Научная статья на тему '2000. 01. 027. Говер Дж. , харей П. Нехватка американских инженеров: насколько это реально? Gover J. , huray P. G. The us engineers shortage – how real? – Research-technology management. – Lancaster, 1998. – Vol. 41, n 6. – P. 9-14'

2000. 01. 027. Говер Дж. , харей П. Нехватка американских инженеров: насколько это реально? Gover J. , huray P. G. The us engineers shortage – how real? – Research-technology management. – Lancaster, 1998. – Vol. 41, n 6. – P. 9-14 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРЫ И ТЕХНИКИ ПОДГОТОВКА США / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 01. 027. Говер Дж. , харей П. Нехватка американских инженеров: насколько это реально? Gover J. , huray P. G. The us engineers shortage – how real? – Research-technology management. – Lancaster, 1998. – Vol. 41, n 6. – P. 9-14»

2000.01.027. ГОВЕР ДЖ., ХАРЕЙ П. НЕХВАТКА АМЕРИКАНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ: НАСКОЛЬКО ЭТО РЕАЛЬНО?

GOVER J., HURAY P.G. The US Engineers shortage - how real? - Research-technology management. - Lancaster, 1998. - Vol.41, N 6. - P.9-14.

В статье речь идет о проблемах кадров инженеров и их занятости в США. Один из авторов статьи, Дж.Говер, возглавляет факультет электро- и компьютерной техники в университете Кеттеринг (штат Мичиган), ранее по заданию конгресса США разрабатывал проблемы развития научной и технологической политики. Другой автор П.Харей, известный профессор физики и инжениринга, преподает в университете Южной Каролины (штат Колумбия). В качестве физика и инженера он пять лет работал в Управлении по научной и технической политике при Белом доме.

Как пишут авторы статьи, 30 лет назад, когда в Америке начался экономический подъем, или во времена, когда она ощущала военную, экономическую или технологическую угрозу, в стране наблюдалась острая нехватка инженеров. Потребовались срочные меры, чтобы восстановить баланс между спросом и предложением. Конгресс отреагировал на это, подняв квоту для инженеров-иностранцев и студентов-иностранцев, окончивших американские вузы.

"Поскольку сейчас США опять вступили в период, когда можно говорить об очередном дефиците инженеров, то следовало бы взвесить все "за" и "против" иммиграции в США иностранных инженеров. Мы осмеливаемся заявить, что, во-первых, увеличение числа иностранных инженеров и иностранных студентов, обучающихся в американских институтах инженерным наукам, может быть разрешено только в крайнем случае; во-вторых, должна быть разработана национальная программа переподготовки ученых и инженеров и продления срока их трудовой деятельности до 70 лет" (с.9).

Вспоминая недавнюю историю, авторы пишут о том, что после запуска Советским Союзом первого спутника, американцы были не на шутку встревожены лидерством русских в области науки и технологии. Технические вузы срочно расширили прием студентов на инженерные факультеты, высадка космонавтов на Луну стала главной национальной целью Америки, а президент Кеннеди лично обратился к молодежи с речью, в которой объяснил, что сейчас ее задача - сделать себе карьеру в области инжениринга.

В конце 80-х годов ННФ США сделал вывод, что стране опять не хватает ученых и инженеров. В 1990 г. конгресс принял закон об иммиграции, который увеличил квоту въезжающих в страну работоспособных иммигрантов с 54 тыс. до 140 тыс. в год, отдавая предпочтение в первую очередь техническим специалистам и высококвалифицированным рабочим, вследствие этого более половины всех выпускников американских инженерных колледжей теперь составляют иностранцы.

В 1995 г. американский эксперт Д.Норт (North), финансируемый Фондом Слоана (Sloan Foundation), сделал вывод, что инженеры-иностранцы, посещающие американские высшие школы, свели на нет попытки правительства вовлечь в науку и инжениринг больше коренных американцев, женщин и представителей американских меньшинств, особенно испанцев и афроамериканцев. Авторы статьи прогнозируют, что в середине следующего столетия именно испанцы и афроамериканцы составят приблизительно 40% всего американского населения, а большинство жителей двух самых больших штатов - Калифорнии и Техаса - будут испанцы.

В 1997 г. Американская ассоциация по информационным технологиям (Information Technology Association of America) объявила, что в стране 10% рабочих мест в областях, связанных с информационной технологией, остаются незамеченными из-за нехватки достаточно квалифицированных специалистов. Другие организации, и в частности департамент труда (Department of Labor), также подтверждают, что в настоящее время наблюдается значительный дефицит знающих специалистов. Авторы предполагают, что частично решить эту проблему можно было бы путем увеличения зарплаты ученым, инженерам и специалистам в области компьютерных наук. Можно также уменьшить плату за обучение инженерным специалистам, сократив зарплату медицинским работникам, менеджерам, юристам, финансистам и т. п. Какие-то меры нужно предпринимать безотлагательно, так как "невысокая и не имеющая тенденцию к росту зарплата не привлекает молодых людей сделать карьеру в инжиниринге, как и нестабильность инженерных профессий на рынке труда, отсутствие ресурсов для эффективной переподготовки кадров, а главное, отсутствие интереса у компаний в этой переподготовке, возрастная дискриминация" (c.11).

Таким образом, согласно выводам Дж.Говера и П.Харея, профессия инженера на данный момент является малопривлекательной для студентов - коренных американцев, которые предпочитают профессии юристов и бизнесменов. А инженерные профессии в основном

приобретают иностранцы. Согласно данным Института электротехники и электроники, в некоторых государственных университетах США число студентов-иностранцев, получивших инженерное образование, доходит до 75%, а среди эмигрантов с высшим инженерным образованием, ежегодно приезжающих в Америку, подавляющее большинство составляют выходцы из Азии. Приводя эти данные, авторы статьи оговариваются, что они ни в коем случае не хотят выглядеть расистами или одержимыми ксенофобией. Просто они считают необходимым для Америки выращивать свои собственные инженерные кадры. Они поддерживают точку зрения Ч.Элдона (ЕИоп), утверждающего, что студенты-иностранцы, желающие получить инженерное и научное образование, должны полностью оплачивать свою учебу в США и возмещать по окончании учебы расходы общественных фондов, поддерживающих их во время учебы. А для инженеров - коренных американцев - следует инициировать национальную программу переподготовки инженеров и ученых в области технических специальностей.

Е.Рачкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.