Научная статья на тему 'Tributarii в позднеантичных источниках'

Tributarii в позднеантичных источниках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
259
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРВАРЫ / BARBARIANS / ТРИБУТАРИИ / TRIBUTARII / ПОСЕЛЕНЦЫ / SETTLERS / ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ / FARMERS / НОВОБРАНЦЫ / SOLDIERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолова Ирина Евгеньевна

Анализируются данные позднеантичной нарративной традиции и правовых памятников, содержащих термин tributarii, для выяснения содержания и основных характеристик термина, который мог обозначать поселенцев из числа варварских племен, в контексте взаимоотношений Римской империи с варварами в IV начале V в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tributarii in the Late Ancient Sources

The author of this article try to understand the maintenance of one of the terms which there are in Roman sources and can mean some groups barbarian settlers; she find out the principal sings of such notion as tributarii; by this the problems of the Later Roman Empires relations with various barbarians tribes are touched. This work consists in the successive analysis of the late ancient narrative tradition data and law documents which contain the term tributarii.

Текст научной работы на тему «Tributarii в позднеантичных источниках»

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

И.Е. Ермолова

TRIBUTARII В ПОЗДНЕАНТИЧНЫХ ИСТОЧНИКАХ

Анализируются данные позднеантичной нарративной традиции и правовых памятников, содержащих термин tributa.ru, для выяснения содержания и основных характеристик термина, который мог обозначать поселенцев из числа варварских племен, в контексте взаимоотношений Римской империи с варварами в IV - начале V в.

Ключевые слова: варвары, трибутарии, поселенцы, земледельцы, новобранцы.

В последние века существования Римской империи она испытывала все усиливавшееся давление внешних народов, с которым на первых порах достаточно успешно справлялась, продолжая давно привычную политику, так или иначе интегрируя пришельцев и приспосабливая их к своим нуждам.

В IV в. напор варваров был уже столь велик, что государство вынуждено было разрешать некоторым переселенцам сохранять их социальную структуру, систему управления, обычаи, оставляя этим племенам значительную долю самостоятельности на собственной территории. Таковы были федераты. Но все же большую часть новых жителей, главным образом когда удавалось их покорить, Рим стремился включить в обычные законные рамки, как успешно делал это на протяжении многих веков.

Среди терминов, которые встречаются в римских источниках и могут обозначать тех или иных поселенцев, немаловажное место занимает слово 1пЬи1агп, но его социальное содержание неясно. Античные авторы и правовые документы не дают четкого представления о нем. Между тем особенности и изменения положения различных групп населения являются значимой характеристикой римского

© Ермолова И.Е., 2011

общества, и их исследование может внести свою лепту в решение сложнейшего комплекса проблем, связанных с закатом Римской империи. В данной статье делается попытка выяснить содержание такого понятия, как tributarii, в позднеантичных источниках.

Из сохранившихся книг выдающегося римского историка Аммиана Марцеллина известно, что на протяжении описанных им 25 лет (353-378 гг.) императоры и цезари неоднократно селили в различных провинциях побежденных сарматов, аламаннов, тайфалов, готов в качестве трибутариев. Так, по словам Аммиана, «ширилась молва, распространяемая устами разных народов о его [Юлиана. - И. Е.] великих трудах и деяниях, вознося возвышенные похвалы за уничтожение некоторых аламаннских царств и возвращение галльских городов, прежде разграбленных и опустошенных варварами, которых он сделал трибутариями и наследственными арендаторами (quos tributarios ipse fecit et vectigales)» (Amm. Marc. XX. 4. i)1. Спустя несколько лет «...Феодосий, в то время магистр конницы, напав через Рецию на аламаннов <...> многих уничтожив, всяких, кого захватил, по приказу принцепса отправил в Италию, где они, получив плодородные земли, живут отныне вокруг Пада как трибутарии (ubi fertilibus pagis acceptis iam tributarii circumcol-unt Padum)» (Amm. Marc. XXVIII. 5. l5)2. Во время войн императора Констанция II с племенем сарматов-лимигантов на дунайской границе последние, попав в безвыходное положение, стали просить даровать им жизнь и «.клятвенно обещали [платить] ежегодный трибут (tributum annuum)» (Amm. Marc. XVII. l3. 3)3. Задумав коварное нападение на Констанция, сарматы-лимиганты говорили, что «они готовы получить в пространстве римского мира, если это будет угодно, совсем отдаленные земли, чтобы, предавшись продолжительному миру и почитая покой словно спасительное божество, принять на себя тягостные обязанности и название трибутариев (tributariorum onera subirent et nomen)» (Amm. Marc. XIX.11. 6)4. Видимо, названные варвары попадали в привычное для многих жителей империи положение, так как Аммиан Марцеллин, с торжеством описывая покорение Юлианом аламаннских вождей, противопоставляет их прежнюю свободу жизни в империи: «Так эти цари, когда-то чрезвычайно надменные и приученные обогащаться грабежами наших, подставили уже усмиренные шеи под ярмо римской силы и, словно рожденные и воспитанные среди трибутариев, охотно повиновались властям (velut inter tributarios nati et educati obsecundabant imperiis ingravate)» (Amm. Marc. XVII.1G. 1G)5.

Поскольку данная форма использования варваров внутри государства была, вероятно, достаточно широко распространенной, следует попытаться выяснить, становились ли они особой категорией

лиц, или «эта группа варваров по своему правовому статусу ничем не отличалась от обычных римских налогоплательщиков»6. Правда, каков этот статус «обычного римского налогоплательщика», еще предстоит выяснять. Во всяком случае, выражение Аммиана Марцеллина tributariorum <...> nomen может, вероятно, в какой-то мере служить основанием для того, чтобы видеть в трибутариях отдельную категорию римского общества.

Римская юридическая и социальная терминология не является строго определенной, раз навсегда установленной. Один и тот же термин мог меняться не только во времени, но даже в одно и то же время мог иметь различные значения. Так, не вполне ясно содержание термина «трибутарий»7. Многие исследователи видят в нем более нейтральное наименование колона - «налогоплательщик»8, за выплаты которого отвечал землевладелец9. По-видимому, более продуктивным является подход авторов «Кембриджской античной истории», которые полагают, что трибутариями могли называть не только колонов, но и другие группы поселенцев, живших в похожих условиях10.

Слово tributarius ведет свое происхождение от названия налога tributum, взимавшегося еще в царский период с римских граждан на военные нужды (Dig. L. 16. 27)11. По возможности эти затраты возмещались: после победы с потерпевших неудачу врагов взималась контрибуция, и за счет нее трибут возвращался римским гражданам, перекладываясь таким образом на неприятелей. В связи с существенным пополнением римской казны в результате победоносных войн второго века римские граждане были освобождены от трибута, но взимание его в провинциях сохранилось quasi victoriae praemium ac poena belli (Cic. Verr. II.III. 12)12. В этом происхождении термина tributarius и кроется появившееся противопоставление трибутариев, как лиц покоренных и потому облагаемых этим налогом, римским гражданам13. Собственность на земли за пределами Апеннинского полуострова сначала принадлежала римскому народу, позднее принцепсу (Gai. Instit. II. 7)14. Поэтому те, кто их получал, обязаны были платить налог, который в императорских провинциях назывался tributum (Gai. Instit. II. 21)15. Провинциалы платили tributum capitis и tributum soli (Dig. L. 15. 3)16.

Но по эдикту Каракаллы почти все свободное население провинций получило права римского гражданства. Со времени правления Аврелиана была упразднена необлагаемость фискальными взносами италийских земель17, правда, Аврелий Виктор считает, что это произошло при императоре Диоклетиане (Aurel. Vict. De Caes. XXXIX. 31)18. Диоклетиан ввел всеобщую подушную и поземельную подати, которые платили в основном сельские жители19. Не

ясно, как стали соотноситься capitatio и tributum, остался ли tribu-tum. Всех ли налогоплательщиков стали называть трибутариями, или это «люди, отличные от обычных cives romani, причем отличие это имеет основанием <...> особое положение в системе государственных сословий»20.

Во всяком случае, этот термин применялся к сельским жителям римских провинций. Так, в 367-368 гг. отец будущего императора Феодосия Великого, посланный в Британию, чтобы восстановить там порядок и прекратить разбойные нападения местных племен, отнимает у них награбленную добычу и возвращает имущество, в том числе угнанный скот, «несчастнейшим трибутариям» (Amm. Marc. XVII. 8. 7: tributarii <...> miserrimi)21. Совокупность налоговых сборов, видимо, называлась res tributaria. Аммиан Марцеллин сообщает, что император Юлиан до самого конца правления и жизни не позволял образовываться недоимкам (tributariae rei <... > reliqua) путем так называемых индульгенций, поскольку знал, что от них выигрывают только богатые, а бедные вынуждены платить все безо всяких послаблений (Amm. Marc. XVI. 5. 15).

Таким образом, положение, в которое попадали варвары, поселенные на римской территории в качестве трибутариев, характеризуется следующими признаками.

Прежде всего, следует отметить их подчиненность римским законам. В отличие от федератов, трибутарии вынуждены были отказываться от собственных традиций и повиноваться римским нормам. Недаром Аммиан Марцеллин четко противопоставляет прежнюю свободу аламаннских вождей новым условиям жизни в империи (Amm. Marc. XVII. 10. 10). Возможно, на таких же условиях бастарны, побежденные императором Пробом, были поселены во Фракии, где «стали жить по римским законам» (Zosim. I. 71. 1)22. Автор «Истории августов» приводит, вероятно, сильно приувеличенные цифры, сообщая, что их было сто тысяч (SHA. Prob. XXVIII. 18. l)23.

Во всех известных случаях новые поселенцы-трибутарии становились земледельцами. По всей вероятности, им предоставлялись незанятые земли. Практика заселения опустошенных областей империи варварами засвидетельствована автором одного из так называемых «галльских» панегириков. Неизвестный оратор, в 297 г. произнесший хвалебную речь в честь цезаря Констанция Хлора, сообщает: «Таким образом, как прежде по твоему, август Диоклетиан, приказу Азия заселила свои пустынные районы переселенными туда жителями Фракии; <... > так и сейчас благодаря твоим, непобедимый цезарь Констанций, победам, малонаселенные земли амбианов, белловаков, трикассинов и лингонов вновь процветают под рукой земледельца-варвара» (Pan. Lat. VIII (V). 21. l)24.

К вышеприведенным примерам можно, вероятно, добавить эпизод с разбойничавшими готами и тайфалами, описанный Аммианом Марцеллином: «...уничтожив Фарнобия со многими другими <...> он [Фригерид. - И. Е.], вняв обращенным к нему мольбам, пощадил оставшихся в живых и удалил всех живых, чтобы они возделывали пашни вокруг италийских городов Мутины, Регия и Пармы» (XXXI. 9. 4)25.

Безусловно, такие земледельцы оказывались в зависимом положении. Поскольку землю варварам, ставшим трибутариям, предоставлял император или должностные лица, они находились в зависимости непосредственно от римских властей, от государства, а не от частных лиц. А поскольку земля давалась не в собственность, а в пользование на условиях выплаты налогов, то закономерным является противопоставление Аммианом Марцеллином свободного существования германцев за римскими границами и нового состояния поселенцев (Amm. Marc. XVII. 10. 10). Его сообщение о том, что сарматы-лимиганты «клятвенно обещали повиновение (servitium spoponderunt)» императору Констанцию II (Amm. Marc. XVII. 13. 3) перекликается с утверждением Тертуллиана о том, что «ведь земли, отягощенные трибутом, теряют ценность, <... > ибо это признаки рабства» (Tert. Apol. XIII. 6)26.

Судя по сведениям нарративных источников, сельских поселений различных варварских народов на территории Римской империи в IV в. становилось все больше, но все попытки идентифицировать их археологически пока не увенчались успехом, по-видимому, в том числе и потому, что «они были интегрированы в римское крестьянское общество»27. Как пишет А.В. Коптев, обозначение колонов термином «трибутарии» подчеркивало в их положении то обстоятельство, что они являлись «широким устойчивым, а значит, оседло живущим крестьянским населением провинций»28. Данная характеристика, вероятно, допустима и для трибутариев из числа варваров.

Помимо пользы от освоения силами новых трибутариев заброшенных сельскохозяйственных угодий, римские императоры одновременно рассчитывали получать от них много воинов. Сар-маты-лимиганты, кроме всего прочего, обещали императору Констанцию II «и набор в войско выносливой молодежи (delectumque validae iuventutis)» (Amm. Marc. XVII. 13. 3). Констанций, со своей стороны, ведя с ними переговоры, надеялся, что «он получит в виде прибыли больше пролетариев и сможет набирать очень крепких новобранцев» (Amm. Marc. XIX. 11. 7)29. Очень интересно использование Аммианом Марцеллином в данном пассаже слова proletarius. С одной стороны, со времени Сервия Туллия этим термином в Риме

обозначали самых бедных и потому не платящих подати людей, с другой стороны, это была хоть и беднейшая, но часть гражданского коллектива. Хотел ли Аммиан сказать, что варвары, становившиеся трибутариями, получали римское гражданство?

Вопрос о правовом статусе низших слоев сельского населения Римской империи, в сходном положении с которыми оказывались новые поселенцы, чрезвычайно сложен и не решен до сих пор, поскольку дискуссионным остается содержание эдикта Каракал-лы 212 г. Среди антиковедов нет единого мнения по поводу того, наделяла ли данная конституция римским гражданством селян и, особенно, дедитициев30. А.Г. Гемп считает, что гражданских прав они не получили и, соответственно, трибутарии их не имели31; А.В. Коптев полагает, что, по крайней мере, формально «основная масса сельского населения провинций имела гражданство. Но то ли его качество, то ли возможность его реального использования у сельских жителей была иной, чем у горожан»32. Состояние источников, к сожалению, не позволяет однозначно решить эту проблему.

но то, что трибутарии были бедной, если не беднейшей, частью римского населения, страдающей от налогового бремени и имеющей мало реальных прав, подтверждает сочинение Сальвиана Марсель-ского «De gubernatione Dei». Сальвиан, так же как Аммиан Марцеллин, противопоставляет образ жизни варваров и римлян: «Таким образом, наши братья не только совершенно не хотят переходить от них [варваров готов. - И. Е.], но нас оставляют, чтобы искать убежища у них. И я, со своей стороны, мог бы удивляться, что не все совершенно бедные и нуждающиеся трибутарии делают это, если бы только единственная причина, почему они этого не делают, не состояла в том, что они не могут перевезти туда свои состояньица, домишки и семьи. Ведь хотя многие из них бросают свои клочки земли и лачуги, чтобы спастись от насилия налогового сбора, разве не хотели бы они то, что их заставляют бросать, каким-либо образом унести с собой, если бы в их распоряжении была возможность? Поэтому, так как они не в состоянии делать то, что предпочли бы, они делают то одно, что могут. Они передают себя под защиту и покровительство более сильных, делают себя дедитициями богатых и как будто переходят в их право и власть» (Salv. De gub. Dei. V. 8)33. Вероятно, здесь Сальвиан употребляет слово «дедитиции» в переносном смысле, и передававшие себя под патронат формально не теряли гражданские права, которыми они, видимо, обладали. но издавно реально существовавшая в римском обществе категория «дедитициев», как известно, их не имела.

таким образом, термин tributarii охватывает широкий слой сельского населения Римской империи, как привычного для IV в.

ТпЬиГагп в позднеантичных источниках

провинциального, так и новых поселенцев. Варвары, получавшие статус трибутариев, по-видимому, ничем не отличались от его старых носителей. Они, попадая в зависимость от государства, должны были беспрекословно подчиняться римским законам, исправно производить сельскохозяйственную продукцию и платить налоги, прежде всего поземельный, а также пополнять новобранцами римскую армию. Такие способы использования пришельцев издавна были известны римлянам, в поздней Римской империи продолжалась многовековая практика.

Вероятно, довольно приниженное положение, в которое попадали на территории империи варвары, становившиеся трибутари-ями, было уделом наголову разбитых и побежденных племен или оставшихся от них отдельных разрозненных групп, тех, кто не мог претендовать на что-то иное.

Примечания

Ammiani Marcellini. Rerum gestarum libri qui supersunt / Ed. W. Seyfarth. Leipzig, 1978. Vol. 1-2. Здесь и далее перевод автора статьи. Ю.А. Кулаковский и А.И. Сонни переводят: «...которых он теперь сделал данниками Рима» (по изд.: Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. с лат. Ю.А. Кулаковского и А.И. Сонни. СПб., 1996).

Ю.А. Кулаковский и А.И. Сонни переводят: «...живут теперь, как податное население...».

Там же: «...ежегодную дань».

Там же: «...нести податные тяготы и стать данниками».

Там же: «...словно родились и выросли среди платящих подати, беспрекословно подчинялись приказаниям». Таким образом, переводчики трактуют трибутари-ев то как данников, то как налогоплательщиков, что не одно и то же. Банников А.В. Варвары в римской армии в IV в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Ист. 2005. № 3. С. 135.

Гемп А.Г. Трибутарии и инквилины поздней Римской империи // Вестник древней истории. 1954. № 4. С. 76 (далее - ВДИ).

Фюстель де Куланж. История общественного строя древней Франции. СПб., 1904. Т. II. С. 457; Он же. Римский колонат. СПб., 1908. С. 103; Ранович А.Б. Колонат в римском законодательстве IV-V вв. // ВДИ. 1951. № 1. С. 93; Коптев А.В. От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи. Вологда, 1995. С. 95, прим. 88; 150; 200. Jones A.H.M. The Later Roman Empire (284-602): A Social, Economic and Administrative Survey. Oxford, 1964. Vol. II. P. 799.

Whittaker C.R., Garnsey P. Rural Life in the Later Roman Empire // The Cambridge Ancient History. Cambr., 2001. Vol. XIII. P. 290.

2

6

7

8

12

Digesta Iustiniani. Дигесты Юстиниана / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2002-2006. T. I—VIII: Et sane appellatur ab intributione tributum vel ex eo quod militibus tri-buatur.

«как награда за победу и наказание за войну».

13 Гемп А.Г. Указ. соч. С. 77.

14 Gai. Institutiones. Гай. Институции / Пер. Ф. Дыдынского. М., 1997: Sed in provinciali solo <...> dominium populi Romani est vel Caesaris...

15 Санфилиппо Ч. Курс римского частного права / Пер. с ит.; Под общ. ред. Д.В. Дождева. М., 2002. С. 161.

16 Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989. С. 316.

17 Schwahn W. Tributum und Tributus // Pauly's Real-Encyklopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung begonnen von G. Wissowa / Hrsg. Von W. Kroll. Stuttgart, 1939. Hbbd. XIII. Sp. 53;Jones A.H.M. The Later Roman Empire. Vol. I. P. 64; Санфилиппо Ч. Указ. соч. С. 162.

18 Sexti Aurelii Victoris Liber de Caesaribus/ Ed. Fr. Pichlmayr. Leipzig, 1970; Pe-kary Th. Tributum // Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike. Stuttgart, 1965. Bd. V. Sp. 952.

19 Jones A.H.M. The Later Roman Empire. Vol. I. P. 464; Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. Ростов н/Д; М., 1997. С. 243.

20 Гемп А.Г. Указ. соч. С. 80—81.

21 Ю.А. Кулаковский и А.И. Сонни переводят: «...несчастного податного населения...».

22 Zosime. Histoire nouvelle / Texte établi et trad. par F. Paschoud. P., 1971. T. 1; Банников А.В. Указ. соч. С. 135.

23 Scriptores Historiae Augustae / Ed. E. Hohl. Leipzig, 1971. Vol. II; Суровенков Д.И. Некоторые замечания относительно описания триумфов в Scriptores Historiae Augustae // Antiquitas iuventae. Сб. науч. тр. студ. и асп. Саратов, 2008. С. 120—129.

24 XII Panegyri Latini / Ed. W. Bährens. Lipsiae, 1911. P. 247: Itaque sicuti pridem tuo, Diocletiane Auguste, iussu deserta Thraciae translatis incolis Asia complevit, <...> ita nunc per victorias tuas, Constanti Caesar invicte, quidquid infrequens Ambiano et Bellovaco et Tricassino solo Lingonicoque restabat, barbaro cultore revirescit. Пер. И.Ю. Шабага по изд.: Латинские панегирики / Пер. с лат., вступ. ст. и коммент. И.Ю. Шабага // ВДИ. 1996. № 3. С. 263.

cum aliis multis perempto Farnobio, <... > obtestatus prece impensa superstitibus pepercisset, vivosque omnes circa Mutinam Regiumque et Parmam Italica oppida, rura culturos exterminavit.

Tertullianus. Apologeticus adversus gentes pro Christianis // Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series latina. P., 1844. T. 1. Col. 257—535: Sed enim agri tributo onusti viliores, <...> nam hae sunt notae captivitatis. Whittaker C.R., Garnsey P. Op. cit. P. 280. Коптев А.В. Указ. соч. С. 95, прим. 88.

proletarios lucrabitur plures et tirocinia cogere poterit validissima. Ю.А. Кула-ковский и А.И. Сонни нейтрально переводят: «приобретет много людей, гото-

25

вых лично нести военную службу, и получит возможность набирать сильных рекрутов».

Данная категория заслуживает отдельного рассмотрения. Гемп А.Г. Указ. соч. С. 81. Коптев А.В. Указ. соч. С. 46.

Salviani presbyteri Massiliensis De gubernatione Dei libri VIII. Rec. C. Halm // Monumenta Germaniae Historica. Auctores Antiquissimi. B., 1877. T. I, p. prior. P. 1-108: Itaque non solum transfugere ab eis ad nos fratres nostri omnino nolunt, sed ut ad eos confugiant, nos relinquunt. Et quidem mirari possim quod hoc non omnes omnino facerent tributarii pauperes et egestuosi, nisi quod una tantum causa est quare non faciunt, quia transferre illuc resculas atque habitatiunculas suas fami-liasque non possunt. Nam cum plerique eorum agellos ac tabernacula sua deserant ut vim exactionis evadant, quomodo non quae compelluntur deserere vellent, sed secum, si possibilitas pateretur, auferrent? Ergo quia hoc non valent quod forte mallent, faciunt quod unum valent. Tradunt se ad tuendum protegendumque majoribus, dedititios se divitum faciunt, et quasi in jus eorum ditionemque transcendunt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.