В обобщающем докладе В. Хутмахера было отмечено, что само понятие «компетенция», входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Все исследователи данного периода соглашаются с тем,что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». Вслед за Н. Хомским В. Хут-махер подчеркивает, что «употребление есть компетенция в действии» (В.Хутмахер, 1996: 11).
Современный этап перехода в образовании на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения мы можем обозначить как четвертый этап развития компетентностно - ориентированного подхода. Компетентностный подход будем рассматривать как эволюционный этап развития теории содержания общего образования.
Технократическая и «зуновская» концепции содержания образования на рубеже XX и XXI веков уже не могли удовлетворять образовательной потребности ни общества, ни отдельной личности. Характеризуя кризис образования, А.Г. Асмолов отметил, что «в современной ситуации педагогика, созданная во времена Я.А. Коменского и ориентированная на модель культуры как фабрики массового производства, которая с самого начала исходила из принципа усреднения знаний и их квантовой, временной раздачи по урокам, была хороша лишь для этой эпохи» (А.Г.Асмолов, 1998). Одно из проявлений кризиса современного образования заключается в исчерпанности культурной адекватности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной цивилизации.
Методолога - теоретическая рефлексия компетентностного подхода стала следующим этапом в осмыслении решения проблемы содержания образования. Компетентностный подход не ограничивается только рамками содержания образования, его трактуют как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (О.В.Лебедев,2004: 3-12).
Компетентностный подход к содержанию общего образования - новое явление для отечественной дидактики. Ведь до недавнего
времени феномен компетентности ассоциировался только со сферой профессионального образования.
Таким образом,на рубеже XX и XXI веков возникла потребность выйти за рамки знание-вой парадигмы, изменить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении. Переориентация отечественного общего образования на компетентностный подход соответствует мировым тенденциям, происходящим в образовательных системах развитых стран.
Библиографический список
/. Асмолов А.Г. Кризис современной педагогики/ Электронный ресурс: http://www. eduhmao.ru / portal /
2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище/ Электронный ресурс: http: / / www .if ар ,ru/ library/book201. pdf
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата современного образования/ Электронный ресурс: Интер-нет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. http:// www. eidos. ги/journal/2006/0505. htm
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 373) М., 2002.
5. Кузьмина Н.В. «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» [Текст]. М., 1996.
6. Лебедев О. В. Компетентностный подход в образовании [Текст]/Школьные технологии. -2004. -№5.-С. 3-12.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма [Текст]. М., 1996.
8. Митина Л.М. Психология профессионального развития [Текст]. М., 1998.
9. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст]. М.,2002.
10. Хаймс,Д. X. Этнография речи [Текст]. М., 1975.
11. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса [Текст]. М., 1972.
12. Hutmacher Walo Key competencies for Europe [Текст]/ Hutmacher Walo. /Report of the Symposium Berne, Switzezland 27~30 March, 1996.
УД к’ 371.3
С.А. Арапова Педагогический процесс в условиях информатизации социальной реальности.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности современного постиндустриального общества и их влияние на все сферы жизни человека, включая образование. В ней излагаются основные требования стандартов нового поколения к результатам педагогического процесса и задачи, которые необходимо решать в условиях постоянно расширяющегося информационного поля.
Ключевые слова: информационное общество, информатизация, мультимедиа, аудиовизуальная информация, гипертекст.
Согласно современным научным концепциям, в настоящее время в мире происходят глобальные перемены, затрагивающие все сферы человеческой жизни. Постиндустриальное общество, первые признаки которого появились в конце 60-х годов прошлого столетия, становится объективной реальностью.
Д. Белл определял постиндустриальное общество как общество, в котором экономическое развитие и повышение качества жизни напрямую зависят от теоретического знания, научных исследований, системы образования. Проблематикой постиндустриального общества занимались многие зарубежные ученые (Р.Арон, Г.Бекер, А.Тоффлер, Т.Форрестер, Д.Хабермас), а также российские исследователи (М. Г. Делягина, В. Л. Иноземцев, Ю. А. Левада).
Постиндустриальное общество по своей сути является информационным. Концептуальное обоснование данного положения сформулировано в частности такими учеными, как Дж.Нисбетт, И. Масуда,Ф. Махлуп. Сегодня информационно-коммуникативные технологии прочно вошли в профессиональную и повседневную жизнь людей. Появляются новые
© Арапова С. А. ,2011
профессии в сфере коммуникаций и производства информационных услуг. С помощью Интернет-технологий формируется глобальное мультимедийно опосредованное пространство, обеспечивающее доступ к информационным потокам планетарного масштаба. Информационная социальная реальность становится частью современной культуры. В 2006 году генеральная Ассамблея ООН объявила 17 мая Международным днем информационного общества.
В условиях информатизации всех сфер социальной жизни и экономической деятельности человека, как и предполагали ученые, наблюдается рост приоритета знаний, информационных технологий, профессионализма, креативности, способности человека к самостоятельному поиску знаний. Одной из причин данного процесса является появление новых специальностей. По данным «Лева-да-центра>>, десять наиболее востребованных профессий 2010 года не существовали в 2004 году. На основании этого можно предположить, что нынешние студенты и школьники после окончания учебных заведений будут осваивать специальности, которых еще не существует. Возможно, им придется использовать совершенно новые технологии, чтобы решать проблемы, о которых мы еще не подозреваем. За последние годы люди стали мобильнее в профессиональной сфере, они склоны чаще менять род деятельности и место работы. Министерство труда США подсчитало, что сегодняшние ученики к 38 годам могут освоить от 10 до 14профессий. Каждый второй американец меняет работодателя менее чем через 5 лет.
В XXI веке происходят уникальные цивилизационные процессы, меняющие образ жизни, ценностные установки и способы коммуникации людей. Британский ученый У.Мартин, специалист в области информационного менеджмента, считает, что коммуникация является главным компонентом в структуре информационного общества. В наши дни информатизация социальной реальности проявляется в самых неожиданных цифрах. Каждый восьмой брак, заключенный в США в 2010 году, - результат знакомства через Интернет. Более 200 миллионов пользователей зарегистрировано на «МуБрасе». Если бы «МуБрасе» был страной, то это была бы пятая по величине страна в мире. Первое
коммерческое текстовое сообщение было отправлено с помощью пейджера «BlackBerry» в декабре 1992 года. Сегодня количество отправленных и полученных сообщений через смартфон за сутки превышает численность населения планеты.
Один из критериев информационного общества состоит в признании ценности информации, ее роли в развитии каждого человека и общества в целом. Информация становится условием успешности, самореализации, улучшения качества жизни. Размах этого процесса подтверждают следующие цифры, опубликованные в журнале «Компьютер Пресс»: каждый месяц «Google» обрабатывает 31 миллиард поисковых запросов,в 2006году это число составляло лишь 2,7 миллиона. Информационное поле планеты расширяется небывалыми темпами. Чтобы набрать аудиторию в 50 миллионов человек, радио потребовалось 38 лет,телевидению- 13лет,Интернету - 4года, iPod - Згода,РасеЬоок - 2 года. Ученые подсчитали: недельный выпуск газеты New York Times содержит больше информации, чем человек XVIII века получал за всю свою жизнь. Количество новой технической информации удваивается каждые два года. Цифровые технологии, спутниковая связь, Интернет позволяют передавать информацию в больших объемах практически в любую точку земного шара, что, безусловно, влияет на все сферы жизни общества. Интересно высказывание президента «Ситибанка» Уолта Ристона: «Правила, обычаи,умение и талант,необходимые для раскрытия, овладения, производства, сохранения и использования информации являются ныне самым большим достоянием человечества... Следующие несколько десятилетий покажут, что именно интеллектуальный капитал определяет судьбу наций». («Foreign Affairs», 2008)
Все это выдвигает новые требования к системе образования. Федеральные образовательные стандарты второго поколения определяют направление развития образования на ближайшие десятилетия. На первый план выдвигаются задачи, обусловленные спецификой социальной реальности, требований информационного общества к человеку, системе образования и обществу в целом. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный в декабре 2010 года, дает целевые установки, исходя из
того, что успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, умение рационально использовать свое время, проектировать свое будущее. Основным ценностным ориентиром нового стандарта является формирование личности ребенка, активно и заинтересованно познающего мир, стремящегося к творчеству, понимающего ценность знаний, умеющего применять их на практике, способного к самообразованию и непрерывному саморазвитию, умеющего ставить цели и выстраивать собственную жизненную траекторию.
В основе Стандарта лежит системно-де-ятельностный подход, реализация которого невозможна без интенсификации и индивидуализации обучения. Данной проблематикой занимались многие отечественные ученые, в частности, такие, как О.Г. Авраменко, Е.А. Власов, Г.К. Селевко, Т.Ф. Юдина, А. В. Шилов и др. По их мнению, современный образовательный процесс немыслим без разработки новых методов и приемов обучения, внедрения новых форм организации учебного процесса. По утверждению Г.К. Селевко, в современном образовании наблюдается «смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет» (Селевко, 1998: 3). Совершенствование образовательных технологий происходит в направлении от учения, основанного на запоминании информации, к интеллектуальному развитию и умению применять усвоенное на практике. Не менее важным условием модернизации образования и реализации требований Стандарта является более интенсивное использование технических средств и информационно-коммуника-тивных технологий.
Трудно представить себе современный урок иностранного языка без мультимедиа и ресурсов Интернета. Использование инфор-мационно-коммуникативных технологий позволяет расширить границы класса, создать атмосферу иноязычной среды, окунуться в культуру других стран. Эффективность данного подхода уже доказана практикой, однако можно предположить, что мультимедийные средства обучения обладают большим потенциалом, чем тот,который используется сейчас. Практика показывает, что ИКТ часто стано-
вится лишь новой формой иллюстративного метода. Между тем Интернет обладает уникальными возможностями. Задача школы -научить детей использовать сетевые ресурсы. Сегодняшний ученик должен уметь не только быстро отыскать нужную информацию в Интернете,но также оперативно обработать полученные данные и представить их в адаптированном варианте через создание собственного информационного продукта. Данную задачу невозможно решить без формирования культуры умственного труда, развития самостоятельного критического мышления и обучения стратегии работы с текстовым материалом. Работа в Интернете - это, прежде всего, чтение и осмысление информации.
В теории и методике преподавания иностранных языков проблема обучения чтению всегда занимала одно из центральных мест. Достаточно привести имена таких ученых, как И.Л. Бим, А.А. Миролюбов, Е.П. Пассов, Е.С.Рогова, В.В.Сафонова, С.К.Фоломкина. Особенности использования мультимедийных средств в учебном процессе рассматривались рядом ученых: Е.С.Полат, С.Г.Григорьевым, Е.И.Дмитриевой, М.В.Моисеевой и др. Однако электронные источники информации имеют свою специфику. Чаще всего они создаются на гипертекстовой основе. Гипертекст отличается от обычного текста наличием четкой структуры и возможностью быстрого, почти неограниченного расширения объема информации благодаря ссылкам, подаваемым через выделенные ключевые слова.
При работе с гипертекстом учащиеся могут столкнуться с рядом проблем, связанных с особенностями структурирования материала и стиля его изложения на сайте, трудностью отбора нужной информации и ориентации по заголовкам, которые могут передавать общий смысл, либо лишь отдаленно отражать содержание текста. При чтении информации в электронном варианте не исключены ошибки, характерные для восприятия обычного печатного текста. Они могут быть связаны с композиционно-смысловой структурой аутентичного текста, стилем изложения, а так же вызваны трудностью выделения главной мысли, неумением ориентироваться в деталях, догадываться о значении незнакомых слов, понимать многозначную лексику, распознавать грамматические средства, обладающие полифункциональностью. Очевидно, что фор-
мирование языковой компетенции учащихся на таком уровне, чтобы они могли более или менее уверенно пользоваться современными сетевыми источниками информации, требует от педагога поиска новых подходов к организации учебной деятельности.
Что касается мультимедийных средств обучения, то они представляют собой интерактивный способ подачи аудиовизуальной информации с помощью современных технических средств, объединяя текст, звук, фото, видео в одном цифровом формате. Все это создает условия для повышения эффективности обучения иностранному языку,презентует качественную имитацию реальности и языковой среды, улучшает восприятие аутентичной языковой информации за счет активизации сферы эмоций и чувств. Однако обучение иноязычной речи в мультимедийно опосредованной среде часто носит несистемный характер. Можно выделить целый ряд ошибок, снижающих эффективность учебного процесса с применением мультимедийных средств: случайность их появления в контексте работы над темой, циклом; несоответствие выбранного материала и способов его подачи дидактическим целям урока; избыточность пассивного восприятия при отсутствии деятельности.
Задача учителя сегодня - совершенствовать процесс обучения с применением современных информационных технологий. Необходимо найти пути преодоления перечисленных трудностей,эффективные способы работы с аутентичной информацией. Нужны новые технологии, которые позволят сформировать у учащихся универсальные учебные действия, развить языковую и коммуникативную компетенции на базе личностно-ори-ентированного и деятельностного подходов. Образование призвано подготовить личность информационного общества, готовую к дальнейшему совершенствованию и успешному продвижению в профессиональной сфере.
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Требования, устанавливаемые Стандартом к результатам освоения образовательной программы основного общего образования в данной предметной области, включают формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, позволяющих
использовать язык как средство получения информации в других областях знаний. Не менее важным требованием является формирование толерантности, уважительного отношения к иной культуре, личностной позиции в восприятии мира и развитие национального самосознания на основе знакомства с реалиями жизни и интересами сверстников в других странах.
Библиографический список.
/. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом министра просвещения РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 . М.: Просвещение, 201 1.
2. Алёшин Л.И. Информационное общество: культурологические проблемы. Краснодар, 1997.
3. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
4. Иноземцев В.Л. Концепция постэконо-мического общества: теоретические и практические аспекты //Диссертация на соискание ученой степени док. эконом, наук. М., 1998.
5. А.В. Осин Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004 .
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
7.Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании: теоретические основы и методика использования. Красноярск: КрГУ,2003-
8. Cooper R.N. The New Economic Rules in a Wireless World [E-resource] // Foreign Affairs. New York,2008. Access: http://www. foreignaffairs. com
УДК’ 376.5
Л.В. Серикова Междисциплинарный подход к обучению одаренных и способных детей
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Статья знакомит читателей с имеющимися методиками работы с одаренными детьми, а также представляет технологию междисциплинарного обучения и развития как универсальный подход к построению программ обучения одаренных детей в школе. Технология междисциплинарного обучения позволит учителям разрабатывать программы обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими запросами на основе государственной общеобразовательной программы.
Ключевые слова: одаренный ребенок, обучение и развитие, междисциплинарный подход, интеграция.
Современный этап развития общества предъявляет особые требования к подрастающему поколению. Общество нуждается в духовно и интеллектуально развитых, творчески одаренных людях, способных быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия, пластично изменять навыки своего мышления, видеть и решать проблемы, встающие перед обществом. В связи с этим особенно остро стоит проблема обучения и развития детей, чья любознательность и потребность в познании выходит за пределы возможностей традиционной системы обучения в школе. Отличаясь от своих сверстников в силу опережения в интеллектуальном развитии, а также особого психологического склада, такие ученики не находят удовлетворения своим познавательным потребностям и возможностям в рамках традиционной системы обучения.
© Серикова Л.В.,2011
В результате этого такие дети начинают быстро снижать свои показатели развития и уже к концу обучения в начальной школе общество «теряет» едва ли не половину наиболее способных к учению учащихся.
Это приводит к необходимости разработки новых подходов к организации процесса обучения, обеспечивающих достижение современных целей образования детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями; сохранению и приумножению их интеллектуального и творческого потенциала.
Традиционное мнение, что одаренный ребенок - это ребенок, успешный в учении (отличник), преодолено учеными РАО (Н.С. Лейтес,А.М. Матюшкиным,А.И. Савенковым и другими).
Уже само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров, в особенности, когда под ним понимается некая (генетически обусловленная) исключительность. Хотя это понимание вполне допустимо и справедливо, есть и другое толкование, высвечивающее иной аспект проблемы одаренности. Мозг человека с его способностью к творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы^ в этом смысле «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одаренных и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей - Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации,ориентированной на определенную задачу).
Специфические особенности одаренных детей в специальной литературе описаны довольно подробно (К. Абромс, Ю.З. Гильбух, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монке, А.М. Ма-тюшкин, А. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлин-