ДРЕВНИЙ МИР
2002.04.001. БУДАНОВА В.П. ВАРВАРСКИЙ МИР ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ / РАН. Ин-т всеобщ. истории. - М.: Наука, 2000. - 544 с. - Библиогр.: с. 444-474.
Монография представляет собой обобщающее исследование эт-ноисторической структуры и динамики варварского мира эпохи Великого переселения народов в контексте единого системного процесса взаимодействия Барбарикума и античной цивилизации. Рассматриваются особенности этносоциальной мобильности варварского мира, состав племенных объединений, направления миграций, характер и формы контактов варварских племен с Римской импе-рией. Автором предложена новая концепция Великого переселения, которая предусматривает выделение его в особый период исторического развития (II-VII вв.), когда взаимодействие варварства и цивилизации достигает своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения разнотипных культурно-цивилизационных миров (римского и варварского), явилось зарождение нового типа цивилизации (на что указывает, в частности, исчезновение в источниках после VII в. понятия Barbaricum solum).
С учетом характера этнического состава участников Переселения, позиции лидирующих племен, основных акцентов противостояния и взаимодействия, направления миграций и их результатов выделяются три этапа Переселения: «германский», охватывающий время от Маркоманн-ских войн до Адрианопольского сражения (II-IV вв.); «гуннский» - между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях (IV-V вв.) и «славянский», связанный с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен (VI-VII вв.) (с. 7). В целом Великое переселение народов трактуется автором как глобальный исторический процесс, при изучении которого правомерно сочетание формационного и цивилизационного подходов.
В первой главе рассматривается «германский» этап Великого переселения. Прелюдией массовых миграций, как отмечает В.П.Буданова, явилось движение из Северной Европы (Ютландия) в последней четверти II в. до н.э. племен кимвров и тевтонов, достигших северных районов Испании и Италии, и разгромленных в 102-101 гг. до н.э. римским полководцем Гаем Марием. Второй миграционный импульс из германского племенного мира, предваряющий Великое переселение народов, приходится на 60-е годы I в. до н.э. и связан с племенами свевов, экспансия которых на территорию Галлии была остановлена Цезарем в 58 г. до н.э. Последовавшему затем наступлению римлян на земли варварской периферии фактически положил конец их разгром в Тевтобургском лесу в 9 г. н.э., который надолго предопределил рубеж Рейна и Дуная в качестве границы между римским миром и миром варваров (с.26-27).
Обычно начало Великого переселения народов связывают с появлением в Северном Причерноморье гуннов, столкновение которых в 375 г. н.э. с готами «Державы Эрманариха» явилось причиной массовой миграции последних на запад, что и привело в движение весь остальной варварский мир. Однако, с точки зрения автора, подлинным началом следует, скорее, признать Маркоманнские войны (166-180 гг.), охватившие почти всю Центральную Европу. Северные границы Империи были одновременно атакованы и прорваны во многих местах. В серии вторжений, опустошивших все придунайские провинции и затронувших Северную Италию и Грецию, приняло участие множество различных (но главным образом - германских) племен, что позволило современникам увидеть в происходившем подобие заговора. В конечном итоге Риму удалось отразить наступление и восстановить систему «клиентских варварских государств» вдоль своих границ в качестве своеобразной буферной зоны между цивилизованным миром и Барбарикумом. Но именно с Маркоманнских войн берет начало практика расселения варварских племен на землях Империи, что в дальнейшем сыграло роковую роль в ее судьбе (с. 31).
В Ш-1У вв. главным источником миграционных импульсов становятся племена восточных германцев - обосновавшиеся на Нижнем Дунае и в Приазовье готы, которые действовали в союзе с певкинами, тайфала-ми, вандалами-асдингами, гепидами и герулами. На западе основными противниками Империи выступают племенные союзы франков и аламан-нов. Большинство варварских вторжений на римскую территорию в это время не имели характера массовых переселений, а были преимущест-
венно набегами военных дружин знати с грабительскими целями или чисто военными походами племенных ополчений. Опустошению подверглось большинство европейских провинций Империи и часть Малой Азии. В то же время и римляне неоднократно наносили племенам мощные контрудары на их собственной территории. В результате некоторые племена либо вообще исчезают с исторической арены (бастарны), либо теряют прежнее значение (маркоманны, квады). Однако Империя лишилась крайне важного в стратегическом отношении треугольника между Верхним Рейном и Верхним Дунаем - так называемых Декуматских полей, которые заселили аламанны. Впрочем, главной победой Барбарику-ма стал уход римлян из Дакии, вследствие чего римские опорные пункты отодвинулись от жизненно важных областей варварского племенного мира, а ее территория превратилась в плацдарм германских вторжений в Империю (с. 37-42).
Следующий, «гуннский», этап (глава II) является апогеем Великого переселения народов и эпохой активного «врастания» Барбарикума в римский мир, чему способствовали христианизация германских племен и усилившийся натиск с востока гуннов, заставивший значительную часть готов и некоторые другие германские племена поселиться на территории Империи в качестве федератов. Появление гуннов в европейском Барба-рикуме разрушило систему «буферных варварских государств» вдоль римского лимеса и стимулировало мобильность германцев. В то же время оно способствовало этнической консолидации германских племен и относительно быстрому возникновению у них «варварских королевств» в пределах Римской империи.
Пока, пишет В.П.Буданова, нет единого понимания природы этих рыхлых и слабо организованных политических образований. Обретение «варварским королевством» легитимного статуса основывалось на политико-юридической санкции правительства Западной Римской империи, передававшей варварскому конунгу права на управление определенной территорией и реализацию военных функций в ее пределах. Варвары, таким образом, монополизировали военное дело, тогда как сфера производства оставлялась коренным жителям. Предоставление земель для поселения предполагало предварительное получение варварами социального статуса федератов, а их предводители получали высокие армейские командные посты и придворные титулы. Тем самым они формально как бы включались в военно-административную структуру Империи. Местное население «варварских королевств» продолжало считаться римляна-
ми. Для варваров-германцев эти римляне выступали всего лишь в роли племен, ритуальных владельцев земли. Император, передающий права на эту землю, воспринимался ими как предводитель, глава большого союза племен — Римской империи. И его участие в этом процессе укрепляло авторитет германских конунгов среди соплеменников. Местное население рассматривало варваров-германцев не только как завоевателей, но и как законных представителей императора. «В глазах римлян эти "королевства" являлись территориально-административ-ными единицами в составе Западной империи» (с. 76).
Таким образом, отмечает автор, власть варваров в отдельных областях, исключая Северную Африку (королевство вандалов), формально не была узурпирована. Их переселение и расселение на римской земле в значительной степени контролировалось и санкционировалось Империей, которая уже не могла функционировать без военной силы варваров. На практике это вело к ее расчленению. В то же время, формирование в пределах трансформирующегося римского государства «варварских королевств» означало окончательную утрату варварами-мигрантами генетической связи с Барба-рикумом.
Массовые миграции славянских племен являются завершающим этапом Великого переселения народов (глава III). Часть их продвинулась на запад вслед за переселявшимися в пределы Западной Римской империи германцами и на рубеже У-У1 вв. достигла междуречья Одера и Эльбы. Другая миграционная волна устремилась на юго-запад, и к концу V в. славянские племена заняли местности на левом берегу Дуная. Весь VI в. их вторжения в придунайские провинции Восточной Римской империи следуют одно за другим, а с конца VI в. и в VII столетии происходит заселение ими Македонии, Фракии, Мезии, Северной и Средней Греции, Пелопоннеса и Крита, а также северо-запада Малой Азии.
Однако не менее важным результатом третьего этапа Великого переселения народов явилось объединение германских племен в рамках «франкского королевства», создание которого в 508 г. санкционировал восточно-римский император. Таким образом, отмечает автор, в Европе вновь после падения Западной Римской империи формируется как бы «двуполярная система мира». Но теперь одним полюсом становится «Постбарбарикум» - германские племена, консолидированные в границах королевства, а впоследствии — «империи» франков, а другим полюсом - «Второй Рим», византийская цивилизация ромеев. Их взаимодействие во многом определило дальнейшие события в истории Европы (с. 95).
Великое переселение народов существенно преобразило этническую карту Европы и оказало огромное влияние на этнический облик германцев и развитие их этнического самосознания. В ходе переселения, отмечает В.П.Буданова, большинство германских племен утратило свое этническое самоназвание - этноним. Для рассматриваемой эпохи одно и то же название может обозначать не всегда одного и того же носителя. Постоянные переселения меняли и самого носителя этнонима. Многие названия сохранялись на протяжении всех этапов переселения, но в конце его они обозначали не совсем тех, или совсем не тех, кого в начале.
До сих пор, однако, этническая номенклатура германских племен представляется в самых общих чертах. Соответственно, одним из важнейших направлений исследований эпохи Великого переселения должно стать выявление всего комплекса этнических дефиниций в античных и средневековых текстах, их систематизация и классификация.
Составленный автором Корпус этнонимов племен эпохи Великого переселения народов (глава V, с. 119-417) является основой, на которой в работе прослеживается этническая динамика варварского мира и раскрывается специфика системы представлений античных и раннесредневековых писателей об этническом пространстве рассматриваемого периода. В нем обобщены свидетельства более 300 авторов и анонимных источников, иногда впервые вводимых в научный оборот. Этнонимы представлены в русском варианте, латинских и греческих оригинальных формах с комментариями, включающими этническую атрибуцию, основные исторические сведения о данном народе, хронологические и географические справки, указания на точное место в позднеантичных и раннесредневековых текстах, упоминающих данное название.
Калейдоскоп этнических названий в сочинениях римских и византийских авторов, отмечает В.П.Буданова, позволяет, при всей неоднозначности выводов, все же достаточно ясно проследить процесс становления «больших» племен и племенных союзов - прообразов будущих народностей и народов. В частности, именно динамика системы этнических представлений античных и раннесредневековых писателей во многом помогает проследить две тенденции: постепенное этническое «угасание» одних германских племен (готы) и обретение нового этнического качества - народности - другими германскими племенами (саксы, франки) (с. 104-105).
А.Е.Медовичев