Научная статья на тему '2001. 04. 007. Гладышевв. И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ // Рос. Филос. О-во и др. Екатеринбург, 1999. 292 с. Библиогр. : С. 283-295'

2001. 04. 007. Гладышевв. И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ // Рос. Филос. О-во и др. Екатеринбург, 1999. 292 с. Библиогр. : С. 283-295 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИ / ОДИНОЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 007. Гладышевв. И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ // Рос. Филос. О-во и др. Екатеринбург, 1999. 292 с. Библиогр. : С. 283-295»

2001.04.007. ГЛАДЫШЕВ В .И. КОМПЕНСАТОРНОЕ ОБЩЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ // Рос. филос. о-во и др. - Екатеринбург, 1999. — 292 с. -Библиогр.: с. 283-295.

Книга состоит из предисловия, введения, трех глав (I. "Общение как социальное явление"; II. "Компенсаторное общение как способ гармонизации коммуникативного мира личности и смягчения одиночества"; III. "Уровни компенсаторного общения"), заключения, библиографических ссылок и примечаний, приложения и словаря основных терминов.

Во введении подчеркивается, что многомерный мир общения в современных условиях все чаще подвергается разнообразным деформациям, вызывающим у человека хроническое переживание чувства одиночества. Это порождает особый способ самоорганизации сферы общения посредством тех или иных проявлений компенсаторной коммуникации, часто имеющих диаметрально противоположное ценностное наполнение и непредсказуемые результаты. Представители разных направлений в философии и психологии по-разному оценивают природу одиночества: одни рассматривают ее как проявление патологии, другие — как нормальное состояние. Антиномический характер принимают и попытки представить ценностное наполнение общения и одиночества. Аристотель, например, ставил одиночество на одну доску со всеми мыслимыми несчастьями, преследующими человека. В то же время А.Шопенгауэр пишет об особом аристократизме человека, пребывающего в одиночестве. Чем богаче внутренний мир человека, тем меньше значение имеют для него другие люди. По Шопенгауэру, выдающийся ум ведет к необщительности. Напротив, человек настолько бывает общительным, насколько он умственно беден и вообще посредственен.

В результате анализа различных концепций автор приходит к выводу, что одиночество -это не отсутствие общения, а его недостаточность, неполнота, ущербность. Причину одиночества следует искать в определенных деформациях, возникающих в структуре общения, а это означает по крайней мере два следствия. Во-первых, важно изучить структуру общения. Во-вторых, логично предположить, что и одиночество небесструктурно. Вслед за У. А. Садлером и Т. Б. Джонсоном8 автор выделяет в структуре общения две разновидности: "вплетенное" в предметную деятельность общение и общение ради общения, т.е. общение ради тех ценностей, которые заключены в нем самом. Эта дифференциация важна, так как разводит вынужденное и свободное общение и от нее принципиально зависит дальнейшее структурирование общения. Соотношение элементов структуры вплетенного общения, их субординация и координация зависят от направленности самой предметной деятельности, от ее содержания и др. Так, во вплетенном общении, обслуживающем вполнее конкретную деятельность, определенным образом сочетаются непосредственное и опосредованное, функционально-ролевое и личностно ориентированное общение.

Когда речь идет об общении ради общения, имеется в виду не только "фатическое" общение. Общение ради общения уже не служит специально внекоммуникативным целям, не обслуживает цели, внешние для самого общения, не является средством для реализации потребностей, диктуемых предметной деятельностью. Это происходит обычно попутно и находится на втором плане, точно так же как вплетенное общение попутно осуществляет коммуникативные запросы разного характера. Напротив, сама предметная деятельность начинает служить средством для осуществления общения, производится по преимуществу ради общения либо служит материалом для общения и т.д. Общение ради общения способно компенсировать неполноту, различного рода деформации, возникающие в общении вплетенном. Таким образом, общение ради общения выступает как компенсаторное по отношению к общению вплетенному. "Грань между тем и другим общением так же тонка и условна, как пастернаковское различие между "давним" и "давешним", и не исключает взаимных переходов" (с. 218).

Социальные функции общения многообразны и определены его структурой (при особой роли структуры потребности в общении). Автор подчеркивает, что полифункциональность общения не должна заслонять тот факт, что специфической его функцией выступает функция самоутверждения. Подробно обосновывается положение почему самоутверждение возможно лишь в общении и только посредством общения. Особое место функция самоутверждения занимает в компенсаторном общении.

Компенсаторное общение есть частный случай компенсаторных процессов, имеющих широкое распространение на различных уровнях бытия. Поэтому оно должно анализироваться

8 Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. — М., 1989. — С. 27-46.

"из глубины", позволяющей сформулировать основные методологические предпосылки для его исследования.

Показано, что понятие компенсации широко используется в науке как некий объяснительный принцип. Отталкиваясь от этимологии слова и от самой реальности, науки о природе и обществе вносят каждая свой оттенок в это понятие, открывают в нем свое содержание и усматривают определенное эвристическое значение. Последовательно рассматривая компенсаторные механизмы в природе, в жизни общества и отдельной личности, автор приходит к заключению, что указанные механизмы играют решающую роль в хранении изначальной целостности систем различной природы, в динамике и направленности их перехода на иной уровень целостности. Компенсаторные механизмы обеспечивают динамическое равновесие систем за счет компенсаторных реакций, процессов, имеющих направление, противоположное воздействиям, нарушающим равновесие.

Компенсаторные механизмы выступают необходимой стороной универсальных процессов отражения. Особое значение для создания методологических предпосылок исследования компенсаторного общения играет анализ компенсаторных процессов в сфере социального. На материале психологии, истории, этнографии, истории религии, культуры, социологии, философии и т. п. анализируется роль компенсаторных механизмов в развитии и функционировании общества: его социальных институтов, форм идеологии и т.д. Рассматриваются социальные явления, выполняющие при определенных условиях компенсаторных механизмов в жизни общества и личности: определенные стороны религиозных верований и культа, мифологии, искусство в аспекте реализации им компенсаторной функции и, наконец, собственно общение. На основе рассмотренного материала формулируются важные для дальнейшего анализа понятия: первичная и вторичная компенсация, компенсаторный фонд общества, реальная и иллюзорная компенсация.

Под компенсаторным общением в широком смысле слова автор понимает общение, исторически выделившееся из области предметной деятельности и направленное на гармонизацию коммуникативного мира личности и смягчение переживания одиночества в том или ином измерении. Эта гармонизация происходит в результате первичной либо вторичной компенсации, реально или иллюзорно, посредством компенсации, декомпенсации или сверхкомпенсации Сказанное подчеркивает амбивалентность компенсаторного общения, требующего для своего анализа антиномического подхода.

Анализируя социальные причины компенсаторного общения, автор рассматривает объективные причины и субъективные факторы, его порождающие. Комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование коммуникативной ситуации, часто имеет некоммуникативную природу. Важнейшие из них, обусловившие в последние годы коренные изменения в условиях и средствах общения людей, - это научно-техническая революция и урбанизация, а также связанные с этим развитие системы массовой коммуникации и компьютеризация. Некоторые социальные и социально-психологические следствия этих изменений рассматриваются как объективные причины происхождения и активизации коммуникативно-компенсаторных процессов в условиях современной коммуникативной ситуации. Автор учитывает, что те или иные проявления деформации в структуре общения людей всегда были связаны с исторически обусловленными формами отчуждения людей от природы, от различных сторон общественной жизни, социальных институтов, процессов и продуктов собственной деятельности, от окружающих и самих себя.

Отчуждение всегда связано с искажением диалогического отношения, подменой "Я - Ты" и "Я - Мы" отношения отношениями "Я — Он/Они" "Я - Другой/Другие", "Я - Оно". Компенсаторное общение, следовательно, рассматривается и как форма проявления отчуждения, и как способ его преодоления средствами общения. Так, например, эскалация субъкт-объектного отношения к природе, отчуждающая человека от нее, углубление переживания космического одиночества могут быть смягчены компенсаторным общением с природой. Научно-технический прогресс и урбанизация с их противоречиями и негативными следствиями на нынешнем этапе развития в совокупности с актуальными социокультурными и нравственными проблемами нашего времени еще острее ставят вопрос о людском отчуждении и ,соответственно, о компенсаторном общении.

Принимая за основу классификации компенсаторного общения систему субъектно-субъектных отношений, автор выделяет основные его модальности, которые могут быть рассмотрены на двух уровнях: компенсаторное общение на уровне группы и компенсаторная аутокоммуникация. Наиболее распространенные и социально значимые модальности подробно

анализируются с точки зрения их влияния на личность. Установлено, что зачастую гармонизация коммуникативного мира и смягчение одиночества в одном измерении порождает одиночество в другом или даже в нескольких измерениях. Кроме того, будучи видом деятельности, общение преобразует жизненный мир личности и ее окружения далеко за пределами сферы общения, Декомпенсация и сверхкомпенсация средствами общения производят тотальное преобразование личности, ее образа жизни, интересов, уровня культуры. "Компенсаторная надстройка перестает быть относительно автономной и переходит в состояние вплетенного общения, пронизывая все и •вся" (с. 221).

Автор показывает, насколько сильно бывают мотивированы отдельные виды деятельности и поведения, если они заключают в себе возможности для компенсаторного общения. Рассматривая основные функции общения, реализуемые в компенсаторной коммуникации, и уделяя особое внимание специфической для общения функции самоутверждения, автор показывает, что диалогическое взаимоутверждение Я и Ты, Я и Мы выступает мощным стимулом компенсации и деятельного преобразования как сферы общения, так и человека в ней действующего.

А.М. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.