Научная статья на тему 'Этногенез аламаннов'

Этногенез аламаннов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
313
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
племенной союз / рост производительных сил / дружина и царь / Tribal union / the growth of productive forces / Agri Decumates / the squad and the king

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е. В. Ляхин

Анализируется этногенез аламаннов германского племени, впервые упоминающегося в источниках начала III в. н. э. и положившего начало Великому переселению народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnogenesis Alamanni

Ethnogenesis alamanni stemmed over a century. People who lived a nomadic way and was capable only, co-executors of the predatory raids, organized into a pleporary alliance, headed by each of the tribes was a Tsar. Appearance tribal alliance also contributed to advances in agriculture German society. Emergence union alamanni was the beginning of the Great Migration

Текст научной работы на тему «Этногенез аламаннов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 История Выпуск 1 (12)

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАННИХ ОБЩЕСТВ

УДК 94(430)

ЭТНОГЕНЕЗ АЛАМАННОВ

Е. В. Ляхин

Анализируется этногенез аламаннов - германского племени, впервые упоминающегося в источниках начала III в. н. э. и положившего начало Великому переселению народов.

Ключевые слова: племенной союз, рост производительных сил, дружина и царь.

Третий век - переломный момент в истории древнегерманского общества. В период Марко-манских войн (166-180 гг.) начинается процесс изменения древнегерманского общества. Наметилось социальное расслоение, вызванное ростом производительных сил: осваиваются все новые земли с помощью нового плуга с железным лемехом, улучшаются породы скота. Какие же причины побудили древних германцев сплотиться в более сильные и более устойчивые племенные союзы? Аламанны, или алеманы - пример одной из новых форм организации этноса, новой формы территориального устройства. Начало III в. - это период, который является поворотным не только для германского мира, но для всей Римской империи. В отличие от Pax Romana, германцы набирают силы и начинают активно вторгаться на территории римских провинций, для римлян III в. - это век кризиса, век упадка императорской власти.

Германцы, жившие вблизи границы с Римской державой, имели возможность непосредственного контакта с античной цивилизацией. Римские купцы проникали далеко вглубь варварской земли, они несли не только товары, но и античный менталитет, который постепенно подрывал стабильность составляющих элементов германского мировосприятия, в основе которого лежала иная по своей природе, направленности и функциональному предназначению традиция. При этом немалая часть доходов от торговли концентрировалась в руках варварской знати1. В одних случаях это сдерживало стремление варваров к грабежам и вторжениям в римские пределы. В других - стимулировало новые рейды в империю в поисках добычи. Эти факторы способствовали прекращению миграций, и ускорили переход племен к большей оседлости. Резко возрастает численность и плотность населения Germania Libera. Все это приводит к формированию более прочного, качественно нового племенного союза аламаннов2.

Неясность в этногенезе аламаннов, а затем и дальнейшие споры среди антиковедов вызваны скупыми сообщениями источников о появлении аламаннов вдоль границ империи в 213 г. На помощь приходит археология. Аламанны являются первым в истории варварской периферии добровольным союзом племен. Первое описание аламаннов дал Дион Кассий (LXXVIII.13.4,6), который сообщил о германском походе императора Каракаллы (211-217 гг.) в 213 г. против хаттов и аламаннов. О первоначальной территории союза письменные источники не сообщают ничего определенного. Только Аврелий Виктор (Caes.21.2) отметил, что этот народ аламаннов является довольно многочисленным и был разбит Каракаллой у Могонциака (Майнца). Объединение аламаннов в это время еще только складывалось и победа над ними досталась Каракалле без особых усилий3.

Аламанны состояли из разных этнических групп, преимущественно германских. Наиболее сильным из них, как отмечает Ю. К. Колосовская4, считалось племя семнонов, причисленное к све-вам (Tac. Germ.39; Strab.VII.3). В состав аламаннского союза племен входили также свевы, венеды. В. П. Буданова добавляет к этому объединению еще и гермундуров, ютунгов, брисигавов, буцино-бантов5. Под именем аламаннов были объединены разнородные племена, которые легли в основу более устойчивого этнического образования с особой территориально-политической организаци-ей6. Появление союзов племен позволяло увеличить их общий военный потенциал в виде дружины и общинного ополчения, которым могла распоряжаться знать. Для определения того, насколько были велики людские ресурсы, которыми могла распоряжаться знать, приведем факт о том, что восемь германских племен предоставили императору Пробу (276-282 гг.) 16 тыс. воинов для службы в римской армии (SHA. Prob.I.53).

© Е. В. Ляхин, 2010

Этногенез аламаннов

О прародине аламаннов нам ничего неизвестно. Римские источники сообщают лишь об их поражении от войск императора Каракаллы в 213 г. (Dio Cass. LXXVIII.13.4,6). Теодор Моммзен высказывает мнение, что аламанны явились с востока, и добавляет, что значительно пополнили полчища аламаннов семноны, которые исчезают из источников с конца II в.7 Сообщение об их необычайном искусстве в конном бою подтверждает Аврелий Виктор (Caes. 21.2)8. Это делает несостоятельным предположение о том, что аламанны были ранее жившим здесь племенем германцев, соединившимся под новым названием и усилившимся благодаря заключению союза. О достаточно сильной коннице, которая успешно противостояла римской, говорит и Аммиан Марцел-лин (XVI.12.42). И в IV в. аламанны предпочитают кочевой образ жизни перед оседлым, которое у них заключается в наличии сильной конницы и в страхе перед городами, которых они избегают, «словно это опутанные сетями гробницы» (Amm.Marc. XVI.2.12).

Д. Ф. Дринквотер предлагает версию о свевском происхождении аламаннов. Ядро аламан-нов, по его мнению, было сосредоточено в свевском племени семнонов, которые обитали на вершине так называемого «свевского треугольника» на берегу реки Эльбы. Эту версию доказывают археологические находки драгоценностей и керамики, типы таких находок называют «Elbgermanic»9. По мнению Д. Ф. Дринквотера, свевское происхождение аламаннов можно найти в произведениях поэтов IV-V вв., где слово «германцы» подменяется на «Alamanni» или «Suebi», как готы в произведениях античных авторов III-IV вв. фигурировали под именем «скифы».

Версия о свевском происхождении заслуживает более пристального рассмотрения. Если обратится к первым сообщениям о свевах, то мы увидим факты, подтверждающие версию о свевском происхождении аламаннов. Цезарь, один из первых античных историков, который сообщает нам о могуществе этого германского племени: «Свевы самый большой и самый воинственный народ во всей Германии» (Caes. BG.IV.1). По мнению Цезаря свевы пришли из «внутренней германии» с берегов Эльбы, что подтверждается археологическими находками10. Но как отмечает Ю. К. Колосовская, часть свевов осталась во внутренних областях Центральной Европы, которая не тронулась за Рейн11. Свевы не представляли собой единого народа, но состояли из многих племен, «занимая большую часть Германии». Тацит сообщает о том, что в состав свевов входили семноны, «самое древнее и прославленное племя» (Germ.39). Семноны, по мнению Тацита, считаются самыми влиятельными среди свевов. Страбон (Strab.VII.3), а затем и Тацит (Germ.40) причисляют к ним и лангобардов, которые известны своей малочисленностью, и гермундуровов (Tac. Germ.41). Свевы, по мнению Ю. К. Колосовской, не являются германцами, а их прародина - это современная Прибалтика, побережье Балтийского моря, которое называлось mare Suebicum. Именно этот гидроним говорит о балтийском происхождении свевов. Ю. К. Колосовская приходит к следующему выводу - свевы не были ни германским, ни кельтским, ни скифским народом, а возможно славян-ским12. Из сообщений Цезаря и Страбона видно, что свевы ведут кочевой образ жизни (Caes.BG.IV.1; Strab.VII.3). Цезарь говорит о том, что свевы делятся на сто пагов, каждый из которых высылает по 100 воинов, у них нет земельной собственности. Никому не позволяется оставаться на одном месте больше года (BG.IV.1). Страбон их прямо называет кочевниками (VII.3). Однако к временам Тацита свевы уже не кочевой народ, а оседлое племя, обитающее от истоков Дуная до так называемого Герцинского леса, и в глубину до реки Эльбы (Tac.Germ.38-41). Тацит ничего не говорит о подвижности свевов, очевидно свевы уже к временам Августа начинают селиться вдоль дунайской границы Римского государства13. В 178 г. император Марк Аврелий включил свевов в состав римской армии в период большого похода против германцев на севере Дуная. Именно после окончания Маркоманнских войн (166-180 гг.) исчезают из источников семноны14. Очевидно, что после Маркоманнских войн происходит изменение в германском мире, именно за этот недолгий промежуток времени с 180 по 213 г. изменяется и племенной мир свевов, где доминировать начинает союз так называемых аламаннских племен, который, как сообщает Аврелий Виктор, «состоял из прекрасных наездников» (21.2).

Таким образом, сравнив теории и изучив точки зрения, мы видим первое в истории добровольное складывание союза германских племен - аламаннов. Окончательно этнос складывается в 290-е гг. после захвата Декуматных (Декуматских) полей. Процесс оккупации этой римской провинции, находящейся между Рейном и Дунаем, проходил постепенно. С 260-х гг. на Декуматные поля обрушились аламаннские дружинники, целью которых был захват добычи и дальнейшее проникновение в Южную Галлию и Северную Италию. Известно, что император Галлиен (253-268) в

Е. В. Ляхин

этот период начинает выводить гражданское население из этой провинции, а также из Дакии15. Население Декуматных полей спасается бегством, зарывая клады, которые датируются именно 260-ми гг. Заселение данной территории аламаннами демонстрирует, «.. .как захват новых земель изменяет судьбу союза племен»16. Постепенно на оставленные римлянами Декуматные поля вслед за дружинниками стала селиться основная масса аламаннов, вынуждаемых к этому давлением бур-гундов с востока17. Союз окончательно формируется к 290-ым гг., когда аламанны заселяют Деку-матские поля. Аммиан Марцеллин говорит об особенности этого германского союза племен: «.в мирное время они делятся на отдельные округа с отдельными царями. На войне же повиновались одному общему предводителю» (XVI.2.1). Аммиан называет тринадцать царей аламаннов, каждый из которых имел свою дружину и собственную область, но, несмотря на оседлость, аламанны IV в. предпочитают кочевой образ жизни (Amm.Marc. XVI.2.12).

Итак, этногенез аламаннов проистекал в течение столетия. От народа, который жил кочевым способом и способен был лишь совершать разбойничьи рейды, превращается в организованный племенной союз, во главе каждого из племен стоял царь. С постепенным заселением Декуматных полей аламанны оседают. Бывшая римская провинция разделяется между царями. О царской власти у аламаннов в III в. есть только одно упоминание в «Авторах истории августов» (SHA). В описании правления императора Проба говорится о «девяти царьках» (SHA. Prob.XIV.2-3), затем Ам-миан Марцеллин называет уже по именам тринадцать царей аламаннов, которые управляют различными областями Аламаннии.

Таким образом, несколько факторов явились условием для этногенеза аламаннов: во-первых, это прежде всего захват Декуматных полей римской провинцией, где остались римские города, римское право и римское население. Во-вторых, этногенезу способствовали успехи в хозяйстве древних германцев, появление новых орудий труда, переход к плужному земледелию. Значительные сдвиги наметились в скотоводстве (к III в. средний рост скота повысился до 109-114 см). Большого успеха достигло коневодство, средний рост коней до холки составлял 135-138 см (римских - 140 см). О германских конях высоко отзывались римляне (SHA. Claud.9.6; Prob.15.6)18. Успехи в хозяйственном отношении, а также успешное приобщение к римским государственным институтам способствовали успешному формированию этноса.

Примечания

1 Колосовская Ю. К. Правовые основы торговли римлян с варварами // Торговля и торговец в античном мире. М., 1997. С. 39.

2 Шкунаев С. В. Германские племена и союзы племен // История Европы. М., 1988. Т. I. С. 604-605.

3 См.: Дряхлое В. Н. Войны германских племен с Римом в III в. и их влияние на развитие древнегерманского общества на Рейне // ВДИ. 1987. № 2. С. 158; Буданова В. П. Варварский мир в эпоху Великого переселения народов. М., 2000. С. 31.

4 Колосовская Ю. К. Рим и мир племен на Дунае I-IV вв. М., 2000. С. 128.

5 Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000. С. 33. 7 Там же. С. 57.

7 Моммзен Т. История Рима. М., 2001. T. 5. С. 161.

8 «...Каракалла одержал победу над многочисленным и удивительно сражающимся на конях племенем аламаннов» (Caes. 21.2).

9 Drinkwater J. F. The Alamanni and Rome 213-496. Oxford, 2007. P. 46.

10 Ibid.

11 Колосовская Ю. К. Рим и мир племен на Дунае... С. 31.

12 Там же. С. 34.

13 Очевидно, после борьбы Марадбота и Катаульды, 19 г. н. э.

14 Моммзен Т. Указ. соч. С. 161.

15 КолосовскаяЮ. К. К истории падения римского господства в Дакии // ВДИ. 1955. № 3. С. 83.

16 Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974. С. 394.

17 Дряхлов В. Н. Указ. соч. С. 160-161.

18 Там же. С. 153.

Дата поступления рукописи в редакцию: 21.02.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.