Научная статья на тему '2000. 02. 002. Вилениус М. Социология, модерность и глобализация энвайронментального изменения. Wilenius М. Sociology, modernity and the globalization of environ-mental change // Intern. Sociology. L. ,1999. Vol. 14, № 1. P. 33-57'

2000. 02. 002. Вилениус М. Социология, модерность и глобализация энвайронментального изменения. Wilenius М. Sociology, modernity and the globalization of environ-mental change // Intern. Sociology. L. ,1999. Vol. 14, № 1. P. 33-57 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (СОЦИОЛ.)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 002. Вилениус М. Социология, модерность и глобализация энвайронментального изменения. Wilenius М. Sociology, modernity and the globalization of environ-mental change // Intern. Sociology. L. ,1999. Vol. 14, № 1. P. 33-57»

2000.02.002. ВИЛЕНИУС М. СОЦИОЛОГИЯ, МОДЕРНОСТЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭНВАЙРОНМЕНТАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ.

WILENIUS М. Sociology, modernity and the globalization of environ-mental change // Intern. sociology. - L.,1999. - Vol. 14, № 1. - P. 33-57.

Маркку Вилениус (Финский центр исследования будущего. Финляндия) в своей статье пытается определить элементы, необходимые для социологического понимания глобального энвайронментального изменения (ГЭИ). Начинает он с главных факторов, способствующих возникновению ГЭИ. Первый фактор включает в себя развитие современной науки и технологии. Они возникают в раннем модерне, когда реальность (природа в самом широком смысле слова) становится объектом исследования, целью которого является не только ее изучение, но и изменение. Происходит сдвиг от божественной каузальности к объяснению, основанному на “законе природы”. Поиск знания осуществляется в эпоху модерна для создания нового, лучшего и более богатого общества. Увеличение знания о природе стало способом достижения большего контроля над ней. Идея прогресса эпохи модерна также включает в себя конструирование развитой техносистемы для достижения материального богатства.

Ко времени промышленной революции идея науки и технологии как средства развития общества уже была вполне осознанной. Модернизация, осуществляемая посредством науки, технологии, индустриализации и урбанизации, стала самодостаточной ценностью. Ни одна социальная система не могла оставаться стабильной перед лицом лучшего будущего. Достижение прогресса требовало интеграции науки и технологии с экономическим развитием.

Вторым фактором, способствовавшим возникновению ГЭИ, была экспансия капитализма по мере становления модерности. Каждая цивилизация имеет свою форму рыночной системы для обмена товаров. При капитализме рынки утратили большую часть своей специфики. Сегодня они превратились в абстрактный пространственно-временной принцип социального взаимодействия. Они больше не связаны с каким-то конкретным принципом. Только в эпоху модерна рынок занял столь важное место, приобрел универсальный характер. Такое изменение роли обмена привело к тому, что представление о преуспеянии неизменно отныне связывалось с технологией и рынком. Свобода выражается свободой потреблять.

Третий фактор возникновения ГЭИ - образование национальных государств. Некоторые ученые, например, Гидденс. считают национальные государства наряду с капиталистической экономикой главными силами модерности. Рождение национальных государств совпало с падением абсолютных монархий два столетия назад. Хотя экономические силы глобализации уменьшили внешнюю и внутреннюю власть национальных государств, они все еще имеют власть над своими гражданами, обладают информацией и промышленными технологиями. Во многих случаях возникновение интернациональных режимов, приводит к усилению власти национальных государств.

Четвертый фактор включает в себя рефлексивность (отражение) идентичности модерности. Рефлексивная индивидуализация

идентичности модерна обозначает эволюцию от простой модерности к рефлексивной модерности. Важным психологическим последствием социального порядка модерна является переход от ориентированной на общность традиционной идентичности к индивидуальной идентичности модерна. Трансформация идентичности модерна может иметь два важных последствия для наших взаимоотношений с окружающей средой. Во-первых, хотя мы все больше вынуждены доверять абстрактным системам в нашей повседневной жизни, наша непосредственная окружающая среда становится источником разнообразных рисков. Оценка возможного риска - центральный аспект нашей жизненной стратегии и планирования наших действий. Однако возникновение “рискованного” общества связано не только с увеличением числа рисков, с которыми сталкиваются индивиды. Оценка всего окружающего как источника рисков - важная психологическая черта индивида поздней модерности. Во-вторых, рефлексивность включает в себя мысленное отделение от существующих в пространстве и времени общностей. Поэтому индивид эпохи модерна живет в двух “мирах”: в мире повседневной локальной жизни и в воображаемом глобальном мире.

При обсуждении сущности поздней модерности Вилениус выделяет четыре темы: понятие общества риска, предложенное Ульрихом Беком; понятие “уничтожающего производства”, сформулированное Алленом Шнайбергом; роль национальных государств в эпоху модерности в трактовке Энтони Гидденса и идею субполитики и рефлексивной модерности Бека. Бек подчеркивает, что социолог должен рассматривать экологические проблемы не просто как проблемы окружающей среды, но и как проявление внутреннего мира общества.

Неопределенность присуща современной цивилизации, она проявляется в риске, опасности, индивидуализации и глобализации.

Бек осуждает модерность за то, что институты модерности не могут защитить нас от рисков, вызываемых наукой и технологией. Причину экологических проблем и социальных рисков он видит в том, что социальные институты, сформировавшиеся в первую фазу индустриальной модерности, не соответствуют институциональным потребностям процесса глобальной модернизации. Наука и научная перспектива, по мнению Бека, привели к возникновению военной технологии, что вызывает в контексте рефлексивной модернизации замену знания и планирования невежеством. Позиция Бека во многом пересекается с философией Маркузе и Хабермаса.

В начале 80-х годов неомарксист Аллен Шнайберг возложил ответственность за экологические проблемы на капиталистическую экономику, стремящуюся к увеличению прибыли, что приводит к “экологической дезорганизации”. Подход Шнайберга не дает подробного анализа индустриализма. В марксистском анализе глобальный индустриализм рассматривается как последствие капиталистической экспансии. В материалистической, исследующей капитализм социологии более подробный анализ предложил Лесли Склэр. Он попытался сформулировать глобальную социологию. Признавая роль капиталистического производства как главной причины ГЭИ, он обращает внимание на культурную идеологию консьюмеризма, поддержанную средствами массовой информации. Потребительский спрос индивидов - главная движущая сила капиталистического производства.

Э.Гидденс рассматривает капиталистическое производство и образование национальных государств как два наиболее важных организационных образования модерности. Формирование международных отношений после Первой мировой войны привело к образованию современной мировой системы. По мнению Гидденса, формирование национальных государств тесно связано с тремя решающими изменениями, имевшими место при переходе к модерности. Во-первых, политическая и социальная власть переместилась от городов к национальным государствам. Во-вторых, социально-классовая поляризация, организованная по оси деревня-город, исчезла. В-третьих, после возникновения промышленного урбанизма исчезла тесная связь между городом и природой; время и пространство стали товаром. Иначе

говоря, по мере образования национальных государств все жители города и деревни жили в окружающей среде, созданной человеком.

Национальное государство как политическая система было сформировано посредством рефлексивного мониторинга, благодаря которому суверенитет был поставлен в зависимость от признания других национальных государств. Эти фундаментальные изменения сформировали позицию национальных государств в современном мировом порядке. Национальные государства остаются главными игроками на мировой арене, поскольку они контролируют территорию и природные ресурсы. Позиция национальных государств как элементов модерности в эпоху глобализации находится под влиянием двух процессов: с одной стороны, под воздействием глобализации автономия национальных государств неизбежно будет уменьшаться; с другой стороны, во многих случаях международная кооперация позволяет государствам более эффективно отстаивать свои интересы.

Наряду с национальными государствами и созданными ими институтами не глобальной арене появились такие неправительственные организации, как Гринпис, правозащитные движения и др. Они позволяют индивидам участвовать в принятии политических решений помимо политической системы национальных государств. Этот способ политических действий называется субполитикой. Область субполитики создается индивидами, пытающимися организовать свою жизнь в соответствии со своими интересами, знаниями и контактами. Глобальная информационная система помогает индивидам выходить на глобальный уровень. Таким образом, наряду с глобализацией происходит возрастание значения индивида. На глобальной арене появилась, по мнению Бека, новая группа “мировой публики” или глобальных технологических граждан. Это - индивиды, действующие глобально, участвующие в глобальной политике и коммуникации через Интернет. Они создают новый моральный климат и борются с обществом риска.

Четыре фактора модерности связаны с энвайронментальной проблематикой. Во-первых, несмотря на то что наука и технология создают материальное благополучие и имеют высокий социальный авторитет, они являются главным фактором растущих рисков. Ядерная технология, например, помогает решить энергетическую проблему и является источником радиоактивного заражения. Во-вторых, рост капиталистической экономики ведет к истощению таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, газ, уголь. В-третьих,

национальные государства, особенно слаборазвитые, из экономических соображений мало думают об окружающей среде. В-четвертых, природа в обществе модерна рассматривается как природные ресурсы, которые человек должен охранять и эксплуатировать в своих интересах. Природа не имеет самостоятельной ценности и не ставится задача ее сохранения и сотрудничества с ней. Наука и техника могут сыграть большую роль в решении экологических проблем. Необходимо также повысить цену природных ресурсов, усовершенствовать налоговое законодательство. Государствам следует пересмотреть экологическую политику в соответствии с международными стандартами. Возрастает влияние индивидов на принятие экологических решений.

Формулируя свою позицию по поводу глобализации, Вилениус отталкивается от подхода Э.Гидденса. Под глобализацией Гидденс понимает интенсификацию мировых социальных отношений, в результате которой резко возрастает взаимосвязь стран и регионов. События, происходящие, например, в Латинской Америке, могут быть обусловлены ситуацией в Европе. Другим примером является то. что углекислый газ. появившийся в Финляндии, может оказаться в повой Зеландии. Важным последствием глобализации можно считать то, что политическую ситуацию в глобальной системе определяет международный капиталистический класс, состоящий из ведущих экспертов, политиков, предпринимательской элиты и т.д. Этот класс способен доминировать в определенном секторе индивидуальных стран. Политика глобальной системы может не совпадать с интересами конкретных стран.

Важным аспектом глобализации является углубление и усиление культурного, социального, экономического, технического

взаимодействия и взаимосвязи между институтами и индивидами. Образовалось так называемое “мировое сообщество”. Обычно глобализацию считают экономическим явлением. Валлерстайн считает капиталистическую экономику главным мотором глобализации. Государства, национальные общества не являются автономными структурами, а сформированы мировыми процессами. Электронные СМИ, Интернет сделали межличностные, культурные взаимосвязи более доступными, чем раньше, что привело к возникновению нового культурного способа человеческого существования. Такие изменения формируют культурную логику глобализации. Процесс глобализации

усиливает и делает более важными те, отмеченные выше факторы модерности, которые связаны с окружающей средой,

Подводя итог своей статье, Вилениус делает следующие выводы. Во-первых, глобализация энвайронментальных угроз и проблем предполагает глобальность изменений в природных процессах. Главное такое изменение - климатическое - вызвано деятельностью человека.

Накопление углекислого газа в атмосфере вызывает тепличный эффект, приводит к повышению средней температуры и может вызвать катастрофическое повышение уровня Мирового океана. Во-вторых, наука, авторитет которой всегда был основан на ее способности дать людям уверенность в будущем, стала источником неопределенности и сомнений. Например, неопределенность в оценках последствий накопления в атмосфере углекислого газа вызывает со стороны экологических организаций требование резкого сокращения промышленного производства. Характерно, что представители предпринимателей и экологи создают свои собственные научные методы, по своему интерпретируют одни и те же факты. Наука утрачивает вследствие этого свой авторитет, а ее утверждения перестают быть достоверными.

Экологические движения привели к тому, что можно назвать “экологической модернизацией”. Она основана на технологических и процедурных инновациях, используемых для решения экологических проблем. Идея рационализации экологических последствий промышленного производства, или политики государства стала повседневной практикой во многих странах и секторах бизнеса. Расширение и углубление экологической модернизации как политического проекта поможет сделать глобальное общество более безопасным. Глобализация создает предпосылки для преодоления ГЭИ, так как превращает человечество в единый организм.

П. Н. Фомичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.