Научная статья на тему '2002. 02. 046. Доклад о развитии человеческого потенциала Украины, 1998 г. Ukraine: human development rep. Kyiv: UNDP, 1999. 1998. 96 p. bibliogr. : p. 93-9'

2002. 02. 046. Доклад о развитии человеческого потенциала Украины, 1998 г. Ukraine: human development rep. Kyiv: UNDP, 1999. 1998. 96 p. bibliogr. : p. 93-9 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ УКРАИНА / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ФРГ / УКРАИНА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 046. Доклад о развитии человеческого потенциала Украины, 1998 г. Ukraine: human development rep. Kyiv: UNDP, 1999. 1998. 96 p. bibliogr. : p. 93-9»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2002.02.046. ДОКЛАД О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УКРАИНЫ, 1998 г.

Ukraine: Human development rep. - Kyiv: UNDP, 1999. - 1998. -96 p. -Bibliogr.: p. 93-9.

В докладе, подготовленном под эгидой Программы развития ООН, анализируются человеческий потенциал Украины и перспективы устойчивого демографического развития в условиях переходной экономики. Украина, по мнению авторов, находится в процессе системной трансформации, стремится обеспечить защиту прав человека и демократическое развитие, при этом особое значение придается человеческому фактору и социальной составляющей осуществляемых в стране реформ.

Доклад состоит из 9 глав и статистических приложений. В первой главе рассматривается концепция человеческого развития и приводится методика его измерения; во второй - демографические тенденции; в третьей - состояние здравоохранения; в четвертой - защита окружающей среды и вопросы экологической безопасности; в пятой -состояние образования; в шестой - развитие местного самоуправления; в седьмой - участие в политической жизни страны; в восьмой - рынок рабочей силы и социальная защита населения и в девятой -экономическое положение Украины.

Первые оценки уровня развития человеческого потенциала, в соответствии с методологией Программы развития ООН, были сделаны на Украине с использованием данных 1992 г. На протяжении 90-х годов в стране отмечалось снижение индекса человеческого развития (ИЧР), в результате чего она вышла из группы стран с высокими показателями развития. По величине ИЧР, рассчитанной по данным на 1995 г., Украина занимала 102 место, непосредственно после Монголии, однако она опережала такие республики бывшего СССР, как Туркменистан, Узбекистан, Киргизстан, Грузия, Азербайджан и Молдова. В 1996 г. Украина переместилась на 107 место, между Китаем и Намибией (с.7). Отмечается ухудшение составляющих ИЧР за 1992-1996 гг.: ожидаемая продолжительность жизни при рождении сократилась на 2,5 года; численность учащихся - на 1,8%; ВВП на душу населения в пересчете по паритету покупательной способности валюты - вдвое (с 5010 до 2230 долл.). Стабильно высоким оставался, согласно официальным данным, только показатель грамотности взрослого населения (99%). В итоге за 1992-1996 гг. ИЧР сократился более чем на 20 пунктов. Многие

исследователи прогнозировали его дальнейшее снижение. Эту тенденцию авторы считают не внушающей оптимизма, тем более что продолжались сокращение ВВП, девальвация национальной валюты и рост инфляции.

Сбалансированная политика регионального развития на Украине могла бы способствовать ограничению территориальных различий в ИЧР. Это утверждение базируется на анализе динамики ИЧР по отдельным областям Украины (с.7). С 1994 г. при расчете ИЧР дополнительно учитывался гендерный фактор, отражающий различия в статусе мужчин и женщин во всех сферах жизни. Неравенство женщин и мужчин нашло отражение в индексе гендерного развития (ИГР): чем ближе ИГР к уровню ИЧР, тем меньше неравенство.

С начала 90-х годов демографическая ситуация на Украине устойчиво ухудшалась и достигла уровня, который рассматривается как критический. Это было в первую очередь вызвано сокращением производства, что привело к обнищанию подавляющего большинства населения страны (с .16). Резкое снижение фертильности и существенный рост смертности способствовали депопуляции Украины (за 1991-1997 гг. население страны сократилось почти на 1,5 млн. человек). Вместе с тем снижение естественного прироста населения (наметившееся в стране с 1991 г., а в сельских районах - даже с 1979 г.) сопровождалось увеличением иммиграции в 1992 и 1993 гг. Поскольку в последующие годы не произошло улучшения социально-экономической обстановки, то начался массовый выезд граждан за рубеж. С 1993 г. отмечалось отрицательное миграционное сальдо: эмиграция значительно превысила иммиграцию, что в итоге привело к общему сокращению численности населения страны. Население Украины за 1993-1998 гг. уменьшилось с 52,2 до 50,5 млн. человек (на 1,7 млн.), в том числе за счет естественной убыли - на 1,35 млн., за счет миграции - почти на 0,4 млн. (с.16).

Анализируя общие демографические тенденции, авторы выделяют такие негативные процессы, как сокращение за 1989-1995 гг. ожидаемой продолжительности жизни для мужчин на 4,9 лет, а для женщин - на 2,6 лет; рост смертности населения в рабочем возрасте; сокращение фертильности, в том числе брутто-коэффициента воспроизводства, который для городских женщин снизился в 1997 г. до 1,1. По мнению авторов, такого не наблюдалось ни в одной другой стране земного шара (с.17). Сокращение фертильности было обусловлено прежде всего ухудшением социально-экономической обстановки и обнищанием подавляющего большинства украинского населения: 43% обследованных женщин указали, что условия жизни играют важную роль

в принятии супругами решения относительно желаемого числа детей. Кризисная ситуация в системе дошкольного содержания детей и в школьном образовании, низкий уровень пенсионного обеспечения, который вынуждает супружеские пары детородного возраста заботиться о стариках-родителях, также тормозят рождаемость. Потеря надежды на быстрое улучшение ситуации, ухудшение экологической обстановки оказывают отрицательное воздействие на психику людей.

Сокращение фертильности и рост смертности приводят к старению населения, причем сельское население стареет быстрее городского (средний возраст сельских жителей - 40 лет, что на 3 года выше показателя для городского населения). Старение влияет на демографическое, социальное и экономическое развитие страны, на соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения: в начале 1998 г. в городах на 1000 работоспособных жителей приходилось 681 иждивенцев, в сельских районах -1037 (с.18). В то же время, отмечают авторы, старение населения отмечается во всех ПРС и рассматривается как негативное явление, а потому в других, более развитых странах предусматриваются меры по замедлению этого процесса (с.18).

Авторы отдельно анализируют положение украинских женщин, составляющих 53,5% населения страны, их роль во всех сферах социальной жизни, в эффективном социально-экономическом развитии и строительстве демократического государства. По их мнению, устоявшиеся гендерные стереотипы в украинском обществе продолжают играть свою негативную роль.

Нынешнее бедственное состояние здравоохранения Украины дополняет отмеченное снижение жизненного уровня большинства жителей страны. Негативно влияют на здоровье украинцев несбалансированная диета и недостаточное питание, пассивный образ жизни, распространение курения, алкоголизма, наркотиков, устаревших экологически вредных технологий производства и т.д. Ситуацию ещё более усложняют социальные и экономические последствия Чернобыльской катастрофы, старение населения, преобладание среди городского населения пенсионеров и женщин.

В докладе отмечается, что многие показатели состояния образования на Украине характеризуют страну с лучшей стороны: по ряду показателей страна превосходит даже ПРС. Проведенные реформы образования позволили сохранить многие достижения советского периода и в то же время привести их в соответствие с реалиями переходного периода и финансовыми возможностями страны. Создана юридическая основа и содействия малообеспеченным группам населения

в получении образования и в дошкольном содержании, а также помощи подросткам, детям из многодетных семей и детям с физическими и умственными отклонениями. Разработан механизм лицензирования и аккредитации учебных заведений, возросла численность учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий, колледжей, академий и университетов). При этом удалось сохранить высокое качество среднего образования. Система высшего образования стала в большей степени учитывать интересы личности, а не государства.

Развитие местного самоуправления стало приоритетной задачей государственной политикой в пост-тоталитарной Украине. В условиях демократии институты местного самоуправления стали выполнять определенные функции, включая властные, что оказало существенное влияние на проведение экономических и социальных реформ, политическую стабильность, создание демократической системы управления. Деятельность подобных органов способствовала развитию здравоохранения, образования, социальной защиты. Авторы рассматривают сложившиеся на Украине институты местного самоуправления на уровне областей, районов, сельских административных единиц, городов.

В переходный период на Украине развивалась политическая активность граждан, в том числе в рамках политических партий. Авторы анализируют результаты участия в парламентских выборах марта 1998 г. 30 крупнейших политических партий, отмечая, в частности, что Компартия Украины получила почти четверть всех голосов, заняв по размерам электората первое место. Из принявших участие в выборах партий 20 заявили о своем намерении построить демократическое общество и только 8 переступили 4-процентный барьер, поделив 225 мандатов (с.51). Из более 40 партийных лидеров только 15 получили депутатские мандаты (с.53).

Переход Украины на рельсы рыночной экономики сопровождался ухудшением положения широких масс вследствие, в частности, сокращения зарплаты и угрозы потери работы. С 1990 г. экономика Украины находилась в «свободном падении» из-за отсутствия структурных реформ и инвестиций в производственный сектор. Почти 10 млн. жителей страны стали безработными или частично занятыми. По мнению авторов, мелкое и среднее предпринимательство - путь к решению проблемы безработицы. Рассматриваются также роль институтов рынка труда, возможности развития системы адресной социальной помощи, программы жилищных субсидий.

В заключительной главе, посвященной экономическому положению Украины, даны долгосрочные прогнозы (до 2010 г.) роста ВВП, динамики инвестиций, анализируются финансовая политика и государственный бюджет, валютная политика и состояние валютного рынка.

В.Г.Былов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.