200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО МАРКСА
Ястремский Анатолий Михайлович
доктор экономических наук, профессор,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Департамента политологии, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: 2018 год знаменателен многими событиями. Но одним из важнейших из них, на наш взгляд, является юбилей со дня рождения гениального мыслителя, теоретика и практика рабочего движения Карла Маркса. В своем фундаментальном труде «Капитал» он успешно проанализировал и обобщил три составные части научных достижений человеческой мысли - английскую политическую экономию, немецкую классическую философию и французский утопический социализм. Это было принципиально новое прогрессивное учение. Особенно важно и то, что он являлся не только теоретиком, но и практиком, сам принимал непосредственное активное участие в рабочем движении, защищал права и свободы человека труда. Многое из того, что сделал Маркс, в настоящее время устарело, но многое можно успешно использовать и в наше время на практике. Поэтому, отмечая сегодня юбилей Великого мыслителя, целесообразно снова вернуться к его наследию, и использовать его применительно к современным условиям.
Ключевые слова: К. Маркс; социализм; пролетариат; прибавочная стоимость; рабочее движение.
JEL: B14
200 YEARS AFTER THE BIRTH OF THE GREAT MARX
Yastremsky Anatoly Mikhailovich doctor of History, professor
professor of Political Science Department, Financial University under the Government of the Russian Moscow, Russia
Abstract: 2018 is a significant year for many events. But one of the most important of them, in our opinion, is the anniversary of the birth of Karl Marx, the brilliant thinker, theorist and practice of the labor movement. In his fundamental work «Capital» he successfully analyzed and summarized three components of scientific achievements of human thought -English political economy, German classical philosophy and French utopian socialism. It was a fundamentally new progressive teaching. It is especially important that he was not only a theorist but also a practitioner, he took an active part in the labor movement, protected the rights and freedoms of the person at work. Much of what Marx has done is now outdated, but much can be successfully used in our time in practice. Therefore, celebrating today the anniversary of The Great thinker, it is advisable to return to his legacy, and use it in relation to modern conditions.
Keywords: Karl Marx, socialism, proletariat, surplus value, labor movement.
К. Маркс определил целую эпоху. В мировой истории Великих Карлов было не так уж и много. Это король франков из династии Каролингов (с. 768), император (с. 800), полководец, проводивший многочисленные войны и завоевательные походы, в результате которых создал огромную империю. [1]. Знаменитый Великий Карл Брюллов, написавший великолепную картину «Последний день Помпеи» и другие.
Карла Маркса по праву можно тоже считать Великим, так как он перевернул весь мир, создал науку об обществе, пробудил рабочий класс и показал его силу и роль как могильщика капитализма.
Он умело объединил три составные части интеллектуальной человеческой мысли - английскую политическую экономию, прежде всего Адама Смита, немецкую классическую философию в лице
таких мыслителей, как Гегель и Фейербах и французский утопический социализм Сен-Симона, Фурье. Это было принципиально новое по тому времени учение. В своей знаменитой и актуальной до сих пор работе «Капитал» показал всему миру природу капитализма и механизм эксплуатации человека человеком через прибавочную стоимость. Особенно важно и то, что он являлся и практиком, сам принимал активное участвовал в рабочем движении, защищал права и свободы человека труда. Именно поэтому весь мир, все прогрессивное человечество через 200 лет со дня его рождения, вспоминает о нем с глубоким уважением.
Карл Маркс родился в семье адвоката 5 мая 1818 г. в г. Трир. Является основоположником научного коммунизма. Сумел раскрыть и обобщить законы общественного развития. Он был борцом, превратившим рабочее движение в силу развития общественного прогресса.
Учился в Боннском (1835), затем в Берлинском (1836) университетах. В круг его интересов входили право, история, философия, теория искусства и другие науки. Изучил и подверг глубокому анализу Гегелевскую диалектику. На его мировоззрение серьезное влияние оказали произведения Л. Фейербаха, после ознакомления с которыми Маркс перешел на материалистические позиции.
В 1841 г. ему присвоена ученая степень доктора философии. В своих работах Маркс подвергал серьезной критике Прусскую государственную систему и установленную правительством цензуру.
Как автор многих научных работ, регулярно публиковался в «Рейнской газете» (г. Кельн), впоследствии, с 1842 г., стал одним из ее редакторов. Газета являлась проводником революционно-демократических идей, выступала против сословно-абсолютистского строя, против политической и идеологической реакции. Маркс на страницах этой газеты часто выступал в защиту обиженных и обездоленных. Такая редакционная политика привела к закрытию газеты с 1 апреля 1843 г.
В 1843 г. Маркс удачно женился. По жизни супруга стала его надежным помощником и единомышленником.
В ходе своих дальнейших научных изысканий Маркс пришел к выводу, что не государство определяет гражданское общество, то есть сферу материальных интересов, а наоборот, сфера материальных интересов обуславливает характер политического строя. В октябре 1843 г. Маркс, с целью издания общественно-политического журнала, переехал в Париж.
Занимаясь научной деятельностью в этот период, он анализировал учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Г. Бабефа, Э. Кабе, Т. Дезами, позднее - Р. Оуэна, выделяя из их учений все наиболее полезное.
Важнейшими вехами в его научной деятельности стали:
- превращение социализма из утопии в науку;
- положение о пролетариате, как общественной силе, способной перевернуть весь мир;
- о передовой теории, как основном духовном оружии пролетариата.
Именно в Париже Марксом сделана первая попытка критически переосмыслить экономические основы буржуазного общества. Анатомию Гражданского общества он начал искать в политической экономии, для чего занялся вплотную ее изучением.
С целью изучения передового опыта продолжил исторические исследования Великой Французской революции. В понимании роли и значения классовой борьбы Маркс пошел дальше социалистов-утопистов. В этот период он определил свое отношение:
- к классической английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо;
- к характеру присвоения буржуазией продукта труда наемных рабочих.
Занимаясь одновременно публицистической деятельностью, на страницах немецкой эмиграционной газеты «Форвертс!» анализировал происходящие в Европе события. Особенно на взгляды Маркса повлияло произошедшее в июне 1844 г. Силезское восстание ткачей, которое он воспринял как признак пробуждения у рабочих сознания своей классовой противоположности относительно буржуазии. Именно в этот период он привлек к сотрудничеству Ф. Энгельса, оказавшегося в Париже проездом из Великобритании в Германию. Энгельс, в процессе всего
совместного творчества, оказывал семье Маркса материальную поддержку, что позволяло ему полностью сосредоточиться на научной работе.
В январе 1845 г. французские власти, совместно с прусским правительством, распорядились о высылке редакторов и сотрудников газеты «Форвертс!». Маркс вынужден был переехать в Брюссель, где работал дальнейшие три года. В апреле 1845 г. туда приехал и Ф. Энгельс. Совместная творческая деятельность позволила им прийти к выводу о решающем значении практики как в жизни общества, так и в процессе познания (практика-критерий истины).
Маркс и Энгельс показали революционный характер нового мировоззрения.
В настоящее время быстрое развитие ряда стран в парадигме информационного общества, улучшение условий жизни и даже появление социальных капиталистических государств (Скандинавские страны), не компенсируют отсутствие личной свободы в условиях, когда граждане, особенно молодое поколение, чувствуют, что общество не меняется в соответствии с их жизненными потребностями. Молодежь стремится к переменам. Объяснять происходящее теми сложными проблемами, которые были в прежние времена, уже не получается, контроль со стороны государства становится все более и более жестким, а свободы все меньше и меньше.
Свобода в недавнем прошлом привела к появлению новой экономической модели, основанной на информационной революции и выходе на первый план прав человека. Именно с этого времени стали расходиться Западная и Восточная цивилизации.
Различного рода протесты в мире постепенно сосредотачиваются и регулярно прорываются, о чем свидетельствуют волнения во Франции, Германии и ряде других стран. Социальные ожидания могут вылиться в протестные действия не только на улице, но и в киберпространстве.
Техническая революция привела к установлению новых взаимоотношений власти и общества, позволила существенно влиять на внешнюю и внутреннюю политику. Практически во всех государствах усиливается контроль за населением во всех сферах жизнедеятельности человека, что позволяют делать современные технологии. Но тогда желательно, чтобы и деятельность государства была более прозрачной, чего не происходит на практике. Видимо, пришло время, когда необходимо пересмотреть многие новые возникшие проблемы.
На первый план выдвигается современный человек с его потребностями в области здравоохранения, образования, безопасности, комфорта, потребления и т.д. Именно человек, с его проблемами, аневоенная мощь, становится меройуспешностигосударства, его конкурентоспособности, главным локомотивом экономического развития.
ООН разработала Индекс Человеческого развития (ИЧР) для оценки всех стран исходя из трех показателей:
- продолжительность жизни (в России 72,7 года - 145 место в мире. Во многих странах, таких как Япония, Израиль и ряд других стран - членов ЕС - 80 лет - уже не предел);
- уровень образования. О том, что мы значительно его снизили, общественность знает не понаслышке. Это касается и науки, о чем свидетельствует «утечка мозгов», и ряд других показателей.
- ВВП на душу населения, как важнейший экономический показатель мощи страны. Россия в настоящее время по ВВП на душу населения занимает только 71-е место в мире.
Никто не спорит, что при этом необходимо обеспечивать национальную безопасность, но исторический опыт показывает, что необходимо соблюдать рациональный баланс в этих вопросах. Для людей, видимо, в настоящее время, более важна социально-экономическая политика государства, чем международный престиж страны.
Величие России, ее мощь в будущем будут определять не военная сила, а качество жизни людей, современные технологии, развитие образования и науки, создание мировых брендов, трендов и так далее.
По Индексу человеческого развития Россия, в настоящее время, занимает только 49 место в
мире (1-е место - Норвегия, 4-е - Германия, 10-е - США, 16 - Англия, 17 - Япония, 21 - Франция).
Что необходимо, на наш взгляд, для того, чтобы провести модернизацию - в первую очередь, безусловно, взяться за создание среднего класса, который будет являться опорой государства. За счет чего - создания новой экономики, цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека, создания справедливого правового государства, новой идеологии, создающей комфортную атмосферу в обществе, позволяющей развивать свободное творчество граждан, справедливого перераспределения материальных благ, приемлемого уровня потребления и так далее.
Такие процессы в эпоху зарождения капитализма Маркс предвидеть не мог. Они появились значительно позже.
Поэтому учение Маркса необходимо использовать творчески, применительно к новой обстановке, сложившейся в мире и стране. Умело использовать его положительные аспекты, брать на вооружение все лучшее, а старое, отжившее, совершенствовать, отметать лишнее. Такой опыт в современном мире имеется.
Например, некоторые Скандинавские страны взяли из опыта построения социалистического государства систему социальной защиты населения и у них сейчас самый высокий уровень жизни трудящихся. Если можно так выразиться, то они создали капиталистическое общество с «человеческим лицом», с высоким уровнем жизни населения и системой социальной защиты.
Или, например, Китай. Успешно совершенствует социалистическую систему с учетом китайской специфики, что позволило ему вырваться в мировые лидеры (после США). Но начинать, видимо, следует с личности, с человека.
Решение социальных проблем и политическое воспитание граждан в Китае способствует быстрому экономическому прогрессу.
Развитие педагогической науки и теории воспитания в КНР проходило сложно и не всегда однозначно. Оно определялось общим политическим курсом Коммунистической партии Китая и правительства на различных этапах социально-экономического развития. Но основной и главной его тенденцией оставалось положение о творческом применении в условиях Китая марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.
XV съезд КПК, состоявшийся в сентябре 1997 г., принял на вооружение идеи Дэн Сяопина о «Строительстве духовной цивилизации». Об этом говорится в конституции страны: «Государство усиливает строительство социалистической духовной цивилизации путем широкого утверждения высоких идеалов и нравственности, осуществления общего образования, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, путем разработки и проведения в жизнь правил поведения и памяток для разных категорий населения города и деревни. Государство ратует за общественную мораль, для которой характерна любовь к родине, народу, труду, науке и социализму, проводит среди населения воспитание в духе патриотизма, коллективизма, интернационализма и коммунизма, воспитание в свете диалектического и исторического материализма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии».
Строительство «духовной цивилизации» включает формирование новой политики в отношении китайских традиций, культурных и духовных ценностей, прежде всего конфуцианства. Дэн Сяопин фактически реабилитировал Конфуция, которого китайцы всегда почитали, за исключением периода тоталитарного правления Мао. Последний претендовал на то, чтобы его идеология сменила конфуцианство и стала определять жизнь китайского народа на столетия вперед.
Основными идеями «духовной цивилизации» которые преподаются в Китае школьникам являются:
1) любить Родину, народ, Коммунистическую партию, постоянно идти вперед и стремиться к лучшему;
2) вовремя приходить в школу, не опаздывать, не пропускать занятия, быть внимательными на
уроках, выполнять все задания в классе и дома;
3) систематически заниматься физической культурой и укреплять свое здоровье, принимать активное участие во внеклассной работе;
4) выполнять правила гигиены и соблюдать чистоту, быть опрятно одетым;
5) любить труд, делать самому все, что можешь сделать сам;
6) вести простой и скромный образ жизни, сохранять и беречь продовольствие;
7) соблюдать школьную дисциплину и общественный порядок;
8) уважать учителей и старших по возрасту, поддерживать хорошие отношения с соучениками, хорошо вести себя, соблюдать хорошие манеры, не ругаться, не ссориться и не драться;
9) ценить и уважать коллектив, бережно относиться к общественной собственности, содержать в чистоте и порядке предметы и вещи общего пользования;
10) быть честным и правдивым, смелым и храбрым, не говорить неправду, уметь признавать и исправлять свои ошибки.
В полной средней школе содержание нравственного воспитания носит более политико-идеологический характер. Оно включает изучение следующих программ и курсов:
1) патриотическое воспитание, революционная борьба китайского народа;
2) сплоченность народа и единство государства;
3) воспитание в духе коллективизма;
4) изучение курсов марксизма-ленинизма и социалистического воспитания;
5) изучение теории Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой;
6) курс знаний по диалектическому и историческому материализму;
7) воспитание идеалов, нравственное воспитание и традиционной китайской морали;
8) трудовое воспитание, воспитание для общественно полезного труда и практической деятельности;
9) понятие о социалистической демократии, правовое воспитание и воспитание гражданина-строителя социалистического общества;
10) воспитание лучших психологических качеств личности, стремление к самовоспитанию и самоутверждению;
11) здоровый образ жизни, психологическое и физическое здоровье личности, правильные отношения в семье, коллективе и обществе, воспитание чувства дружбы и доброго отношения к людям.
Дэн Сяопин фактически руководил страной с 1976 по 1989 гг. При этом не занимал пост председателя ЦК КПК. Его предложения дали начало реформам, направленным на построение в стране «социализма с китайской спецификой». И хотя Дэн Сяопин постоянно повторял китайскую поговорку, что «не имеет значения какого цвета кошка - черного или белого, лишь бы она хорошо ловила мышей», все же марксистская коммунистическая идеология оставалась основой проведения его реформ. Сильное отставание экономики Китая от США и России требовало срочного исправления положения дел.
В 1979 г. Дэн Сяопин сформулировал «четыре принципа», которые впоследствии вошли в обновленную конституцию КНР 1982 г. Это:
1) соблюдение социалистического пути;
2) соблюдение диктатуры пролетариата;
3) соблюдение руководящей роли Компартии;
4) соблюдение теории марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.
Даже после смерти Маркса, Ленина и Мао Цзэдуна их идеи являются основополагающими для китайского народа. С 1979 г. китайские коммунисты приступили к поискам нетрадиционных путей экономического развития китайского общества. И видны реальные результаты. В настоящее
время мы видим, какими быстрыми темпами развивается Китай благодаря последовательной реформаторской политики коммунистической партии и председателя КНР Си Цзиньпиня [2]. Идеи Си названы социализмом с китайской спецификой в новую эпоху. Китай успешно ищет пути мягкого решения назревших проблем, без революционных потрясений, как это было в России в 1917 г. [3].
Ученые на Западе находятся в некоторой растерянности. Видят, что современность требует развития учения Маркса-Ленина применительно к новым условиям. Разработать и создать подобного Марксу учения пока никто не смог.
Ленин продолжил учение Маркса применительно к эпохе империализма, а вот применительно к эпохе глобализации, постиндустриального общества, продолжить научное исследование пока некому.
У нас в стране имеются финансовые вузы, экономические кафедры, много докторов экономических наук, профессоров, но за подобный труд, учитывающий современные реалии, пока, к сожалению, никто не взялся. Извращением марксизма, его ревизией занимаются многие. Это легко, а вот прорыва в современной политэкономической науке что-то не видно.
О К. Марксе на Западе вспоминают только в периоды очередного экономического кризиса. Именно тогда «Капитал» становится самой продаваемой книгой. Но как только кризис отступает, все снова забывают о Великом Карле, а зря.
Обучающиеся в финансовых вузах не уделяют должного внимания изучению «Капитала» К. Маркса. И мы на это тоже закрываем глаза. А именно эта работа позволяет вникнуть в глубинные процессы политической экономии. Необходимо из этого сделать соответствующие выводы. Поэтому, отмечая сегодня юбилей со дня рождения Великого мыслителя, выдающегося ученого, целесообразно с высоты времен еще раз переосмыслить его наследие, происходящее, и искать пути совершенствования нашего общества исходя из сложившейся обстановки в мире и внутри страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Военная энциклопедия.Т.3. - Москва: «Военное издательство», 1995. С.486.
2. Китайский путь. Вольная экономика // Журнал Вольного экономического общества России. -2018. - Апрель-июнь. - С.30-41.
3. Ястремский А.М. Партия большевиков на крутом повороте мировой истории (октябрь 1917 г.) / А.М. Ястремский // Воен. академ. журн. - 2017. - №4. - С.83-90.