Научная статья на тему '2. 2. Страх как фактор конвергенции правовых систем'

2. 2. Страх как фактор конвергенции правовых систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРАВА / КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ / СТРАХ / СТРАХ-КОНЦЕПЦИЯ / LAW-CONVERGENCE / LAW-SYSTEM CONVERGENCE / FEAR / FEAR-CONCEPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Третьякова Ольга Дмитриевна, Комарова Лидия Константиновна

В данной статье авторы проанализировали эмоционально-психологическую и социальную составляющие страха и сформулировали определение «страха-концепции», имеющего нормативно-регулятивную природу. Авторы рассматривают страх как существенный фактор конвергенции правовых систем различных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fear as convergence factor of law systems

The authors analyze emotional-psychological and social nature of fear and have formulated the definition of fear-conception, having normative-regulating nature. Authors look upon fear as specific factor of law-system convergence of different states.

Текст научной работы на тему «2. 2. Страх как фактор конвергенции правовых систем»

2.2. СТРАХ КАК ФАКТОР КОНВЕРГЕНЦИИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Третьякова Ольга Дмитриевна, к.и.н., доцент. Должность: декан юридического факультета. Место работы: Владимирский государственный гуманитарный университет.

Комарова Лидия Константиновна, адъюнкт. Место учебы: кафедра государственно-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт ФСИН России.

Аннотация: В данной статье авторы проанализировали эмоционально-психологическую и социальную составляющие страха и сформулировали определение «страха-концепции», имеющего нормативнорегулятивную природу. Авторы рассматривают страх как существенный фактор конвергенции правовых систем различных государств.

Ключевые слова: конвергенция права, конвергенция правовых систем, страх, страх-

концепция.

FEAR AS CONVERGENCE FACTOR OF LAW SYSTEMS

Tretiakova Olga Dmitrievna, PhD in history, associate professor. Position: Faculty Dean. Place of employment: Law Faculty, Vladimir State University of the Humanities. Komarova Lidiya Konstantinovna, adjunct. Place of study: State-Law Chair, Vladimir Juridical Institute of Russian Federal penal services.

Annotation: The authors analyze emotional-

psychological and social nature of fear and have formulated the definition of “fear-conception”, having normative-regulating nature. Authors look upon fear as specific factor of law-system convergence of different states.

Keywords: law-convergence, law-system conver-

gence, fear, fear-conception.

Упорядоченность общественных отношений с помощью правовых предписаний, взаимосвязи между самими государственно-властными предписаниями, основанные на праве взаимодействия между различными субъектами (индивидами и общностями), - все это обусловливается широким кругом различных обстоятельств собственно правового, социологического и биологического характера. Среди этих обстоятельств некоторые из них имеют комплексное значение для указанных процессов.

Как представляется, одним из комплексных факторов обусловливающих процессы правового регулирования и возникающих при этом различных взаимодействий, выступает страх. Согласно справочной литературе, страх рассматривается как психическое состояние в виде страсти, боязни, робости, сильного опасения, тревожного состояния души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия1.

С точки зрения биологии, страх - это проявление основы любого биологического существования инстинкта самосохранения. Общепринято, что в основе существования личности лежат две массивные плиты - инстинкт самосохранения (страх) и инстинкт продолжения рода (удовольствие). Их принято называть основными инстинктами. «Сохрани себя и свой биологический вид», - диктуют они нам линию поведения, которой мы подчиняем свою жизнь. Всю жизнь

1 Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка, издание 1863-66 гг. М., 2001.

нас гонит страх и влечет удовольствие, в результате чего мы движемся, т.е. живем. Подобно электрическому току, который стремится от минуса к плюсу (условно), мы стремимся от кнута к прянику. Каждый наш поступок, хоть даже обычный поход на рынок за редькой с хреном, в конечном итоге направляется нашими основными инстинктами. Абсолютно любое наше действие имеет мотив, который берет начало в основных инстинктах и заканчивается в самой верхушке пирамиды нашей личности - разуме. Разум одобряет или отвергает наши инстинктивные порывы2.

Иными словами, страх - это основа многих отношений между отдельными индивидами и народами, в том числе и в вопросах конвергенции правовых систем.

Конвергенция (от лат. сопуегдо - приближаюсь, схожусь) в биологии - возникновение сходства в строении и функциях у относительно далёких по происхождению групп организмов в процессе эволюции; результат обитания в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. В общественных науках конвергенция - одна из концепций западного обществоведения, считающая определяющей особенностью современного общественного развития тенденцию к сближению социально-политических систем, к сглаживанию экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом до их последующего слияния.

Конвергенция права - это процесс взаимодействия между правовыми системами, а также между отдельными элементами самого права, характеризующийся сближением, увеличением количества связей между элементами права и правовых систем и степенью согласованности воздействия этих элементов на общественные отношения.

Конвергенция права, на наш взгляд, тесно связана с проявлениями страха у лиц, так или иначе ответственных за формирование национальной правовой системы и ее взаимодействие с другими правовыми системами.

Механизм влияния страха на конвергенцию права достаточно противоречив, и потому он не может оцениваться однозначно. Поэтому, не претендуя на абсолютную истину, представим одну из возможных картин данных процессов.

Следует отметить тот факт, что, как было указано ранее, страх является неотъемлемой биологической составляющей практически любого человека (это фактически аксиома). Формально индивидуальные страхи вариативны, но в своей сущности они производны от генерального страха смерти и страха ухудшения своей жизнедеятельности. Следовательно, биологический страх порождает социальные страхи, которые как раз связаны с функционированием личности в обществе в системе связей с другими людьми.

Любое проявление страха в конкретных отношениях является определенной негативно-позитивной эмоцией 3. Вместе с тем, как известно, не все, что пугает одного, страшно другому. Поэтому необходимо отличать страх как конкретную эмоцию, проявляющуюся в конкретном отношении, и страх-концепцию - это комплекс представлений лица о том, чего следует опасаться.

2 Кирсанов Ф. Давайте разберёмся со своим страхом http ://www.orator.ru. 12.12.09.

3 Позитивной или негативной эмоцию можно оценивать с разных позиций: с позиции лица, испытывающего страх; с позиции другого лица; с позиции общества и т.д.

Страх-концепция в отличие от страха-эмоции имеет нормативно-регулятивную природу, позволяя личности планировать свое поведение, шаблонизируя его в соответствии со стереотипами безопасного варианта развития взаимосвязей лица с окружающей действительностью, в том числе и с другими людьми.

Порожденные страхом-концепцией нормативнорегулятивные комплексы лиц, обладающих государственно-властными полномочиями, становятся обязательными для других людей4. Страхи же первых лиц государства вообще приобретают силу закона, силу внутренней и внешней политики. Например, страхи Петра 1, порожденные непосредственно биологическими эмоциями страха в связи со стрелецким бунтом, во многом обусловили военные и иные реформы в период правления данного монарха, в том числе обусловили начало сближения правовой системы России с западноевропейскими правовыми системами.

Приведенный пример характеризует реализацию страха-концепции, явившегося внутренним «толчком» на добровольную конвергенцию правовых систем.

Несколько иной характер имеет принудительная конвергенция права. Принудительная конвергенция правовых систем (юридическая экспансия) противопоставляется в отечественной юридической литературе правовой аккультурации, интерпретируемой как добровольная форма конвергенции правовых систем. Отмечается, в частности, что основное различие этих двух явлений заключается в методах, способах, средствах юридического влияния; что правовая экспансия, в отличие от правовой аккультурации, носит вынужденный характер, является следствием внешней политической и военной агрессии5.

В русском языке, напротив, слово «экспансия» приобрело ярко выраженную негативную смысловую окраску. Несмотря на то, что словари, как правило, упоминают термин «экспансия» и в его нейтральном значении, как характеризующий некое спонтанное явление (например, экспансия эпидемии), в большинстве случаев экспансия связывается именно с насильственными действиями: захватом, аннексией и т. п.

Соответственно, экспансивная конвергенция правовых систем характеризуется в литературе как явление скорее негативное, чем позитивное, в основе которого лежит принуждение, а не добрая воля взаимодействующих субъектов. Так, В.Н. Карташов понимает под юридической экспансией насильственную юридическую ассимиляцию, навязывание (порой весьма жёсткое) правовой системы (законодательства, процессуальных форм, судебной практики и т. п.) одного государства в правовую жизнь другой страны (региона)6.

В этом случае «работают» навстречу друг другу два страха концепции. С одной стороны, это страх лидеров экспансивной правовой системы ухудшения своего выживания, трансформирующийся в агрессию, в борьбу по захвату, рынков, сырья, рабов и т.д. С другой стороны, это страх-концепция руководителей страны реципиента. Этот страх тоже обусловлен опасениями ухудшить свое существование, выражающийся в действиях, направленных на уступки притязаниям агрес-

4 Например, при анализе многих судебных решений можно заметить, что они диктуются не столько справедливостью, сколько страхом возможной отмены решения вышестоящим судом.

См.: Софронова С. А. Правовое наследие и аккультурация в условиях правового прогресса общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Вологда, 2000. С. 11.

6 Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Ч. 1.

Ярославль, 2005. С. 47.

сора, с целью сохранить свое личное выживание в максимально большем объеме, даже в ущерб интересам большинства населения государства.

Например, под воздействием страха-концепции разных лидеров формировалась правовая система Афганистана. Особенности международного положения Афганистана к началу новейшего времени обусловили специфику и процессов политической аккультурации в новейшей истории этой центральноазиатской страны.

Важно было геополитическое значение Афганистана. С юго-востока он соприкасался с колониальным владением Англии (Британской Индией), с севера - со среднеазиатской частью России, с запада - с Ираном. Первый этап принудительной конвергенции права был основан на политической экспансии в виде кроссполитического взаимодействия Великобритании, Афганистана и Советской России. Заинтересованность Англии в сохранении одной из важнейших частей колониальной империи и стремление к дальнейшему наращиванию своего присутствия в Центральной Азии были главными причинами, обострившими англо-афганские отношения и предопределившими заинтересованность афганских политических деятелей в сближении с Советской Россией.

Характер взаимоотношений Англии и Афганистана к 1919 году обострился сразу же после окончания первой мировой войны. Афганцы стремились освободиться от кабальных соглашений с Англией, сохранявшихся со времен второй англо-афганской войны, и унизительных уступок, основанных на личных страхах-концепциях эмиров Абдуррахман-хана и Хабибулла-хана.

В 1879 году между Афганистаном и Англией был заключен Ган-дамакский мирный договор. Для Афганистана договор был неравноправным: в нем закреплялось положение, при котором все внешнеполитические контакты афганского эмира должны были осуществляться через правительство Британской Индии7. Важным условием договора было назначение эмиру ежегодной субсидии. Этот момент являлся впоследствии (вплоть до 1919 года) одним из определяющих во внешнеполитических действиях правительства Афганистана.

В 1905 году эмиром Хабибулла-ханом и министром иностранных дел правительства Британской Индии Л. Дэном был подписан договор, в котором признавались действующими все соглашения, как частные, так и общие, касающиеся внутреннего и внешнего положения Афганистана8. Характерно, что в тексте этого договора эмир именовался «независимым королем Афганского государства»2. Иными словами, из данного договора следует, что принудительная правовая и политическая конвергенция в отношении Афганистана со стороны Англии номинально повлияла на изменение формы Афганского государства, в частности изменилась форма правления.

Несмотря на частые факты негативного отношения к себе, британское правительство (как индийское, так и лондонское) стремилось поддерживать внешне дружественные отношения с эмиром Афганистана, и до прихода к власти Аманулла-хана англичанам в целом удавалось удерживать Афганистан в зоне своего политического и правового влияния благодаря страху эмира потерять финансовую и политиче-

7 Ромодин В. А. Афганистан во второй половине XIX - начале XX в. С. 68-69.

8 Цит.по: Губар М. Г. Афганистан на пути истории. М., 1987. С. 55.

скую поддержку Великобритании. Все это делалось, главным образом, для того, чтобы не допустить политического влияния на Афганистан России, которая с XIX

в. рассматривалась как государственный соперник Британской империи в центральноазиатском регионе.

В целом, до 1919 года непосредственные российско-афганские отношения, прежде всего политические, были затруднены в связи со страхом Британских лидеров «потерять» Афганистан. Экспансия Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX в. заставляла британское правительство прибегать к превентивным мерам дипломатического характера, чтобы политически изолировать Афганистан от России9. Эту цель, в частности, преследовало англо-российское соглашение 1872-1873 гг. и последующее обещание России «не сноситься с центральным афганским правительством»10.

Таким образом, менялись лидеры Афганистана, менялись их страхи и политические преференции. Данный вывод применим и к современному Афганистану.

Исторически до 1973 г., т.е. до государственного переворота Мохаммада Дауда, Афганистан являлся монархией. До 1923 г. государство представляло собой абсолютную монархию, а после конституционной реформы и принятия первой афганской Конституции в 1923 г. государство по своей форме преобразовалось в конституционную монархию. В 1973 г. монархия была упразднена, и Афганистан в принятой позднее по советскому образцу Конституции 1977 г. был провозглашен «демократической, независимой, единой Республикой»11, хотя издержки монархизма сохранялись еще длительное время12.

В ХХ1 веке стыдливо прикрываемая «братской помощью» политико-правовая экспансия СССР сменилась правовой экспансией США, основанной на страхе, связанном с откровенным применением военной силы для «насаждения» правовых парадигм, чуждых данному региону. Ярким примером результатов этого устрашения стало современное конституционное законодательство Афганистана.

Согласно принятой под сильным влиянием США Конституции Афганистана 2004 г., Афганистан становится демократической республикой. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства. Прежде всего, это наименование государства - Исламская Республика Афганистан. Кроме того, в норме ст. 1 Конституции Афганистан провозглашается «исламским республиканским государством». Высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением.

Современный Афганистан, согласно его Конституции, можно считать и президентской республикой. Во-первых, глава афганского государства (Президент) избирается непосредственно населением при получении более пятидесяти процентов голосов избирателей пу-

9 См.: Жигалина О. И. Великобритания на Среднем Востоке.

М., 1990. С. 140-147. Автор указывает на важное значение

фактора "русской угрозы" в концепциях идеологов британского империализма Дж. Керзона, Д. Булджера и др.

10 Россия и Афганистан. М., 1989. С. 160.

11 См: Конституция Афганистана 1977 г. // Официальная газета. 1977. N 360. Ст. 20.

12 См. об этом подробнее: Сикоев Р. Основной закон 2004 г. в контексте афганского конституционализма // Азия и Африка сегодня. 2004. N 6.

тем свободного, всеобщего, тайного, прямого голосования (ст. 61 Конституции). Во-вторых, Президент обладает обширными полномочиями. Он стоит во главе государства и реализует свои полномочия в сферах исполнительной, законодательной и судебной власти в соответствии с требованиями Конституции (ст. 60 Конституции). Кроме того, Президент фактически является главой исполнительной власти и руководит ответственным перед ним правительством (ст. 71 Конституции).

В принятой Конституции Афганистана в 2004 г. блок прав и свобод, которому посвящена вторая глава под названием «Основные права граждан», в целом расширен по сравнению с предыдущими конституциями. Согласно ст. 22 «граждане Афганистана в соответствии с законом имеют равные права и свободы», «все виды дискриминации и привилегий среди граждан Афганистана запрещены». Действующая Конституция провозгласила жизнь «божественным даром и естественным правом человека», а свободу - естественным правом человека, которое ограничивается только свободой других граждан и общественной целесообразностью, установленными законом (ст. 23-24). Среди прав и свобод, предоставляемых гражданам Конституцией, называются: активное и пассивное избирательное право (ст. 33), право на свободу слова (ст. 34), право на создание общественных объединений и политических партий (ст. 35), право собираться без оружия и проводить демонстрации (ст. 36), а также другие права.

Итак, если сравнить Конституцию Афганистана 2004

г. с Конституционным законодательством США, то можно обнаружить принципиальное сходство в организации верховной власти и наличии блока охраняемых прав и свобод. Следовательно, принципиальное сходство и свидетельствует о состоявшейся конвергенции правовых систем США и Афганистана на основе военного устрашения афганского народа и политико-экономических страхов современных лидеров афганского государства.

Представленная теоретическая модель влияния страха на конвергенцию национальных правовых систем и представленные примеры позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, любое проявление страха в конкретных отношениях является определенной негативнопозитивной эмоцией.

Во-вторых, необходимо отличать страх как конкретную эмоцию, проявляющуюся в конкретном отношении, и страх-концепцию - это комплекс представлений лица о том, чего следует опасаться.

В-третьих, порожденные страхом-концепцией нормативно-регулятивные комплексы лиц, обладающих государственно-властными полномочиями, становятся обязательными для других людей

В-четвертых, в случае правовой экспансии «работают» навстречу друг другу два страха концепции. С одной стороны, это страх лидеров экспансивной правовой системы ухудшения своего выживания, трансформирующийся в агрессию, в борьбу по захвату рынков, сырья, рабов, и т.д. С другой стороны, это страх-концепция руководителей страны реципиента. Этот страх тоже обусловлен опасениями ухудшить свое существование, выражающийся в действиях, направленных на уступки притязаниям агрессора, с целью сохранить свое личное выживание в максимально

большем объеме, даже в ущерб интересам большинства населения государства.

Таким образом, долговременные социальные страхи или страхи-концепции лидеров государства или бытующих в обществе являются пусть не основным, но существенным фактором конвергенции правовых систем различных государств.

Список литературы:

1. Губар М. Г. Афганистан на пути истории. М., 1987. С. 55.

2. Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка, издание 1863-66 гг. М., 2001.

3. Жигалина О. И. Великобритания на Среднем Востоке. М., 1990. С. 140-147.

4. Карташов В.Н. Правовая система общества в 2-х т. Т.1. Ярославль, 2005.

5. Кирсанов Ф. Давайте разберёмся со своим страхом http://www.orator.ru. 12.12.09.

6. Россия и Афганистан. М., 1989. С. 160.

7. Саидов А.Х. Унификация права как форма сближения национальных законодательств // Влияние международного права на национальное законодательство. Материалы заседания международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва 24-26 мая 2007г.) / Под ред. Т.Я. Хабиревой и Ю.А. Тихомирова. М., 2007. С. 21-30.

8. Сикоев Р. Основной закон 2004 г. в контексте афганского конституционализма // Азия и Африка сегодня. 2004. N 6.

9. Софронова С. А. Правовое наследие и аккультурация в условиях правового прогресса общества: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Вологда, 2000. С. 11.

10. Третьякова О. Д. Понятие правовой конвергенции //«Черные дыры» в российском законодательстве. -2008.- № 2.

11. Третьякова О.Д. Государственно-правовая имплантация как форма аккультурации// Вестник ВГПУ. Вып.12. 2006. С.151-155.

Рсцсиїия

на статью Третьяковой О.Д.. Комаровой Л.К. «Страх как фактор конвергенции правовых систем»

Первое десятилетие третьего тысячелетия ознаменовалось многочисленными попытками полвести исторические итоги в различных областях человеческой деятельности, обобщить родившиеся в последнюю четверть века новации, интерпретировать достижения прошлого. Все это в полной мере касается и юриспруденции. В последние годы активно разрабатываются проблемы обеспечения прав личности, проблемы существования самой юридической науки, уделяется значительное внимание проблемам юридической техники. Возрос исследовательский интерес и проблемам взаимодействия правовых систем. Одним из центральных предметов отечественных юридических исследований последнего двадцатилетия стало изучение правовых систем и механизмов их внутренних и внешних взаимодействий.

Рецензируемая работа достаточно весомый вклад в теорию взаимодействия правовых систем. Авторы обратили внимание на довольно необычный «срез» проблемы, а именно: на конвергенцию правовых систем на основе биосоинального явления страха, как основы взаимодействий между отдельными индивидами и их общностями.

Разработанная и представленная в работе теоретическая модель влияния страха на конвергенцию национальных правовых систем, а так же представленные примеры позволяют сделать вывод об актуальности теоретической и практической значимости проведенного исследования.

В связи с изложенными выше обстоятельствами считаю, что статья Третьяковой О.Д. Комаровой Л.К. «Страх как фактор конвергенции правовых систем», может быть опубликована в открытой печати, в том числе в изданиях ВАК России, рекомендованных для обнародования результатов диссертационных исследований.

Доктор юридических наук, профессор

й . • Г

Р.Б. Головкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.