Научная статья на тему '2001. 02. 008. Языковое бытие человека и этноса: психолингв. И когнитивный аспекты / Под ред. Пищальни-кова В. А. Барнаул, 2000. Вып. 2. 142 с'

2001. 02. 008. Языковое бытие человека и этноса: психолингв. И когнитивный аспекты / Под ред. Пищальни-кова В. А. Барнаул, 2000. Вып. 2. 142 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / СИНЕРГЕТИКА / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 02. 008. Языковое бытие человека и этноса: психолингв. И когнитивный аспекты / Под ред. Пищальни-кова В. А. Барнаул, 2000. Вып. 2. 142 с»

2001.02.008. ЯЗЫКОВОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭТНОСА: ПСИХОЛИНГВ. И КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ / Под ред. Пищальни-кова В.А. — Барнаул, 2000. — Вып. 2. — 142 с.

Сборник статей посвящен актуальным проблемам когнитивной лингвистики, исследующей познавательные структуры в мышлении и языке. Авторы статей исследуют элементы когнитивных схем и их роль в оптимизации общения, выявляют типы когнитивных моделей, участвующих в процессах порождения и понимания речевого произведения. Отличительной чертой материалов сборника является последовательное сопоставление языковых и речевых закономерностей как компонентов единого динамического процесса речевой деятельности.

МА.Балаш (статья "Искусственный текст как объект фоносе-мантического исследования") аргументирует положение о том, что фоника является одним из факторов регуляции понимания смысла, •заложенного в структуре текста. Анализируя восприятие искусственного текста, исследователь выявляет закономерности фоносе-мантического аспекта его понимания, особое внимание уделяя обнаружению роли фоники в формировании эмоционально-смысловой доминанты текста. Отмечается, что именно фоническая структура текста может оказать влияние на процессы восприятия и понимания. Следовательно, возможно создание таких экспериментальных текстов, в которых была бы однозначно задана эмоциональная доминанта, поскольку фоника является одним из факторов регуляции понимания смысла, заложенного в структуре текста. Попытка построения модели авторского сознания представлена в статье Л.О.Бутаковой "Отношения "автор — текст": Построение модели авторского сознания". Под авторским сознанием понимается "индивидуально упорядоченная совокупность когнитивных моделей, репрезентирующих окружающую действительность в категориях текста". Автор полагает, что все способы передачи знаний и мнений о мире, о себе и о своем месте в нем, как и формы чувственного восприятия, переданные материей текста, способы его организации, его понятийно-эмоционального структурирования, следует относить к категории "сознание автора". В таком пониманииэта категория оказывается шире того, что у Виноградова называетсяж "образом автора", или того, что выводится только из форм собственно авторского повествования, поскольку текст как вербальное произведение отражает восприятие индивидом окружающего мира и его ментальную репрезентацию

в концептуальном виде во всей диалектике "открытости знака и скрытое его интерпретации" (с. 19).

Метаязыковому компоненту обыденного языкового сознания посвящена статья Н.Д.Голева "О метаязыковом компоненте языкового; сознания носителей русского языка". Этот компонент проявляется:...Ц, а) в механизме применения языка; б) в языковой картине мира; в) в сфере культуры, знания.

Своеобразие метаязыкового компонента определяется наличием большого числа ментальных стереотипов, сформированных истереотипами национального мышления вообще, и спецификойрусского языка, отражаемого языковым сознанием, и особенностями школьного лингвистического курса.

Несколько статей сборника посвящено исследованию языка: синергетическом аспекте. Процессу метафоризации посвящена статья ИА.Герман "Метафоризация как лингвосинергетический процесс: соотношение стабильных и нестабильный компонентов". Поскольку структура развитого значения становится менее зависимой от уело--вий восприятия, значение становится стабильным компонентом речемыслительной деятельности. Чем выше уровень языковой ком--петенции, тем более способен индивид формировать личностные смыслы на базе содержания своей концептуальной системы. При этом структура значения служит операциональным компонентом речемыслительной деятельности, стабилизирующим процесс порождения смыслов. С таких позиций метафора рассматривается как вербально-авербальный бессознательный

архетипический комплекс, который осознается в процессе понимания текста. Метафоризация определяется как универсальный когнитивный механизм, выявляющий актуальный компонент личностного смысла, существующий как функциональная система репрезентированных в тексте ядерных и периферийных составляющих этого компонента.

Оригинальный подход к исследованию языковой игры представлен в статье ВАЛищальниковой "Языковая игра как лингвосинер-гетическое явление". Автор анализирует явление языковой игры с синергетических позиций, противопоставленных трактовке механизма языковой игры как соотношения языкового стандарта и отклонения от него в речевом поведении личности. Сущность механизма языковой игры В.А.Пищальникова видит в операциях со стабильными языковыми структурами как реализацией особой модели порождения значения. Эффект языковой игры возникает не вследствие взаимодействия ассоциативных полей слов, а вследствие действий над

операцией: неустойчиво стабильная знаковая система развивается изнутри за счет превращения операций в действия. Это возможно потому, что характер симметрии в сближаемых/сближающихся моделях одинаков.

Языковая игра — это не аномалия, а, напротив, один из древнейших механизмов существования языковой способности как неосознаваемого владения единицами и структурами языка. Это универсальный языковой механизм, один из способов проявления универсальной языковой способности к использованию языковых операций в функции действий.

Описанию языкового знака в новой парадигме посвящена статья ЕВ.Рыловой "Символ каклингвосинергетическип объект". Символ представляет собой множественное варьирование значения и способен актуализировать в сознании реципиентов сложный синтез смыслов — продукт нескольких синергетических систем. Автор сопоставляет символ с позицией креативного аттрактора — определенной фазы смыслопорождающего процесса, направляющей, задающей путь эволюции смысла.

Идеограмма является предметом исследования в статье А.Г.Сонина "Идеограмма как средство структурной оптимизации текста комикса". Автор полагает, что идеографическое письмо имеет некоторые преимущества перед другими типами письма в репрезентации в речевых произведениях ментальных процессов, а значит, и в воздействии на процессы смыслопорождения. Практически все идеограммы, используемые в комиксах, носят интернациональный характер, что может свидетельствовать о прямом характере их воздействия на базовые когнитивные структуры человека. Идеограммы актуализируют корреляции смысловых и пространственных структур.

В сборник также включены статьи Е.В.Лукашевич 'Представление экстралингвистических знаний в процессе лексикализации слова", Т.А.Голиковой "Этнопсихолингвистика: К вопросу о предмете исследования", Л.М.Босовой "Перевод как вид деятельности межкультурного общения " и др.

И А. Герман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.