_2002.03.028. ВЕКСЛЕР У.Ф. КОНТРОЛИРУЙТЕ ДЕНЬГИ .
WECHSLETR W.F. Follow the money // Foreign affairs. - N.Y., 2001. -Vol.80, № 4. - P.40-57.
Специальный советник министра финансов США пишет о проблеме финансовых злоупотреблений: отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и банковское мошенничество. По его мнению, основным инструментом финансовых нарушений являются банки.
Отмывание денег и уклонение от уплаты налогов часто рассматриваются как второстепенные проблемы, связанные с налоговыми кодексами и регулирующими законами. Однако такая позиция искажает реальнось. Наркокартели, торговцы оружием, террористические группы и различные криминальные организации используют банки для отмывания своих денег и превращения их в продукт законной деятельности. Структуры, скрывающие свои доходы от государственных органов и уклоняющиеся от уплаты налогов, снижают национальную налоговую базу. Коррумпированные члены правительства, использующие банки для сокрытия своих неблаговидных действий, подрывают общественную веру в национальные финансовые системы. При этом плохо регулируемые финансовые системы, дающие возможность существованию этих нарушений, провоцируют возникновение финансовых кризисов во всем мире.
США и многие их экономические союзники давно осознали тот факт, что контроль за деньгами может привести к раскрытию многих тайн криминальных синдикатов. В этих странах были разработаны меры контроля за банками и другими финансовыми институтами, приняты законы, обеспечивающие прозрачность банковских операций, и созданы специальные службы, контролирующие их.
Отмывание денег и уклонение от уплаты налогов во многих странах признаны криминальными действиями. Банки обязаны идентифицировать сомнительные сделки и информировать о них. По мере распространения деятельности криминальных организаций на международном уровне национальные регулирующие и контролирующие органы стали осуществлять обмен информацией. В последние десятилетия международные стандарты прозрачности деятельности финансовых организаций устанавливаются многосторонними организациями: Служба контроля за финансовыми действиями (Financial Action Task Force -FATF) и Базельский комитет надзора за финансовой деятельностью. Деятельность этих организаций, однако, охватывает только страны с хорошо развитыми финансовыми системами. Среди этих стран тем не менее существуют различные взгляды на обеспечение прозрачности операций. Швейцария и Каймановы Острова, например, категорически не
желают делиться информацией о секретных счетах своих банков. Более того, обе страны обладают чертами, делающими их привлекательными для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов: стабильные политические и экономические условия, наличие профессиональных кадров, близость к более жестко регулируемым финансовым центрам. В последние годы под международным нажимом эти страны начали ослаблять режим секретности своих банков. Каймановы Острова стали объединять свои законы с законами, регулирующими банковскую деятельность в других странах, в частности США. Швейцария пока отказывается от кооперации в области применения регулирующих банковскую деятельность законов других стран, но постепенно проводит меры, направленные против отмывания денег (по некоторым из них Швейцария даже превзошла США).
В 90-х годах наметился определенный прогресс в достижении международного согласия среди ведущих финансовых центров, но процесс глобализации привел к возникновению новых проблем в банковской сфере. Благодаря глобализации и прогрессу в банковских технологиях банки получили возможность действовать во всем мире. Большие возможности открылись перед странами, которые слишком малы, лишены природных ресурсов и удалены от центров мировой экономики. Например, государство Тувалу, расположенное в южной части Тихого океана, продает свой индекс (Suffix - "tv") американской компании за 50 млн. долл. в год.
Многие страны, расположенные вдали от финансовых центров, осознали, что могут привлекать "грязные" деньги, приняв некоторые законы, обеспечивающие секретность в банковской деятельности и ограничив международное сотрудничество в принудительном выполнении законов. Некоторые страны практикуют выдачу лицензий не существующим банкам, регистрацию анонимных компаний и фондов, создают офшорные зоны, предоставляя льготы только иностранцам. Ряд стран организуют программы "экономического гражданства", по которым паспорта и лицензии выдаются любому лицу, желающему перевести большую сумму денег. Ни в одной из этих стран не существует институтов или механизмов финансового контроля, даже отдаленно соответствующих международным стандартам. Маленькие государства тихоокеанского и Карибского бассейнов (Науру, Вануату, Доминика, Антигуа, Барбуда и др.) таким образом быстро разбогатели. Нерегулируемые финансовые центры от Сейшельских Островов в Индийском океане до Бахрейна в Персидском заливе полностью интегрировались в мировую экономику.
Значительная часть огромных потоков законных иностранных инвестиций проходит через нерегулируемые банковские системы. Быстро растущие финансовые рынки стран с развивающейся рыночной экономикой привлекают иностранных банкиров, для которых перспектива доходов перевешивает риск сотрудничества с сомнительными институтами.
Автор считает, что слабые банковские системы и отсутствие банковского контроля являются причиной финансовых кризисов и экономических потрясений. Азиатский кризис 1997 г. наконец привлек внимание экспертов к проблеме слабо регулируемых или вовсе нерегулируемых финансовых центров. Анализ экспертов сосредоточился не только на структурных слабостях (отсутствие прозрачности в деятельности банков, искажения в размещении ресурсов, местная коррупция), но и на размерах и направлениях потоков капитала, а также на способности финансовых злоупотреблений подорвать эффективность международной финансовой системы. Последнему вопросу был посвящен Форум финансовой стабильности (Р8Б), организованный Группой-7 после кризиса 1997 г.
Оценку размеров финансовых злоупотреблений и вреда, нанесенного им, производили также МВФ и ОЭСР. По оценкам МВФ, произведенным в 1998 г., отмывание денег составило 2-5% мирового ВВП, т.е. около 800 млрд. - 2 трлн. долл. в год (с.45). Среди вредных последствий этого явления МВФ называл необъяснимые изменения в спросе на деньги, возрастание банковского риска, дискредитацию законных финансовых сделок, рост непостоянства международных потоков капитала и валютных курсов. ОЭСР пришла к тем же заключениям, указывая, что нечестная налоговая практика искажает торговые и инвестиционные потоки, разрушает национальные налоговые базы.
В результате налоговых нарушений развивающиеся страны (РС) теряют ежегодно 50 млрд. долл. Глобальные финансовые нарушения сказываются и на экономике промышленно развитых стран (ПРС). По оценке экспертов министерства финансов США, в результате уклонения от уплаты налогов через офшорные зоны страна ежегодно теряет 70 млрд. долл. (с.45).
Международная криминальная система все в большей степени опирается на международные финансовые механизмы. Специалисты подсчитали, что колумбийский "черный" рынок песо путем различных торговых и финансовых сделок ежегодно переводит 5 млрд. наркоденег из США в Колумбию. "Безопасные гавани" используются не только для отмывания денег, но и в качестве перевалочного пункта при перевозке
наркотиков, оружия и нелегальных иммигрантов. В Европе такой "безопасной гаванью" является Лихтенштейн.
Финансовые злоупотребления дестабилизируют политические режимы во многих странах. Обнаружение секретных счетов в сомнительных банках может свергнуть правительство. Такие случаи имели место на Филиппинах, в Перу. В Европе в результате раскрытия секретных фондов, предназначенных для взяток, были испорчены репутации бывшего канцлера Германии Г.Коля и бывшего президента Франции Ф.Миттерана.
Очевидно, пишет автор, что Нью-Йорк, Лондон и другие в высшей степени развитые и хорошо регулируемые финансовые центры принимают участие в отмывании денег. США и их партнеры давно осознали эту проблему и всячески пытаются ограничить размер финансовых злоупотреблений. Администрация США признает ограниченность традиционных законодательных и регулирующих средств, а также неэффективность дипломатических методов борьбы. В настоящее время США разрабатывают глобальную стратегию, направленную на борьбу с банковским мошенничеством, отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов.
Три международные организации: FSF, FATF (Financial Action Task Force - Служба контроля за финансовыми действиями) и ОЭСР -уже представили свои рекомендации по созданию международных стандартов и критериев финансового контроля.
В состав FSF входят министры финансов, руководители ЦБ и представители контролирующих органов 11 государств с развитыми финансовыми системами. В нем также представлены международные финансовые институты: МВФ и Банк международных расчетов; контролирующие органы, например Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision), и др.
FSF провел опрос руководителей офшорных банков, страховых организаций и фондовых бирж в отношении банковских законов, практики контроля и ресурсов, затрачиваемых на него, уровня международной кооперации в офшорных зонах. В результате опросов был сделан вывод: "Те офшорные финансовые центры, которые не могут или не хотят соблюдать принятые международные стандарты по контролю, кооперации и обмену информацией, создают систематическую потенциальную угрозу глобальной финансовой стабильности" (с.50). FSF определила ключевые стандарты контроля, МВФ было предложено разработать методы оценки соответствия этим стандартам.
FATF исследовала страны, препятствующие глобальным усилиям, направленным на борьбу с отмыванием денег. Она разработала 25 критериев
для определения государств, не присоединившихся к борьбе с отмыванием денег (регулирование банков, идентификация клиентов, отчеты о подозрительной деятельности, международное сотрудничество и т.п.). В результате анализа 29 стран было выявлено существование систематических проблем в 15 странах и наличие отдельных недостатков в 14 (с.50).
ОЭСР изучала практику отклонений от уплаты налогов и разрабатывала консенсус в отношении мер борьбы с нарушителями, против которых выступали Швейцария и Люксембург. Организация определила "налоговые гавани", подрывающие налоговые базы других государств. Эти "налоговые гавани" имеют общие характеристики: 1) отсутствие прозрачности в финансовой деятельности; 2) отсутствие эффективного обмена информацией; 3) оградительные режимы, заключающиеся в применении к иностранным клиентам законов, отличных от применяемых к своим гражданам; 4) неэффективные или низкоэф-фективные налоговые ставки.
В 2000 г. ОЭСР призвала Бермуды, Каймановы Острова, Кипр, Мальту, Маврикий и Сан-Марино к 2005 г. отказаться от порочной налоговой практики и принять международные налоговые стандарты. Тогда же министры финансов стран Группы-7 заявили, что, если страны, занесенные в"черные" списки, не откажутся от практики отмывания денег, страны Группы-7 при поддержке международных финансовых институтов рассмотрят меры по ограничение финансовых сделок с ними.
Реакция на заявление стран Группы-7 последовала незамедли-тельно: многие страны, из "черного" списка стали пытаться привести свои режимы в соответствие с международными стандартами. К началу 2001 г. 32 страны из 35, включенных в список "налоговых гаваней", пытались установить диалог с ОЭСР, некоторые из них (Остров Ман, Нидерландские Антиллы и Сейшельские Острова) пошли дальше и подписали соглашение об отказе от вредной налоговой практики. Подбодренные такой реакций ПРС стали оказывать дополнительное давление на страны, представляющие для них особый интерес: Франция оказывала давление на Монако, Великобритания -на страны Карибского бассейна, США - на Панаму, ЕС начал трудные переговоры с Люксембургом и Швейцарией.
В результате 7 из 15 объектов деятельности БАТТ1 (Багамы, Каймановы Острова, Острова Кука, Израиль, Лихтенштейн, Маршалловы Острова и Панама) полностью изменили свой подход к борьбе с отмыванием денег. В этих странах были закрыты мошеннические банки и приступили к разработке новых законов. Таким образом, глобализация и интеграция мировых финансовых рынков дала возможность противостоять финансовым махинациям на мировом уровне. Многосторонние акции бывают особенно эффективны, если никому не оказывается предпочтения.
В настоящее время, пишет автор, МВФ и Мировой банк должны включить меры по борьбе с финансовыми махинациями в свои регулярные программы. ОЭСР пытается заставить страны "черного" списка принять международные стандарты и решает вопрос, как поступить со странами, не выполняющими эти требования. БАТТ1 определяет, какие страны могут быть исключены из "черного" списка, а какие, наоборот, следует включить в этот список.
Значительная роль в борьбе с отмыванием денег, считает автор, принадлежит США, которые должны балансировать между стремлением применять законы и соблюдать частные интересы.
Н.Н.Иванова