Научная статья на тему '2002. 03. 031. Бранский B. П. , Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социума. - СПб. : Политехника, 2001. - 159 с'

2002. 03. 031. Бранский B. П. , Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социума. - СПб. : Политехника, 2001. - 159 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
558
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ИДЕАЛ / ПОРЯДОК И ХАОС / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СВОБОДА / СОЦИАЛЬНАЯ СИНЕРГЕТИКА / ХАОС И ПОРЯДОК / ЦЕННОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 03. 031. Бранский B. П. , Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социума. - СПб. : Политехника, 2001. - 159 с»

2002.03.031. БРАНСКИЙ В .П., ПОЖАРСКИЙ С. Д. СОЦИАЛЬНАЯ СИНЕРГЕТИКА И АКМЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУУМА И СОЦИУМА. - СПб.: Политехника, 2001. - 159 с.

В монографии описывается взаимоотношение двух новых научных направлений - акмеологии и социальной синергетики. Показана взаимосвязь закономерностей достижения индивидуального акме и наивысшего совершенства в социуме.

Возникающая на границе этих двух наук новая область знаний -синергетическая акмеология - оказывается пограничной дисциплиной между психологией, социологией, культурологией, философской антропологией и философией истории. Она позволяет по-новому рассмотреть природу идеала, сущность идеологии, взаимоотношение идеологии и науки, сущность духовности, смысл истории и смысл индивидуальной жизни.

Книга состоит из двух глав. В главе 1 представлены основные принципы синергетической акмеологии. «Предметом этой науки должно быть исследование закономерностей достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путем самоорганизации» (с.17). Такое определение предмета синергетической акмеологии не только не противоречит определению предмета традиционной акмеологии, но и включает последнюю в качестве частного случая. Благодаря теории самоорганизации синергетический подход к акмеологии позволяет четко сформулировать общий критерий совершенства. Он связан с синергетической теорией прогресса: «Прогресс теперь усматривается не в одностороннем росте степени свободы..., а в росте степени синтеза порядка и свободы (или... порядка и беспорядка, т.е. хаоса), связанного со стремлением системы к максимальной устойчивости (стабильности). В природе и обществе потому-то и наблюдается тяга к совершенству (гармоническим структурам), поскольку именно гармонические структуры оказываются... наиболее устойчивыми» (с.18).

Акмеология неразрывно связана с идеологией как учением об идеале. Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Природа идеала тонка и сложна. На первый взгляд, его широкое распространение и активное влияние на практическую деятельность людей непонятно, «однако анализ предельного представления показывает, что оно содержит определенные нормативы деятельности, т.е. рекомендации относительно того, что нужно делать, чтобы воплотить идеал в действительность» (с.24). Реализация идеала определят всю систему ценностей общества, т.е. его культуру. Однако

она невозможна без истины. Идеал без истины «хромает», а истина «слепа» без идеала. «Поэтому взаимоотношение истины и идеала напоминает старинную аллегорию, использованную в свое время Шопенгауэром, - образ слепого, несущего на своих плечах хромого» (с.29).

Многовековая история человечества свидетельствует о постоянном конфликте поколений в процессе формирования и развития идеалов, смене одних идеалов другими. Этот процесс имеет вид диалектической спирали. Он основывается на законе дифференциации и интеграции идеалов. Принимая во внимание этот закон и заключенную в нем идею формирования абсолютного идеала, можно увидеть «тенденцию к выделению общечеловеческого начала, содержащегося в идеале и вхождению этого начала в абсолютный идеал... Эта идея получает свое научное обоснование в синергетическом понятии глобального аттрактора (суператтрактора). Смена идеалов с синергетической точки зрения принимает форму вечного круговорота идеалов, абсолютизирующих порядок (тоталитарные идеалы), и идеалов, абсолютизирующих хаос (анархистские идеалы). При поверхностном (чисто феноменологическом) подходе создается впечатление, что история вращается в порочном круге между тоталитаризмом и анархизмом» (с.34). Но при более глубоком анализе выясняется, что описанный выше круг является иллюзорным, будучи лишь приближенным фрагментом диалектической спирали. Закон дифференциации и интеграции идеалов лежит в основе духовного развития человечества, а высшей формой духовности является служение абсолютному (общечеловеческому) идеалу.

Акмеология также неразрывно связана с аксиологией, поскольку идеал является критерием ценности. Преобразование объективной реальности в соответствии с нормативами идеала связано с понятием ценности: «Ценность есть... материальное воплощение прагматического аспекта идеала» (с.45). Система ценностей любого конкретного общества и навыков по их производству и потреблению представляет собственно культуру данного общества. Поэтому акмеология теснейшим обрезом связана с культурологией: «Связь синергетической акмеологии с культурологией обнаруживается тогда, когда исследуется процесс развития культуры: творческий подъем культуры и ее расцвет объясняется движением к простому аттрактору (переходом от хаоса к новому порядку), а упадок культуры и ее деградация - движением к странному аттрактору (переходом от старого порядка к новому хаосу). Поэтому синергетическая акмеология, раскрывая "механизм"

самоорганизации культуры, позволяет понять многие процессы в развитии культуры более конкретно и глубоко, чем это обычно делается на уровне... научной или философской публицистики» (с.50).

Смена идеалов и переоценка ценностей, зашедшие достаточно далеко, могут создать в обществе атмосферу идеологического кризиса, что находит свое выражение в умножении социальных идеалов, их измельчании и исчезновении доминирующего идеала. Конечным итогом развития идеологического кризиса является состояние идеологического вакуума: «Утрата веры в идеалы и ценности приводит к полной бездуховности... Но тот же закон, который, подобно некоей злобной химере, увлекает общество в бездну, - он же помогает этому обществу и выбраться из нее. Именно потребность в преодолении экономического кризиса стимулирует разработку нового синтетического экономического идеала, который, в свою очередь, вызывает цепную реакцию формирования синтетических идеалов на более высоких этажах социального здания... Эта интегративная тенденция... ведет, в конце концов, к рождению нового доминирующего социального идеала, а тем самым - к формированию новой духовности и установлению нового идеологического порядка» (с.57-58). На первый взгляд, такой поворот событий может показаться неким социальным «чудом». Но с точки зрения общего закона самоорганизации культуры, здесь нет ничего удивительного: речь идет о естественной защитной реакции социальной системы. «В этом проявляется нелинейный характер такой диссипативной системы, какой является общество. В указанной реакции просто обнаруживается способность. системы к самодействию» (с.58).

Особого внимания заслуживает связь синергетической акмеологии с историософией (философией истории). «Поскольку последняя включает в себя эсхатологическую, а, следовательно, и экзистенциальную проблему, то эта связь приобретает особый интерес и особую значимость как в философском, так и в общекультурном отношении» (с.58-59). Ключевую роль в рациональном решении эсхатологической проблемы играют понятия социальной синергетики «суперотбор» и «суператтрактор». Одной из характерных черт суператтрактора является полный синтез порядка и хаоса, т. е. такой порядок, который устойчив относительно абсолютного хаоса. Суператтрактор должен быть конечным результатом процесса глобализации. Но этот процесс противоречив, поскольку предполагает взаимодействие («борьбу») «всеобщей технизации человеческого общества и его всеобщей эстетизации» (с.60). Отсюда следует, что специфика суператтрактора состоит в синтезе ноосферы и эстетосферы.

Условиями такого синтеза являются формирование и реализация абсолютного идеала. «В конечном счете, движение к супереттрактору должно быть бесконечным, потому что преодоление старых социальных противоречий порождает новые противоречия, которые дают новый импульс к развитию» (с.61). Суператтрактор можно истолковать как глобальное социальное акме, специфика которого состоит в том, что «в отличие от природных акме, которые достижимы за конечный исторический срок, движение к социальному акме бесконечно... В этом отношении глобальное социальное акме остается для человечества вечной путеводной звездой, которая не угасает никогда» (с.66).

Подобное решение эсхатологической проблемы ведет и к подобному решению экзистенциальной проблемы. Здесь обнаруживается связь синергетической акмеологии с философской антропологией, исследующей смысл индивидуального человеческого существования. Особенно рельефно она проявляется, когда мы переходим к обсуждению научных оснований религиозного подхода к экзистенциальной проблеме.

Синергетическая акмеология приводит не только к новой философии истории, но и к новой философии религии, которую не могли предвидеть традиционные формы теизма, деизма, пантеизма и атеизма. Она не только раскрывает научные основания религиозного мышление, но и показывает его границы. Синергетическая археология формирует прочный теоретический фундамент для трезвого исторического оптимизма: «Смысл жизни. развивается и обогащается,. заключается в вечном движении через относительные акме (локальные аттракторы) к абсолютному акме (глобальному аттрактору)» (с.78-79). Кажущаяся мистичность суператтрактора обусловлена нелинейностью процесса движения к нему, а также бесконечностью этого процесса. «В суператтракторе как бы стирается грань между "земным" (материальным) и "небесным" (идеальным, трансцендентным, потусторонним) мирами. Тем не менее, он остается реально возможным материальным миром, к которому человечество вечно асимптотически приближается» (с.78).

В главе 2 рассматривается практическое значение синергетической акмеологии, в частности понятие синергетической карьерологии как теории духовной карьеры. Достижение индивидуального акме (как в профессиональной, так и в общественной деятельности) есть результат взаимодействия субъективных и объективных факторов. Движение к индивидуальному акме должно протекать в русле движения к социальному акме. Это означает, что индивидуальный профессиональный идеал должен стать органической

составляющей интегрального социального идеала. Синергетическая акмеология раскрывает разницу между бездуховной и духовной карьерой: «Она убеждает нас в том, что движение к полному профессиональному и социальному акме предполагает осуществление духовной карьеры в обобщенном смысле термина "духовность" (с учетом как религиозных, так и светских идеалов)» (с.88).

Последовательная теория движения к акме неизбежно предполагает теорию движения к его антиподу (к катаболе), т.е. теорию антидеятельности. «Дополнительность» акме и катаболе в разных областях деятельности «является следствием взаимодействия, взаимопереходов порядка и хаоса на уровне социальных институтов, социальных знаний и общезначимых желаний» (с.69).

Монография завершается анализом этнологической акмеологии -синергетической теории этногенеза. Анализируется сущность межэтнического взаимодействия, рассматриваются проблема «пассионарного толчка», закон релевантности старых поведенческих стереотипов и новых идеалов в процессе развития этносе, исследуются понятия этнической дивергенции и этнической конвергенции. Утверждается, что «интеграция идеалов благодаря действию... закона релевантности приводит к интеграции поведенческих стереотипов, а это, в свою очередь, ведет к интеграции множества этносов в новый суперэтнос» (с .122). Поэтому закон дифференциации и интеграции поведенческих стереотипов есть «тяжело поддающийся анализу и давно искомый фундаментальный закон этногенеза» (с. 128). И если вселенский этнос, к которому движется человечество, играет роль суператтрактора, то путь к нему может пролегать «только через преодоление постоянно возникающих в ходе межэтнического сотрудничества все новых и новых этнических противоречий» (с. 131). Вселенский этнос образует глобальное акме человечества, к которому можно двигаться через достижение множества локальных акме отдельными народами: «Синергетический историзм показывает, что последовательное достижение различными этносами своих локальных акме есть не бессмысленная "суета сует", а своеобразный вклад в продвижение всего человечества к глобальному акме» (с.133). Авторы называют этот свой вывод «принципом драматического оптимизма» и утверждают, что на основе синергетической теории межэтнического взаимодействия можно построить антиконфронтационную этническую политику.

И.И.Ремезова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.