Научная статья на тему 'Мобильная социология Джона Урри'

Мобильная социология Джона Урри Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2805
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН УРРИ / JOHN URRY / МОБИЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / MOBILE SOCIOLOGY / МАНУЭЛЬ КАСТЕЛЬС / MANUEL CASTELLS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SOCIO-ECOLOGICAL ANALYSIS / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ECOLOGICAL MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тысячнюк Мария Сергеевна

Статья представляет собой обзор наиболее значимых работ Джона Урри основателя нового социологического направления под названием «мобильная социология». Обсуждаются основные понятия и методы мобильной социологии; разработки Урри сравниваются с теорией Мануэля Кастельса; рассматриваются возможности применения методов мобильной социологии к социально-экологическому анализу. Обсуждаются перспективы мобильной социологии для развития теории «жернова производства» Алана Шнайберга и экологической модернизации Артура Мола. В заключение делается вывод, что достижения мобильной социологии внесут большой вклад в развитие экологической социологии как субдисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mobile Sociology of John Urry

This article is a review of recent books of John Urry, founder of mobile sociology. Methods and statements of mobile sociology are discussed. Mobile sociology of John Urry is compared with sociology of networks developed by Manuel Castells. The possible application of mobile sociology's methodology to the analysis of environmental impacts is analyzed. It is argued that mobile sociology can be helpful in further development of the «treadmill of production» theory of Allan Schnaiberg and «ecological modernization» theory of Arthur Moll. Therefore, mobile sociology will foster development of environmental sociology as a sub-discipline.

Текст научной работы на тему «Мобильная социология Джона Урри»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

М.С. Тысячнюк

МОБИЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ДЖОНА УРРИ

Статья представляет собой обзор наиболее значимых работ Джона Урри — основателя нового социологического направления под названием «мобильная социология». Обсуждаются основные понятия и методы мобильной социологии; разработки Урри сравниваются с теорией Мануэля Кастельса; рассматриваются возможности применения методов мобильной социологии к социально-экологическому анализу. Обсуждаются перспективы мобильной социологии для развития теории «жернова производства» Алана Шнайберга и экологической модернизации Артура Мола. В заключение делается вывод, что достижения мобильной социологии внесут большой вклад в развитие экологической социологии как субдисциплины.

Джон Урри — основатель нового социологического направления «мобильная социология» (mobile sociology), которая изучает глобальные изменения и предлагает новые методы исследований, что делает его идеи важными как для социологов, так и для представителей других дисциплин. Еще в 90-е гг. ХХ в. он написал статью «Пристальный взгляд туриста» (Urry 1990), где проанализировал, как различные места массового международного туристического отдыха конкурируют между собой, стараясь привлечь как можно больше туристов.

Впоследствии Урри в книге «Потребление мест отдыха» (Urry 1995) рассмотрел, как люди становятся глобальными потребителями мест отдыха по всему миру. Они едут в определенные места, часто находящиеся очень далеко от территории их постоянного проживания, но ставшие символами успешного туризма. Это движение образует потоки, которые очень сильно меняют всемирные курорты и формируют мобильную экономику.

В 1998 г. Урри была написана статья «Глобализация и гражданство» (Urry 1998), в которой он анализирует процессы глобализации, выделяя несколько направлений. Первое направление — это глобализация стратегий, используемых транснациональными корпорациями (ТНК), которые характеризуются отсутствием принадлежности к каким-либо национальным государствам или национальным экономикам. Второе направление — это глобализация имиджей, например, реклама одних и тех же товаров по всему миру. Характерным примером глобализации имиджа является использование эмблемы в виде изображения Земли или глобуса, что презентируется как принадлежность ко всей планете. Третье направление — это глобализация идеологий, например, группы с определенными экономическими интересами, заинтересованные продвигать капитализм по всему миру, выдвигают лозунги, что глобализация

неизбежна, а национальные государства не должны регулировать глобальные рынки. Четвертое направление — это глобализация политической мобилизации, когда определенные группы начинают характеризовать ряд проблем как глобальные. Например, утилизация используемых в энергетике радиоактивных веществ пре-зентируется антиядерными НГО, как глобальная проблема, поскольку в настоящее время не существует безопасной технологии переработки и захоронения отходов, и они перевозятся из одних стран в другие.

И, наконец, пятое направление, это глобализация русел потоков. Остановимся кратко на термине «русло», введенном Урри. В данном контексте оно используется для обозначения английского слова «scape», которое в свою очередь является усеченным от «landscape» (ландшафт), где отделение слова «land» (земля) от слова «scape» (вид, пейзаж) характеризует отсутствие привязки термина «scape» к географическому пространству. Использование слова «scape» в англоязычном оригинале метафорично, а, как известно, метафоры не всегда возможно напрямую переносить из одного языка в другой, так как они отражают культурную специфику. На мой взгляд, слово «русло» наиболее точно отражает суть того, что Урри имеет в виду под термином «scape».

Термином «русло» Урри обозначает сети, включающие всевозможные машины, технологии, документы и т. п. В месте пересечения подобные русла образуют взаимосвязанные узлы. При этом потоки, текущие по руслам, пересекают как географические пространства государств, так и виртуальные пространства обществ. Образами основных глобальных русел служат транспортные системы, различные системы связи, глобально-информационные системы (ГИС) и т. п.

Во всех перечисленных работах Урри обосновывает концепцию образования пространства потоков из символов (sign), которыми обозначаются материальные и нематериальные объекты в совокупности с людьми — субъектами. Потоки передвигаются по руслам и вызывают реорганизацию капиталистических обществ. Он утверждает, что происходит сдвиг от социального порядка (власти людей) к информационному и коммуникационному порядку, от национального управления к глобальной дезорганизации. Этот сдвиг характеризует мобильную экономику, которая, в свою очередь, продуцирует изменение границ того, что понимается под глобальным и локальным.

В 2000 г. Урри написал основополагающую статью «Мобильная социология» (Urry 2000a) и книгу «Социология за пределами общества» (Urry 2000b). В них он рассматривает и переосмысляет социологию как науку, предсказывает, какой будет социология в ХХ! в. и раскрывает новые механизмы ее развития. Урри утверждает, что социология как дисциплина в ХХ1 в. столкнется с необходимостью осмысления и теоретизирования по поводу постоянного перемещения людских и символико-материальных потоков. При этом он отмечает, что некоторые перемещения не всегда желательны, как, например, движение мусора.

В мобильной социологии очень трудно работать с метафорой «общество», поскольку трудно установить границы того или иного общества. Отрицаем ли мы понятие «общество»? Что стоит за пределами общества? Такие вопросы задает Урри и ставит перед мобильной социологией задачи проанализировать эффекты корпоративности, воображаемую или виртуальную мобильность людей, передвигающихся на работу и отдых, для поддержки своих диаспор и избежания всяческих рисков (см. Социология за пределами общества гл. 3, 6).

Задачей социологии станет осмысление взаимопроникновения и связи этих многочисленных передвижений (мобильностей). Мобильности неизбежно трансформируют исторически сложившийся предмет социологических исследований. Если до недавнего времени социология фокусировалась на исследовании различных обществ и их характеристик, то мобильная социология развивает постобщественное направление и анализирует, как глобальные сети и потоки изменяют социальные структуры и их конструкты. Новый социологический метод определяет снижение

роли национальных обществ, которые всегда представляли базовый контекст для «обычной» социологии.

Раньше социология рассматривала национальные, региональные и местные социальные общности: государство рассматривалось как суверенное, правительство и граждане как принадлежащие определенной стране. При этом национальное государство через свое законодательство организовывало защиту прав граждан и выполнение ими своих обязанностей. Урри называет такое государство «государством-садовником».

Подобно тому, как садовник регулирует посадки: определяет, что и когда сажать, какие сорняки убирать, когда и какие плоды собирать, национальное государство-садовник уделяет большое внимание регулированию общества законодательством. При этом и социальные науки в целом, и социология в частности, являлись механизмом придания смысла такому обществу, облегчая «садоводство» или выращивание человеческих ресурсов общества. Социология рефлексировала, что должно культивироваться, и какие условия необходимы для выращивания определенных видов обществ.

По мнению Урри, при глобализации государство теряет роль «садовника» и принимает роль «лесничего», который с помощью «егерей» управляет мобильностью и регулирует миграцию «дичи» в пределах контролируемой и охраняемой территории. Т. е. государство все больше теряет желание быть «садовником» своего общества, а желает с наименьшими усилиями регулировать перемещения своих граждан. «Государство-лесничий» заинтересовано, чтобы у него в момент «охоты» было достаточно «дичи». В случае, если «дичи» становится мало, «государство-лесничий» готово разводить ее, подкармливать, ухаживать, но только до тех пор, пока ситуация не нормализуется. Урри утверждает, что в настоящее время все передвижения людей, капитала, культуры и технологий происходят вопреки регулирующим усилиям национальных государств.

Ярким примером «государств-садовников» Урри считает бывшие социалистические государства Восточной Европы во главе с «суперсадовником» СССР. В период холодной войны были выстроены прочные барьеры между ними и западными странами, что затрудняло даже культурные коммуникации. Это была социальная лаборатория, развивающая концепцию общества и роли в нем «государства-садовника». Но с падением Берлинской стены и развалом СССР эти общества подверглись влиянию разнообразных новых для них потоков, и дальнейшее замораживание передвижения людей и культур в Восточной Европе стало невозможным. Влияние Запада помогло гражданам этих государств выстроить новую идентичность и сконструировать коллективную память, а также найти новые пути развития и обрести новое понимание себя как общности.

Далее Урри отмечает, что в социологии социальное взаимодействие всегда рассматривалось в рамках пространственно-временных границ. Такое рассмотрение предполагало, что именно национальное государство определяет социальную организацию и социальные шансы индивидов. Считалось, что социальная структура общества определяется не только материальными, но и культурными компонентами: члены такого общества конструируют общую идентичность, которая определяется историей, культурой, языком и верой. Такое представление об обществе господствовало в социологии на протяжении последних двух веков и привело к созданию конструкта идентичности, в которой индивид, чтобы быть полноценным членом общества, должен иметь какую-либо национальную принадлежность. Но теперь «новая» социология рассматривает мобильные общности людей, включенных в потоки. Эти потоки пересекают внешние и внутренние границы обществ и создают новые временные и пространственные координаты.

Урри отмечает, что мобильность в большей степени горизонтальна, чем вертикальна. Поэтому мобильная социология пересматривает такие социальные категории, как класс, семья, гендерные отношения и т. д. Например, если женщина из му-

сульманской страны получила возможность работать в США, а муж нет, в такой семье, в случае переезда, могут радикально измениться тендерные роли, жена будет работать, а муж ухаживать за детьми. Таким образом, потоки людей определяются их различными стремлениями найти работу, жилье, развлечения, религию, семью вне границ национального государства. При этом они перемещают не только себя, но и материальные объекты — символы, в том числе информацию.

Книга Урри «Социология за пределами общества» развивает многие аспекты и концепции сетевого общества, изложенные Мануэлем Кастельсом в трилогии «Информационный век» (Castells1996, 1997, 1998). Пространство потоков как новый слой сетевого общества анализируется Кастельсом в терминах власти. Он утверждает, что пространство потоков доминирует над социальными практиками, поэтому действие потоков становится близко функциям власти. В этой книге Кастельс показывает, как глобальные сети и потоки трансформируют саму природу социальной жизни людей, которая уже не может представляться в пределах границы одной страны.

Урри, основываясь на этой концепции, предлагает ввести в нее новые социологические методы, которые помогли бы осмыслить дезорганизацию, глобальные потоки и уменьшающуюся значимость национального государства. Он рассматривает социальные сети как новую социальную морфологию обществ, где диффузия сетевой логики модифицирует процессы производства, структуры власти, опыт и культуру. Социальная морфология сетей может быть важнее, чем социальное действие.

Кастельс определяет, что в сети имеются взаимосвязанные узлы. В том случае, если люди находятся в узлах сети, они значительно больше вовлечены в глобализа-ционные процессы, чем люди за пределами этих узлов. Социальные сети при этом состоят не только из людей, а включают также информационные и другие технологии, которые создают материальную базу, определяющую морфологию сетей.

Последние, по мнению Урри, продуцируют комплексные связи между людьми и вещами с дальнейшим их взаимным слиянием и образованием русла. Урри приводит 5 типов русел. Первый — это системы морского, железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. Второй, это системы грузоперевозок, в том числе почтовая система. Третий, это кабельная система — телефонная, телевизионная и компьютерная, которая передает информацию и транслирует имиджи. Четвертый, это наземные и околоземные радиоволновые передачи информации, изображений и звука. Пятый — это спутниковые или внеземные радиоволновые и другие передачи символов.

Русла меняют пространственно-временные характеристики. Когда русла образованы, и траектории движения их потоков устоялись, тогда индивиды и особенно ТНК стремятся установить связь с этими руслами. ТНК обычно располагаются в местах, где есть аэропорты и большой поток перемещающихся через них людей, вещей и информации. Учебные заведения подключаются к Интернету. Индивиды приобретают телевизоры с большим количеством каналов. На перекрестке потоков, образующих сетевой узел, находятся и города.

По определенным руслам перемещается огромное количество различных потоков людей, информации, технологий, машин и вещей. В то же время, в местах, удаленных от основных русел и узлов, находится достаточно много людей, которые не установили с этими руслами и узлами никакой связи. Это рождает новое неравенство между людьми, пользующимися различными потоками. И если «старая» социология смотрит на это как на статическую картину, то мобильная социология смотрит на людей в зависимости от степени и динамики их включенности в тот или иной поток.

Урри цитирует Ульриха Бека (Beck 1992, 1998), утверждая, что социально-пространственные траектории не аналогичны. Те траектории, где проходят телекоммуникационные и транспортные связи, изменяют представления о пространстве и времени и создают информационно насыщенные туннели. При этом происходит изменение функций и значения территории, по которым они протекают.

Урри разделяет понятия «глобальные потоки» и «глобальные сети». Например, такие корпорации, как Макдональд, Кока-Кола и Экспресс-почта, являются сетями. В таких сетях в виде технологий, навыков и текстов одинаковый продукт переносится в места, контролируемые ТНК. Продукт производится в просчитанной, рутинизиро-ванной, стандартизированной, предсказуемой форме. При этом громадные ресурсы отводятся на рекламу, контроль качества, тренинг персонала, распространение корпоративного имиджа для сохранения постоянства формы.

В этом случае расстояние измеряется временем, которое требуется, чтобы попасть из одного узла глобальной сети в следующий. Такими же сетевыми свойствами обладают не только ТНК, но и крупные международные природоохранные неправительственные и некоммерческие общественные организации (экоНГО). Например, Гринпис имеет глобальную стратегию, проводит стандартизированные кампании и акции, культивирует имидж бескомпромиссной экоНПО во всех странах, где располагаются его офисы.

Картина движения в глобальных потоках отличается от картины движения в глобальных сетях. Глобальные потоки гетерогенны, непредсказуемы в плане мобильности людей, информации, денег, рисков, которые передвигаются хаотично через границы государств и регионов. У глобальных потоков нет определенной пространственно-временной точки, которой они должны достичь. Но, тем не менее, они влияют на структуру и функции различных русел. Урри сравнивает потоки в руслах с кровеносной системой, автору же данной рецензии представляется более правомерной аналогия с лимфатической системой, где имеются лимфатические узлы и проницаемые протоки.

Глобальные потоки имеют различные временные параметры, поскольку в различных потоках различная интенсивность движения людей, информации и предметов. Различные потоки пространственно и виртуально пересекаются, например, в аэропортах, отелях, банках, Интернет-сайтах, кабельном телевидении, банковских счетах, ресторанах и т.п., но при этом, если и объединяются, то только частично и временно.

Поскольку все потоки представляют собой гибриды субъектов и объектов, то людям трудно оценить значение, смысл и социальную роль процессов в пространстве потоков, потому что сами люди не всегда являются определяющей силой потока, а некоторые нематериальные составляющие потока определяют поведение и движение людей. Поэтому в мобильной социологии особое внимание уделяется отношениям «субъект-объект», при этом мир людей и мир физических объектов не разделяется. Нельзя отделить природу от человека, нельзя отделить искусственно созданные предметы или вещи от человека, и наоборот. Люди в отрыве от объектов не способны придать смысл потоку, поэтому «чистой» социальной реальности фактически не существует. Таким образом, нельзя рассматривать людей как создателей общества и нельзя рассматривать общество как институт, формирующий людей, как это было в «старой» социологии. Поэтому Урри считает, что традиционное понимание термина «общество» постепенно выйдет из дискурса.

Урри предлагает в рамках новых социологических методов изучать значения метафор, метафорическое мышление и метафорический язык. Социологическое исследование не может проходить без изучения метафор, поскольку метафора имеет интегрированную связь как с человеческим языком, так и с вещами. Такие метафоры, как «глобальная деревня», «ледниковый период», «диаспора», «чужаки», «картирование», «освоение», «государство-садовник» и «государство-лесничий» отражают глобальные процессы. В их характеристиках все больше выступают такие пространственные формации, как Земной шар и Космос, что повышает их роль и значимость. Метафоры «сети» и «потоки» также стали частью языка глобальности.

По мнению Урри, изучение метафорического языка помогает объяснить социальные процессы в глобальном мире. Поэтому нужно осознать и интерпретировать взаимопроникновение метафор «национальное» и «зарубежное», «национальные

проблемы» и «зарубежные проблемы». Такие метафоры, как «идентичность» и «социальные практики», также надо рассматривать в глобальном контексте, в отрыве от какого-либо гражданства. Именно такие задачи, по мнению Урри, стоят перед социологией как наукой в XXI в.

В книге «Социология за пределами общества». Урри подчеркивает, что новая социология должна считать материальные объекты акторами, а слияние субъектов и объектов — движущими силами социальных изменений (см. гл. 4). Новая социология направлена на изучение того, как:

— сети и потоки связаны в пространстве и времени (см. гл. 2, 3, 5);

— класс, гендер и этничность будут определяться под влиянием многообразных перемещений (см. гл. 5, 6, 8);

— мобильность людей, вещей, имиджей, рисков и т. д. влияют на то, как люди меняют место жительства (см. гл. 6);

— постоянные миграции и перемещения меняют понятие «гражданство», а также права и обязанности «гражданина» (см. гл. 7);

— нелинейные последствия могут проявляться вдали от породившего их источника (см. гл. 5, 8).

В своей следующей книге «Глобальные комплексности» (Urry 2003) Урри уделяет большое внимание обратным связям, взаимодействие между которыми нелинейно. В этой книге проводится мысль, что во всех глобальных системах сочетается организация и дезорганизация, а также глобальные системы характеризуются непредсказуемостью и отсутствием сбалансированности.

Теория глобальных систем, предлагаемая Урри, тесно связана с теорией рефлексивной модернизации. Урри утверждает, что в современном мире системы коммуникации и информации составляют основу повышающейся рефлексивности. Глобализация порождает новые институты, которые служат для осуществления функции рефлексивности, например, институты экспертизы по оценке локальных и глобальных изменений. При этом научный мониторинг отражается в культурной индустрии, которая формирует новые символы.

Рефлексивная модернизация развивается под влиянием глобальных потоков и кос-мополитичности вовлеченных в них людей. Космополитизм вытесняет культурную и национальную рефлексивность в контексте глобальных изменений. Происходит переосмысление и перемещение научной дискуссии от метафоры «общества риска» Бека (Beck 1992) к «культуре риска», которая оперирует трансграничными рисками, такими как, например, международный терроризм, загрязнение мирового океана, природные катаклизмы. Мир, организованный человечеством, балансирует на границе с хаосом. Культура риска не всегда несет отрицательную коннотацию, она также включает риски, которые несет с собой любой процесс инноваций при их внедрении, например, генетически модифицированные организмы (ГМО).

Таким образом, мир переживает сдвиг от модернизации и постмодернизации к рефлексивной модернизации, и от обществ — к сетям и потокам. Если концепты Кастельса связывают актора с локализацией, то Урри рассматривает проблемы в потоках, которые у него лишены точных пространственно-временных параметров. Книга Урри «Глобальные комплексности» больше похожа на философскую, чем на социологичесую. Изложенные в ней теории тяжело операционализировать и/или руководствоваться ими при проведении исследований. Поэтому автор рецензии для проведения полевых исследований предлагает опираться на теорию Кастельса и на ранние работы Урри, которые, с одной стороны, не отрывают социолога от локальности, с другой, обосновывают необходимость большого количества поездок в различные точки для изучения взаимоотношений глобальных акторов.

Книги и статьи Урри в настоящее время широко цитируются и интерпретируются различными исследователями. Его идеи особенно популярны в среде экологи-

ческих социологов. Артур Мол и Герт Спааргарен (Mol, Spaargaren 2003), развивающие теорию экологической модернизации, также работают в традиции социологии сетей и потоков. Они, так же, как и Урри, утверждают, что социология находится в состоянии изменения парадигмы.

Последний раз социологические подходы менялись Гидденсом, когда он в 1984 г. в книге «Конституция общества» (Giddens 1984) писал, что социология XIX в., основанная на взглядах и теориях Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, должна быть реинтер-претирована, чтобы быть способной теоретизировать послевоенное общество середины XX в. Он утверждал, что осмыслить послевоенное время можно только, если отойти от классической социологии и использовать новые социологические подходы.

Аналогичным образом Кастельс и Урри утверждают, что понять социальные процессы конца XX - начала XXI в. можно только, если переосмыслить социологические методы и концепции середины XX в. Так же считают и многие другие современные социологи. В их работах утверждается, что глобализация и информационные технологии реконструируют мир настолько, что социология, которая понимает общество как государство, становится устаревшей (Touraine 2003; Smelser 2003; Sassen 2002; Martinelli 2003; Макарычев 2003). Они рассматривают новую социальную морфологию сетевого общества и предлагают анализировать новые социальные институты. По мнению Мола, Спааргарена и автора рецензии, экологические социологи в настоящее время, благодаря концепции сетей и потоков, выйдут из маргинального состояния субдисциплины в доминирующее направление социологии, потому что у них уже сделано много работы в рамках теории сетей и потоков.

Экология традиционно изучала потоки вещества и энергии. Например, Рейчел Карлсон (Carlson 1997) в 1962 г. говорила о потоке пестицидов по цепи питания и объясняла, каким образом пестициды попадают на вершину пищевой цепи и вызывают рак у людей. Экологические социологи и экологи уже работали по изучению сетей и потоков, в то время как Урри только призывает этим заняться.

В традиции экологов и экологических социологов всегда был двоякий подход в изучении экологических потоков. Во-первых, они проводили анализ экологических потоков в терминах биологических наук и использовали биофизические термины, соединяя биологические и физические объекты. Например, под биогеоценозом понимается комплекс биоты (живые объекты) и абиоты (неживые объекты), неотъемлемой частью которого являются потоки вещества и энергии (круговорот веществ в природе). Во-вторых, экологи проводили анализ экологических потоков в терминах социальных наук, оценивая эффекты процессов модернизации и трансформации социальных институтов на состояние окружающей среды.

Экологическая социология с самого начала была мульти- и междисциплинарна и ориентирована на требования экологической политики. Именно поэтому не возникало серьезных барьеров между экологией и экологической социологией. На стыке экологии и экологической социологии возникли такие субдисциплины, как индустриальная экология, социальная экология и экологический системный анализ.

Во всех этих субдисциплинах ученых интересовали материальные субстанции и потоки в окружающей среде. Примером могут служить модели глобального изменения климата, где рассматривались вызванные человеческой деятельностью глобальные переносы определенных материальных субстанций, вызывающих локальные и глобальные климатические изменения. Потоки различных веществ также рассматривались в моделях загрязнения человеческой деятельностью воздуха, воды и почвы.

В экологической социологии примером анализа материальных и нематериальных потоков, в которых соединяются социальные практики и институты, может служить теория «жерновов производства» (treadmill of production) Алана Шнайберга. В 1980 г. он интерпретировал процессы и последствия капиталистической деятельности в терминах «добавок» (additions) и «извлечений» (withdrawals) (Schnaiberg 1980). Он

утверждал, что капиталистическое общество повинно в появлении в окружающей среде загрязнений («добавок»), использовании невозобновимых и переэксплуатации возобновимых природных ресурсов* («извлечений»). Например, использование нефти и газа невосстановимо.

Шнайберг фокусируется на изучении процессов капиталистического производства и их последствиях, в результате которых состояние окружающей среды ухудшается из-за потоков «добавок» и «извлечений», которые нарушают естественный природный баланс. Он утверждает, что потоки загрязнений и природных ресурсов являются неотъемлемой частью капиталистического общества. В последние годы Шнайберг и Голд развивают теорию «жерновов производства» в контексте глобальных изменений (Schnaiberg, Gould 2000). Они считают, что сети ТНК распространяются в развивающиеся страны и влекут за собой изменения направлений потоков «добавок» и «извлечений». Например, в результате рубок истощаются леса Амазонки, мусор из индустриальных стран направляется в Африку, а доходы от этого получают ТНК.

Теория экологической модернизации, так же, как и теория «жерновов производства», не отрывает анализ социальных практик от анализа материальных потоков. Основная идея этой теории состоит в том, что внедрение технологических инноваций и новых социальных практик может изменить потоки природных ресурсов, энергии, загрязнений и снизить негативное влияние производства на окружающую среду (Mol, Spaargaren 2003).

Хотя теория «жерновов производства» Шнайберга и теория экологической модернизации, развиваемая Молом и Спааргареном, во многом расходятся в понимании динамики институционального развития капиталистического общества и в оценке роли индустриального развития в целом, обе они оперируют понятием «потоки».

В гуманитарных науках в разные времена и в различных социальных теориях материальные объекты то анализировались, то исключались из анализа. С усилением глобализации исключать материальное становилось все труднее, это отмечено Урри в его теории сетей и потоков. Экологические социологи всегда рассматривали субъектов вместе с природными объектами, постоянно использовали экологические потоки как иллюстрацию глобальных потоков. Например, при использовании людьми машин выделяемые при сгорании топлива потоки углекислого газа ускоряют потепление климата. Как мы видим, те концепции, к которым только сейчас приходит социология сетей и потоков, в экологической социологии уже давно сформулированы.

Вместе с тем экологическая социология может использовать новые методы, предлагаемые мобильной социологией. Подходы, предлагаемые Кастельсом и Урри, могут помочь интерпретации явлений, изучаемых экологическими социологами. Например, теорию и методологию мобильной социологии можно использовать для изучения рынков экологически чистой продукции, поскольку эти «зеленые» рынки определяются не только экономическими законами, но и законами сетей и потоков.

По мнению автора рецензии, мобильная социология Урри обладает очень большим потенциалом для анализа экологических потоков. То, что уже было достигнуто в мобильной социологии, внесет большой вклад в развивающуюся сейчас экологическую социологию. Поэтому в будущем ученые, работающие в ключе мобильной социологии, и экологические социологи будут находить все больше точек взаимодействия.

* К невозобновимым природным ресурсам относятся ресурсы, которые не могут быть восстановлены природой после их изъятия для хозяйственных нужд (нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые), к возобновимым — те ресурсы, которые восстановимы природой после их изъятия человеком (леса, вода, воздух, солнечная энергия и т. д.)

Литература

Макарычев А. Периферийность, окраинность, маргинальность? // Космополис. 2003. № 3 (5). С. 30-40

Beck U. Risk Society. London: Sage, 1992.

Beck U. Risk Society. London: Sage, 1992.

Beck U. World Risk Society. Cambridge: Polity, 1998.

Carlson R. Silent Spring. New York: Thorndike Press, 1997 (1962).

Castells M. The Information Age: End of Millennium. Oxford: Blackwell, 1998.

Castells M. The Information Age: The Power of Identity. Oxford: Blackwell, 1997.

Castells M. The Information Age: The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell, 1996.

Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge: Polity Press, 1984.

Martinelli A. Global Order or Divided World Pressures for Continuity in the Context of Globalization // Current Sociology. 2003. Vol. 51. No 2. March. P. 95-100.

Mol A., Spaargaren G. Towards a sociology of environmental flows: a new agenda for 21st century environmental sociology // Paper presented at RC-24 Conference on Governing Environmental Flows. Wageningen, the Netherlands. 2003. June 13-14.

Sassen S. Global Cities and Diasporic Networks: Microsites in Global Civil Society // Global Civil Society Yearbook. Vol. 2. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 217-238.

Schnaiberg A. The Environment: From Surplus to Scarcity. New York: Oxford University Press, 1980.

Schnaiberg A., Gould K. Environment and Society. The Enduring Conflict. The Blackburn Press, 2000.

Smelser N.J. Pressures for Continuity in the Context of Globalization // Current Sociology.2003. Vol. 51. 2. March. P. 101-112.

Touraine A. Sociology without Societies Pressures for Continuity in the Context of Globalization // Current Sociology. 2003. Vol. 51. No 2. March. P. 123-131.

Urry J. Consuming Places. London: Routledge, 1995.

Urry J. Global Complexities. Oxford: Blackwell, 2003.

Urry J. Globalization and citizenship // Paper given to World Congress of Sociology, Montreal. July 1998. http://www.comp.lancaster.ac.uk/sociology/soc009ju.

Urry J. Mobile Sociology // British Journal of Sociology. 2000a. Vol. 51. No 1. January/ March. P. 185-203.

Urry J. Sociology Beyond Societies. London: Routledge, 2000b.

Urry J. The Tourist Gaze. London: Sage, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.