ВЛАСТЬ
2003.01.020. ГНАМО А.Х. ИСЛАМ, ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАЦИОНАЛИЗМ ОРОМО (ЭФИОПИЯ).
GNAMO A.H. Islam? The Orthodox Church and Oromo nationalism (Ethio-pia)//Cahiers d'etudes africaines. — P. 2002. - N 165. — P. 99-120.
Оромо, крупнейшая мононациональная группа в Эфиопии, исповедует ислам и христианство с середины Х1Х в. Аббас Хаджи Гнамо (Университет Йорка, Торонто) анализирует взаимоотношения между ортодоксальной церковью и исламом в связи с новым, но быстро усиливающимся движением национализма среди оромо. Ортодоксальная церковь поддерживает это движение, в отличие от ислама.
Автор видит в религии либо разъединяющую, либо объединяющую силу и отвергает предположение о том, что религия может стать движущей силой национализма. Он подчеркивает, что в националистическом движении оромо большее значение имеет светская идеология национализма, нежели религиозная принадлежность. Сомалийский пример - единая религиозная принадлежность не породила национальной солидарности. Христианство и ислам одинаково чужды культуре оромо (нет слов для обозначения рая и ада). Большую роль играет Гада и Кааллу -система веры в единое происхождение, общих предков, которую оромо никому не навязывают, только в случаях смешанных семей. Для национального самосознания, по мнению Гнамо, необходима идея великого прошлого, которая позволит сплотить народ и дать перспективу на будущее.
Ислам и христианство - достаточно поздние приобретения оромо. Распространение и укрепление христианства в Эфиопии в первую очередь связано с завоевательными походами против неверных, эта религия поддерживала власть монарха. Национализм оромо в Эфиопии коренится в исторически закрепившихся отношениях хозяина-слуги, когда оромо были исключены из правящей элиты (даже если отдельные индивидуумы имели доступ к власти, то они не могли выступать от имени своего народа). Исторически те, кто находился в оппозиции амхара, находили убежище в исламе, именно этим объясняется успех распространения ислама. Ислам, в отличие от христианства, распространился среди оромо вполне мирным путем, без вооруженной агрессии и иностранной экспансии, посредством торговли, культурных контактов с соседними исламскими народами при посредничестве улама - знатоков ислама. Из-за географиче-
ской близости с Саудовской Аравией (здесь находятся самые популярные мусульманские святыни и места) исторически оромо совершали хадж в эту страну и обучались в университетах. Стали последователями ваххабизма. Точное соблюдение законов шариата невозможно применить среди африканских мусульман, и в частности среди оромо, так как они коренятся в этнографии и культуре доисламских народов Аравии и чужды африканским народам. Религия всегда связана с культурой и имеет ее особенности. Ислам в Африке, и в частности среди оромо, укрепился в своей популярной форме, которая нередко противоречит ваххабитскому пуританизму. Например, кузенные браки противоречили матримониальной стратегии и запрещению клановой эндогамии среди оромо. Под давлением шейхов было заключено значительное число кузенных брачных пар, но они все распались из-за негативного отношения общественности. Кузенные браки угрожали подорвать традиционную систему права собственности и наследования. Паломничество и поклонение мусульманским африканским святыням (особенно культ Шейха Хусейна), которые пытались запретить ваххабиты, вызвал недовольство, так как исторически посредством этого культа закреплялась временная преемственность между прошлым и настоящим.
Существование Исламского фронта за освобождение Оромии может создать иллюзию политического ислама. Хотя ислам служил оромо повстанческой (оппозиционной) идеологией, однако в планы националистов оромо не входит создание религиозного государства (с. 112). Лидер исламского движения оромо - националистов — взял себе имя Шейха Джаарраа (это имя восходит к названию обряда перехода в статус отца или передача власти от класса классу по традиционному восьмициклово-му календарю оромо, сам термин происходит от "взрослеть"). Идеал исламского движения оромо - создание не уммы, а оромуммы (т.е. укрепления самосознания оромо) (с. 113), что уже изначально подчеркивает первостепенность культурного, а не религиозного фактора. Нет идеи создания нации-государства, которая, по мнению исламистов, является порождением Запада и империалистов. Оромо выступают за возрождение системы гада, которую некоторые исследователи считают наиболее сложной из всех общественных систем, созданных незападными обществами.
Таким образом, автор приходит к выводу, что влияние как мусульманских, так и христианских институтов, их лидеров и движений не находит полной поддержки среди оромо, даже в условиях роста национа-
лизма. Движущей силой националистов становится идея возрождения традиционных институтов и общественных связей.
Л.В. Иванова