Научная статья на тему '2001. 01. 036. Дикен П. , вай Чунг Йонг г. Инвестиции в будущее: фирмы Восточной и Юго-Восточной Азии в мировой экономике. Dicken P. , Wai Chung Yeung H. investing in the future: East and Southeast firms in the global economy // globalisation and the Asia-Pacific N. Y. Routlege, 1999. P. 107129'

2001. 01. 036. Дикен П. , вай Чунг Йонг г. Инвестиции в будущее: фирмы Восточной и Юго-Восточной Азии в мировой экономике. Dicken P. , Wai Chung Yeung H. investing in the future: East and Southeast firms in the global economy // globalisation and the Asia-Pacific N. Y. Routlege, 1999. P. 107129 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ ФИРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЫВОЗ КАПИТАЛА АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / РЕГИОНАЛИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / ФИРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 036. Дикен П. , вай Чунг Йонг г. Инвестиции в будущее: фирмы Восточной и Юго-Восточной Азии в мировой экономике. Dicken P. , Wai Chung Yeung H. investing in the future: East and Southeast firms in the global economy // globalisation and the Asia-Pacific N. Y. Routlege, 1999. P. 107129»

2001.01.036. ДИКЕН П., ВАЙ ЧУНГ ЙОНГ Г. ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ: ФИРМЫ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

DICKEN P., WAI CHUNG YEUNG H. Investing in the future: East and Southeast firms in the global economy // Globalisation and the Asia-Pacific — N.Y. Routlege, 1999. — P.107—129.

П.Дикен (Манчестерский ун-т, Великобритания) и Г.Вай Чунг Йонг (Сингапурский ун-т) анализируют стратегию Восточной и Юго-Вост. Азии (ВА и ЮВА) в мировой экономике.

Фирмы Китая, Гонконга, Тайваня, Сингапура, Юж. Кореи, Индонезии, Таиланда построили свое развитие на экспорте. Достаточно сказать, что они увеличили свою долю в мировом экспорте с 1,5% в 1963 г. до 20% в 1995 г. Менее известно, что они являлись также и очень активными импортерами — для экспортного произ-ва нужно покупать очень много сырья и комплектующих деталей. Благодаря этим фирмам, страны ВА и ЮВА стали наиболее быстрорастущим рынком импорта. Их доля в мировом импорте в 1984—1994 гг. возросла с 10 до 17%. В это время доля США, зап. Европы и Японии упала с 52 до 47%. "Итак, мы должны отказаться от привычки считать восточноазиатские страны только экспортерами. Они стали крупнейшими рынками для других стран" (с.109). В итоге трудно утверждать, что эти страны ориентируются на зап. рынки. С таким же успехом можно говорить, что Запад ориентируется на их рынки.

Разумеется, кризис 1997—1998 гг. сказался на способности этих стран экспортировать товары и на их роли как рынка для сбыта иностранных товаров. Однако, последствия кризиса выглядят явно преувеличенными. Во всяком случае США продолжают быстрый рост и способны покупать все больше азиатских товаров. На мировом фин. рынке есть достаточно денег, чтобы азиатские фирмы возобновили крупные заимствования. Значит, есть основание полагать, что рост ВВП ВА и ЮВА в ближайшее время может снова составить 5—6% в год (т.е. в 1,5—2 раза больше, чем в индустриальных странах). Непонятно, почему при таком росте ВВП азиатские страны перестанут быть растущими рынками и для импортных товаров (как это было до кризиса).

Фирмы из стран ВА и ЮВА являются также крупными экспортерами капитала. К 1995 г. фирмы Гонконга вложили за границей 100 млрд. долл., фирмы с Тайваня — 20 млрд. долл., китайские и сингапурские фирмы — примерно по 15 млрд. долл., южнокорейские и

малайзийские — примерно по 10 млрд. На Западе обычно считается, что эти фирмы вкладывают деньги в США и Зап. Европе (прежде всего в Великобритании), тем самым полностью повторяя пример Японии. Японские фирмы действительно осуществляли капиталовложения прежде всего в США (50% всех инвестиций в 1987 г. и 40% в 1996 г.), и в Зап. Европу (соответственно 18 и 10%). Однако восточноазиатские фирмы вели себя совершенно по-другому. В 1988 г. фирмы Гонконга вложили в США лишь 10% своих инвестиций в Зап. Европу — ок. 2%, зато в др. страны ВА и ЮВА — 88%. В 1996 г. эти цифры не слишком изменились, разве что нежелание вкладывать деньги в индустриальные страны стало более заметным: соотв. 5%, 1% и 94%. Сингапурские фирмы вложили в 1988 г. в США 3% всего вывезенного капитала, в Европу — 13, а в ВА и ЮВА — 64%. В 1996 г. капиталовложения составили соотв. 5; 10 и 57%. Та же картина наблюдалась и в Таиланде — его фирмы вложили в экономику соседних стран в 1986 г. 75%, в 1996 г. 55% всего вывезенного капитала.

Лишь Юж.Корея и Тайвань в 80-е гг. напоминали Японию: в 1986 г. южнокорейские инвестиции в США составляли 44%, а тайваньские — 61% их общих инвестиций. Т.обр., большинство восточноазиатских стран демонстрировали скорее тенденцию регионализации в своих инвестициях, и только Юж. Корея и Тайвань пошли по пути глобализации. Однако к 1996 г. и они стали вкладывать основную часть капитала в ВА: южнокорейские фирмы направляли туда 43% инвестиций, а тайваньские — 39%. "Итак приходится заключить, что на самом деле в эпоху глобализации азиатские фирмы выбрали для себя стратегию не глобализации, а регионализации" (с.115).

Почему так произошло? Во-первых, сама ВА сейчас стала превращаться в быстрорастущий рынок сбыта, сохранив пока преимущества дешевого места произ-ва. Если зап. фирмы переносят сюда произ-во и строят здесь магазины, было бы странно для богатых азиатских фирм не делать то же самое. Во-вторых, восточноазиатским фирмам, как выяснилось, не так просто налаживать произ-во на Западе: это требует больших денег и заставляет действовать в непри-вычной атмосфере. Помимо всего прочего, современное произ-во требует быстрого взаимодействия между подразделениями фирмы — и лучше, если они находятся в относительной близости друг от друга. "Фирмы из Гонконга или Сингапура остаются все-таки азиатскими фирмами, пытающимися вести дела по всему миру, а не международными

фирмами, ведущими дела в Азии" (с.119). Создание подразделений в США или Зап. Европе для них является чем-то необычным; создание подразделений в Азии — привычное дело. Кроме всего прочего, очень многие восточноазиатские фирмы принадлежат этнич. китайцам и строят свои дела на давно существующей в Азии сети неформальных (в т.ч. и родственных) связей китайцев, живущих в разных странах. В США и Зап. Европе такой устоявшейся сети нет, несмотря на большое количество китайских эмигрантов.

Японские фирмы осуществляли инвестиции на Западе потому, что хотели обойти тарифные и нетарифные барьеры для своей продукции, создаваемые зап. странами, и сэкономить на издержках транспортировки товаров. В общем, они хотели быть ближе к потребителям. Южнокорейские фирмы и тайваньские фирмы руководствовались теми же соображениями. Заметим, что после азиатского фин. кризиса южнокорейцы и тайваньцы отложили множество проектов строительства заводов в Зап. Европе (в частности, в Великобритании). При этом они откровенно жаловались на то, что у них просто не хватает денег на такие дорогие проекты. Можно сказать, что японцы начали продавать свои товары на зап. рынки в 60—70-е гг. поневоле. Внутренний рынок Японии был очень беден, а рынок соседних восточноазиатских стран еще беднее. Приходилось продавать товары на Запад, даже идя на дополнительные расходы. Сейчас у восточноазиатских стран появился свой относительно богатый рынок. И на лишние расходы местным фирмам идти совершенно не выгодно, особенно учитывая ожесточенную американскую конкуренцию и европейскую конкуренцию. Когда последствия восточноазиатского кризиса будут полностью преодолены, местные фирмы вовсе необязательно вновь заинтересуются инвестиционными проектами на Западе. Скорее, они будут вкладывать еще больше денег в дешевое произ-во в соседних странах.

Опыт стран ВА позволяет по-новому взглянуть на соотношение глобализации и регионализации. И то и другое — это интернационализация произ-ва, т.е. перемещение производственных подразделений фирмы за границу. Это облегчает, в частности, экспорт и позволяет сделать произ-во более гибким (а иногда и более дешевым). Но регионализация произ-ва позволяет создавать подразделения и филиалы в большом кол-ве и в большом числе стран, просто потому что они ближе. Глобализация предполагает, что подразделения создаются на др. краю света — и таких подразделений обычно немного. Следовательно,

регионализация в любом случае имеет не меньшие перспективы, чем глобализация.

С.В.Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.