Научная статья на тему '2001. 03. 069. Рассел г. Образование в эпоху Всемирной компьютерной сети. Russel G. school education in the age of the ubiquitous Networked computer // technology in society. N. Y. , 2000. №22. P. 389-400'

2001. 03. 069. Рассел г. Образование в эпоху Всемирной компьютерной сети. Russel G. school education in the age of the ubiquitous Networked computer // technology in society. N. Y. , 2000. №22. P. 389-400 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ И ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 069. Рассел г. Образование в эпоху Всемирной компьютерной сети. Russel G. school education in the age of the ubiquitous Networked computer // technology in society. N. Y. , 2000. №22. P. 389-400»

_2001.03.069. РАССЕЛ Г. ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВСЕМИРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ.

RUS SEL G. School education in the age of the ubiquitous networked computer // Technology in society. - N.Y., 2000. - №22. - P.389-400.

В статье анализируется воздействие сетевых компьютерных технологий на развитие человеческой цивилизации и, в частности, на систему образования в будущем. Повсеместное распространение Интернета приводит к изменению культуры общества, традиционных подходов к образованию и самой его природы.

Общеизвестно, что ученые и инженеры, разрабатывающие новые технологии и внедряющие технические инновации, очень редко могут предугадать их применение в будущем и их долгосрочное воздействие на жизнь общества в целом. Не является исключением и нынешнее бурное освоение сетевых средств связи, в частности Интернета. Тем не менее уже сейчас можно выделить ряд проблем, которые возникнут в связи с использованием Интернета в сфере образования. По прогнозам, подключение школьных компьютеров к Интернету будет проходить быстрыми темпами. Однако многие эксперты выражают сомнение в том, что школьные учителя будут эффективно использовать новые технологии в своей практической деятельности.

Проблема использования новых технологий значительно шире и серьезнее, чем проблема установки сетевых компьютеров в классах. Дело в том, что компьютерные технологии как форма существования человека меняют способы мышления и получения знаний. Это означает, что они влекут за собой определенные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в системе культурных ценностей, которые в значительной мере определяют содержание и методы образования.

В свое время повсеместное распространение радио заняло 38 лет, а телевидения - 13. Интернет нашел широкое применение лишь за четыре года с момента своего появления (с.391). Рост масштабов распространения Интернета носит экспоненциальный характер. Численность пользователей Интернета к 2005 г., по прогнозам, достигнет 300 млн. человек. В 1999 г. 22% семей Австралии были пользователями Интернета, т.е. 1,5 млн. человек против 262 тыс. в 1996 г. Более 400 школ страны используют информационные технологии, 67% - электронную почту, 49% имеют доступ в Интернет. Число школ США, пользующихся Интернетом, за 1994-1996 гг. удвоилось. Сейчас около 43% школ имеют пять и более классов, подсоединенных к Интернету. Аналогичные

тенденции отмечаются и в других странах мира. В Канаде все школы получили подключение к Интернету к 1997 г., в Великобритании и Дании - к 2000 г. В Сингапуре реализуется программа подсоединения всех школ к Интернету до 2002 г. (с.391).

Большинство экспертов сходятся во мнении, что Интернет оказывает глубокое, всеобъемлющее и революционное воздействие на общество. «Всемирная паутина» способна изменить человеческую цивилизацию быстрее и более основательно, чем это сделал печатный станок. Предсказывается, что распространение компьютеров будет более широким, чем распространение телевизоров, поскольку компьютеры могут использоваться в любом месте - в автомобиле, на работе, дома и т. д. К этому преимуществу компьютеров следует добавить постоянное расширение их функций, мультимедийные возможности, а также тенденцию к снижению продажных цен, что делает компьютеры все более доступными для широкого круга потребителей, в том числе учащихся школ и студентов.

Конвергенция технологий ведет к появлению следующего поколения Интернета - Интернета-2. Технология, на которой основывается Интернет-2, дает возможность использования сетевого радио- и телевещания в комбинации с общепринятыми функциями Интернета. С 1996 г. началась активная интеграция Интернета и мобильной радиотелефонной связи. Компьютеризация на основе радиосвязи уже применяется в школах Аляски (США). Технологии радиосвязи в будущем заменят нынешние технологии подсоединения к Интернету, что позволит существенно расширить возможности сети и аудиторию пользователей.

Конвергенция технологий должна рассматриваться как масштабное явление, связанное с быстрыми изменениями в жизни общества и ликвидацией границ, разъединяющих страны, в том числе социальных и культурных, а также границ между сферами знаний, науками, школьными дисциплинами, учебными курсами в вузах и т.д.

Учащиеся школ и студенты, а также взрослые с помощью Интернета могут получать необходимые знания без посредничества преподавателей и традиционных учебных заведений. При этом меняются и методы обучения - от письменных к визуальным формам, поскольку Интернет позволяет использовать для обучения не только текстовую информацию, но и мультимедийные средства, в том числе аудио и видео, видеоконференции и т.п. В результате процесс обучения становится

более занимательным и захватывающим, включает элементы игры. В этом плане мультимедийное онлайновое обучение может обострить стоящую перед преподавателями проблему приведения педагогики в соответствие с ожиданиями студентов, которые все больше ориентируются на возможности Интернета.

Способность детей и молодежи, которые выросли в «окружении цифровых технологий», воспринимать информацию более быстро, чем это могут делать взрослые, создает дополнительно проблему различного отношения учащихся и преподавателей к Интернету и различий их возможностей пользоваться компьютерной сетью. Культура Интернета существенно отличается от культуры телевидения и радиосвязи: интерактивный режим, персонализация отношений, мобильность и повсеместная доступность компьютерной сети позволяют полностью снять институциональный контроль со стороны школы и семьи над подростками.

Воздействие Интернета и других интерактивных технологий на общество в целом и на образование, в частности, в будущем будет проявляться по следующим направлениям.

1. Доступ к печатным изданиям. В будущем использование печатных изданий будет сокращаться, так как сам процесс получения информации, знаний и т.п. из печатных изданий более сложный, медленный, требует больше времени, чем аналогичный процесс с привлечением Интернета. Обучение, основанное на печатных изданиях, будет рассматриваться как все более неуместное.

2. Промежуток времени, в течение которого можно удерживать внимание. Применение современных технологий подразумевает сокращение времени концентрации внимания и времени на размышления. Традиционные системы обучения, напротив, базируются на концентрации внимания учащихся в течение достаточно длительного времени на одной задаче. Разрешение этого противоречия в будущем возможно с помощью сокращения численности учащихся в группах, разбиения сложных заданий на большое число более мелких и коротких.

3. Широта знаний. Ожидается сдвиг от расширения знаний по вертикали (в направлении их последовательного углубления) к расширению знаний по горизонтали (в направлении формирования системы знаний как несвязанных между собой «кусков» различной информации). Все более отчетливо будет ощущаться недостаток преемственности знаний. В этих условиях будет снижаться глубина

понимания учащимися многообразия поступающей информации. Перед преподавателями встанет задача интеграции разрозненных знаний, их синтеза в единую систему.

4. Степень сложности языка. Электронные издания придут на смену традиционной печатной литературе, в результате будет происходить упрощение синтаксиса и лингвистики. Такое упрощение затронет образовательные программы и тексты.

5. Гипертексты. Применение гипертекстов приведет к «исчезновению» мнения отдельного индивида. Процесс понимания мнений отдельных индивидов и значение, которое придается проведению различия между этими мнениями, в эпоху господства всемирной компьютерной сети радикально изменяются. Всеобщее распространение получает отождествление индивидуальных, часто конкурирующих между собой мнений. В результате акцент переносится на выработку общего мнения на основе работы в «команде» и сотрудничества между отдельными индивидами. Противостояние и дифференциация мнений утрачивают свое значение.

В совокупности все перечисленные направления изменений в обществе подразумевают пересмотр системы преподавательских навыков, основанных на использовании компьютера. Такие базовые элементы процесса обучения с помощью компьютера конца ХХ в., как подготовка текстов, электронные таблицы и базы данных, станут неадекватными. Трансформация методов обучения в условиях господства цифровых технологий предполагает необходимость появления нового типа преподавателя, который обладает такими навыками онлайнового обучения, как создание и оценка мультимедийных ресурсов, основанных на гипертекстах, а также управление ими; использование видеоконференций; управление системами, работающими на основе распознавания голоса и т.д.

Сетевые компьютеры получат широкое распространение в учебных заведениях и дома, однако это еще не означает, что преподаватели смогут применять их регулярно и достаточно эффективно. Обследования, проведенные в США в 90-е годы, свидетельствуют, что, несмотря на оснащение учебных классов компьютерами, преподаватели их мало используют в процессе обучения. Системе школьного обучения внутренне присуща консервативность и высокая сопротивляемость изменениям. Поэтому здесь отход от традиций и нарушение преемствен-ности в

педагогике могут быть оправданными только, если инновация проста, рассчитана на долговременное применение и заслуживает доверия.

Первоначально многие предполагали, что для эффективного использования компьютеров в процессе обучения достаточно снабдить все классы компьютерами или наладить систему соответствующей профподготовки преподавателей. Однако опыт показал, что это не является решением проблемы. Необходимо, чтобы произошли изменения в культуре общества и сетевые компьютеры стали неотъемлемым элементом повседневной жизни каждого человека - преподавателей, учащихся, их родителей и т.д. Сетевые компьютеры, меняя культуру общества и всех его институтов, модифицируют социальные, экономические и информационные связи учебных заведений с окружающим их миром. Меняющиеся внешние связи подталкивают внутренние изменения в учебных заведениях, в том числе в методах обучения.

Факты свидетельствуют о том, что компьютеры постепенно становятся важным элементом повседневной жизни преподавателей и учащихся. Результаты опроса, проведенного в середине 90-х годов в Австралии, показывают, что 85% из 1258 преподавателей-респондентов и 85% из 6213 опрошенных учащихся пользуются компьютерами вне школы (с.397). Эксперты считают, что если в повседневной жизни учащихся электронные технологии приобретут преобладающее значение, то эти технологии станут определять и повседневную жизнь преподавателей. Это, в конечном счете, приведет к трансформации педагогических подходов и методов.

Г.В.Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.