Научная статья на тему 'Иммигранты на американском рынке труда'

Иммигранты на американском рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1042
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / США / РАБОЧАЯ СИЛА / БЕЗРАБОТИЦА / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / IMMIGRATION / US / LABOR FORCE / UNEMPLOYMENT / IMMIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петровская Наталья Евгеньевна

В статье рассмотрены основные тенденции иммиграции в США. В фокусе внимания занятость лиц, родившихся за пределами США, их участие в рабочей силе, безработица среди иммигрантов. Проанализированы особенности иммиграционной политики США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMIGRANTS AT THE AMERICAN LABOR MARKET

The article provides analysis of basic immigration trends in US, with focus on foreign born persons employment, their participation in the American labor force; immigrant’s unemployment. It also examines main peculiarities of US immigration policy.

Текст научной работы на тему «Иммигранты на американском рынке труда»

ИММИГРАНТЫ НА АМЕРИКАНСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

Аннотация В статье рассмотрены основные тенденции иммиграции в США. В фокусе внимания занятость лиц, родившихся за пределами США, их участие в рабочей силе, безработица среди иммигрантов. Проанализированы особенности иммиграционной политики США.

Ключевые слова: иммиграция, США, рабочая сила, безработица, иммиграционная политика.

IMMIGRANTS AT THE AMERICAN LABOR MARKET

Annotation. The article provides analysis of basic immigration trends in US, with focus on foreign born persons employment, their participation in the American labor force; immigrant's unemployment. It also examines main peculiarities of US immigration policy.

Keywords: immigration, US, labor force, unemployment, immigration policy.

Международная миграция населения представляет как вызовы, так и новые возможности для принимающих мигрантов стран, что в полной мере относится к национальным рынкам труда. Приток мигрантов исторически является одним из важнейших ресурсов рабочей силы в Соединенных Штатах - стране, принимающей около 20 % всех мигрантов мира. В статье рассмотрены участие иммигрантов в рабочей силе по различным социально-демографическим группам населения, уровень безработицы, а также особенности проводимой иммиграционной политики. Исследование позиций иммигрантов на американском рынке труда, проводимой политики в данной области важно и в контексте определения круга мер, представляющих практический интерес для оптимизации отечественной иммиграционной политики.

Более высокий, чем во многих странах мира уровень развития человеческого потенциала и оплаты труда, возможности получения качественного образования, приобретения и применения востребованных профессиональных навыков ежегодно привлекают в США в среднем около 1 млн иммигрантов [6]. К 2015 г. в США насчитывалось 42,2 млн иммигрантов [11]. Их масштабный приток сопровождается существенными различиями в региональном распределении мигрантов по американским городам и штатам: при доле иммигрантов в общей численности населения 13,2 %, в ряде штатов, в том числе в Калифорнии, Нью-Йорке, Нью-Джерси, этот показатель превышает 20 %, а в некоторых городах, например, в Сан-Франциско, Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе, составляет более 30 % (в Сан-Франциско, Нью-Йорке - 35 %, в Лос-Анджелесе - 40 %) [2].

По статусу пребывания проживающих в США, но родившихся за их пределами, людей можно подразделить на следующие группы, каждая из которых, в той или иной степени, в отдельные периоды жизни занята трудовой деятельностью: натурализованные граждане Соединенных Штатов - те, кто получил американское гражданство, лица, получившие «вид на жительство», дающий право на постоянное жительство и работу, нелегальные иммигранты. Кроме того, в США находятся временно работающие иностранцы. По данным Бюро трудовой статистики Министерства труда США, в 2015 г. иммигранты составляли 16,7 % рабочей силы страны, и их роль на американском рынке труда возрастает. В августе 2016 г. уровень безработицы среди родившихся за пределами США - 4,4 % (см. табл. 2) был даже ниже, чем среди родившихся в самих Соединенных Штатах [11].

УДК 331.5, 314.7 Н.Е. Петровская

Natatya Petrovskaya

© Петровская Н.Е., 2016

Таблица 1

Иммигранты на рынке труда в США [11]

Группы населения Уровень безработицы Участие в рабочей силе среди ро-

США среди родившихся за пределами США дившихся за пределами США

В возрасте 16 лет и старше 4,9 65,2

16-24 10,0 51,3

25-34 5,0 73,9

35-44 4,2 78,5

45-54 4,1 80,0

55-64 5,0 67,1

65 и старше 5,4 19,6

Белое население 4,0 58,7

Чернокожее 7,4 70,8

Азиатского происхождения 3,7 62,6

Испаноязычного, латинского проис- 5,4 68,2

хождения

Мужчины 4,5 78,2

Женщины 5,6 52,9

Как видно из таблицы 1, уровень безработицы и участия в рабочей силе существенно различается по гендерно-возрастным, расово-этническим группам населения. При этом участие в рабочей силе иммигрантов в последние годы даже выше, чем у тех, кто родился в США - 65,2 %, а у испано-язычного населения - 68,2 %, у чернокожего - превышает 70 %.

Несмотря на рост занятости женщин в США в последние десятилетия, повышение их образовательного уровня, гендерный разрыв на американском рынке труда остается весьма высоким [1]. Эта ситуация характерна и для иммигрантов. Среди мужчин, родившихся за пределами США, участие в рабочей силе мужчин достигает 78,2 %, аналогичный показатель для женщин составляет 52,9 %; а уровень безработицы среди женщин, родившихся за рубежом, выше, чем среди мужчин, родившихся за рубежом (см. табл. 2).

Существенно различаются позиции на американском рынке труда среди представителей разных возрастных категорий населения. Одной из наиболее уязвимых групп населения остается молодежь [4]. Особенно это ощущается в кризисные годы. В посткризисный период уровень безработицы в этих группах населения снизился, но остался значительно выше, чем в среднем по стране. Уровень безработицы среди чернокожих афроамериканцев в возрастной категории 16-19 лет в апреле 2013 г. достиг 40,5 % [7]. Среди 16-24-летних участников рынка труда, родившихся за рубежом, уровень безработицы вдвое выше, чем среди прибывших из других стран работников всех возрастов (см. табл. 2).

В миграционных потоках, в том числе прибывающих в США, растет доля лиц с высшим образованием. В первом десятилетии XXI в., например, в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля лиц с высшим образованием среди жителей иностранного происхождения возросла с 25 % до 30 %. Повышение образовательного уровня значительно расширяет возможности трудоустройства иммигрантов, увеличивает шансы на более высокооплачиваемую работу [3]. По данным международных исследований, для молодых людей, вступающих в трудовую жизнь, период трудоустройства на стабильную работу занимает в среднем 19 месяцев. Молодежь с университетским образованием может устроиться на работу в три раза быстрее, чем те, у

кого нет такого диплома [8]. По образовательной подготовке на уровне полной средней школы иностранная рабочая сила в целом уступает аналогичной подготовке коренных американцев. Лишь 17 % иностранцев в возрасте 25-64-х лет, прибывших в США, получили образование в колледже, в сравнении с 30 % - среди коренных американцев, при этом 27 % не иностранцев не имеют даже полного среднего образования, в сравнении с 7 % коренных американцев. Вместе с тем на более высоком образовательном уровне эти показатели сближаются: степень бакалавра и выше имеют 33 % иностранной рабочей силы и 36 % коренных жителей США [5].

Таблица 2

Показатели занятости и безработицы иммигрантов в 2016 г. [13]

Показатели Родившиеся за преде- Родившиеся за преде- Родившиеся за преде-

лами США в возрасте лами США в возрасте лами США в возрасте

16 лет и старше, ав- 16 лет и старше, ав- 16 лет и старше, ав-

густ 2016, всего густ 2016, мужчины густ 2016, женщины

Гражданская рабочая сила, 27,336 15,888 11,449

млн чел.

Участие в рабочей силе, % 65,4 78,6 53,1

Занятое население, млн чел. 26,134 15,367 10,766

Уровень занятости (относи- 62,6 76,0 49,9

тельно численности населе-

ния), %

Число безработных, млн чел. 1,203 0,520 0,683

Уровень безработицы, % 4,4 3,3 6,0

Одной из особенностей притока иммигрантов является их вклад в интеллектуальный потенциал США. Масштабная иммиграция интеллектуальных ресурсов привела, например, к весьма ощутимому увеличению доли лиц иностранного происхождения в составе занятых на научно-инженерных должностях - до 27 %, а среди иммигрантов, имеющих докторскую степень - до 43 % [12].

Стоит также отметить, что американские работодатели привлекают не только высококвалифицированных специалистов, но и тех, кто находится в противоположной нише рынка труда, и соглашается на виды работ, занимающие низкие позиции в рейтингах трудоустройства, в том числе в аграрном секторе, в сфере строительства, и т.п.

Однако приток иммигрантов далеко не однозначно оценивался на разных этапах развития Соединенных Штатов. Проблема иммиграции традиционно занимает одно из ключевых мест в общественно-политической жизни США. Если обратиться к истории, то в 1820 г. насчитывалось 8,4 тыс. прибывших иностранных граждан, а в 1905 г. - уже больше 1 млн чел., в 1907 г. - 1,3 млн иммигрантов. Ограничивающие иммиграцию законы, вступившие в силу после первой мировой войны резко снизили число иностранцев, которые могли въехать на постоянное жительство, до конца второй мировой войны жесткие квоты строго лимитировали въезд в США, и число иммигрантов ни разу не достигло даже 100 тыс. чел. в год [9]. В послевоенный период численность иммигрантов возрастала. Вклад иммиграции в прирост населения страны, а значит, и в ее трудовой потенциал, существенно возрос. Были и попытки легализации незаконно проживающих в США, например, в 1986 г. (в годы президентской администрации Р. Рейгана), легальный статус получили те, кто въехал в Соединенные Штаты до 1972 г.

В период 70-х-80-х гг. прошлого века иммигранты обеспечили 22 % прироста населения 1970-е гг. и 37 % в 1980-е гг. В первом десятилетии нынешнего столетия около трети прироста насе-

ления в США приходилось на иммигрантов. В докладе С. Камароты, директора исследовательского Центра по изучению иммиграции, дан прогноз влияния иммиграции на рост населения США до 2060 г. Согласно данному прогнозу, современные масштабы иммиграции могут способствовать росту населения Соединенных Штатов в этот период до почти 470 млн чел., при этом 63 % прироста населения за этот период будет приходиться на долю будущих иммигрантов и их потомков [10].

Начиная с 2001 г., число лиц, ежегодно получающих постоянный вид на жительство, составляло в среднем около одного миллиона человек. По разным оценкам, еще около 300 - 400 тыс. чел. ежегодно прибывало в Соединенные Штаты нелегально. По данным Департамента внутренней безопасности США, в этой группе преобладают латиноамериканцы, в том числе из Мексики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, других стран. Среди основных поставщиков иностранной рабочей силы из стран Северной Америки - Мексика; из стран Южной Америки - Парагвай, Боливия, Колумбия; из стран Азии - Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Вьетнам; с территории стран Ближнего Востока - Египет, Ливан, Иордания; из стран Африки - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, Ботсвана; из стран Европы - Польша, Португалия, Италия, Ирландия, Испания.

Продолжающийся приток иммигрантов в США имеет все большее значение для формирования рабочей силы, вместе с тем, одной из наиболее часто обсуждаемых проблем остаются и негативные последствия иммиграции, в том числе ухудшение криминогенной обстановки в результате нелегальной иммиграции. Кроме того, теоретически приток рабочей силы может усилить безработицу, однако исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что обычно родившиеся в США и иммигранты занимают разные ниши на ранке труда и не так часто конкурируют. Стоит также учитывать, что приток иммигрантов создает дополнительный спрос, а значит, и рабочие места. К безусловно позитивному влиянию можно отнести иммиграцию интеллектуальных ресурсов, в том числе специалистов высшей квалификации в разных областях деятельности и исследователей. Притоку «умов» благоприятствуют не только высокий уровень оплаты труда, но и условия труда, материально-техническое обеспечение научных центров и лабораторий.

В основе современной иммиграционной политики остается система предпочтений - воссоединения семей, предоставления убежища, поддержания этнического разнообразия, предоставления рабочих мест. Закон об иммиграции 1965 г. (Immigration and Nationality Act) упразднил систему национальных квот при сохранении общих количественных ограничений и установил с 1 июня 1968 г. систему преференций. Основными условиями допуска в страну стали, наряду с наличием в США ближайших родственников, профессиональные и квалификационные характеристики потенциальных иммигрантов, их научные достижения, востребованность на американском рынке труда. Высококвалифицированным специалистам было отведено 10 % ежегодного лимита. Принятый в 1990 г. Закон об иммиграции (Immigration Act of 1990 также содержал пункты, содействующие трудовой иммиграции, прежде всего лиц определенных профессий, квалификации, которые требуются американской экономике. Закон 1990 г. способствовал, в частности, предпочтительному въезду в США высококвалифицированных кадров, в том числе инженеров, технологов, деятелей культуры и искусства, спортсменов, менеджеров, других профессионалов.

В период правления администрации Б. Обама иммиграционная политика была одним из приоритетных направлений. Однако в период первого президентского срока в центре внимания оказались проблемы, связанные с глобальным кризисом. Иммиграционная реформа, остававшаяся в повестке и второго президентского срока Б. Обамы, предполагала упрощение процедуры получения гражданства, одновременно - ужесточение ответственности за незаконное пересечение границы, усиление пограничного контроля, повышение ответственности федерального правительства за безопасность границ, совершенствование систем сбора данных об иммигрантах, привлечение в страну квалифицированных востребованных специалистов. Предполагалось, что нелегалы смогут получить

временный статус зарегистрированного иммигранта с возможным продлением. После 10 лет проживания в США, имея такой статус, иммигранты смогут получить право на постоянное проживание и работу в США, а еще через несколько лет - право подать документы для получения американского гражданства. Процесс получения нового статуса нелегалами предусматривал следующие этапы: проверка на криминальное прошлое, предоставление биометрических данных, выплата всех задолженностей по налогам. Из других предполагавшихся мер можно выделить следующие: укрепление американо-мексиканской границы, усиление борьбы с международной преступностью, борьбу с подделкой документов, улучшение работы миграционных судов, ужесточение визового контроля. Задачи совершенствования иммиграционной политики остаются и для новой администрации. Ожидается, что дальнейшее упрощение притока в страну профессионалов будет способствовать поддержанию национальной конкурентоспособности Соединенных Штатов и укреплению их позиций в мире.

Библиографический список

1. Баллаева, Е. А. Экономика и социальная политика: гендерное измерение. Курс лекций / Е. А. Баллаева, Т. Л. Горбачева, К. Д. Крылов [и др.]; под ред. Малышева М. М. - М. : Academia, 2002. - 288 с. - ISBN 587444-154-9.

2. Диалог культур и партнерство цивилизаций XIV Международные Лихаческие научные чтения: сборник трудов конференции. - СПб. : Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 2014. -592 с.

3. Емельянов, Е. В. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США) / Е. В. Емельянов, Л. Ф. Лебедева // Труд за рубежом. - 2008. - № 3. - С. 1-22.

4. Емельянов, С. В. Молодежь на рынке труда в начале XXI века: мировые тенденции и региональные особенности / С. В. Емельянов, Л. Ф. Лебедева // Труд за рубежом. - 2007. - № 4. - С. 1-16.

5. Лебедева, Л. Ф. Иммиграционная политика США: основополагающие цели и принципы / Л. Ф. Лебедева // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2013. - № 11(65). - С. 94-101.

6. Лебедева, Л. Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект / Л. Ф. Лебедева // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2012. - № 11(515). - С. 3-13.

7. Петровская, Н. Е. Безработица - ключевая проблема президентства Обамы / Н. Е. Петровская // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2014. - № 2. - С. 57-66.

8. Петровская, Н. Е. Тенденции занятости в мировой экономике во втором десятилетии XXI века / Н. Е. Петровская // Международная торговля и торговая политика. - 2016. - № 3(7). - С. 28-40.

9. Филиппов, С. В. США. Иммиграция и гражданство / С. В. Филиппов. - М. : Наука, 1973. - 204 с.

10. Camarota, Steven A. 100 Million More: Projecting the Impact of Immigration on the U.S. Population, 2007 to 2060 [Electronic resource] / Steven A. Camarota // Center for Immigration Studies Backgrounder. - 2007. - Mode of access : http://www.cis.org/articles/2007/back707.html (accessed date : 10.09.2016).

11. Foreign-born workers: labor force characteristics - 2015 [Electronic resource] / Bureau of Labor statistics // U. S. Department of labor. - 2016. - Mode of access : http://www.bls.gov/news.release/pdf/forbrn.pdf (accessed date : 12.09.2016).

12. Science and Engineering Indicators 2014 [Electronic resource] / National science board. - 2014. - Mode of access : https://www.nsf.gov/statistics/seind14/ (accessed date : 12.09.2016).

13. The Employment Situation [Electronic resource] / Bureau of Labor statistics // U. S. Department of labor. -2016. - Mode of access : http://www.bls.gov/bls/newsrels.htm (accessed date : 10.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.