Научная статья на тему '2001. 04. 031. Команич В. В. , Ковалевский С. С. , Пелихов В. П. Проблемы и задачи управления интеллектуальной собственностью Российской академии наук / РАН. Ин-т Пробл. Упр. Им. В. А. Трапезникова. Препринт. М. , 2000. 86 с'

2001. 04. 031. Команич В. В. , Ковалевский С. С. , Пелихов В. П. Проблемы и задачи управления интеллектуальной собственностью Российской академии наук / РАН. Ин-т Пробл. Упр. Им. В. А. Трапезникова. Препринт. М. , 2000. 86 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - РФ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - И ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ - ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ - МАРКЕТИНГ - РФ / РАН - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РФ - УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 031. Команич В. В. , Ковалевский С. С. , Пелихов В. П. Проблемы и задачи управления интеллектуальной собственностью Российской академии наук / РАН. Ин-т Пробл. Упр. Им. В. А. Трапезникова. Препринт. М. , 2000. 86 с»

2001.04.031. КОМАНИЧ В.В., КОВАЛЕВСКИЙ С.С., ПЕЛИХОВ В .П. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / РАН. Ин-т пробл. упр. им. В.А.Трапезникова. - Препринт. - М., 2000. - 86 с.

В работе рассматриваются проблемы информационного производства, его стратегического планирования и оперативного управления в РАН, особенности маркетинга научно-технической информации.

Авторы отмечают, что в современных условиях, характеризующихся становлением информационно-технологического способа производства, информация выступает не только непосредственной производительной силой, но и решающим фактором в системе производительных сил. Это обусловлено тем, что именно информационное производство определяет пути и темпы развития экономических систем, диктует характер технических, организационных и структурных изменений.

Признаками информационного общества авторы считают широкое распространение информационных технологий в производстве, образовании, науке; наличие разветвленной сети различных банков данных, в том числе общественного пользования; превращение информации в ключевой экономический ресурс и развитие рынка информационных товаров и услуг; превращение науки в главный институт информационного общества; свободную циркуляцию разнообразной информации в обществе; признание информации одним из важнейших факторов национального и личностного развития (с.5). Развитие науки и техники в ХХ в. и придание знанию “осязаемой” формы как фактору производства вызвали к жизни так называемый научнотехнический тип экономики, характеризуемый превращением идейного потенциала науки в практически используемую информацию.

В промышленно развитых странах информационные продукты давно стали товарами и образуют специфический рынок разнообразной научно-технической, экономической, управленческой информации. Особенность этого рынка заключается в том, что на нем обращаются предметы интеллектуального труда, которые в отличие от обычных товаров имеют товаропроизводителя, выступающего в двух ролях, -непосредственного создателя оригинала и производителя копий этого оригинала.

Имеются существенные особенности и в установлении цен на интеллектуальные продукты, поскольку затраты на их разработку в десятки раз превышают расходы по их применению, копированию и распространению. Из-за этого на рынке информационных услуг

практикуется ценовая дискриминация в зависимости от потребителя (частные фирмы, банки, неприбыльные организации и т. д.). В то же время развитие рынка информационных товаров затрудняется сложностью оценки (особенно традиционными методами) стоимости произведенной информации и знаний, так как в целом ряде случаев не существует линейной зависимости между затратами на получение информации и полным эффектом ее использования в различных областях.

Наиболее распространенным в настоящее время методом определения цены информационных продуктов является затратный. В то же время, при оценке информации необходимо учитывать и другие факторы, в частности ее полезность. В этой связи авторы считают, что критерием рыночной оценки информации может быть ее полезность для потребителя, определяемая в зависимости от того, в какой мере конкретная информация способствует решению задач, поставленных покупателями в сочетании с произведенными затратами на получение этой полезности. В частности, мерой полезности информации может служить величина возможных потерь, устраняемых с ее помощью (эффект информированности).

В России РАН является структурой, на основе которой возникает своеобразная экономика интеллектуальных продуктов и услуг, в свою очередь, являющаяся особым сегментом, интегрированным в общую, более широкую структуру информационной экономики. Эта интеллектуальная экономика включает в себя: создание новой

информации, носящей в основном характер индивидуализированной деятельности; воплощение новой информации в конкретных продуктах или услугах; тиражирование продуктов и услуг, содержащих новую информацию.

Интеллектуальная деятельность относится к типу общего (универсального) труда, который опирается на всю сумму научных знаний, достижений культуры и другие ценности, накопленные человечеством. В постиндустриальном обществе такой труд становится главной разновидностью деятельности человека. При этом формируются новые квалификационные требования, предъявляемые прежде всего к современным профессиям. К этим требованиям относятся: способность к абстрактному мышлению и умение свободно пользоваться языком информатики; умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагировать на всякое изменение ситуации; знание некоторых общеобразовательных дисциплин (с.12-13). Все эти новые квалификационные требования предполагают

изменения в базовых способностях восприятия и обработки информации, т.е. распространение так называемой “новой грамотности”. В этом плане учреждения РАН обладают высоким потенциалом.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования НТП является система отношений интеллектуальной собственности. Существуют две принципиально различные концепции ее развития. Первая исходит из того, что информация, создаваемая в обществе, представляет собой достояние всего общества, а для обособленных хозяйствующих субъектов выступает как безграничный и бесплатный ресурс. Вторая исходит из полного и безусловного признания авторского права: созданная в обществе информация считается объектом собственности ее производителя.

На практике в большинстве стран сформировалась некая промежуточная система, в рамках которой продукты фундаментальных научных исследований рассматриваются как безграничный и бесплатный ресурс, продукты прикладных исследований защищаются патентами и лицензиями с ограниченным сроком действия, а продукты опытноконструкторских работ являются товарами в полном смысле этого слова, и их общественное движение осуществляется на товарно-денежной основе. Такое разделение в самом общем виде выражает объективные различия в общественном движении продуктов труда разных составных частей сферы НИОКР, в которых процесс признания частного труда трудом общественным совершается различным образом.

Маркетинг научно-технической информации (НТИ) существенно отличается от маркетинга товаров и услуг. Его основная цель - создание, распространение и использование знаний и научно-технических результатов для повышения темпов НТП и развития общества (с.21). Вместе с тем понятие маркетинга в настоящее время относится прежде всего к сфере производства и использования результатов прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. В этих условиях маркетинг НТИ есть не что иное, как маркетинг информационных продуктов, в которых она овеществляется (с.24).

Каждый производитель НТИ, выходящий на рынок, в том числе и РАН, должен разработать маркетинговую стратегию, включающую следующие основные составляющие: процедуры целеполагания;

изучение потребностей в научно-технических результатах деятельности; оценку технологических возможностей их удовлетворения; исследование характеристик спроса, его структуры, динамики и перспектив; детальный технико-экономических анализ возможностей получения научнотехнических результатов и оценку конкурентоспособности предлагаемых

информационных продуктов; планирование научных исследований и разработок; распространение продуктов, в рамках которого проводятся мероприятия, которые обычно причисляют к маркетингу в узком смысле слова (финансовое обеспечение завоевания, расширения или удержания рынка, планирование рекламных кампаний, выбор ценовых стратегий и т.д.); формирование механизма мониторинга, автокоррекции и информационной базы маркетинговых исследований.

При этом при разработке маркетинговой политики в области научно-технических результатов необходимо учитывать такие специфические барьеры на пути ее эффективной реализации, как технический, экономический, законодательный, культурно-исторический и психологический, а также значительные отличия рынка научнотехнических результатов и информации (НТРИ) от рынков товаров промышленного назначения и широкого потребления (ограниченное число покупателей, неэластичность спроса на НТРИ, неценовые методы конкурентной борьбы и т. д.).

В соответствии с Уставом РАН основными целями маркетинга НТРИ в рамках единой государственной научно-технической политики в условиях рыночной экономики являются: установление системы

приоритетов в научно-технической деятельности РАН; формирование фондов и создание соответствующих условий для эффективного использования совокупного научно-технического потенциала страны; создание условий для эффективного взаимодействия всех звеньев системы “исследование - производство - социальное применение”, обеспечивающих высокую результативность исследований, выход науки и производства на уровень высших мировых достижений, масштабность и социальную значимость конечного народнохозяйственного влияния науки.

Управление маркетингом НТРИ РАН, по мнению авторов, в настоящее время может быть ориентировано на различные целевые установки, а именно: выход России на мировой рынок; обеспечение заданного уровня интегральной безопасности России и полноправное вхождение ее в мировое информационное сообщество; проведение локальных исследований, ориентированных на ликвидацию имеющихся технологических разрывов. При этом авторы подчеркивают, что последняя позиция неминуемо приведет к колонизации страны и превращению ее в сырьевой придаток развитых стран (с.30).

Для информационной поддержки маркетинговой деятельности в РАН авторы предлагают разработать и использовать четыре комплекса задач: “Маркетинговая деятельность”, “Перспектива”, “Оперативное

управление”, “Справочная служба”, которые должны быть внедрены на двух уровнях: на уровне Президиума РАН и на уровне институтов и научных центров. Первые три комплекса охватывают следующие задачи: информационная поддержка анализа и оценки рынка и прогнозирования; подготовка вариантов стратегии продаж НТРИ на рынках; коммерческая подготовка деятельности на рынках и рекламы; заключение договоров и контрактов; разработка программ и планов маркетинговой деятельности; модификация программ и планов в соответствии с требованиями рынка. Комплекс “Справочная служба” предназначен для подготовки и выдачи сводных справочных данных и обобщенных аналитических показателей о рынках и коммерческо-экономической работе научных организаций, позиций конкурентов и других коммерческих данных.

Рассматривая стратегические задачи управления информационным производством в системе РАН, авторы отмечают, что основными результатами стратегического планирования являются анализ ситуации и формулировка целей и критериев эффективности их достижения, оценка и анализ внешней среды (формулировка ограничений), генерация и анализ стратегических альтернатив достижения цели, выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.

Одним из наиболее распространенных методов стратегического планирования является программно-целевое планирование, которое используется для установления тесной и по возможности однозначной связи между общими целями высшего уровня и конкретными вариантами распределения ресурсов по всем уровням и системам. Авторы выделяют следующие этапы программно-целевого планирования: долгосрочный прогноз развития исследуемой системы и ее внешней среды (сценарий); определение глобальной цели программы, исходя из национальных интересов; построение дерева целей, представляющего собой переход от глобальной цели к целям все более низкого уровня и средствам их достижения; получение количественных оценок значимости целей и средств их достижения по всему дереву целей; выполнение расчетов по дереву целей, позволяющих количественно оценивать взаимное влияние и относительную значимость подцелей и средств, в том числе относительно глобальной цели; выбор наилучших решений на каждом уровне, обеспечивающих реализацию программы и достижение глобальной цели. Программно-целевой метод позволяет

усовершенствовать механизм формирования системы целей научнотехнического развития путем коллективной экспертизы перспектив развития комплекса.

При выделении из многообразия результатов научно-технических работ той части, которой можно придать статус товарной научнотехнической продукции, следует, по мнению авторов, стремиться к тому, чтобы ее перечень обладал потребительной стоимостью, обеспечивал практический переход на реальный хозрасчет и самофинансирование в условиях функционирования рынка научной продукции. В этой ситуации планирующим и управляющим органам РАН необходимо получать конкретные стратегические рекомендации о путях воздействия на темпы создания и реализации потенциальных возможностей естественнонаучных и технических работ для достижения их высшего мирового уровня. Должны быть предложены и узаконены экономические формы движения научного продукта в воспроизводственном процессе.

Для автоматизации решения этих проблем и задач стратегического управления развитием науки и техники и информационного производства в системе РАН должен быть разработан комплекс математических моделей для полного цикла процесса реализации сформированного дерева целей (с.49). Модели, входящие в систему, образуют многоэтапный процесс принятия решений при управлении полным циклом процесса достижения стратегических целей, где каждая модель имеет определенное функционального назначение и установленные взаимосвязи с другими. Так, модель прогнозирования внешних требований служит для формирования конечных потребностей в НТРИ, определяющих внешние цели долгосрочного развития; модель текущего (тактического) планирования предназначена для поэтапной реализации стратегического плана; в моделях оперативного планирования выбранная стратегия детализируется и представляется совокупностью взаимосвязанных задач.

Авторы также подчеркивают необходимость совершенствования системы текущего планирования и оперативного управления производством информационных продуктов в РАН, учета факторов, определяющих успех или неудачу в реализации научно-технических проектов. Поскольку многие из них количественно неопределимы, на первый план выдвигается “портфельный подход” к рассмотрению НИР, производства, маркетинга и финансовых вопросов.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.