Научная статья на тему '2002. 01. 018-023. Иностранные инвестиции в экономике Китая. (сводный реферат)'

2002. 01. 018-023. Иностранные инвестиции в экономике Китая. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И КНР / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ КНР / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 018-023. Иностранные инвестиции в экономике Китая. (сводный реферат)»

_2002.01.018-023. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ. (Сводный реферат).

1. GELB C. Foreign investors wise up // China business rev. - Wash., 2000. -Vol.27, № 6. - P. 8-13.

1. SUTTER K. Investor's growing pains // China business rev. - Wash., 2000. - Vol.27, № 6. - P. 14-21

2. McDANIELS I., WATERMAN J. WTO : A done deal? // China business rev. - Wash., 2000. - Vol.27, № 6. - P.22-27.

3. WEEKS A. IPR protection and enforcement : A guide // China business rev. - Wash., 2000. - Vol.27, № 6. - P.28-34.

4. MELVIN Sh. Human resources take center stage // China business rev. -Wash., 2000. - Vol.27, № 6. - P. 38-43, 49.

5. SIMS Th., SCHIFF J. China' s western strategy // China business rev. -Wash., 2000. - Vol.27, № 6. - P.44-49.

В подборке статей рассматриваются различные аспекты иностранного инвестирования в экономику Китая. После «большой волны» притока иностранных инвестиций в экономику Китая в начале 90-х годов, с 1997 г. их приток заметно сократился. Если в 1993 г. было подписано контрактов на 111 млрд. долл., то в 1999 г. лишь на 41 млрд. долл. (1,с.8). Как получатель иностранных прямых инвестиций (ИПИ) Китай переместился со второго на четвертое место, уступая США, Великобритании и Швеции (1, с.8). Главными инвесторами в китайскую экономику являются: Гонконг, заключивший в 1999 г. 5902 контракта (стоимостью 13 млрд. долл.), США - 2028 (6 млрд.)., Тайвань - 2499 (более 3 млрд.)., Южная Корея - 1547 (1,5 млрд.), Япония - 1167 проектов (2,6 млрд.) (1, с.10). В конце 90-х годов иностранные инвесторы стали сталкиваться со все большими трудностями, связанными с непрозрачностью процесса разработки экономической политики, ее частыми изменениями, со многими ограничениями активности иностранных инвесторов - от прямого запрета ИПИ в некоторых отраслях до контроля за валютными операциями. К этому добавилось ухудшение рыночных условий, вследствие азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. и структурной слабости китайской экономики, в которой, по мнению некоторых специалистов, правительственные реформы и либерализация зашли в тупик.

Притоку ИПИ препятствовала также государственная инвестиционная политика. В 1995 г. был принят список отраслей, в которых инвестиции а) разрешены; б) поощряются; в) ограничены; г) запрещены.

В соответствии с этим списком запрещалось создавать предприятия, находящиеся в полной собственности иностранных инвесторов, в отраслях, имеющих национальное значение, например, в автомобилестроении. Полностью запрещены иностранные инвестиции в секторе производства услуг телесвязи. Государственная политика Китая направлена на то, чтобы заставить иностранных инвесторов передавать китайским фирмам наиболее продвинутую технологию. Вызвала раздражение иностранных инвесторов и налоговая политика китайского правительства, которое в 1995 г. без предупреждения объявило об отмене освобождения от налогов импорта капитального оборудования. По оценкам, расходы иностранных компаний в связи с этим возросли на 20% (1, 12). После длительных переговоров сторон в 1997 г. Китай восстановил освобождение от налогов импорта инвестиционных товаров, однако ужесточил контроль за применением этой льготы. В 1998 г. китайское правительство ужесточило контроль за потоками иностранной валюты, желая предотвратить незаконный перевод ее китайскими компаниями за рубеж.

В 2000 г. наметились тенденции к изменению в притоке ИПИ: в первой половине этого года были подписаны контракты на 24,17 млрд. долл., что на 25% больше, чем за соответствующий период 1999 г. (1, с.12). Основными формами ИПИ в Китае являются: представительство, отделение (филиал) иностранной фирмы, предприятие, находящееся в полной собственности иностранного инвестора, акционерные совместные предприятия (СП), кооперативные или контрактные СП. В последнее время возникли новые формы - холдинговые компании и компании с долевым участием иностранного инвестора. Если представительства выполняют лишь функции установления связи иностранных компаний с китайской экономикой, то отделения (или филиалы) иностранных фирм могут осуществлять и деловые операции. Наиболее популярной формой иностранного инвестирования является создание предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора. На их долю приходится около половины всех новых контрактов, подписанных в 1997—1999 гг. (2, с.15). Привлекательность этой формы для иностранных инвесторов заключается в полном контроле: все решения они принимают без участия или вмешательства китайской стороны. Китайское правительство не особенно поддерживает эту форму инвестирования, так как она не обеспечивает передачи Китаю новейших технологий и ноу-хау. Предприятия в полной собственности иностранных инвесторов

являются идеальной структурой в условиях узкого кредитного рынка. В то же время эта структура имеет свои недостатки. В отраслях, где конкурентоспособность китайских фирм повышается (например, в производстве потребительских товаров), иностранным инвесторам становится все труднее заключать контракты.

Широкое распространение имеют в Китае акционерные СП. В 1999 г. в них было вложено 15,83 млрд. долл. (1, с.10). СП создаются в отраслях, в которых иностранный инвестор заинтересован в подготовке китайского потребителя к приобретению его товаров. Такая форма обеспечивает иностранному инвестору доступ к местной маркетинговой и распределительной сети, возможность послепродажного обслуживания, а также использование связей китайского партнера с правительством. Мажоритарное участие в акционерном капитале СП иностранного инвестора не обязательно обеспечивает ему независимость в управлении. Наиболее ответственные решения по инвестициям принимаются советом директоров на основе единогласия. Более гибкой формой, чем акционерные СП, являются контрактные (или кооперативные) СП, поскольку партнеры могут кооперироваться как самостоятельные юридические лица и индивидуально нести ответственность или выбрать форму предприятия с ограниченной ответственностью со статусом юридического лица. Контрактные СП популярны среди иностранных инвесторов, придающих особое значение скорейшему возмещению инвестиций.

В последнее время в Китае развиваются такие формы инвестирования, как холдинговые компании, компании с долевым участием иностранных инвесторов (foreign-invested share companies - FISC), происходят слияния и поглощения компаний. Холдинговые компании дают иностранным инвесторам возможность до определенной степени объединять производство, импорт, источники ресурсов, маркетинг, обучение персонала. К концу 1999 г. китайские власти одобрили создание более 180 холдинговых компаний (2, с.18). Однако многие иностранные инвесторы отмечают, что ожидания, связанные с созданием холдинговых компаний, полностью не реализуются. Например, холдинговые компании могут распределять иностранную валюту между своими предприятиями, но эти сделки требуют разрешения со стороны государственной администрации (State Administration of Foreign Exchange). Инвестиции холдинговых компаний могут в 10 раз превышать их зарегистрированный капитал, при этом компании могут производить внутригрупповое кредитование, однако такие операции требуют

одобрения со стороны Народного банка Китая. FISC, как и холдинговые компании, дают возможность иностранным компаниям объединить управление, маркетинг и налоговые операции. В этих компаниях контроль находится в руках иностранного инвестора как мажоритарного партнера, при этом сохраняется юридический статус китайской компании. В FISC упразднено право вето миноритарного партнера, решения совета директоров принимаются двумя третями голосов мажоритарного партнера. FISC представляет собой экспериментальную форму иностранного инвестирования, пока единственной компанией, приобретшей этот статус, является «Кодак».

Возобновление интереса иностранных инвесторов к китайской экономике отчасти связано с завершением переговоров Китая с США и ЕС об условиях его вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Эти условия требуют от Китая упразднения ряда юридических и нормативных барьеров, ограничивающих торговлю и инвестиции. Членство в ВТО также повлияет на проводимые в Китае реформы, особенно в отношении государственных предприятий и финансового сектора. Китаю следует изменить законы, противоречащие соглашению ВТО об инвестициях, связанных с торговлей, отменив требования к предприятиям, находящимся в полной собственности иностранных инвесторов, использовать передовые технологии и экспортировать всю или часть продукции, произведенной в Китае. Нынешняя политика Китая в области квот и стандартов несовместима с соглашениями ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах и технических торговых барьерах. Предложение Китая о сохранении двух контрольных органов в области стандартов (одного для отечественных продуктов, другого для импорта) ВТО отклонила. Необходима унификация контрольных функций в рамках одного правительственного органа.

Защита прав интеллектуальной собственности представляет проблему как для китайских, так и для иностранных компаний. Правительство КНР и деловые круги признают серьезность этой проблемы. Однако в правительстве отсутствует структура, обеспечивающая связь между директивами центральных органов и их реализацией на местном уровне. Отсутствие такой связи означает, что в ближайшем будущем иностранные компании по-прежнему будут сталкиваться с незаконным использованием торговых марок, патентов, торговых секретов, авторского права. Это в наибольшей степени относится к фармацевтической промышленности, производству предметов личной

гигиены, компакт-дисков и химической промышленности. Слабая защита интеллектуальной собственности подрывает репутацию иностранных фирм, вынужденных самостоятельно защищать свои права. Иностранные компании, защищающие свою интеллектуальную собственность, должны расходовать на эту защиту определенные средства, объем которых зависит от размера компании, роли интеллектуальной собственности в бизнесе и типа нарушений прав. Некоторые ТНК, считающие защиту интеллектуальной собственности основой своей деятельности в Китае, ежегодно расходует на ее защиту по 3-4 млн. долл. (4, с.29). Несмотря на превентивные меры, производство подделок в Китае имеет достаточно широкое распространение. В защите интеллектуальной собственности заинтересованы не только иностранные, но и китайские компании. Китайское правительство постоянно ужесточает законы, направленные против нарушителей прав интеллектуальной собственности: в 2000 г. были пересмотрены патентный закон и закон о качестве продукта; пересматриваются поправки к законам об авторском праве, торговых марках, нелегальной конкуренции.

Вступление Китая в ВТО обострит и без того непростую проблему использования на иностранных предприятиях местных трудовых ресурсов. Решением этой проблемы на иностранных предприятиях занимаются отделы трудовых ресурсов. В представительствах и холдинговых компаниях руководители этих отделов активно вовлечены в разработку и выполнение бизнес-планов, работают в тесной связи с управляющими, участвуют в определении целей и разработке планов в таких областях, как торговля, маркетинг, связи с общественностью и распределение. В СП, напротив, отделы трудовых ресурсов занимаются исключительно текущей административной работой. Часто отделы трудовых ресурсов иностранных компаний возглавляют китайцы, которые хорошо усвоили "корпоративный язык" и не отличаются от своих зарубежных коллег. Происходящие в китайской экономике изменения требуют от управляющих отделами трудовых ресурсов не только адекватных действий, но и способности разрабатывать превентивную политику. Большинство управляющих отделами трудовых ресурсов иностранных компаний считают, что вступление Китая в ВТО в перспективе положительно скажется на деятельность их компаний, однако многие из них опасаются, что рост ИПИ, вызванный вступлением в ВТО, усложнит процесс набора квалифицированных специалистов.

Иностранные компании, желающие успешно функционировать на китайском рынке, обязательно должны иметь отдел по связям с правительственными органами. В нефтяной промышленности и в сфере финансовых услуг иностранные компании с сильным отделом по связям с правительственными органами участвуют в качестве советников в разработке стратегических планов центральными правительственными органами. Такое участие обеспечивает этим компаниям государственную поддержку. Наличие отделов по связям с правительственными органами типично для американских компаний. Учитывая деликатные отношения между центральными и местными органами власти в Китае, важной задачей отделов по связям с правительственными органами является установление контактов на местном уровне, что приобретет особое значение после вступления Китая в ВТО. В целом задачей отдела по связям с правительственными органами является нахождение нужного чиновника в нужном ведомстве, способного своевременно решить определенную проблему. Отдел по связям с правительственными органами может существовать в рамках головного офиса фирмы или в качестве представительства в Китае. Сотрудниками отдела могут быть как работники фирмы, так и независимые эксперты.

Готовясь к вступлению в ВТО, китайское правительство в 2000 г. приняло «Великую стратегию развития западных регионов», имеющую целью привлечение ресурсов в западные и центральные провинции, отстающие в экономическом росте. Эта стратегия открывает новые возможности для иностранных инвесторов. План развития относится к шести провинциям, трем автономным регионам и одному городу, с независимым самоуправлением. Одна из целей плана - изменение психологии населения западного Китая и приобщение его к современной деловой практике. Принятая стратегия развития включает наряду с развитием инфраструктуры, защитой окружающей среды, поощрением развития отраслей, максимально использующих местные ресурсы, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала и специалистов. Для этого планируются следующие меры: 1) повышение процентной ставки по иностранным преференциальным займам, расширение кредитования китайскими финансовыми институтами иностранных проектов; 2) создание Дирекции по ведущим отраслям промышленности в западных и центральных провинциях Китая, задача которой состоит в обеспечении эффективного размещения ИПИ, инвестированных в промышленность региона; 3) пре-

доставление налоговых льгот на три года иностранным проектам, внесенным в Каталог основных иностранных инвестиций; последующее установление для них ставки подоходного налога в 15%, а предприятиям с долей экспорта, превышающей 70% местного производства, - в 10%; 4) отмена ограничений на размещение ИПИ: разрешение создавать иностранные фирмы в розничной торговле в городах западных провинций (6, с.47).

В целом, оценивая возможные результаты предстоящего вступления Китая в ВТО, почти все иностранные компании признают, что этот факт будет способствовать увеличению открытости китайской экономики. Регулирование в Китае станет более прозрачным, а нормы регулирования одинаковыми для отечественных и иностранных компаний. В то же время членство Китая в ВТО не решит всех проблем, стоящих перед иностранными инвесторами. Так, оно не скажется на ограниченной выдаче лицензий, хотя критерии для получения лицензий иностранными инвесторами могут измениться. Возрастет роль производственных барьеров между регионами Китая (например, в форме бюрократических ограничений). Тем не менее и китайская сторона, и иностранные инвесторы с надеждой ожидают вступления Китая в ВТО и готовятся использовать связанные с этим возможности.

Н.Н.Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.