Научная статья на тему 'Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая'

Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
817
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая»

Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая*

А.В. Любомудров

Начиная со второй половины 80-х гг. началось устойчивое развитие инвестиционного процесса, происходило укрепление нормативной базы, совершенствовалась система конкурсного отбора проектов, что наряду с укреплением курса китайского руководства на проведение политики внешней открытости способствовало расширению притока иностранного капитала

Последующие десятилетия 1990-2000-х гг., в целом, характеризуются как период быстрого роста иностранных вложений на территории КНР. Исключение составляют 1990-1991 гг., когда после трагических событий на площади Тяньаньмэнь и введения экономических санкций в отношении Китая со стороны стран «большой семерки», процесс проникновения иностранного капитала в китайскую экономику замедлился. Однако, начиная с 1992 года, наблюдалась положительная динамика развития инвестиционного процесса. С 1993 г. по размерам привлекаемых инвестиций Китай прочно входит в ведущую тройку стран. Только за период 1997-2002 гг. Китаем были подписаны соглашения о привлечении в страну прямых иностранных инвестиций на сумму в 348 млрд долл., из которых было реально использовано 218 млрд долл.

Увеличение притока прямых иностранных инвестиций в КНР происходило на фоне сокращения их поступлений в страны Юго-Восточной Азии. Если в конце 1980-х годов большая тройка АСЕАН (Индонезия, Малайзия и Таиланд) аккумулировали около 80% совокупного контрактного объема иностранных инвестиций в Юго-Восточную Азию и Китай, то к середине 2000-х годов их доля сократилась до 35%, в то время как на Китай приходилось свыше 60% этого объема. Результатом такой ситуации стало нарастание конкуренции между Китаем и

* Окончание статьи. Начало см. в .№2 за 2010 год.

странами АСЕАН. Эта конкуренция выразилась в стремлении сформировать более привлекательную инвестиционную среду для иностранных инвесторов. Были предприняты меры по расширению институциональной поддержки, упрощению бюрократических процедур, предоставлению более льготного налогового режима. При этом капиталы этнических китайцев, проживающих в странах Юго-Восточной Азии, в возрастающих масштабах стали направляться в Китай.

Для зарубежных компаний определяющими факторами инвестирования в КНР стали политическая стабильность, емкий внутренний рынок, наличие в больших размерах дешевой рабочей силы. При этом также учитывалась высокая динамика экономического развития Китая, которая имела следствием постепенное повышение жизненного уровня населения и, соответственно, изменение его потребительских запросов. С учетом масштабов населения КНР данное соображение имеет очень большое значение. Следует отметить также и то обстоятельство, что постоянное ужесточение в развитых странах нормативных требований к техническим характеристикам выпускаемых продуктов, диктуемых требованиями здравоохранения, повышения качества продукции, страхования ведут к увеличению издержек производства. Поэтому глобальные ТНК стремятся сократить расходы и максимизировать прибыль путем переноса производства в страны с более низкими нормативными требованиями. Организация производства в КНР является очень привлекательной, поскольку там различные требования, в том числе экологические, более низкие, а произведенная техническая продукция может продаваться на внутреннем китайском рынке и в других развивающихся странах.7

Таблица 3

Отраслевая структура прямых иностранных инвестиций в Китае (в %)

Отрасли 2004 г. 2006 г. 2007 г.

Обрабатывающая промышленность 71,0 63,7 54,8

электроэнергетика 1,5 2,3 1,5

Недвижимость 9,3 13,0 21,9

Торговля 5,6 6,9 7,1

Транспорт и связь 1,5 3,2 2,3

Строительство 2,1 1,3 0,9

Остальные отрасли 9,0 9,6 11,5

Источник: Чжунго тунцзи няньцзянь 2006, 2008, сс.746, 743.

Следует подчеркнуть, что инвестиционная стратегия крупных иностранных компаний, в целом, устраивает китайскую сторону и соответствует политике руководства страны, считающего, что высокие технологии, крупные финансовые средства являются достоянием, в основном, транснациональных корпораций. Инвестиции со стороны средних и мелких предприятий зачастую имеют случайное и пустое наполнение, в то время как потребности страны диктуют необходимость крупных масштабов инвестирования в приоритетные отрасли экономики. Однако односторонняя ориентация на крупные корпорации таит в себе опасность усиления экономической и политической зависимости, что предполагает необходимость проявления известной осторожности в развитии международного инвестиционного сотрудничества, взвешенное сочетание внешних и внутренних факторов развития.

Отраслевая структура иностранных инвестиций формировалась как под влиянием интересов иностранных инвесторов, так и под воздействием китайских властей, стремившихся к тому, чтобы данная структура соответствовала потребностям развития национальной экономики. За счет использования налоговых и административных рычагов иностранные вложения поощряются в приоритетные отрасли экономики КНР.

В последнее десятилетие иностранные фирмы заметно активизировались в приоритетных, с точки зрения потребностей развития Китая, отраслях промышленности. При их участии

создан целый ряд автомобильных предприятий, в крупных размерах налажено производство электроники, энергетического оборудования, контрольно-измерительных приборов и т.д. Ряд предприятий получили мировую известность. В частности, компания Bejping Jeep Corp. выпускает автомобили повышенной проходимости, которые пользуются спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

После присоединения Китая к ВТО в 2001 году и окончания льготного переходного периода постепенно были сняты многие отраслевые и географические ограничения на деятельность иностранных компаний на территории страны. Важным направлением привлечения иностранного капитала становится сфера услуг, и в частности банковский, страховой сектора, фондовый рынок.

Вместе с тем, несмотря на очевидные успехи в деле привлечения прямых иностранных инвестиций, существуют и определенные проблемы. С точки зрения интересов иностранных инвесторов серьезной проблемой является низкое качество китайских материалов, необходимых для налаживания производства конечной продукции. Из-за этого многим предприятиям с иностранным капиталом свойственна высокая импортная зависимость, что особенно характерно для предприятий, действующих в современных отраслях экономики. Некоторые предприятия, созданные в КНР при участии иностранных компаний, приобретают за рубежом до 100% необходимых компонентов. Практически каждая компания озабочена пробле-

мой того, как наладить производство из китайских компонентов, не снизив при этом качества выпускаемой продукции. Некоторые фирмы, прежде чем организовать в Китае предприятие, связанное с их основной деятельностью, сначала налаживают работу субподрядных производств. Именно проблемой качества китайских компонентов объясняется высокой удельный вес предприятий с участием иностранного капитала в общем объеме импортных закупок КНР. В 2008 году предприятия с участием иностранного капитала импортировали из-за рубежа товаров на общую сумму в 620 млрд долл. (свыше 57% общего импорта Китая), в то время как на государственные предприятия страны и национальные предприятия других форм собственности пришлось 354 и 159 млрд долл. импортных закупок.8 Высокой ролью предприятий с участием иностранного капитала во внешней торговли КНР объясняется то обстоятельство, что Китай стал одним из крупнейших рынков сбыта для ведущих стран мира. В частности, для США Китай является третьим по значению рынком сбыта (65,2 млрд долл. в 2007 г.), уступая по этому показателю только Канаде и Мексике, т.е. странам, входящим в состав североамериканской экономической группировке (НАФТА).9

Сложные проблемы возникают в связи с со стремлением китайской стороны-участника проекта пригласить на работу намного больше рабочих, чем реально требуется для обеспечения жизнедеятельности предприятия, что впоследствии приводит к необходимости сокращения и увольнения излишней рабочей силы. Китайское законодательство позволяет предприятиям увольнять рабочих, но лишь с согласия местного бюро по проблемам занятости. Поэтому многие компании решают данную проблему путем предоставления китайской сторо-не-участнику проекта определенных денежных компенсаций для организации переустройства китайских рабочих на другое место работы. Китайская сторона обычно требует 50 тыс. юаней за одного уволенного работника, хотя реальная средняя величина таких сумм обычно составляет 15 тыс. юаней. Другие сложности возникают при определении оплаты труда китайского персонала. Сложными оказываются вопросы, связанные с подбором, подготовкой и продвижением персонала, что часто вызывает трения между китайской и иностранной сторонами. Китайская сторона обычно тре-

бует проведения поэтапной «локализации» должностных позиций, под которой понимается замещение руководящих должностей китайскими представителями.10

Для Китая далеко не всегда оправдываются расчеты на получение передовых зарубежных технологий в рамках использования прямых иностранных инвестиций, хотя можно утверждать, что практически во всех случаях внедряются более прогрессивные, по сравнению с имеющимися в Китае, технологические приемы, оборудование и принципы управления. Современная технология позволяет дробить сложный процесс производства на более простые операции, которыми могут овладеть даже малоквалифицированные рабочие. При этом, учитывая огромную разницу в зарплатах китайского и западного персонала, ведущие ТНК экономят крупные средства при организации трудоемких операций в Китае, тем самым повышая конкурентоспособность своей продукции и увеличивая прибыли. Причем, при создании предприятий, выпускающих достаточно сложную продукцию высоких технологий, зарубежные компании переносят в Китай не весь производственный комплекс, а лишь его простейшие и трудоемкие этапы. Передача технологии при этом сводится к обучению местного персонала простейшим техническим навыкам и приемам.

В тех случаях, когда зарубежные ТНК передают китайской стороне определенную технологическую информацию, они стремятся ограничивать и контролировать этот процесс. Часто китайской стороне передается устаревшая технология, иногда исключается доступ китайского персонала к установленному на предприятии современному оборудованию. Часто в контрактах оговаривается положение, предусматривающее запрещение китайскому партнеру передавать полученную технологическую информацию другим предприятиям на территории КНР. В случае передачи китайской стороне в аренду комплектных технологических линий зарубежные фирмы не разрешают их использовать в каких-либо иных целях, кроме оговоренных в контракте.

Тем не менее, несмотря на то, что технологический уровень создаваемых в КНР предприятий с участием иностранного капитала зачастую по большинству параметров уступает мировым стандартам, этот уровень в то же

время превышает имеющиеся в стране собственные аналоги. Вполне ясно прослеживается тенденция постепенного повышения технологического уровня выпускаемой продукции, которая постепенно начинает занимать свои ниши на рынках не только развивающихся, но и развитых стран мира. Однако сохраняется и в ряде случаев обостряются проблемы, которые в значительной степени носят объективный характер. Речь идет о существенном различии интересов, которые преследуют китайская сторона и иностранные партнеры при реализации совместных проектов. Желание Китая использовать производство с участием зарубежного капитала для развития экспорта сталкивается с невысоким во многих случаях качеством выпускаемой продукции и стремлением иностранных компаний осваивать, прежде всего, внутренний рынок Китая. С другой стороны, развитие производства, ориентированного на местный рынок, ставит проблему поиска платежеспособного покупателя, особенно, когда речь идет о дорогостоящих товарах как потребительского, так и промышленного назначения. Данная проблема усложняется тем обстоятельством, что при использовании современных зарубежных технологий для налаживания производств в Китае часто нарушаются права интеллектуальной собственности иностранных компаний, что порождает конфликты, в том числе на межгосударственном уровне. Например, ежегодные потери корпорации 1ВМ из-за нарушений прав интеллектуальной собственности в Китае оцениваются в сумму, превышающую 1 млрд долл. Крупные потери несут и другие ведущие ТНК мира. Поэтому только со стороны правительственных органов США было возбуждено 78 расследований в отношении китайской стороны по нарушению прав интеллектуальной собственности в КНР, причем 63 случая пришлось на период 2002-2007 годов, т.е. уже после вступления Китая в ВТО и принятия им соответствующих обязательств по защите таких прав.11

Чтобы снять озабоченность иностранных инвесторов, правительство КНР усиливает контроль по соблюдению их интересов. После вступления в ВТО Китай внес важные поправки в законодательные акты, регулирующие порядок привлечения иностранного капитала, в том числе в плане защиты его интересов.

В частности, было пересмотрено патентное законодательство, приняты законы, предусматривающие обеспечение защиты для торговых секретов (формулы, методы и технологии производств, способствующих увеличению прибыли и не являющиеся широко известными), разработаны процедуры контроля за предотвращением нарушений прав интеллектуальной собственности. Одновременно власти Китая стараются оптимизировать отраслевую и географическую структуру прямых иностранных инвестиций, теснее увязать с приоритетами национального развития и обеспечить более эффективное их использование. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на существующие сложности и проблемы, политика на активизацию использования иностранного капитала будет продолжена и основные усилия будут направляться на совершенствование условий деятельности для зарубежных компаний на территории страны и регулирование конкретных направлений их капиталовложений.

Примечания:

7 См. China Business Challenge in the 21st Century. Edited by H.M. Yau. The Chinese University Press, Hong Kong, 2000, p.446.

8Жэньминь Жибао 27.02.2009.

9 The China Business Review, September-October 2008, p.37

10 China Business. Challenge in the 21st Century... p.341.

11 Zhen Bingxi. China-US Economic and Trade Relations: A Win-Win Partnership.// China International Studies 2009, N° 1

Библиография:

1. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая М., ИДВ РАН, 2009 - 560 с.

2. Китай: инвестиционная стратегия и перспективы для России / Под ред. Л.В. Новоселовой. М.: ИДВ РАН, 2009

3. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 60-летию КНР. М.: ИДВ РАН, 2009

4. China Business Challenge in the 21st Century. Edited by H.M. Yao. The Chinese University Press, Hong Kong, 2000

5. Новоселова Л.В. Иностранный капитал и иностранное предпринимательство в КНР // Китай: инвестиционная стратегия и перспективы для России. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008.

6. Сайт правительства Китая // http:// www.fdi. gov. cn/ annual statistics/

7. Zhen Bingxi China-US Economic and Trade Relations: A Win-Win Partership// China International Studies 2009, № 1.

8. Инвестиции в Китай: Россия пытается строить капитализм // http://www.inosmi.ru/ world/20040602/210052.html

9. Ефимов А. Китай ограничивает иностранные инвестиции в сферу недвижимости// http://www.rian.ru/economy/20070326/ 62598238.html

10. Китай и АСЕАН подписали соглашение в области инвестиций// http://www.chma-business-today.ru/novosti-kitaya/kitaj-i-asean- 17 августа 2009

11. Стровский Л. Е., Цзян Цзин. Китай после вступления в ВТО. Адаптация китайской экономики к условиям мирового хозяйства Издательство: Юнити-Дана, 2007 г. - 224 с.

12. Александрова М.В. Китай и Россия: особенности регионального экономического взаимодействия в период реформ. - М., 2003 г.

13. Китайская Народная Республика в 2006г. Политика, экономика, культура / Под ред. М. Л. Титаренко, Я.М. Бергер - М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 2007. - 516 с.

14. Китайское чудо / Под ред. Линь Ифу,

Цай Фан, Ли Чжоу. - М.: ИДВ РАН, 2001.- 367с.

15. Экономическая реформа в КНР: на рубеже веков / Сост.: П.Б. Каменов. М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. - 288 с.

16. Экономические реформы в Китае / Под ред. Ли Цзи Шеен, О.В. Казаринова - М.: Дело, 2002. - 144 с.

17. Дейч Т.Д. Интеграция Китая в мировую экономику: уроки для России Издательство: Едиториал УРСС - 72 с.

18. Китай пообещал продолжить кредитование американской экономики http://newsme.com.ua/ business/economic/23692/ 23 марта 2009.

19. Завлин П. О необходимости инвестиций в экономику США http://www.kontinent.org/ article_rus_49de8a138f13b.html

20. Регулирование притока иностранного капитала в Китай, регламентация привлечения инвестиций в Китай, формы инвестиций в Китае http://www.uglc.ru/china-investment/alien.htm

21. Скосырев В. Китай включил желтый свет. Ограничения на иностранные инвестиции затронули и интересы России// http://www.ng.ru/ world/2007-11-09/8_china.html

22. Китай запрещает инвестиции иностранного капитала в свой Internet-сектор// http:// scripts.online.ru/it/news/99/09/15_747.htm

23. Beijing Review 2008 № 25

24. China Business Review, № 6, September-October 2008

25. Чжунго тунцзи няньцзянь, 2008

26. Жэньминь Жибао 27.02.2009.

UBS предсказывает России быстрое посткризисное восстановление

Россию ждет быстрое посткризисное восстановление. Уже в 2010 году страна покажет резкий рост основных макроэкономических показателей. Такой прогноз сделали в швейцарском банке UBS. ВВП России вырастет в будущем году на 5,5 процента, что значительно выше прогнозов правительства, которое рассчитывает на трехпроцентный рост экономики. Курс рубля к корзине валют составит чуть больше 36 рублей. Также вырастут инвестиции и потребительский спрос на товары и услуги.

Достичь таких результатов страна сможет благодаря сырьевой направленности своей экономики. Поскольку в ближайшие годы стоимость нефти на мировом рынке будет довольно высокой, спрос на производимое Россией сырье возрастет.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.