Научная статья на тему '20-летие Российского законодательства и регламентация пределов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при пресечении посягательств на жизнь и здоровье граждан'

20-летие Российского законодательства и регламентация пределов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при пресечении посягательств на жизнь и здоровье граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «20-летие Российского законодательства и регламентация пределов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при пресечении посягательств на жизнь и здоровье граждан»

Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...

онный Суд РФ указал, что нормы, воспроизводящие неконституционные положения о тарифе страховых взносов в размере 28%, утрачивают свою силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ.

Одним из заявителей была направлена жалоба в Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека указал, что принцип юридической уверенности, являющийся составной частью Конвенции, даст право Государству воздерживаться от пересмотра задним числом правовых актов или дел, по которым вынесены решения, до того, как выяснилось, что примененное при этом внутреннее законодательство несовместимо с гарантиями Европейской конвенции. Те же самые соображения применяются, в случае если Конституционный Суд отменяет положения внутреннего законодательства по причине их неконституционности. Эти соображения приводят к выводу, что не имеется никакого нарушения гарантий Европейской Конвенции, в случаях когда Суд, который объявляет акт налогового законодательства неконституционным, не отменяет его немедленно, но оставляет его действующим в течение ограниченного периода времени, пока он не будет заменен новым правовым регулированием, или когда суд, объявляющий акт налогового законодательства неконституционным, ограничивает его частично на будущее время или полностью отменяет на будущее время, или когда законодатель устанавливает, что сила судебного решения, отменившего акт налогового законодательства, распространяется только на будущее время.

Следовательно, когда Конституционный Суд РФ сохранил действие нормы, признанной неконституционной, на переходный промежуток времени, он руководствовался опасением создания правового пробела в законодательстве. Это, по мнению Европейского суда, представляется оправданным с точки зрения правовой уверенности.

Так, Конституционный Суд РФ может установить, что акт законодательства о налогах и сборах утрачивает силу с момента издания акта, однако действует в течение определенного периода с целью недопустимости создания правового пробела в налоговом регулировании.

На наш взгляд, четкое урегулирование законодателем вопроса утраты силы правовыми актами в связи с признанием их неконституционными послужит укреплению института защиты прав граждан. Также согласимся с целесообразным предложением о внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» — включением в него нормы о последствиях признания правовых актов неконституционными, где право граждан на восстановление своих нарушенных прав или возмещение вреда, причиненного действием закона, признанного неконституционным, будет ограничено соразмерно другим конституционно значимым целям — например, стабильности бюджета1.

Е.А. Вызулин, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России

20-летие Российского законодательства и регламентация пределов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при пресечении посягательств на жизнь и здоровье граждан

Государство в соответствии с Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка обязано в то же время, во-первых, ограничить его объем необходимым минимумом, а во-вторых, полно и четко урегулировать все основные вопросы применения огнестрельного оружия в законодательном акте, известном населению2.

К двадцатилетию Российского законодательства мы пришли с новым законодательством по поддержанию правопорядка в нашем государстве. Закон «О милиции» в 1991 году принимался на основании Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, однако не все его нормы соответствовали этим Основным принципам, но и Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. В пункте с1 статьи 5 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка регламентировалось обеспечение уведомления родственников и близких друзей раненых или пострадавших лиц в результате применения силы должностным лицом по поддержанию правопорядка в возможно короткий срок, в законе «О милиции» речь шла только о родственниках. Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка прямо предусматривается применение огнестрельного оружия как крайняя мера, когда исчерпаны все другие возможные средства для осуждения или задержания подозреваемого право нарушителя.

Федеральным законом Российской Федерации № З-ФЗ от 7 февраля 2011 года «О полиции» основные противоречия были устранены, Закон на стадии проекта подвергался всенародному обсуждению. Целью настоящей статьи является изучение вопроса, удалось ли полное и четкое урегулирование основных вопросов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции Российской Федерации?

1 ЩекинД.М. Юридические презумпции в налоговом праве. М., 2002. С. 152.

2 Восьмой конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г. Доклад, подготовленный секретариатом. Нью-Йорк, 1990. С. 124—129.

348

Юридическая наука и практика

Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О полиции» «сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья».

При возникновении названного основания применения огнестрельного оружия сотрудник действует по своему усмотрению. Как ему оценить возможный причиняемый вред здоровью, когда можно применить огнестрельное оружие в отношении посягающего, и быть уверенным в правомерности своих действий? По смыслу данного положения, если причиняется вред здоровью, то должностное лицо по поддержанию правопорядка вправе применить огнестрельное оружие, что предполагает возможное лишение жизни посягающего, но законодательно установлены пределы применения, названные в Основных принципах и в Федеральном законе «О полиции». В Законе «О милиции» предусматривалась различная форма реализации огнестрельного оружия, чего, к сожалению, нет в Федеральном законе «О полиции». «Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных настоящими Правилами, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В свою очередь, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 апреля 2008 года № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» Медицинские критерии являются медицинской характеристикой квалифицирующих признаков, которые используются для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при производстве судебно-медицинской экспертизы в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. То есть вред здоровью подразделяется:

1) на вред здоровью, опасный для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния;

2) вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью;

3) тяжкий вред здоровью, вызывающий значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи;

4) средней тяжести вред здоровью;

5) легкий вред здоровью.

В результате возникают сомнения, по какому из вышеназванных критериев должен ориентироваться сотрудник полиции при применении огнестрельного оружия по основанию, названному в пункте 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О полиции». С учетом того, что огнестрельное оружие — это источник повышенной опасности и при применении его по назначению мы можем только предполагать возможные вероятные последствия для организма посягающего лица, применение огнестрельного оружия по основанию пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О полиции» будет признано правомерным в том случае, если соблюдено положение о пределах применения огнестрельного оружия и причиненный вред посягающему будет соразмерным вреду наличному от действий этого посягающего лица.

На основании изложенного, по мнению автора, все же целесообразно было бы законодательно закрепить, во-первых, особенность применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 Федерального закона «О полиции», во-вторых, предусмотреть, что применение огнестрельного оружия по этим основаниям является крайней мерой, и в-третьих, определить зависимость применение огнестрельного оружия при посягательствах против здоровья граждан от медицинских критериев либо отсутствие таковой.

М.П. Белинская, адъюнкт адъюнктуры (докторантуры) Нижегородской академии МВД России

Тенденции правового регулирования государственных закупок

В современной России государственные закупки являются объективной необходимостью для эффективной реализации приоритетных направлений деятельности государства. Решение конкретных го-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 1 (25)

Межвузовский научно-практический круглый стол «Отчет Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.