Научная статья на тему '2001. 01. 025. Эллиотт К. Коммерческая тайна онлайн. Elliott C. trade secrets online// new Zealand law J. Wellington, 2001. Febr. P. 37-40; March. P. 84-88'

2001. 01. 025. Эллиотт К. Коммерческая тайна онлайн. Elliott C. trade secrets online// new Zealand law J. Wellington, 2001. Febr. P. 37-40; March. P. 84-88 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА - И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 025. Эллиотт К. Коммерческая тайна онлайн. Elliott C. trade secrets online// new Zealand law J. Wellington, 2001. Febr. P. 37-40; March. P. 84-88»

2001.01.025. ЭЛЛИОТТ К. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ОНЛАЙН.

ELLIOTT C. Trade secrets online// New Zealand law j. - Wellington, 2001. - Febr. - P.37-40; March. - P.84-88.

В статье анализируется правовой режим информации, составляющей коммерческую тайну, на международном уровне и в различных странах; показано, какие дополнительные возможности и угрозы несет компьютеризация информации, составляющей коммерческую тайну, даны практические рекомендации по ее охране.

Международные договоры до недавнего времени мало касались защиты конфиденциальной информации. Исключение составляла ст.10-бис Парижской конвенции о защите от недобросовестной конкуренции. В Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) впервые введены положения об охране собственно конфиденциальной информации. Это произошло при сопротивлении развивающихся стран, выступавших за неограниченный доступ к информации, введение презумпции ее добросовестного использования и считавших, что конфиденциальная информация, не будучи общепризнанным объектом интеллектуальной собственности, не должна защищаться Соглашением. В соответствии со ст.39(2) Соглашения защитой пользуется информация, которая на законных основаниях контролируется физическими или юридическими лицами, если она секретна, т. е. не является известной или легко доступной лицам, обычно имеющим дело с такого рода информацией, обладает коммерческой ценностью ввиду ее секретности, и лица, ее контролирующие, предпринимают разумные меры для сохранения ее секретности. Субъекты, на законных основаниях контролирующие такую информацию, вправе предотвращать ее несанкционированное несовместимое с честной коммерческой практикой раскрытие, приобретение и использование (например, сопряженное с нарушением договора, злоупотреблением доверием). Ст.39 предоставляет государствам - членам ВТО возможность самостоятельно выбирать правовые средства защиты коммерческой тайны - от гражданско-правовых до уголовных санкций, предусмотренных, например, Законом США об экономическом шпионаже 1996 г.

Далее автор описывает правовое регулирование коммерческой тайны в странах общего и континентального права. В США определение коммерческой тайны (trade secret) содержится в Своде деликтного права. Это может быть формула, модель, способ, совокупность сведений, используемые лицом в своей коммерческой деятельности и дающие ему возможность получить преимущества перед конкурентами, не знающими

или не использующими их. В 1996 г. был принят Федеральный закон об экономическом шпионаже, которым была установлена уголовная ответственность за умышленное неправомерное приобретение коммерческой тайны, под которой подразумеваются любые формы и типы финансовой, деловой, научной, технической, экономической, проектной информации, не являющейся общественным достоянием, если ее обладатель предпринимает разумные меры для сохранения ее секретности.

В австралийской судебной практике принято анализировать шесть факторов для того, чтобы определить, является ли информация коммерческой тайной: насколько информация известна за пределами коммерческой деятельности компании; степень ее известности работникам компании и иным лицам, вовлеченным в ее хозяйственную деятельность; серьезность мер, принимаемых компанией для сохранения секретности информации; ценность информации для компании и ее конкурентов; значительность усилий и средств, вложенных компанией в создание информации; легко ли информация может быть приобретена другими лицами. Прецедентом 1985 г. проведена классификация информации на три группы: информация, которая в силу своей тривиальности или доступности из открытых источников не может разумно считаться конфиденциальной; информация, с которой работник должен обращаться как с конфиденциальной, но которая, будучи им усвоена, становится неотъемлемой частью его профессионального мастерства; коммерческая тайна, которая хотя и может быть усвоена работником, но и в случае его перехода на другую работу не может быть использована для чьей-либо выгоды кроме ее обладателя. Новизна информации не является необходимым условием ее охраны как коммерческой тайны; простота не исключает охраны. Напротив, один судья сказал: "Чем проще идея, тем скорее она заслуживает защиты".

Французское право выделяет три вида коммерческой тайны: секреты производства (secrets de fabrique), ноу-хау (savoir-faire) и конфиденциальная коммерческая информация. В отличие от общего права, французское право содержит ряд уголовных санкций за посягательства на коммерческую тайну, одновременно с которыми могут применяться гражданско-правовые средства защиты. Уголовная ответственность предусмотрена за разглашение секретов производства работником компании; посягательство на коммерческую тайну может квалифицироваться как кража, если изымается материальный носитель, на котором зафиксирована составляющая ее информация. Недобросовестное приобретение коммерческой информации может рассматриваться как недобросовестная конкуренция; по ст.ст.1382, 1383 Гражданс-

кого кодекса к ответственности за этот деликт могут быть привлечены не только конкуренты правообладателя, но и другие лица.

В Германии коммерческая тайна охраняется нормами Закона о недобросовестной конкуренции, предусматривающего уголовную ответственность; параллельно потерпевший может воспользоваться гражданско-правовыми средствами защиты. Закон предусматривает ответственность работников за злонамеренное разглашение коммерческой тайны, а также ответственность иных лиц за получение или использование секретов производства с применением технических средств, путем изготовления продукции с их использованием или похищения физического объекта, на котором зафиксирована информация, для личной выгоды, конкуренции или с целью причинения вреда правообладателю. Информация подлежит защите как секрет производства, если истец докажет, что она обладает коммерческой ценностью, не является общественным достоянием и что он намеревался сохранить ее в тайне.

Угроза утечки коммерческой тайны может исходить от партнеров по договорам о совместной деятельности, по переговорам о заключении лицензионных соглашений, от работников и консультантов, не являющихся работниками.

Автор дает некоторые практические рекомендации, как избежать посягательств на свою коммерческую тайну и обвинений в посягательствах на чужую. Компаниям следует тщательно документировать свои шаги в разработке новых технологий на случай обвинения в несанкционированном использовании чужих секретов. Документацию, касающуюся взаимоотношений с обладателями секретов производства, необходимо хранить отдельно от документации по собственным разработкам. При описании собственных продуктов и технологий следует избегать употребления оригинальной терминологии конкурентов. Посягательствам на свою коммерческую тайну можно противопоставить патентование своих технологий, включение в договоры трудового найма условий о конфиденциальности, о возвращении работником в случае увольнения всей документации и сообщении о новом работодателе, о неустойке, подлежащей взысканию с работника в случае нарушения договора или фидуциарных обязательств (чтобы избежать сложных подсчетов причиненных убытков). При проведении переговоров о передаче технологий следует их тщательно идентифицировать в соглашении о конфиденциальности (на случай, если лицензионный договор не будет заключен). Лицензиату рекомендуется настаивать на включении в договор условия о том, что в случае, если секрет производства станет общественным достоянием не по вине лицензиата,

его обязанность по выплате роялти прекращается. Передачу прав на запатентованные и незапатентованные объекты следует оформлять отдельными договорами во избежание превышения установленных законодательством сроков патентно-правовой защиты.

Специфика передачи информации через Интернет заключается в том, что информация может совершить перемещение по многим юрисдикциям, прежде чем дойдет до пункта назначения. Интернет достаточно гибок, чтобы избежать контроля. Информацией можно манипулировать, изменять ее, так что установить ее источник становится трудно; единовременно может быть скопирован весь комплекс информации о компании. Дополнительные меры безопасности, которые необходимо применять в электронной среде, - это тщательное шифрование информации, использование надежных систем удостоверения подлинности, организация службы, фиксирующей попытки несанкционированного доступа к информации, регулярное обновление средств безопасности.

При заключении договоров с иностранными партнерами нельзя забывать о специфике правового режима секретов производства в некоторых юрисдикциях. Например, в некоторых азиатских странах определенные виды лицензионных соглашений могут заключаться только с санкции публичной власти, а максимальные сроки выплаты роялти установлены императивно.

Е.Г.Афанасьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.