ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
3. Рациональное взаимодействие с другими секциями кафедр Института по вопросам совершенствования методического обеспечения учебного процесса.
4. Совершенствование самостоятельной работы курсантов и слушателей факультета заочного обучения, приобщение их к научной, творческой деятельности.
Исходя из критериев оценки деятельности секции п. 35 Положения о
предметно-методической секции, таких как соответствие планируемых мероприятий актуальным задачам организации учебного процесса, степень обеспеченности различных видов учебных занятий по изучаемым дисциплинам учебно-методическими материалами, реализуемые секцией меры по повышению профессионального мастерства членов секции, работу секции немецкого и русского языков в целом можно считать удовлетворительной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник нормативных правовых актов ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». В 3 т. Т. II. - Уфа : УЮИ МВД России, 2012. - 308 с.
© Искандарова Г. Р.
<ч
<ч а а
и и
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
УДК 351.74
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
В. В. РАУШ, старший преподаватель кафедры физической подготовки Уфимского юридического института МВД России
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКОМ ПОЛИЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения физической силы, способной причинить вред человеку, меры административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции, различные причины, сдерживающие сотрудника от применения физической силы при наличии законного основания.
Ключевые слова и словосочетания: органы полиции, физическая сила, причинение вреда, государственное принуждение.
В современном мире органы полиции как самая властная структура и самый универсальный правоохранительный орган наделены не только применением стимулирующих методов, но и целым комплексом принудительных мер, которые при наличии одобрения государства способствуют влиянию на физических и юридических лиц, застав-
ляют их соблюдать запреты и ограничения. К тому же на сегодняшний день до сих пор остается актуальным вопрос, какими же должны быть органы правопорядка, включая полицию как одно из структурных подразделений данных органов, для того чтобы отвечать предъявляемым ей требованиям общественности по достойному поддержанию
:: :: ::
правопорядка в стране и обеспечению прав граждан государства. Следует в первую очередь обратиться к международно-правовым стандартам, закрепляющим общие, глобальные требования к данной правовой структуре и, соответственно, к деятельности ее субъектов. Важнейшим документом, закрепляющим основы поведения представителей системы правопорядка, является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблей ООН от 17 декабря 1979 года. В нем рассматривается в качестве основного принципа необходимость добросовестно и профессионально исполнять обязанности, поддерживать правопорядок, также говорится о том, что сила может быть применена только в случае крайней необходимости [1]. Что же на этот счет пишет наш законодатель? Согласно статье 18 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами [2]. Но какие бы ситуации не были, следует принять во внимание принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, которые были приняты на восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В частности, решением Конгресса установлено, что альтернативой применения силы и огнестрельного оружия являются мирное урегулирование конфликтов, понимание поведения больших масс людей и методы убеждения, ведение переговоров и посредничества, а также технические средства с целью ограничения применения силы или огнестрельного оружия [3].
Необходимо также акцентировать внимание на еще одном междуна-
родно-правовом документе - Европейским кодексе полиции, принятию которого способствовала потребность соответствия деятельности полиции основным демократическим принципам. В статье 29 данного Кодекса регламентировано, что при обучении использования физической силы и специальных средств должно быть включено изучение основных прав человека, причем на всех уровнях подготовки [4]. Обучение использованию силы должно осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальности.
Вышеперечисленные принципы в идеале должны соблюдаться на практике, и только тогда действия сотрудников полиции будут правомерными, от этого зависят доверие населения к нашей деятельности, статус сотрудника. Отражение данных норм в наших нормативно-правовых актах может способствовать росту престижа и авторитета сотрудников полиции.
Именно государственное принуждение занимает центральное место в ^ деятельности полиции, т. к. посредст- ^ вом принуждения в большинстве случа- 2 ев осуществляется противодействие а преступлениям и административным ^ правонарушениям. Государственное Оц принуждение всегда являлось весьма ¡^ неоднородным, оно дифференцируется ^ на ряд групп. Центральное место в сис- | теме государственного принуждения Ц занимают меры административного | пресечения. Меры административного « пресечения, применяемые сотрудника- © ми полиции, при правомерности реали- § зации могут быть сгруппированы исхо- | дя из наличия степени их процессуальной и результативной самостоятельно- Ц сти, формы применения, цели, метода | воздействия, материальных и мораль- | ных последствий, объекта принуди- ^ тельного воздействия, а также уровня нормативно-правового регулирования. ^ Все эти группы по своему составу име- Ц ют ряд особенностей в отношении при- § менения физической силы. Однако для
выполнения серьезных и ответственных обязанностей по обеспечению безопасности личности, общества и государства действующее на сегодняшний день законодательство наделило специальными полномочиями сотрудников полиции по применению мер принуждения, но в недостаточной степени разработало точную и ясную инструкцию действий для сотрудника полиции. Данное обстоятельство в ряде случаев мешает сотруднику в какой-либо ситуации предотвратить и пресечь преступление.
Учитывая вышесказанное, при рассмотрении проблемного вопроса по совершенствованию правового регулирования необходимо проанализировать отдельные положения ФЗ «О полиции» как основного нормативно-правового акта, регламентирующего основания и условия применения сотрудниками полиции физической силы. В настоящее время этот закон является основным и ранее принятым действующим норма-гц тивным актом, который специально за-^ крепляет полномочия полиции по при-^ менению физической силы. Ведь дос-гц тижение отличных результатов полиции а по борьбе с преступностью напрямую ^ зависит от неукоснительного соблюде-¡^ ния установленных законодательством ВД правил при любых обстоятельствах, в ^ том числе в условиях режима чрезвы-§ чайного положения и внезапно возник-| ших ситуаций.
Всегда применение физической § силы способно было причинить вред § любому человеку, в том числе преступнику (посягающему или задерживаемому му), а также связывалось с возможно-а
ц стью наступления каких-либо тяжких Ц последствий. Критерии применения § данного воздействия частично преду-| смотрены административным и уголов-
а
ным законодательством. Так, согласно ст. 37 Уголовного Кодекса РФ от 13 « июня 1996 г. «не является преступлени-« ем причинение вреда посягающему ли-| цу в состоянии необходимой обороны, ^ то есть при защите личности и прав
обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны...». Всегда превышение пределов необходимой обороны представляют собой направленные умышленные действия, которые впоследствии могут привести не иначе как к тяжким последствиям, а также явно не соответствуют характеру и степени общественной опасности посягательства. Превышение мер, направленных на задержание лица, совершившего общественно опасное деяние, определяется как их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и условиям задержания, когда лицу без значительной необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. И, наконец, согласно ст. 39 УК РФ «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости...». Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрозы наивысшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность исчезала, когда определенным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Таким образом, первая характерная черта правового регулирования применения сотрудниками полиции физической силы и огнестрельного оружия заключается в том, что данные меры принуждения регламентируются не только специальными нормами, относящимися к сотрудникам полиции, но и общими административными и уголовно-правовыми нормами. Иначе говоря, законодательная база и правовое пространство применения сотрудниками полиции физической силы включа.т в себя относительно системный и комплексный характер применения во взаимосвязанных правовых предписаниях. По мнению большинства ученых, правовой основой применения физической силы сотрудников полиции всегда следует считать нормы действующего уголовного законодательства о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника, запретах и предписаниях. В свою очередь, административное законодательство можно определить как общий фундамент правового регулирования. По мнению Н. Т. Куца, данная мера может использоваться при любом из вышеуказанных трех уголовно-правовых оснований, «лишь бы она соответствовала условиям правомерности причинения вреда при возникшем состоянии». А следовательно, определение правомерности применения сотрудниками полиции физической силы сводится к решению вопроса о правомерности причинения вреда в результате его применения. За основу же предлагается брать не специальные нормы, устанавливающие основания и порядок применения физической силы, а нормы уголовного законодательства, исключающие ответственность за вред, причиненный в результате этих действий. Существование двух подходов к решению вопроса о правомерности причинения вреда при применении физической силы уполномоченными на то должностными лицами обусловлено, прежде всего, тем, что у законодателя
по данному вопросу не было и нет четкого взгляда не только с позиции законности, но и с точки зрения их целесообразности в конкретной ситуации. Как справедливо заметил Ю. Н. Юшков, здесь усматривается, скорее, забота о преступнике, чем об объекте его посягательства. На наш взгляд, это основная причина, по которой сотрудники полиции в большинстве случаев стараются избегать применения физической силы и огнестрельного оружия, когда для этого имеются законные основания. По мнению А. В. Мингеса, причина заключается в недостаточно четком и конкретном определении оснований применения физической силы и оружия [5].
Однако, как показывают результаты проведенного опроса сотрудников полиции после принятия нового законодательства, в котором закреплен уточненный и расширенный перечень оснований применения физической силы, ситуация хотя и меняется в лучшую сторону, но «синдром страха» все же преодолеть не удается. Так, среди при- <ч чин, которые могут сдерживать сотруд- ^ ника от применения физической силы
при наличии законного основания, вы- <ч
а
деляют следующие: а
о
• нехватка времени для оценки ^ возникшей обстановки;
• невозможность полностью М контролировать пределы действия при- а менения силы и определить последствия ее применения или использования; I
• наличие недостаточного опы- | та и тренировок по применению и ис- а пользованию физической силы в слож- ^ ных и опасных ситуациях;
• боязнь предвзятой оценки ре- а зультатов, которые сопряжены с приме- а нением физической силы со стороны 2
прокуратуры; §
«
и
менению силы.
а.
• психологическая неподготовленность и неуравновешенность к при- ^
£
Результаты проведенного опроса а
показали также, что 68,3 % из числа §
а
респондентов считают, что самым за-
<ч
<ч а а
и и
труднительным при освоении правовых основ применения физической силы являются изучение и правильное понимание норм, устанавливающих пределы допустимого причинения вреда при его применении [6].
Суть проблемы заключается именно в критериях законной и правовой оценки вреда, причиняемого в результате применения физической силы. На наш взгляд, нельзя разрывать правомерность применения силы на два самостоятельных элемента: на момент оценки ситуации, выполнения приемов борьбы и момент наступления последствий.
Подобная точка зрения уже была высказана в литературе в отношении применения приемов самбо. Как считает А. В. Мингес, «если проведение приема было начато правомерно, то нельзя вменять в вину вред, причиненный в результате его исполнения», поскольку, считает автор, «правомерно начатый прием в силу сложности физических действий его составляющих, может привести к нежелательным последствиям, которые нельзя ни предусмотреть, ни предотвратить».
Учитывая сказанное, представляется целесообразным и актуальным ч. 3 ст. 18 ФЗ « О полиции» изложить в следующей редакции: «Сотрудники полиции не несут никакой ответственности за любой физический, моральный и материальный вред, причиненный нарушителю закона в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если они действовали в соответствии с условиями и требованиями настоящего ФЗ, предусматривающего основания и порядок их применения».
В ракурсе рассматриваемой проблематики необходимо также отметить, что в условиях глобализации должна существовать преемственность в национальном законодательстве. Что касается структуры органов полиции, то принятие во внимание профессиональных международных стандартов будет способствовать повышению эффективности подготовки сотрудников полиции, совершенствованию средств и методов борьбы с преступностью, обеспечению прав и свобод граждан всеми стражами правопорядка.
ЛИТЕРАТУРА
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблей ООН от 17 декабря 1979 года (Организация Объединенных Наций).
2. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ.
3. Основные принципы применения сил и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (принят восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г.).
4. Европейский Кодекс полиции от 19 сентября 2001 года .
5. Проблемы правового регулирования применения сотрудниками полиции физической силы и огнестрельного оружия при задержании преступников // Правоведение. 2012. № 4.
6. Мартыненко О. А. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины и РФ: Сравнительный анализ : монография. Х. : Изд-во ХНУВС, 2012.
© Рауш В. В.
X « X