МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ
2000.01.001. РОБЕРТСОН Р., ХОНДКЕР Х. ДИСКУРСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. ROBERTSON R. Discourses of globalization: Preliminary consideration // International sociology. — L.: SAGE, 1999. — Vol.13, N 1. — P.25-40.
Роланд Робертсон (Питсбургский университет, США), и Хабиб Хондкер (Национальный университет Сингапура, Сингапур) констатируют, что существует большое количество трактовок термина “глобализация”. Они рассматривают то, как понятие глобализации используется в теории глобального изменения. Несмотря на все попытки дать определение “глобализации”, серьезные исследователи мира как целого в исторической перспективе с трудом могут понять, чем они занимаются. Сложилась ситуация, когда понятие и теории, сформулированные в серьезной социальной науке, используются в популярной литературе так, что они теряют свою аналитическую ценность. Термин “глобализация” приобрел уничижительный оттенок, произошла глобализация “глобализации”. Глобализация стала почти универсальным термином. В разных регионах, обществах, дисциплинах он имеет свой специфический смысл. Рефлексивная теория глобализации должна учитывать это.
Термин “глобализация” употребляется в газетах, популярных книгах, телевидении, радио и Интернете вообще без всякого определения смысла. Часто под глобализацией понимают формирование единого финансового рынка, в котором отсутствуют любые границы, или установление глобальной однородности. Главная опасность такого подхода, состоит в том, что возникающая всемирная “политическая корректность” превращает местные социокультурные идентичности в нечто усредненно однородное. Тем не менее глобализация включает в себя и увеличение разнообразия. Это не отрицает наличия общих черт в
социальных институтах различных обществ в конце XX в. Однако это общее не означает глобального тождества.
Глобализация — это сложный процесс, включающий в себя интерпретацию тождества, и различия, универсализма, и частностей. В социологии часто рассуждают в терминах временного, диахронического перехода от частного к универсальному. Но существует необходимость привнести пространственные, синхронические подходы в
социологическое мышление и рассмотреть пространственный аспект особенностей и различий. В этом состоит суть трактовки глобализации авторами статьи. Они считают, что большая часть современного дискурса, глобализации сводит этот процесс к универсальным, формирующим однородность тенденциям.
В своей статье Робертсон и Хондкер рассматривают глобализационный дискурс в связи с: 1) региональными или цивилизационными контекстами, 2) академическими дисциплинами, 3) идеологическими диспутами и 4) дискурсами глобализации, касающимися половых различий. Обсуждение дискурсов глобализации включает в себя исследование предпосылок и риторических приемов “бесед о глобализации”. Несмотря на, появление большого числа теорий глобализации в последние годы, термин “глобализация” употребляется в самых разных смыслах. Поэтому любая серьезная попытка писать о глобализации должна, включать в себя анализ сходства, и различий между дискурсами глобализации.
По свидетельству Робертсона. в Японии в 1986-1988 г. глобализацию обычно переводили как “интернализация”. Термин “глобализация” не был широко распространен в Японии до конца 80-х годов и употреблялся в экономическом смысле. Робертсон с конца 60-х годов рассматривает культурные, политические и другие аспекты глобализации в длительной исторической перспективе. Он анализирует вклад разных цивилизаций в глобальную историю и в формирование современного мира. Это означает, в частности, что культуру нельзя считать простой реакцией на экономическую глобализацию. Напротив, в самом широком смысле слова культура — решающий аспект глобализации. При этом нельзя считать, что глобализация культуры — это установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает в себя культурные столкновения и противоречия. Конфликты и столкновения различных цивилизаций — главный фактор современного мира.
В самом общем смысле глобализация включает в себя “сжатие” мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром самого себя, с .другой стороны. Современная глобализация создает глобальное условие, в котором цивилизации, регионы, нации-государства, коренные народы, лишенные государственности, конструируют свою историю и
идентичности. В мире резко выросло ощущение собственной уникальности у народов и регионов. Можно сказать, что защита местных традиций и особенностей является глобальным феноменом. Однако поверхностное сознание отрицает, что местные традиции и особенности развития воспроизводятся в международных организациях и движениях. Глобализация укрепила нацию-государство как ведущего игрока на мировой арене. Это утверждение противоречит широко распространенному мнению, что глобализация разрушает нацию-государство. На самом деле, имеют место обе тенденценции: формирование мира без границ и укрепление нации-государства.
Националистические партии и движения в последние годы сильно укрепились. В какой-то степени рост национализма явился формой борьбы местных традиций с глобализацией. Однако в длительной исторической перспективе нация-государство развивалась как аспект глобализации. Глобальное развитие способствует проявлениям национализма. Нация-государство является аспектом глобализации, что проявляется в принципе национального самоопределения.
Когда глобализация рассматривается как процесс всемирной истории унификации, то часто она обсуждается в экономических терминах как новая форма экономического и культурного империализма, как вестернизация или американизация, как новый колониализм. Нужно отметить, что социальные движения, направленные против глобализации, наиболее заметны в США и других западных странах. С точки зрения теории глобализации антиглобалистские движения рассматриваются как важная черта процесса глобализации. Гост сопротивления глобализации делает сознание мира более единым. Глобальное сознание растет по мере увеличения сопротивления глобализации.
Большую часть социологической теоретической работы о глобализации проделали английские, скандинавские, австралийские и американские социологи. Это позволяет представителям .других стран говорить о глобализации как о новой версии вестернизации. Эта перспектива поддержана, декларацией Э.Гидденса, что глобализация — это следствие модернизации, а модерность — продукт развития Запада.
Робертсон, в отличие от Гидденса, считает, что существуют разные типы и формы модерности. Глобализация, по его мнению, не является формой вестернизации. Незападные цивилизации и общества также участвуют в процессе глобализации. Однако многие незападные страны считают глобализацию символом своих несчастий.
Комбинация подхода Гидденса. и допущения “недоразвитости” незападных регионов уязвима эмпирически. Она создает образ мира, разделенного на активные, господствующие и относительно пассивные элементы. Такой образ мира отрицает конструктивную роль в процессе глобализации якобы подчиненных элементов. Это означает, что на глобализацию списывают экологические, политические и культурные проблемы. Термину “глобализация” грозит утрата, научного смысла.
Авторы статьи, как уже отмечалось, выделяют четыре типа дискурса, глобализации. 1 К региональным или цивилизационным дискурсам авторы статьи относят те дискурсы, в которых понятию “глобализация” не уделяется главное внимание. Например, в последние годы в странах Африки, Азии и Латинской Америки обсуждается необходимость создания своей оригинальном социальной науки, которая учитывала, бы конкретные цивилизационные особенности. Такая социальная наука рассматривается как местное сопротивление западным, американским попыткам навязать свой универсальный дискурс. Дискурс коренных народов — важный аспект глобализации. В 80-е годы ООН привлекла международное внимание к коренным народам и народам, лишенным государственности. Были созданы международные
организации коренных народов.
Существуют противоречия в регионах. Примером такого противоречия является позиция французских интеллектуалов, которые считают угрозой французскому обществу и языку со стороны США использование термина “глобализация”. Поэтому они не участвуют в дискурсе глобализации. Позицию французских интеллектуалов можно считать французским альтернативным проектом глобализации. В связи с этим авторы статьи проводят аналитическое различие между всеобщим процессом глобализации и отдельными проектами глобализации. В странах Центральной и Восточной Европы также велико недоверие к глобализации, так как опасаются распространения западной культуры к утраты суверенности вследствие роста глобальной рыночной экономики. Подобные опасения существуют и в Бразилии.
2 В дисциплинарных дискурсах глобализации существует тенденция рассматривать процесс глобализации в рамках одной дисциплины. Наиболее очевидным примером является экономический дискурс глобализации, делающий акцент на росте глобальной капиталистической экономики. Особенно это характерно для американских социологов. Теоретики мир-системного подхода около 20 лет анализируют мировое развитие с помощью особой версии экономической истории. Их лидером является И.Валлерстайн. Необходимо отметить, что мир-системные теоретики и эмпирические исследователи не являются большими сторонниками понятия “глобализация”.
3 Идеологические дискурсы глобализации выступают за или против нее. Мир-системный подход приветствует современную капиталистическую мир-систему как необходимое условие для перехода. к мировому социализму. Левые видят в глобализации установление господства таких организаций, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация. Правые по-разному относятся к глобализации. Одни из них, например христианские консерваторы в США или националисты в разных странах, считают ее проявлением мирового зла. Другие видят в ней триумфальное шествие капитализма по всему миру.
4 Часть феминисток считают дискурсы глобализации проявлением
мужского господства. Однако по мере вовлечения женщин в международные организации и роста глобального женского движения это отношение меняется. Многие активные феминистки и
представительницы академических кругов понимают, что национальная и региональная ограниченность уменьшает власть и значение женщин. Отмеченные типы дискурсов глобализации характерны для западных стран, но похожие наблюдения можно сделать и на другом материале.
П.Н. Фомичев