всего степенью участия в общественном труде женщин. Последний показатель сравнительно велик в развитых странах и сравнительно низок в странах развивающихся. По данным ООН, в середине 90-х годов в развитых странах он составлял 44%, в развивающихся - 39%, а в Китае он достигает 45%, что в полтора раза больше, чем в Индии (31%) (с.8). Сравнительно высок в Китае также коэффициент участия в общественном труде инвалидов, стариков, несовершеннолетних.
Соответственно высок в Китае и показатель занятости, который значительно выше здесь, чем в среднем в развитых (49%) и развивающихся странах (Индия - 43%), достигая 56% (1993).
Исторически сложившаяся в Китае культура труда, предполагающая высокую ценность труда и нетерпимость к праздности, определяет негативное отношение к безработице. В этом же направлении действуют и такие факторы, как преобладающая система распределения по труду, ограниченность семейных накоплений и неразвитость систем социального обеспечения и страхования.
Я.М. Бергер