Научная статья на тему 'Робертсон Р. , Хондкер X. дискурсы глобализации: предварительные размышления. Robertson R. , Khondker H. discourses of globalization: preliminary considerations// International Sociology. - L. , 1998. - Vol. 13, n 1. - P. 25-40'

Робертсон Р. , Хондкер X. дискурсы глобализации: предварительные размышления. Robertson R. , Khondker H. discourses of globalization: preliminary considerations// International Sociology. - L. , 1998. - Vol. 13, n 1. - P. 25-40 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1245
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Робертсон Р. , Хондкер X. дискурсы глобализации: предварительные размышления. Robertson R. , Khondker H. discourses of globalization: preliminary considerations// International Sociology. - L. , 1998. - Vol. 13, n 1. - P. 25-40»

Робертсон Р., Хондкер X.

ДИСКУРСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Robertson R., Khondker Н. Discourses of Globalization: Preliminary Considerations// International Sociology. -L., 1998. - Vol.13, HI 1. - P.25-40.

Роланд Робертсон (Питсбургский университет, США), и Хабиб Хондкер (Национальный университет Сингапура, Сингапур) констатируют, что существует большое количество трактовок термина "глобализация". Они рассматривают то, как понятие глобализации используется в теории глобального изменения. Несмотря на все попытки дать определение "глобализации", серьезные исследователи мира как целого с трудом могут понять, чем они занимаются. Сложилась ситуация, когда понятие и теории, сформулированные в серьезной социальной науке, используются в популярной литературе так, что они теряют свою аналитическую ценность. Термин "глобализация" приобрел уничижительный оттенок, произошла глобализация "глобализации". Глобализация стала почти универсальным термином. В разных регионах, обществах, дисциплинах он имеет свой специфический смысл. Рефлексивная теория глобализации должна учитывать это.

Термин "глобализация" употребляется в газетах, популярных книгах, на телевидении, радио и в Интернете вообще без всякого определения смысла. Часто под глобализацией понимают формирование единого финансового рынка, в котором отсутствуют любые границы, или установление глобальной однородности. Главная опасность такого подхода состоит в том, что возникающая всемирная "политическая корректность" превращает местные социокультурные идентичности в нечто усредненно-однородное. Тем не менее глобализация включает в себя и увеличение разнообразия. Это не отрицает наличия общих черт в социальных институтах различных обществ в конце XX в. Однако это общее не означает глобального тождества.

Глобализация — это сложный процесс, включающий в себя интерпретацию тождества и различия, универсализма и партикуляризма. В социологии часто рассуждают в терминах временного, диахронического перехода от частного к универсальному. Но существует необходимость привнести пространственные, синхронические подходы в социологическое мышление и рассмотреть пространственный аспект особенностей и различий. В этом состоит суть трактовки глобализации авторами статьи. Они считают, что большая часть современного дискурса глобализации сводит этот процесс к универсальным, формирующим однородность тенденциям.

В своей статье Робертсон и Хондкер рассматривают дискурсы глобализации в связи с: 1) региональными или циви-лизационными контекстами, 2) академическими дисциплинами, 3) идеоло-

гическими диспутами и 4) дискурсами глобализации, касающимися половых различий. Обсуждение дискурсов глобализации включает в себя исследование предпосылок и риторических приемов, применяемых в "беседах о глобализации". Несмотря на появление большого числа теорий глобализации в последние годы, термин "глобализация" употребляется в самых разных смыслах. Поэтому любая серьезная попытка писать о глобализации должна включать в себя анализ сходства и различий между дискурсами глобализации.

По свидетельству Робертсона, в Японии в 1986-1988 гг. глобализацию обычно переводили как "интернационализация". Термин "глобализация" не был широко распространен в Японии до конца 80-х годов и употреблялся в экономическом смысле. Робертсон с конца 60-х годов рассматривает культурные, политические и другие аспекты глобализации в длительной исторической перспективе. Он анализирует вклад разных цивилизаций в глобальную историю и в формирование современного мира. Это означает, в частности, что изменения в культуре нельзя считать простой реакцией на экономическую глобализацию. Напротив, в самом широком смысле слова культура — решающий аспект глобализации. При этом нельзя считать, что глобализация культуры — это установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает в себя столкновения культур и противоречия. Конфликты и столкновения различных цивилизаций — главный фактор современного мира.

В самом общем смысле глобализация включает в себя "сжатие" мира, с одной

стороны, и быстрый рост осознания миром самого себя — с другой. Современная глобализация задает глобальную рамку, в которой цивилизации, регионы, национальные государства, коренные народы, лишенные государственности, конструируют свою историю и идентичность. В мире резко выросло ощущение собственной уникальности у народов и регионов. Можно сказать, что защита местных традиций и особенностей является глобальным феноменом. Однако широко распространено мнение, что воспроизводство местных традиций и особенностей развития не может быть обеспечено международными организациями и движениями. Поэтому глобализация лишь укрепляет позиции национального государства как ведущего игрока в этом вопросе на мировой арене. Это утверждение противоречит другому не менее популярному мнению, что глобализация разрушает национальное государство. На самом деле имеют место обе тенденции: формирование мира без границ и укрепление национального государства.

Националистические партии и движения в последние годы сильно укрепились. В какой-то степени рост национализма явился формой борьбы местных традиций с глобализацией. Однако в длительной исторической перспективе национальное государство развивалось как важнейший аспект глобализации, что проявляется в принципе национального самоопределения. Глобальное развитие способствует проявлениям национализма. Когда глобализация рассматривается как процесс всемирной истории унификации, то часто она обсуждается в экономических терми-

нах как новая форма экономического и культурного империализма, как вестер-низация или американизация, как новый колониализм. Следует отметить, что социальные движения, направленные против глобализации, наиболее заметны в США и других западных странах. С точки зрения теории глобализации эти антиглобалистские движения рассматриваются как важная черта самого процесса глобализации. Рост сопротивления глобализации делает сознание мира более единым. Глобальное сознание растет по мере увеличения сопротивления глобализации.

Большую часть социологической теоретической работы по проблемам глобализации проделали английские, скандинавские, австралийские и американские социологи. Это позволяет представителям других стран говорить о глобализации как о новой версии ве-стернизации. Эта перспектива поддержана декларацией Э.Гидденса, что глобализация — это следствие модернизации, а модерн — продукт развития Запада. Робертсон, в отличие от Гид-денса, считает, что существуют разные типы и формы модерна. Глобализация, по его мнению, не является формой вестернизации. Незападные цивилизации и общества также участвуют в процессе глобализации. Однако многие незападные страны считают глобализацию символом своих несчастий.

Комбинация подхода Гидденса и допущения "недоразвитости" незападных регионов уязвима эмпирически. Она создает образ мира, разделенного на активные, господствующие и относительно пассивные элементы. Такой образ мира отрицает конструктивную роль в процессе глобализации

якобы подчиненных элементов. Это означает, что на глобализацию списывают экологические, политические и культурные проблемы. Термину "глобализация" грозит утрата научного смысла.

Авторы статьи, как уже отмечалось, выделяют четыре типа дискурса глобализации.

1. К региональным, или цивилиза-ционным авторы статьи относят те дискурсы, в которых понятию "глобализация" не уделяется главное внимание. Например, в последние годы в странах Африки, Азии и Латинской Америки обсуждается необходимость создания своей оригинальной социальной науки, которая учитывала бы конкретные цивилизационные особенности. Такая социальная наука рассматривается как местное сопротивление западным, американским попыткам навязать свой универсальный дискурс. Дискурс коренных народов — важный аспект глобализации. В 80-е годы ООН привлекла международное внимание к коренным народам и народам, лишенным государственности. Были созданы международные организации коренных народов.

Существуют противоречия в регионах. Примером такого противоречия является позиция французских интеллектуалов, которые считают угрозой французскому обществу и языку со стороны США использование термина "глобализация". Поэтому они не участвуют в дискурсе глобализации. Позицию французских интеллектуалов можно считать французским альтернативным проектом глобализации. В связи с этим авторы статьи проводят аналитическое различие между всеобщим процессом глобализации и отдельными

проектами глобализации. В странах Центральной и Восточной Европы также велико недоверие к глобализации, так как там опасаются распространения западной культуры и утраты своей суверенности вследствие роста глобальной рыночной экономики. Подобные опасения существуют и в Бразилии.

2. В дисциплинарных дискурсах существует тенденция рассматривать процесс глобализации в рамках одной дисциплины. Наиболее очевидным примером является экономический дискурс глобализации, делающий акцент на росте глобальной капиталистической экономики. Особенно это характерно для американских социологов. Теоретики мир-системного подхода около 20 лет анализируют мировое развитие с помощью особой экономической истории. Их лидером является И.Валлерстайн. Необходимо отметить, что мир-системные теоретики и эмпирические исследователи не являются большими приверженцами понятия "глобализация".

3. Идеологические дискурсы глобализации выступают за или против нее. Мир-системный подход приветствует современную капиталистическую

мир-систему как необходимое условие для перехода к мировому социализму. Левые видят в глобализации установление господства таких международных организаций, как МБ, МВФ и ВТО. Правые по-разному относятся к глобализации. Одни из них, например христианские консерваторы в США или националисты в различных странах, считают ее проявлением мирового зла. Другие видят в ней триумфальное шествие капитализма по всему миру.

4. Часть феминисток считают дискурсы глобализации проявлением мужского господства. Однако по мере вовлечения женщин в международные организации и роста глобального женского движения это отношение меняется. Многие активные феминистки и представительницы академических кругов понимают, что национальная и региональная ограниченность уменьшает власть и значение женщин. Отмеченные типы дискурсов глобализации характерны для западных стран, но похожие наблюдения, заключают авторы, можно сделать и на другом материале.

П.Н.Фомичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.