Научная статья на тему '2003. 01. 026. Тан Вэньфан. Политические и социальные тенденции в городах Китая после ухода Дэн Сяопина: кризис или стабильность? Tang Wenfang. Political and social trends in the post-Deng urban China: crisis or stability?// China Quart. L. , 2001. N 118. P. 890909'

2003. 01. 026. Тан Вэньфан. Политические и социальные тенденции в городах Китая после ухода Дэн Сяопина: кризис или стабильность? Tang Wenfang. Political and social trends in the post-Deng urban China: crisis or stability?// China Quart. L. , 2001. N 118. P. 890909 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КНР СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кузнецова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 026. Тан Вэньфан. Политические и социальные тенденции в городах Китая после ухода Дэн Сяопина: кризис или стабильность? Tang Wenfang. Political and social trends in the post-Deng urban China: crisis or stability?// China Quart. L. , 2001. N 118. P. 890909»

2003.01.026. ТАН ВЭНЬФАН. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ГОРОДАХ КИТАЯ ПОСЛЕ УХОДА ДЭН СЯОПИНА: КРИЗИС ИЛИ СТАБИЛЬНОСТЬ?

TANG WENFANG. Political and social trends in the Post-Deng urban China: crisis or stability?// China quart. - L., 2001. - N 118. — P.890-909.

Автор подчеркивает сочетание трудностей и достижений в нынешнем Китае. К первым относятся: спад в экономике вследствие азиатского финансового кризиса 1997 г. и потери от наводнений в 1998 г.; закрытие нерентабельных госпредприятий, повлекшее массовые увольнения, а также расширившее пропасть между выигравшими и пострадавшими в результате реформ; сужение социальной сферы предприятий, что привело к падению уровня жизни, особенно социально-уязвимых слоев населения и регионов. Снизилось и доверие к власти: самым крупным антиправительственным выступлением (после студенческих протестов в 80-х годах) были демонстрации с требованиями признания секты фалун-гун весной 1999 г. Поэтому многие наблюдатели утверждали, что наступил кризис легитимности режима.

Достижения: консолидация политической власти, начиная с XV съезда КПК в 1997 г.; возобновление высоких темпов экономического роста после азиатского финансового кризиса - 9,1% в четвертом квартале

1998 г.1-1; возвращение Гонконга и Макао; укрепление авторитета лидера КПК в результате празднования 50-летия КНР и волны антизападного патриотизма после бомбардировки китайского посольства в Белграде в

1999 г. и посадки американского самолета-шпиона в 2001 г.

Проблема "кризиса или стабильность" анализировалась автором в ходе обследования 1999 г. в шести городах (в августе в Шанхае, Гуанчжоу и Ухане, в октябре-ноябре в Чунцине, Сиане и Шэньяне). В каждом городе опрошены отобранные по случайной выборке 300 человек старше 16 лет в 30 домохозяйствах, всего 1820 человек. Данные этого обследования сопоставлялись с семью полугодовыми опросами 1987-1991 гг. (16 450 человек) и опроса 1992 г. (2370 человек). Задавались вопросы, помогающие понять удовлетворенность экономическими реформами, поддержку политической системы и идеологии, а также политическую эффективность населения (готовность действовать, выражать несогласие с

^ China: weathering the storm and learning the lessons. - Wash., World bank, 1999. Описание по реф. источнику.

режимом, участвовать в политической жизни, используя соответствующие институты).

По опросу 1999 г., горожане испытывали наибольшую неудовлетворенность работой и доходом; при сопоставлении с 1987 г. снизилось общее чувство удовлетворенности реформами в сфере свободы слова (с 91 до 61%), работы (с 56 до 24%), дохода (с 55 до 35%), тогда как удовлетворенность жильем и здоровьем осталась на прежнем уровне (с. 895896). Растущее недовольство населения отразилось также в снижении удельного веса полагающих, что реформы идут слишком медленно: так ответили 12% опрошенных в 1999 г., 13 % в 1989 г., когда были антиправительственные выступления, тогда как в 1987 г. их было 24%; по тому же показателю видно, что реформами более удовлетворены члены КПК, лица с высоким доходом, а более образованные меньше удовлетворены реформами, поскольку считают, что они не идут достаточно быстро (с.896-897).

Далее, поколения, родившиеся до 1965 г., более удовлетворены реформами, чем поколение "культурной революции", понесшее после ее окончания наибольшие потери в политическом статусе и на рынке труда; рабочие и безработные обеспокоены быстрым ходом реформ, тогда как квалифицированные специалисты и занятые в частном секторе, напротив, их медленностью (с. 897-898). Наконец, жители Ухани и Гуанчжоу меньше удовлетворены, чем другие обследованные в 1999 г. горожане, возможно потому, что у них не было таких преференций как в Шанхае. Таким образом, удовлетворенность реформами снижается.

Тем не менее ответы на вопросы, показывающие степень поддержки политической системы, свидетельствуют: в 1999 г. только 18% считали, что возглавляемая КПК многопартийная система должна быть изменена, 6% хотели небольших перемен, а 44% не желали никаких изменений; 58% верили, что политическая стабильность важнее демократизации. Иначе говоря, большинство населения не хочет перемен. В сочетании этих ответов с другими на сходные темы выяснилось: высокооплачиваемые специалисты и более образованные, занятые в частном секторе горожане менее консервативны, чем рабочие, безработные, пенсионеры (с. 899-901).

Поддержка населением политической системы КНР видна из ответов в 1999 г. о лучшей политической модели для проведения реформ в стране: на первом месте Китай (24%), затем США (21%), Гонконг (15%), Россия (12%); лучшей экономической моделью названы США (40%), за-

тем Япония (29%), Гонконг (23%), Китай (18%); одновременно величайшей угрозой для Китая оценены США (76%), Тайвань (31%), Япония (26%) (с. 900, 902). При анализе по отдельным категориям населения большую поддержку китайской политической системы высказали члены КПК (с.900).

В ответах на вопрос о важности различных идеологий для будущей социальной стабильности КНР члены КПК, низко оплачиваемые, малообразованные, старшие поколения остались верны марксизму-ленинизму и маоизму и меньше всего интересовались западной культурой; лица с высокими доходами отдали предпочтение курсу Дэн Сяопина (dengism), который позволил им обогатиться в годы реформ; самые молодые также поддержали его (наивысший показатель у опрошенных -50%) и были прозападнее старших поколений, а поколение "культурной революции" интересовалось этой идеологией меньше всего, будучи жертвой политики рыночных реформ Дэна; жители Гуанчжоу проявили больше интереса к западной культуре, шанхайцы разделились между приверженцами марксизма-ленинизма и маоизма, с одной стороны, и западной культуры - с другой, у шэньянцев на первом месте маоизм (такой же наивысший показа-тель - 50%) (с. 900-903).

Таким образом, "обследование не выявило политического кризиса в городах Китая. Горожане становятся более политически консервативными. Национализм и антизападные чувства усиливаются, частично из-за бомбардировки китайского посольства в Белграде и посадки американского самолета-шпиона. Те, кто относятся к низшим социальным классам и живут в менее развитых регионах, являются большими антизападниками, все еще верны революционной идеологии" (с. 904).

Уровень политической эффективности между 1992 и 1999 гг. заметно снизился: в 1992 г. 61% думали, что общественность может повлиять на принятие правительственных решений, в 1999 г. - только 37%; удельный вес уверенных, что государственные дела должны решаться правительством, удвоился (с 35 до 66%); на работе повиноваться начальству, чувствуя его неправоту, собирались 12% опрошенных в 1992 г. и 31% в 1999 г. (с.904-906). В 1999 г. большую политическую эффективность проявляли члены КПК, поколение после "культурной революции", специалисты, менеджеры, жители Шанхая. Все это свидетельствует о стабильности в обществе.

В заключение автор подчеркивает отсутствие ясности в вопросе кризис versus стабильность в КНР. В двух ключевых позициях - доход и

возможность работы - в 1999 г. люди чувствуют ухудшение своего положения из-за углубления реформ. За последнее десятилетие выросла неудовлетворенность, хотя политическая ситуация заметно стабилизировалась. Вступление Китая в ВТО еще более поляризует тех, кто выиграл и потерял от реформ.

Политическая неудовлетворенность не растет параллельно с экономической. К 1999 г. политическая система страны (а не демократия западного типа) пользуется высокой поддержкой. Например, в определении критериев "хорошего правления" экономический рост назвали 48%, а индивидуальные свободы - 7% (с. 907). Опрошенные признавали экономические достижения США, но не принимали западную культуру и видели в США угрозу. Правда, более образованные, молодые, жители экономически более развитых регионов оказались и более прозападными.

Негативная сторона ситуации - отрицательное отношение населения к экономическим переменам в сочетании с жестким контролем КПК могут вскоре стать "серьезным политическим вызовом существующему строю" (с. 908).

Позитивная сторона - китайские лидеры — преемники Дэна -проявили способность углублять реформы, не допуская социального взрыва. "Политически консервативное городское население (у него слабое осознание своего влияния на правительство и сильные националистические чувства) обеспечило благоприятную среду для продолжения рыночных реформ нынешнему руководству" (с.908).

С.И.Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.