Научная статья на тему 'Преемственность права при конвергенции правовых систем'

Преемственность права при конвергенции правовых систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность права при конвергенции правовых систем»

О.Д. Третьякова

Третьякова Ольга Дмитриевна — кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета имени Столетовых

Преемственность права при конвергенции правовых систем

Каждая из существующих ныне правовых систем представляет собой результат не только внутреннего развития, но и — не в меньшей степени — долговременного культурного взаимодействия обусловливающего их сближение (конвергенцию). Общемировая тенденция на сближение национальных правовых систем, ускорение и углубление интеграционных процессов ставят современные государства и интернациональные организации всех уровней перед необходимостью выработки оптимальных механизмов международного правового сотрудничества, позволяющих осуществить конвергенцию правовых систем наиболее безболезненно и эффективно. Сближение правовых систем на основе использования культурно-правовой интеграции отражается в различных способах данного вида правового взаимодействия, в том числе и форме преемственности.

Преемственность — это многогранное и не однозначное явление, которое порой сложно отделить от родственных явлений, таких как рецепция, заимствование, прогресс, и т. д. В связи с данным обстоятельством возникают так называемые широкие и узкие трактовки данного правового явления.

Даже словарные трактовки преемственности применительно к праву проявляют возможность интерпретировать данный термин неоднозначно. Данная ситуация обусловлена тем, что в словарях и иной справочной литературе в целом преемственность — это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность это одно из проявлений диалектики отрицания отрицания закона и перехода количественных изменений в качественные. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность это — особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Преемственность может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности. При этом следует различать наследование подлинных ценностей культуры и сохранение пережитков прошлого1.

На первый взгляд, из анализа словарного значения преемственности видно, что преемственность в праве касается только одной правовой системы в виде связи между ее прошлым и современностью. Однако, если исходить из того, что «преемственность» это память общества, то преемственность права имеет транснациональный характер и охватывает взаимодействие между правовыми системами например, в виде рецепции или заимствования. Следовательно, преемственность права может быть рассмотрена как форма взаимодействия между правовыми системами в виде их конвергенции (сближения).

Поэтому применительно к настоящему исследованию будем рассматривать как воспроизведение уполномоченным на то субъектом (должностным лицом, органом или государством) наиболее эффективных (реально или мнимо) образцов, способов, средств регулирования общественных отношений с помощью правовых предписаний.

Для подтверждения вывода о том, что преемственность в правовом регулировании — это форма конвергенции правовых систем, рассмотрим элементы преемственности права правовыми системами восточного типа западных образцов правового регулирования общественных отношений.

В качестве западного образца охраняемой правом ценности можно рассмотреть обеспечение прав человека, демократический политический режим и республиканскую форму правления. Все эти объекты регулирования, прежде всего, отражаются и закрепляются в основе любой правовой системы — в конституционном законодательстве.

Как конституционные принципы, обеспечение прав и свобод, демократия и представительных характер власти берут свое начало, как представляется, с момента принятия в Англии Великой хартии

1 См.: Кругликов В.А. Преемственность // Большая советская энциклопедия. — М., 2001. Третьякова О.Д. Преемственность права при конвергенции правовых систем

вольностей (1215 г.). Великая хартия вольностей и по сей день считается одной из конституционных основ формирования представительного органа и защиты прав человека1.

В качестве самостоятельного раздела группа норм об обеспечении прав человека появляется в первой кодифицированной Конституции — в Конституции Соединенных Штатов Америки.

Конституция США — Основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Конституция США считается первой в мире конституцией в современном понимании2. Конституция состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются ее неотъемлемой частью (в том числе поправки, составляющие Билль о правах).

Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок. В качестве основы сравнительного анализа используем конституционно закрепленную форму правления и охрану основных прав и свобод.

По форме правления США □ это президентская республика с демократическим политическим режимом. О том, что США является республикой с демократическим политическим режимом, прежде всего, свидетельствует преамбула Конституции США, где зафиксировано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Хотя преамбула обозначает общие цели, ради достижения которых народ принял Конституцию, она никогда не считалась источником каких-либо конкретных полномочий, возложенных на правительство Соединенных Штатов или какой-либо из его департаментов. Вместе с тем, преамбула содержит исключительно важное положение о том, что Конституция принимается народом Соединенных Штатов в целом, то есть это положение свидетельствует в пользу демократической республиканской формы правления в США. В пользу республиканской формы правления свидетельствует и деление государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статьи 1-3 Конституции).

При этом в Конституции США отсутствует отдельная глава о правах и свободах граждан, которая оказалась преемственна большинством правовых систем современности и отражается в большинстве современных конституций (отчасти этот недостаток был устранен после принятия Билля о правах), поскольку создатели Конституции считали, что основные права указаны в преамбуле.

Как известно, Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Это следующие права:

— свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции;

— право иметь оружие;

— запрещение размещать солдат в частных домах без согласия владельца;

— запрет произвольных обысков и арестов;

— гарантии надлежащего уголовного процесса, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях;

— права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных;

— право на суд присяжных в гражданских делах;

— запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний;

— перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав;

— полномочия сохраняются за штатами.

В целом, можно утверждать, что конституция США отражает и закрепляет достаточно демократичную форму государственного правления и охраняет значительный круг прав и свобод человека, без реализации которых личность не может гармонично развиваться, что, в общем-то, и подтвердила более чем двухсотлетняя история этого кодифицированного нормативно-правового акта. Данный нормативно-правовой акт, вполне обоснованно, стал образцом для преемственности при формировании конституций многих государств не может гармонично развиваться, что, в общем-то, и подтвердила более чем двухсотлетняя история этого кодифицированного нормативно- правового акта.

Данный нормативно-правовой акт, вполне обоснованно, стал образцом для преемственности при формировании конституций многих государств, в том числе и восточных. Рассмотрим варианты преемственности производной от конституционного регулирования США в вопросах обеспечения прав человека и демократии правовыми системами Афганистана и Филиппин, которые находились определенное время под политическим и экономическим влиянием США.

1 Крылов Б.С. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии // Конституции государств Европы: В 3 т., — М., 2001. — Т. 1. — С. 492.

2 См. подробнее: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. — М.,1993.

Юридическая техника. 2011. № 5

Исторически до 1973 года, то есть до государственного переворота Мохаммада Дауда, Афганистан являлся монархией. До 1923 года государство представляло собой абсолютную монархию, а после конституционной реформы и принятия первой афганской Конституции в 1923 году государство по своей форме преобразовалось в конституционную монархию. В 1973 году монархия была упразднена, и Афганистан в принятой позднее по советскому образцу Конституции 1977 года был провозглашен «демократической, независимой, единой Республикой»1, хотя издержки монархизма сохранялись еще длительное время2.

Согласно принятой под сильным влиянием США Конституции Афганистана 2004, Афганистан становится демократической республикой. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства. Прежде всего, это наименование государства: Исламская Республика Афганистан. Кроме того, в норме статьи 1 Конституции Афганистан провозглашается «исламским республиканским государством». Высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением.

Современный Афганистан, согласно его Конституции, можно считать и президентской республикой. Во-первых, глава афганского государства — Президент — избирается непосредственно населением при получении более пятидесяти процентов голосов избирателей путем свободного, всеобщего, тайного, прямого голосования (ст. 61 Конституции). Во- вторых, президент обладает обширными полномочиями. Он стоит во главе государства и реализует свои полномочия в сферах исполнительной, законодательной и судебной власти в соответствии с требованиями Конституции (ст. 60 Конституции). Кроме того, президент фактически является главой исполнительной власти и руководит ответственным перед ним правительством (ст. 71 Конституции)3.

В принятой Конституции Афганистана в 2004 году блок прав и свобод, которому посвящена вторая глава под названием «Основные права граждан», в целом расширен по сравнению с предыдущими конституциями. Согласно статье 22 «граждане Афганистана в соответствии с законом имеют равные права и свободы», «все виды дискриминации и привилегий среди граждан Афганистана запрещены». Действующая Конституция провозгласила жизнь «божественным даром и естественным правом человека», а свободу — естественным правом человека, которое ограничивается только свободой других граждан и общественной целесообразностью, установленными законом (ст. 23—24). Среди прав и свобод, предоставляемых гражданам Конституцией, называются: активное и пассивное избирательное право (ст. 33), право на свободу слова (ст. 34), право на создание общественных объединений и политических партий (ст. 35), право собираться без оружия и проводить демонстрации (ст. 36), а также другие права.

Итак, если сравнить Конституцию Афганистана 2004 года с Конституционным законодательством США, то можно обнаружить принципиальное сходство в регулировании с помощью права организации верховной власти и наличии блока охраняемых прав и свобод. Иными словами можно сказать, что в данных вопросах правовая система Афганистана обладает элементами преемственности права по отношению к правовой системе США. Хотя права и свободы в рассмотренных конституциях имеют содержательные различия, но принципиально подобны. Конвергенция правовых систем в данном случае осуществляется в рамках общемирового процесса правовой глобализации, основанной на инте-

V V V 4

гративной аккультурации или транснациональной правовой парадигме4.

В целом, подводя итог рассмотрению основ современного строя Афганистана, с уверенностью можно сказать, что, несмотря на то, что в целом действующая Конституция Афганистана 2004 года отражает исторически сложившиеся особенности, присущие конституционному праву страны, в закрепленном ею конституционном строе страны прослеживаются результаты иностранного влияния, прежде всего Соединенных Штатов Америки.

Обратимся еще к одному примеру конвергенции в форме преемственности правовой системе США, где присутствие государства и права этого государства более очевидно, это правовая система Республики Филиппины. В настоящее время в данном государстве действует Конституция, принятая в 1987 году.

Территория Филиппин, состоящая из более чем 7 тысяч островов, до конца 1930-х годов находилась в орбите американской модели колониальной конституционной юстиции, 4 июля 1946 года, когда после почти двухлетней борьбы с США, которые пытались затормозить освободительный процесс и возобновить полное господство над довоенными автономными Филиппинами — фактически одной из

1 См: Конституция Афганистана 1977 г. // Официальная газета. —1977. — № 360. — Ст. 20.

2 См. об этом подробнее: Сикоев Р. Основной закон 2004 года в контексте афганского конституционализма // Азия и Африка сегодня. — 2004. — № 6.

3 Конституция Афганистана 1977 г. // Официальная газета. — 1977. — № 360. — Ст. 20.

4 Третьякова О.Д. Государственно-правовая имплантация как форма аккультурации// Вестник ВГПУ. — 2006. — Вып.12. — С. 151 — 155.

Третьякова О.Д. Преемственность права при конвергенции правовых систем

489

самых больших колоний Вашингтона, президенты США и Филиппин в Маниле подписали соглашение о суверенитете Филиппинских островов. И хотя в соглашении им был навязан ряд принципиальных условий, выход на мировую арену независимой Республики Филиппины стал историческим фактом.

Однако при этом объектом конституционного контроля в новой республике оставалась Конституция 1935 года, которая изменялась парламентом Филиппин; эти изменения в 1939 и 1940 годах были утверждены президентом США и лишь в 1947 году — всенародным референдумом. Иными словами, сильное влияние США сохранялось и после разрушения колониальной зависимости Филиппин. Современная конституция Филиппин, продолжая традиции конституций 1935 и 1972 годов, предписывает создание и функционирование правовой системы по американскому образцу: четко проявляются три ветви власти; создан двухпалатный парламент, президент формирует ответственное перед ним правительство, имеется свой Билль о правах1.

Анализ конституционного законодательства показывает, что форма правления Филиппин, сформированная под сильным внешним влиянием, преемственна форме правления США. Обеспечение прав человека на Филиппинах конституционно зафиксировано в статье III Конституции Филиппин, которая содержит Билль о правах. Нормы Билля охраняют человеческое достоинство, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни и т. д. По форме и по названию филиппинский Билль о правах также преемственен американскому. По содержанию данные нормы в большей степени преемственны от Всеобщей декларации прав человека.

Таким образом, конвергенция права, в форме преемственности с учетом рассмотренных примеров, зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:

а) тип и форма сближающихся правовых систем;

б) степень экономической и политической развитости государств их носителей;

в) степень совершенства самой правовой системы, с точки зрения юридической техники;

г) практика реализации содержащихся в правовой системе предписаний.

1 The Constitution of Philippines // Philippines NBI Clamps Down on Cyberthieves. — 2001. — 13 of june.

490 Юридическая техника. 2011. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.