Научная статья на тему '1917 год: «Армянский проект» российского Временного правительства'

1917 год: «Армянский проект» российского Временного правительства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ / ОЗАКОМ / АРМЕНИЯ / РЕФОРМЫ / АВТОНОМИЯ / PROVISIONAL GOVERNMENT / STATE DUMA / CAUCASIAN FRONT / OZAKOM / ARMENIA / REFORMS / AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилоян Маргарита Грачиевна

В марте 1917 г. перестала существовать Российская империя, власти которой пытались принять участие в облегчении судьбы населения Западной Армении и предлагали для этого определенный комплекс мер. Российское Временное правительство продолжило эту деятельность не менее энергично, но с более демократической направленностью. Эта политика проводилась им до самого конца его правления. После прихода к власти большевиков ситуация в Закавказье принципиально изменилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1917: ARMENIAN PROJECT OF THE RUSSIAN PROVISIONAL GOVERNMENT

In March 1917, the Russian Empire ceased to exist. Its authorities had tried to take part in facilitating the fate of the population of Western Armenia and had proposed a certain set of measures. The Russian Provisional Government continued this activity no less vigorously, but with a more democratic orientation. The Provisional Government conducted this policy until the very end of its reign. After the Bolsheviks came to power, the situation in the Transcaucasus changed fundamentally.

Текст научной работы на тему «1917 год: «Армянский проект» российского Временного правительства»

ПИЛОЯН Маргарита Грачиевна — доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Московской государственной академии водного транспорта — филиала Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (117105, Россия, г. Москва, Новоданиловская наб., 2, корп. 1; _amanor_@mail.ru)

1917 год: «армянский проект»

российского временного правительства

Аннотация. В марте 1917 г. перестала существовать Российская империя, власти которой пытались принять участие в облегчении судьбы населения Западной Армении и предлагали для этого определенный комплекс мер. Российское Временное правительство продолжило эту деятельность не менее энергично, но с более демократической направленностью. Эта политика проводилась им до самого конца его правления. После прихода к власти большевиков ситуация в Закавказье принципиально изменилась. Ключевые слова: Временное правительство, Государственная дума, Кавказский фронт, ОЗАКОМ, Армения, реформы, автономия

Временное правительство, которое пришло к власти в России с первых чисел марта 1917 г., состояло, особенно вначале, из представителей буржуазно-либеральных и либерально-демократических думских фракций, которые имели свою внешнеполитическую позицию, во многом отличавшуюся от имперской. Особенно это было характерно для конституционных демократов, представитель которых П.Н. Милюков стал новым министром иностранных дел. Новые моменты в политике российского МИДа весьма заметно проявились как раз в отношении армянского вопроса.

Прежде всего, Милюков особо подчеркивал постоянную прорусскую ориентацию подавляющего большинства западных армян и их организаций, их «упорную поддержку русского дела на Кавказе» и указывал, что «пострадавшее за верность России христианское население должно быть восстановлено на своих местах, и Россия, которая уже при турецком режиме обещала этому народу автономию, должна осуществить это обещание теперь, когда земли армянских вилайетов в значительной степени в ее руках» [Чалхушьян 1919: 106]. И далее продолжил: «...Пусть жертвы мертвых будут зачтены живым. <...> Не следует нам думать о превращении коренных армянских земель в какую-то территорию Ново-Евфратского казачества. Не будем продолжать работы турок, заменяя только мусульманских мухаджиров русскими поселенцами. Откажемся хоть тут, в торжественный момент восстановления нарушенного права и справедливости, от узких планов националистического эгоизма» [Чалхушьян 1919: 107-108].

Выступая за выполнение Россией союзнического долга и за «войну до победного конца», новый министр при этом не прибегал к чисто имперской лексике, не подчеркивал необходимость прямой аннексии Западной Армении. Наоборот, он стремился подчеркнуть национально-демократический, освободительный аспект этой политики.

В выступлениях по этому вопросу новых представителей российского МИДа на первый план выходит не столько потребность России в овладении соответствующими территориями северо-восточной Анатолии, сколько общегуманный характер российской миссии с целью освобождения армянского народа от османского ига, от османского управления как такового — варварского и неэффективного.

Иными словами, на смену задачам расширения пределов империи и облегчения участи христианских народов пришли задачи гуманитарно-функциональ-

ного плана: дать народам, имеющим древнюю историю и внесшим значительный вклад в мировую цивилизацию, более эффективную систему управления, чем османская, ввергнувшая их в глубокий кризис. Такой подход логически приводил к проблеме государственности этих народов, ставил на первый план административные вопросы.

Уже 12 марта 1917 г. постановлением Временного правительства был создан особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ). С армянской стороны в его состав вошел влиятельный политик Я.Х. Завриев1. Тогда же управляющий делами Временного правительства В.Д. Набоков был назначен заместителем наместника на Кавказе.

В своем заявлении от 24 апреля 1917 г. П.Н. Милюков особо подчеркнул, что, «как бы ни относиться к лозунгу "мир без аннексий", нельзя игнорировать признанные всеми союзниками принципы воссоединения Польши, Армении»2.

К 25 апреля 1917 г. Завриев подготовил проект постановления об устройстве управления в занятой Россией части Турецкой Армении3, который был передан министру-председателю Временного правительства Г.Е. Львову с комментариями автора, где говорилось о необходимости как можно скорее вывести этот край из военного подчинения и о желательности смещения командования Кавказским фронтом в лице генералов Юденича и Болховитинова.

Необходимо объяснить: несмотря на огромное уважение, которым пользовался в Армении Н.Н. Юденич за его выдающиеся Эрзерумскую и Трапезундскую операции, за ним все время тянулся шлейф подозрений в великодержавном шовинизме из-за злополучной ранее высказанной идеи Ново-Евфратского казачества.

26 апреля 1917 г. на заседании Временного правительства было принято Постановление по вопросу об устройстве областей Турецкой Армении, занятых по праву войны, практически полностью соответствовавшее предложенному проекту [Арутюнян 1971: 352].

По этому документу: 1) территория Турецкой Армении, занятая российскими войсками, изымалась из ведения кавказских (в т.ч. военных) властей и передавалась в непосредственное подчинение Временному правительству; 2) вместо должности военного генерал-губернатора, введенной 5 июня 1916 г., вводилась должность генерального комиссара с теми же правами и полномочиями; 3) ему придавался помощник по гражданской части; 4) генеральный комиссар разрабатывал изменения, которые надо внести в Положение от 5 июня 1916 г., и сообщал об этом правительству.

Наиболее важные решения по устройству Армении были приняты Временным правительством уже в новом составе (с министром иностранных дел М.И. Терещенко, министром юстиции П.Н. Переверзевым и министром земледелия В.М. Черновым) в Руководящих указаниях Генеральному комиссару Турецкой Армении от 15 мая 1917 г.4 В них были сделаны некоторые принципиальные выводы относительно армянской территории: «Не предрешая вопроса о будущих географических и политических границах Армении, Временное правительство из занятых ныне в Азиатской Турции по праву войны областей, считает исконно армянскими вилайеты: Ванский, Битлисский и Эрзерумский». Несмотря на оговорку «не предрешая вопроса», данная формулировка показы-

1 ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 3.Л. 36.

2 Речь. 1917.11/24 апр. № 83.

3 ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1470. Л. 8.

4 ГАРФ. Ф.1779. Оп. 2. Д. 4. Л. 13-14.

вала, что, как минимум, по обозначенным территориям разногласий не имеется.

Следующий важнейший пункт этого документа звучал однозначно: «В интересах поднятия хозяйства страны, а также во имя справедливости и для восстановления прав армян, резней и выселением попранных Турцией, надлежит принять теперь же меры к обратному заселению этих областей армянами, переселившимися в пределы России в течение текущей войны и в прежние годы... Не должно ставить препятствий к заселению этих областей вообще желающими вернуться армянами из бывших турецких подданных». Иными словами, народ и территория должны воссоединиться.

На том же заседании генеральным комиссаром был назначен генерал-лейтенант П.И. Аверьянов (бывший начальник снабжения Кавказского фронта), а его гражданским помощником — Я.Х. Завриев (8 августа 1917 г. ему в помощь был назначен Ф. Иваницкий). Оба они приравнивались к существовавшим ранее помощникам военного генерал-губернатора.

9 сентября 1917 г. по приказу П.И. Аверьянова в Западной Армении создаются три области: Эрзерумская, Хнусская, Ванская, а также формируются областные общественные советы.

Обращает на себя внимание та энергия, с которой Временное правительство, обремененное массой других нерешенных проблем, взялось за решение армянского вопроса, причем и в хозяйственном плане. Так, по предложению министра промышленности и торговли С. Прокоповича 29 сентября 1917 г. было принято правительственное постановление о беспошлинном провозе каких-либо товаров из «занятых по праву войны» районов Западной Армении на территорию России, в т.ч. и с целью хотя бы минимального оживления здесь экономической жизни. Очевидно, приоритеты Временного правительства (по отношению к Армении) находились в области экономического освоения данного региона, в отличие от «экстенсивного» стремления к непосредственному территориальному присоединению, свойственного Российской империи.

Наряду с принятием правительственных постановлений в стране осуществлялась деятельность армянских общественных и политических организаций. Так, в Тифлисе с 23 сентября по 13 октября 1917 г. работало Армянское национальное совещание. Цель его работы состояла в том, чтобы превратить население Русской Армении из «страдательного» объекта, чью судьбу определяют российские (хотя и демократические) власти, в полноправный субъект своего будущего. На совещание прибыли 210 делегатов от политических партий, общественных организаций, армянских военных дружин. Уже по этому факту можно было предположить, какой настрой будет у делегатов и какие решения они примут. Очевидно, поэтому в работе совещания не приняли участия армяне-большевики, большинство же присутствующих (99 чел.) представляли АРФ «Дашнакцутюн». Все делегаты поддержали войну «до победного конца»: в противном случае российские войска оставляют Западную Армению. Присутствие же российской армии в Западной Армении рассматривалось делегатами совещания как единственный реальный путь освобождения (более того, спасения) армянского народа.

По итогам работы совещания был создан Армянский национальный совет. Он был задуман как общественный орган, способствующий сплочению народа вокруг непосредственно национальных целей. Совет состоял из 15 представителей всех партий социалистического толка (кроме большевиков). 6 чел. представляли АРФД, 3 были беспартийными. Председателем Совета стал член АРФД А. Агаронян.

Необходимо отметить, что Временное правительство попыталось создать и

краевые гражданские органы власти. Так, с вышеупомянутого ОЗАКОМа предполагалось начать формирование невоенных органов власти и постепенный переход к гражданскому управлению Закавказьем, в т.ч. и районами, «занятыми по праву войны». В него вошли депутаты Госдумы: председатель — кадет В. Харламов, кадеты М. Пападжанов и М. Джафаров, социалисты К. Абашидзе и А. Чхенкели. Впервые этот орган заявил о себе 18 марта 1917 г., выпустив воззвание к закавказскому населению, где провозглашалось скорое наведение в крае нового, демократического порядка, однако определить его должно было Учредительное собрание. Пока же ОЗАКОМ должен был способствовать разрешению многочисленных местных конфликтов путем создания примирительных комиссий и разбора в них различных спорных вопросов.

Исходя из того, что основные действия этого органа предполагались именно после решений Учредительного собрания, особой активности за время своего существования он не проявил, передав с ноября 1917 г. свои функции Закавказскому комиссариату и вышеназванному Армянскому национальному совету.

Итак, наметив планы и направления будущей закавказской политики, Временное правительство на практике осуществило весьма немного — как из-за нехватки исторического времени, так и по причине изначальной зависимости от грядущего созыва Учредительного собрания и его решений. При этом нельзя не отметить, что в административной и экономической областях Временное правительство все же успело предпринять достаточно активные меры. К сожалению, исторический шанс демократического решения проблем, связанных с восстановлением армянской государственности, был упущен.

Список литературы

Арутюнян А.О. 1971. Кавказский фронт (1914—1917). Ереван: Айастан. 415 с.

Чалхушьян Г. 1919. Красная книга. Ростов н/Д: Ашхатанк. 203 с.

PILOYAN Margarita Grachievna, Associate Professor of the Chair of Philosophy and Socio-Humanitarian Sciences, Moscow State Academy of Water Transport - branch of Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (bld. 1, 2 Novodanilovskaya Emb, Moscow, Russia, 117105; _amanor_@mail.ru)

1917: armenian project

of the russian provisional government

Abstract. In March 1917, the Russian Empire ceased to exist. Its authorities had tried to take part in facilitating the fate of the population of Western Armenia and had proposed a certain set of measures. The Russian Provisional Government continued this activity no less vigorously, but with a more democratic orientation. The Provisional Government conducted this policy until the very end of its reign. After the Bolsheviks came to power, the situation in the Transcaucasus changed fundamentally. Keywords: Provisional Government, State Duma, Caucasian front, OZAKOM, Armenia, reforms, autonomy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.