Научная статья на тему '2001. 01. 061. Основные тенденции трансформации экономических систем и практика России /МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. Фак. ; под ред. Осьмовой М. Н. М. : ТЕИС, 1999. 100 с'

2001. 01. 061. Основные тенденции трансформации экономических систем и практика России /МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. Фак. ; под ред. Осьмовой М. Н. М. : ТЕИС, 1999. 100 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА - РФ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ - РФ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ - РФ / ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ - ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 061. Основные тенденции трансформации экономических систем и практика России /МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. Фак. ; под ред. Осьмовой М. Н. М. : ТЕИС, 1999. 100 с»

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

2001.01.061. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ПРАКТИКА РОССИИ /МГУ им. М.В.Ломоносова. Экон. фак.; Под ред. Осьмовой М.Н. - М.: ТЕИС, 1999. - 100 с.

В монографии, состоящей из пяти глав, освещаются современные проблемы экономики переходного периода в странах Восточной Европы и России, вызванные процессами адаптации к рыночным отношениям.

М.Осьмова в главе "Инвестиционная политика, механизм ее реализации и привлечение иностранных инвестиций в зарубежных странах и России" отмечает, что Россия в настоящее время переживает тяжелый экономический, политический, финансовый и социальный кризис. Это сказывается на инвестиционных процессах.

Одним из важных инструментов стимулирования инвестиций она считает инвестиционные фонды. Инвестиционным фондом признается любое акционерное общество открытого типа, которое одновременно осуществляет деятельность, заключающуюся в привлечении средств за счет эмиссии собственных акций, инвестировании собственных средств в ценные бумаги других эмитентов, в торговле ценными бумагами, стоимость которых составляет 30 и более процентов от общей стоимости его активов в течение более четырех месяцев суммарно в пределах одного календарного года.

На сегодняшний день инвестиционные фонды являются самым проблемным институтом на российском фондовом рынке. В России функционируют 545 чековых инвестиционных фондов, проводимые ими сделки составляют восьмую часть отечественного рынка ценных бумаг, а общая стоимость активов превышает 2 трлн. руб. (с.13).

Российские инвестиционные фонды существенно ограничены в возможностях инвестировать средства и не играют пока важной роли в развитии промышленности. Создание четкой, действенной и

экономически грамотной правовой базы позволит, по словам автора, за короткий период времени создать в стране сеть мощных финансовых институтов, которые не только аккумулируют денежные средства граждан и обеспечат сохранность и ликвидность имущества, переданного населением в траст управляющим компаниям инвестиционных фондов, но и стимулируют приток в экономику столь необходимых ей инвестиций не от западных инвесторов, а от российских граждан. При поддержке и гарантиях государства инвестиционные фонды позволят решить накопившиеся проблемы и заложить крепкую и долгосрочную основу стабильного развития экономики.

В.Клавдиенко в главе "Основные проблемы экономики переходного периода и их решение в странах Восточной Европы и России" выделяет общие проблемы, сопровождающие рыночные преобразования. Среди них: инфляция, падение производства, безработица, снижение жизненного уровня населения, глубокая имущественная поляризация общества. Определенные проблемы связаны с расширением деятельности иностранного капитала в экономике этих стран.

Автор обращает внимание на то, что после 7-8 лет либеральных преобразований в постсоциалистических странах, лишь Польша по объему производства достигла уровня 1989 г. В Венгрии, Чехии, Словакии уровень ВВП в 1997 г. составлял лишь 90% от уровня 1989 г., в Болгарии - менее 70, в Румынии - 54%. В России за годы реформ ВВП уменьшился на 83%, а объем промышленного производства - на 81% (с.29). В этой связи подвергается сомнению тезис о целесообразности трансформации экономики: она позволяет вернуться (но далеко не всем странам) к уровню десятилетней давности.

На основе изучения имеющегося опыта стран Восточной Европы В.Клавдиенко приходит к выводам, которые могут оказаться полезными для современной России. По ее мнению, нужна программа вывода страны из состояния перманентного кризиса, в котором она находится в течение последнего десятилетия; необходима концепция социально-экономического развития на длительную перспективу, а также ясная политика правящей элиты. "Отсутствие продуманной концепции развития и программы выхода из кризиса приводит к тому, что государственные органы мечутся, бросая различные чрезвычайные комиссии и ресурсы то на борьбу с инфляцией, то на сбор налогов, то на ликвидацию неплатежей, то на обеспечение экономического роста и т.п."

(с.29-30). Не призывая к возврату к директивной системе управления, она рекомендует возрождение программно-целевого управления регионами (преимущественно экономическими рычагами) для сохранения экономической целостности России.

Третья глава посвящена развитию и реформированию финансового сектора экономики, развитию коммерческих банков и страховых компаний. А. Ляменков обращает внимание на недостаточную развитость банковского сектора в России и его неспособность в полном объеме выполнять функции, присущие ему в условиях рыночной экономики. К основным факторам, препятствующим расширению кредитования реального сектора, в частности, отнесены: неплатежеспособность большей части российских предприятий; отсутствие квалифицированных менеджеров; наличие в обороте денежных суррогатов и неплатежей; недостаточный удельный вес в балансах банков "длинных" пассивов.

Для обеспечения стабильного и эффективного развития экономики России необходимо проверить экономическую политику, содействующую взаимодействию финансового и реального секторов, причем на основе рыночных принципов.

Анализ процессов концентрации в банковском секторе и региональной экспансии крупнейших отечественных банков позволяет автору определить тип складывающейся в России структуры банковской системы и банковских институтов. Он считает, что в нашей стране формируется банковская система с доминированием относительно небольшого числа универсальных многопрофильных коммерческих банков, сходная с банковскими системами стран континентальной Западной Европы. Поэтому в России вполне могут быть использованы многие элементы западноевропейского опыта развития банковской сферы и взаимоотношений банков с другими секторами экономики, с учетом особенностей нашей страны.

Сравнивая ситуацию на страховых рынках России и зарубежных стран, автор подчеркивает, что, несмотря на наличие в России множества страховых компаний, сектор страховых организаций развит в стране явно недостаточно. В России, по примерным оценкам, застраховано лишь менее 10% потенциальных рисков, "пригодных" для страхования, против 90-95% в большинстве промышленно развитых стран (ПРС). Не обеспечено страховой защитой 90% имущества отечественных предприятий (с.44).

Снижение доли личного страхования объясняется отказом многих страховщиков от так называемого возвратного страхования, с помощью которого российские предприятия уже на протяжении ряда лет пытаются минимизировать налоги и обязательные отчисления во внебюджетные фонды.

В четвертой главе "Реформирование бюджетной системы и государственная бюджетная политика (Мировой опыт и переходная экономика России)" А.Ляменков рассматривает проблемы перестройки бюджетной системы. Для принятия взвешенных решений о дальнейших мерах по реформированию бюджетного сектора государства рекомендуется использовать опыт зарубежных стран в данной области. При этом особое значение придается оптимальному сочетанию государственных расходов и доходов бюджета в странах с развитой рыночной экономикой. Как подчеркивается, поддержание государственных расходов на уровне не менее 1/4-1/3 ВВП (но и не более 2/3 ВВП) образует стабилизирующий фактор, удерживающий экономику этих стран от чрезмерных экономических спадов и опасно низкой частной инвестиционной активности.

Государство в то же время не должно превышать рациональные границы перераспределения ВВП через госбюджет. Общий уровень налогов, их структура, а также объем и структура расходов не должны ослаблять стимулы к сбережениям, предпринимательской и трудовой деятельности. Недавний опыт развития Швеции показывает, что "разбухание" доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, приводит к подавлению стимулов экономической активности и нарастанию депрессивных тенденций в национальном хозяйстве, что, в свою очередь, вынудило правительство этой страны пойти на осуществление реформ, нацеленных на либерализацию экономики.

Среди компонентов мирового опыта, которые целесообразно использовать в ходе преобразований в бюджетной сфере России, по мнению автора, интерес представляют налоговые реформы в ПРС, проводившиеся в последние десятилетия. Эти реформы продемонстрировали, что в современной рыночной экономике налоги выполняют не только фискальную функцию - обеспечение бюджета государства доходами, но и являются инструментом воздействия на накопление капитала и совокупный спрос, формирование и усиление стимулов хозяйственной деятельности с целью ускорения экономического роста. Именно эта - стимулирующая - функция

налоговой системы не находит своего воплощения в российской экономике, где превалирует чисто фискальная роль собираемых налогов.

Одной из наиболее острых экономических проблем России является дефицит государственного бюджета, как федерального, так и консолидированного. Как подчеркивает автор, для большинства стран дефицит государственного бюджета стал типичным явлением, положительного сальдо (профицита) удавалось добиваться существенно меньшему числу государств.

Опыт постсоциалистических стран показывает, что в условиях трансформации экономики достижение финансовой стабилизации маловероятно при значительном дефиците государственного бюджета. Дело в том, что в отличие от ПРС в странах с переходной экономикой при существующих в них проблемах (неразвитые финансовые рынки, политическая нестабильность и др.) крайне сложно финансировать этот дефицит за счет неэмиссионных источников, особенно на начальных этапах реформ. Поэтому его значительная часть нередко финансируется за счет увеличения активов денежных властей (прямое кредитование центральным банком, покупка последним государственных ценных бумаг на вторичном рынке и т.д.), что может стимулировать инфляцию. В отличие от постсоциалистических стран значительно большие бюджетные дефициты в ПРС, если они финансируются неинфляционными методами, оказываются не столь опасными для экономического развития, хотя и влекут за собой серьезные проблемы.

Большое значение имеет также и структура заимствований, осуществленных для финансирования дефицита бюджета, и стоимость долга для заемщика - уровень процентных расходов на его обслуживание. Установление благоприятных условий по структуре и стоимости долга во многом зависит от уровня экономического развития страны в целом и финансовых рынков в частности. Все эти факторы, как известно, сложились неблагоприятно для России.

Для сокращения дефицита бюджета и оптимизации структуры и стоимости государственного долга автор рекомендует воспользоваться опытом многих зарубежных стран, который свидетельствует о том, что для преодоления долгового кризиса необходимо, как минимум, принятие и исполнение бюджета без первичного дефицита, переход к устойчивому экономическому росту и создание благоприятных условий для отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику.

В пятой главе "Мировой опыт и маркетинговая деятельность российских предприятий на мировом рынке" Е.Касаткина пишет, что российские предприятия стали активно использовать мировой опыт трансформации экономических систем в самых разнообразных областях деятельности. В частности, говорится о формировании комплекса международной маркетинговой стратегии при выходе компаний на мировые рынки.

Коренной проблемой становления маркетинговой философии управления российским предприятием является, по мнению автора, преодоление его традиционной сбытовой ориентации. Пока она господствует, маркетинговые усилия сводятся лишь к отдельным эпизодическим действиям и не перерастают в комплексный маркетинг-микс, не синтезируются в единый непрерывный процесс анализа, планирования и контроля, направленный на приведение к более полному соответствию возможностей предприятия требованиям рынка.

Автор заключает, что во внешней торговле, как и во всей экономике России, происходят глубокие изменения. Экспортный сектор пока единственный, "который наращивает обороты на фоне общего глубокого спада" (с.86). Несмотря на то что в структуре российского экспорта по-прежнему преобладают сырьевые товары, многие специалисты этой области оптимистично смотрят на перспективы выхода российских предприятий на мировой рынок.

Н.П.Кононкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.